Введение 4
Глава 1 Теоретические вопросы и проблемы развития ценностных ориентаций у подростков 8
1.1 Основные понятия и взгляды ученых на процесс развития
ценностных ориентаций личности 8
1.2 Особенности старшего подросткового возраста и процессы
развития ценностных ориентаций 12
Глава 2 Эмпирическое исследование развития ценностных ориентаций в старшем подростковом возрасте 19
2.1 Организация и методы исследования ценностных ориентаций у
старших подростков 19
2.2 Выявление уровня развития ценностных ориентаций у старших
подростков 28
2.3 Разработка комплекса тренинговых упражнений по развитию
ценностных ориентаций у старших подростков 45
2.4 Определение динамики в развитии ценностных ориентаций у
старших подростков 51
Заключение 65
Список используемой литературы 68
Ценностные ориентации человека являются важнейшими элементами внутренней структуры его личности, закрепленные жизненным опытом индивида, совокупностью его переживаний и инструментов разграничивающим значимое и существенное для данного человека от незначимого и несущественного. Развитие ценностных ориентаций - это неотъемлемая часть развития личности.
Другими словами, ценностные ориентации можно охарактеризовать как предпочтение или отрицание определенных ценностей как жизненных начал. Изучением ценностных ориентаций занимается отдельное философское направление «аксиология», изучающее ценности как смыслообразующее основание человеческого бытия. Одна из узких направленностей аксиологии имеющая практическую ценность - это педагогическая аксиология.
Актуальность. Ценностные ориентации как часть личности изучаются не только в педагогике, но и в общей психологии, социальной психологии, возрастной психологии и психологии личности.
Один из наиболее важных периодов для развития ценностных ориентаций человека является подростковый возраст - это период между детством и взрослостью, охватывающий период жизни от 11 до 18 лет. Старший подростковый возраст 14-17 лет. В этот период активно формируется личность подростка.
Подростковый опыт взаимодействия с окружающими приобретенный ранее перестает быть актуальным, а взрослый опыт ещё не освоен, так подростковый возраст становится критическим этапом развития и становления личности. Не смотря на противоречивость и сложность этого возраста, в этот период определяется круг интересов и предпочтений, которые впоследствии становится базой ценностных ориентаций для 4
подростка. Происходит развитие интереса к вопросам мироздания, религии, морали, нравственности, эстетики, интерес к эмоциям и переживаниям, как к своим, так и других людей. Поэтому на протяжении многих лет процесс развития ценностных ориентаций в подростковом возрасте изучался многими психологами и педагогами, количество проведенных этой области исследований подтверждает важность и актуальность проблемы развития ценностных ориентаций.
Степень разработанности темы исследования. Проблемой ценностей занимались такие педагоги практики как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, К.В. Гавриловец, М.В. Богусловский, Б.С. Гершунский, В.А. Караковский, А.Л. Журкина, А.Н. Леонтьев, Р.А. Литвак, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, Э.Г. Юдин.
Цель исследования: развитие ценностных ориентаций у старших подростков посредством тренинга.
Объект исследования: ценностные ориентации старших подростков.
Предмет исследования: развитие ценностных ориентаций в старшем подростковом возрасте.
Гипотеза исследования построена на предположении, что при своевременной диагностике отношения старших подростков к общепринятым ценностям, можно выявить отклонения от основных ценностей и используя тренинговые упражнения эффективно скорректировать и придать правильное направление развитию положительно направленных ценностных ориентаций.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы и определить проблемы развития ценностных ориентаций в старшем подростковом возрасте;
- исследовать отношение подростков к базовым ценностям и определить, на каком уровне сформированы их ценностные ориентации;
- разработать программу тренингов для развития ценностных ориентаций у подростков;
- проанализировать эффективность использования тренинговых упражнений в целях развития ценностных ориентаций у подростков.
В исследовании использованы следующие методы и методики:
- теоретические (изучения литературы соответствующей тематике исследования);
- эмпирические (беседы с детьми, родителями и педагогами, тестирование);
- психолого-педагогический эксперимент;
- методы математической и графической обработки эмпирических данных.
Для диагностики уровня развития ценностных ориентаций у подростков использованы следующие методики:
- методика диагностики личностного роста школьников П.В. Степанова;
- методика изучения ценностных ориентаций ранжированием списка ценностей М. Рокича;
- методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой.
Методология исследования: при написании данной выпускной квалификационной работы выступили труды учёных: Л.С. Выготского, М.В. Богусловского, М.Р. Гинзбург, Т.В. Драгунова, М.С. Каган, А. Маслоу, А.В. Мудрик, Т.А. Фалькович, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе теоретического материала по теме исследования, в работе рассмотрены особенности развития ценностных ориентаций в старшем подростковом возрасте и представлены характерные их особенности . Представлена одна из возможных форм развития ценностных ориентаций у старших подростков - тренинг, соответствующая возрастным особенностям и представляющая интерес для данной возрастной категории.
Аналитические данные могут служить диагностическим и прогностическим целям.
Практическая ценность, заключающуюся в возможности использовать составленную программу тренинговых занятий по развитию ценностных ориентаций в старшем подростковом возрасте в образовательных организациях, где ведется воспитательная работа с подростками.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, теоретическую и эмпирическую главы, заключение, список используемой литературы в количестве 32 источников. В текст работы содержится 10 таблиц, 15 рисунков.
В ходе написания выпускной квалификационной работы был изучен механизм развития ценностных ориентаций у подростков.
Теоретическая часть исследования показала, что ценностные ориентации являются социальным стержнем личности. Формирование ценностных ориентаций в период развития и становления личности происходит постепенно посредством полученного опыта социального взаимодействия и собственных переживаний в отношении тех или иных ценностей, вкладывание личного смысла в эти ценности.
Высокие уровень развития положительных ценностных ориентаций говорит о том, что личность зрелая и социализированная. Такая личность имеет активную жизненную позицию, позитивное восприятие общепринятых ценностей, такую личность можно охарактеризовать как цельную.
В подростковом возрасте личность проходит процесс преобразования личности посредством присвоения ценностей. Поскольку развитие ценностных ориентаций активно происходит в подростковый период необходимо создание условий для успешного развития у подростка активной жизненной позиции, позитивного восприятия себя и окружающих людей, принятие общественных ценностей. Это является одной из важнейших педагогических задач, так как через развитие позитивных ценностных ориентаций у личности, происходит формирование гуманного и толерантного отношения к обществу.
Для того чтобы помочь подростку построить собственную систему ценностей, основанную на базисных общепринятых ценностях, что позволит ему успешно социализироваться и в последующем реализоваться в обществе, педагогам и психологам нужно использовать эффективные методики развития ценностных ориентаций.
Поэтому в ходе написания выпускной квалификационной работы, было проведено исследование, позволяющее оценить эффективность развития ценностных ориентаций в старшем подростковом возрасте посредством комплекса тренинговых упражнений.
На первом этапе применялись диагностические методики:
- методика диагностики личностного роста школьников П.В. Степанова;
- методика изучения ценностных ориентаций ранжированием списка ценностей М. Рокича;
- методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций С.С. Бубновой.
Благодаря их применению удалось диагностировать уровень развития ценностных ориентаций у 40 подростков обоих полов в возрасте 15-17 лет, разделенных по 20 человек на контрольную и экспериментальную группы.
Данное исследование проводилось на базе Региональной общественной организаций «Федерация тхэквондо республики Хакасия» «Клуб восточных единоборств «Прайд».
Задачей Клуба является популяризация и развитие Олимпийского вида спорта Тхэквондо ВТФ и спортивного хапкидо на юге Красноярского края.
В задачи клуба входит: обучение воспитанников техникам тхэквондо и хапкидо, подготовка к сдаче аттестационных экзаменов на цветные и чёрные пояса, подготовка к соревнованиям, первенствам и чемпионатам всех уровней, работа по ознакомлению воспитанников с базовыми принципами философии и идеологии тхэквондо и хапкидо.
Далее был разработан и реализован комплекс тренинговых упражнений направленных на формирование ценностных ориентаций рассчитанный на 7 тренинговых дней, после чего проведена повторная диагностика.
По результатам первичной диагностики подростки в контрольной группе показали хорошие результаты, в этой группе отсутствовало негативное отношение к общепринятым ценностям по методике В.П. Степанова, и по методикам М. Рокича и С.С. Бубновой в приоритете находятся ценности, наиболее одобряемые обществом. После прохождения тренингового комплекса результат группы остался неизменным.
В свою очередь часть подростков в экспериментальной группе с первого этапа исследования по методике П.В. Степанова продемонстрировала наличие ситуационно негативного и устойчиво негативного отношения к ценностям. После прохождения тренингового комплекса повторная диагностика показала, полное отсутствие устойчиво негативного отношения к ценностям. К некоторым ценностям осталось ситуационно негативное отношение, но положительная динамика так же прослеживается.
Так же некоторые изменение диагностированы по методикам М. Рокича и С.С. Бубновой. После реализации тренингового комплекса можно проследить положительную динамику в структуре ценностей подростков.
Из этого следует, что методика формирования ценностных ориентаций в старшем подростковом возрасте посредством комплекса тренинговых упражнений эффективна, это подтверждает гипотезу исследования. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.
1. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа. М. : Смысл, 2001. 416 с.
2. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования // Методист. 2003. № 2. С. 2-6.
3. Братусь Б.С. Аномалии личности М. : Мысль, 1988. 302 с.
4. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. исслед. 2002. № 1. С. 96-105.
5. Голянская О. А. Психологические факторы развития ценностных ориентаций личности: дисс. канд. психол. наук. Новосибирск. 2004. 163 с.
6. Грецов А. Г. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. СПб. : Питер, 2011. 416 с.
7. Григорьева С.Н. Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике // Молодой ученый. 2016. №6.2. С 37¬41.
8. Жильцова Ю. В. Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи / Ю.В. Жильцова, И.Р. Сорокина // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014. С. 41-43.
9. Зубова Р. И. Организация психосоциальной работы с подростками девиантного поведения // Вестник Сыктывкарского университета. 2003. № 2. С. 54-66.
10. Каган М. С. Философская теория ценности. Санкт-Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 1997. 205 с.
11. Казаринова-Волшебная Е. К. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи / Е. К. Казаринова- Волшебная, И. Г. Комиссарова, В. Н. Турченко // Социологический журнал. 2012. №6. С. 123-124.
12. Канаева Н. А. Ценности и их влияние на формирование личности // Молодой ученый. 2010. № 1-2 (13). Т. 2. С. 200-202. URL: https://moluch.ru/archive/13/1174/ (дата обращения: 30.09.2021).
13. Киприянова Е. В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. 1999. №2. С.50-52.
14. Комплект методик для психологической диагностики семей, находящихся в социально опасном положении / Сост. А.Ю. Рудакова. Смоленск: Департамент смоленской области по образованию, науке и молодежной политике, 2008. 118 с.
15. Крапивка И. А. Проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте // Общество: политика, экономика, право. 2010. № 1. С.42 - 46.
16. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М. : Политиздат, 1975. 304 с.
17. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т. Лихачев; под ред.
B. А. Сластенина. М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. 647 с.
18. Личность и социальное развитие: материалы международной научно-практической конференции 28-29 марта 2013 года. Прага: Vedeckovydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013-123 с.
19. Мозговой С. Г. Тренинг как эффективный метод обучения студентов // Концепт. 2011. Т. 12. № 4. С. 31-33.
20. Низовских Н.А. Психосемантическое исследование ценностно-мотивационных ориентаций личности // Психологический журнал . 2005. № 3.C. 25-37.
21. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Г.Ю. Шведова. М. : АЗЪ, 1996. 928 с.
22. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М. : Академия, 2002. 576 с.
23. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних: практическое пособие для социальных педагогов, специалистов по социальной работе / авт.-сост. Л. Н. Смотрова, П. А. Шацков. Саратов : Изд. центр «Наука», 2007. 80 с.
24. Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Минск : Харвест, 2004. 187 с.
25. Родионов А. В. Влияние психических факторов на спортивный результат. М. : ФиС, 1983. 112 с.
26. Рудакова И. А. Девиантное поведение учебное пособие для студентов среднего профессионального образования / И. А. Рудакова, О. С. Ситникова, Н. Ю. Фальчевская. Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. 156 с.
27. Сивцова А. А. Программа тренинга по ценностно-смысловому и
личностному самоопределению старших подростков. Кочки: МКУ
Кочковский д/ц "Солнышко", 2017. 36 с.
28. Степанов П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе М. : Академия: АПКИПРО, 2003. 82 с.
29. Файзуллина М. И. Формирование у подростков ценностных ориентаций / М.И. Файзуллина, А.Р. Нуриева // Научный альманах. 2015. № 10 - 2 (12). С. 452-455.
30. Фалькович Т. А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. М. : ВАКО, 2006. 256 с.
31. Формирование ценностных ориентаций у подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie- cennostnih-orientaciy- u-podrostkov-1076825.html - дата обращения 10.05.2018.
32. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. 2001. № 8. С. 10-13.