Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические и правовые основы конфликта интересов на государственной гражданской службе 7
1.1 Сущность и понятие конфликта интересов на государственной гражданской службе 7
1.2 Нормативно-правовая основа регулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе в Российской Федерации 18
Глава 2 Особенности разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе 26
2.1 Условия возникновения и особенности выявления конфликта интересов на государственной гражданской службе 26
2.2 Порядок разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе 33
Глава 3 Проблемы и направления совершенствования разрешения конфликта интересов в системе государственной гражданской службы 43
3.1 Проблемы разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе 43
3.2 Направления совершенствования разрешения конфликта интересов в системе государственной гражданской службы 51
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников 66
Актуальность темы исследования. Предотвращение конфликта интересов на государственной гражданской службе в Российской Федерации является одной из основных задач совершенствования законодательства в сфере государственного управления современной России, так как появление личных корыстных мотивов у человека, облечённого властью, мешает эффективному функционированию института управления.
Конфликт интересов способен зарождаться и прогрессировать в любой сфере общественной жизни. Однако, возникновение конфликта интересов на государственной гражданской службе Российской Федерации и субъектах Российской Федерации всегда предполагает негативные последствия не только для субъектов конфликта, но и для общественности. Последствия прогрессирования данных конфликтов существенно подрывают сложившиеся государственные устои, приводит к отступлению от конституционных прав, а также базисных правил законности. Гражданин, который был на государственной службе из-за своего специального статуса, считается, в первую очередь, носителем интересов государства, а во вторую - своих собственных. В случае, если гражданин был причастен к конфликту, то он ухудшает не только свою репутацию, но и в общем, вредит сложившемуся имиджу государства.
Тема исследования является актуальной, так как есть большое число прецедентов расхождения между государственными интересами и частными. Превышение последних является источником того, что выполнение должностных обязанностей оказывается неисполнимым без поражения правовых, нравственных и гуманистических основных положений государственности как таковой. Чтобы избежать данных обстоятельств, необходимо нарастить эффективную и налаженную работу уже присутствующего механизма урегулирования конфликтов интересов, который возникает при исполнении государственной гражданской службы, с намерением свести к нулю отрицательные последствия такой ситуации на институт власти и само общество в целом. На данный момент, механизм, который помогает урегулировать конфликт интересов, вмещает в себя несколько функций, а именно, он поднимает результативность служебных правоотношений и борьбу с коррупционной деятельностью, так как, недостаток регулирования конфликта в государственном секторе вероятно может возбудить образование корыстных мотивов у отдельных лиц, чтобы воспользоваться своим положением на службе для личной или групповой материальной выгоды, а также побудить к совершению преступления, то антикоррупционный характер данного механизма будет очень полезен.
Целью исследования данной выпускной квалификационной работы является изучение подходов к определению и проблем правовой квалификации конфликта интересов на государственной гражданской службе в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить теоретические и правовые основы конфликта интересов на государственной гражданской службе;
• рассмотреть особенности разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе;
• проанализировать проблемы и выделить направления совершенствования разрешения конфликта интересов в системе государственной гражданской службы.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с конфликтом интересов на государственной гражданской службе в Российской Федерации.
Предмет исследования - правовые нормы действующего законодательства, устанавливающие механизмы урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.
Теоретические основы исследования. Необходимо отметить, что тема исследования является достаточно изученной в научной литературе, среди авторов, исследовавших данную проблему, необходимо выделить, таких, как: Курбатова О.В., Пивоварова М.М., Кузнецов А.А., Котлаузина З.Е., Козельчук Е.А., Сулимов Н.Ю., Тарасюк А.А., Тихонов Е.Н., Остапюк В.Г., Товарова Е.В., Федоров М.В., Чалых Т.В., и других авторов.
Методология исследования. При написании работы использовались такие методы исследования, как теоретический анализ, системный подход, синтез, сравнительно-правовой, логическое обобщение, сравнение, аналогия, социологический опрос.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников, включающий в себя законодательные материалы, литературу.
Проведенное в данной выпускной квалификационной работе исследование конфликта интересов на государственной гражданской службе в Российской Федерации, подходов к его определению и проблем правовой квалификации, позволяет сформулировать следующие выводы:
Конфликт интересов на государственной службе можно представить как многоаспектную конфликтную (спорную) ситуацию, выражающуюся в противоречии между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами государственного служащего. Выполняя непосредственные обязанности, установленные должностным регламентом, государственный служащей может столкнуться с ситуацией, когда его личные интересы будут превышать значимость интересов государства и общества, что напрямую поставит под угрозу эффективность решения задач в масштабах государственной службы.
Понятия «коррупция», «конфликт интересов», «личная заинтересованность» хоть и не является тождественными, но объединены общим методом достижения выгоды, связанным с незаконным использованием лицом своего должностного положения.
При этом, понятия «конфликт интересов» и «личная заинтересованность», закрепленные в Федеральном законе «О противодействии коррупции», весьма несовершенны, порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов регламентирован, но употребляемые термины противоречивы, некорректны.
Следует отметить, что актуальным в настоящее время стало закрепление в качестве правонарушений и преступлений, несовместимых с заниманием должности в органах государственной исполнительной власти, нарушения антикоррупционного законодательства Российской Федерации, а именно запрет на совершение разного рода коррупционных действий и деяний был включен во все законодательные акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулирующие деятельность должностных лиц соответствующих органов.
Так, законодательно установленный механизм предотвращения и урегулирования конфликта определен в самых общих чертах, не позволяя применять его без дополнительного урегулирования подзаконными актами, понятие личной заинтересованности ограничивается имущественной (материальной) выгодой заинтересованностью лица.
В настоящее время, в системе государственной службы создана правовая основа для предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в этом направлении проводится соответствующая работа в органах власти. В целом, следует говорить об ужесточении требований законодательства по отношению к государственным служащим в части соблюдения требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, однако потребность в дальнейшем совершенствовании нормативной правовой базы конфликта интересов не вызывает сомнений. Только запретительными и рекомендательными мерами исключить проявление конфликта интересов невозможно, что говорит о необходимости формирования профессионального личностного ориентирования государственного служащего, в основе мотивации должностного поведения которого будут принципы служения государству и обществу, соблюдение законов и уважение гражданских прав и законных интересов личности и общества в целом.
Существует достаточно большое количество причин и условий конфликта интересов на государственной гражданской службе. В любом из таких случаев важно не только подойти к вопросу урегулирования конфликта интересов, при котором возникает в том числе необходимость привлечения служащего к ответственности, но и понимать, что действия и поведение государственных служащих, свидетельствующие о высоком уровне их моральных качеств и культуры, должны способствовать развитию и повышению имиджа, авторитета и социального статуса государственного органа, равно как и сама государственная служба должна, прежде всего, вызывать доверие, уважение со стороны населения, однако престиж государственной службы по-прежнему остается низким.
Институт выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе в настоящее время является одним из главных инструментов, направленных на предупреждение злоупотребления служебными полномочиями, недопущения проявления коррупционных нарушений на государственной гражданской службе. Именно поэтому, в настоящее время изучаемому явлению уделяется пристальное внимание: определен термин конфликта интересов, закреплены планы действий государственного служащего и представителя нанимателя по урегулированию коллизии интересов.
Современная нормативно-правовая база разрешения конфликта интересов на государственной службе требует существенной доработки, повышенного внимания к роли этического воспитания государственных гражданских служащих. В настоящее время, ощущается необходимость в систематизации накопленного опыта и восполнения пробелов российского законодательства, развитии институтов гражданского контроля за соблюдением требований к служебному поведению со стороны государственных служащих.
Проблема выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе до сих пор не является решенной. Действующий механизм регулирования недостаточно эффективен и на практике он не всегда работает.
Кроме того, в настоящее время, в административных регламентах не зафиксированы методики предотвращения конфликта, что создает трудности при выявлении, предотвращении и урегулировании конфликта интересов на гражданской службе.
Устранения обозначенных пробелов требует внесения изменений в антикоррупционное законодательство, направленных на:
1. Уточнение понятия «личная заинтересованность», закрепленного в ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции», в части, касающейся:
• определения частных интересов государственного служащего, которые должны включать в себя как имущественные, так и неимущественные интересы;
• конкретизации перечня третьих лиц, с которыми связана и может быть связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.
2. Определение срока информирования государственным гражданским служащим Российской Федерации и субъекта Российской Федерации представителя нанимателя в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности.
3. Формирование процессуальной базы отводов государственных граждански служащих в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
4. Определение процедуры отказа государственного служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
5. Актуализацию законодательства, регламентирующего деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, в части касающейся:
• установления обязательности для представителя нанимателя принимаемых комиссией решений;
• установления критериев отбора независимых членов комиссии для участия в заседаниях.
6. Установление обязанности для государственного гражданского служащего Российской Федерации и субъекта Российской Федерации предварительно получать письменное согласие представителя нанимателя на занятие иной оплачиваемой деятельностью.
7. Установление обязанности для служащих декларировать потенциальный конфликт интересов (о наличии личной заинтересованности) при поступлении на государственную службу, а также с определенной периодичностью в процессе прохождения службы, и определение порядка такого декларирования.
8. Утверждение в государственных органах типовых ситуаций конфликта интересов, связанных со спецификой деятельности таких органов.
Вместе с тем, необходимо понимать, что в процессах урегулирования конфликта интересов в системе государственной гражданской службы необходимо использовать целый комплекс мер, который сочетает в себе, как и нормативно-правовое совершенствование норм действующего законодательства в данной сфере, так и внедрение этих правовых норм в жизнь.
1. Амирова Д.К. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе: порядок предотвращения и урегулирования // Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям и преступлениям в сфере экономики: материалы Международной научно-практической конференции. - М., 2018. С. 32 - 39.
2. Анасова К.Б., Шутова Ю.А., Шутова А.А. Конфликт интересов в системе государственной службы // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: сборник статей. - М., 2020. С. 283 - 288.
3. Белоусов Е.Н. Понятие конфликта интересов на государственной службе // Вестник Юридического института МИИТ. 2016. № 4. С. 16 - 20.
4. Бурлаченко А.Д. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе и механизм его предотвращения и урегулирования // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 1. С. 156 - 158.
5. Бут Е.Н., Павлов Н.В. Правовая характеристика института «конфликта интересов» в рамках государственной службы // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 1. С. 225 - 227.
6. Васильева К.А. Причины возникновения конфликта интересов на государственной гражданской службе // Современная наука: теоретический и практический взгляд: материалы Международной научно-практической конференции. - М., 2017. С. 188 - 192.
7. Владимирова С.А., Гурова А.А. Причины возникновения конфликта интересов на государственной гражданской службе // Государство, власть, управление и право: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2018. С. 51 - 54.
8. Галекбаров Г.В. К вопросу о предупреждении конфликта интересов на государственной службе в Российской Федерации // Проблемы становления гражданского общества: сборник статей Международной научной конференции. - Иркутск, 2020. С. 90 - 93.
9. Годунова Ю.Ю. Проблема регулирования конфликта интересов на государственной службе // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Социология. 2017. № 17. С. 85 - 88.
10. Годунова Ю.Ю. Сущность конфликта интересов на государственной службе // Урегулирование конфликта интересов на государственной службе: организационно-правовой аспект. Сборник материалов научно-практического семинара. - М., 2017. С. 15 - 17.
11. Городецкий Д.Г. Сущность и понятие конфликта интересов на государственной службе // Государство, общество, бизнес в условиях цифровизации. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2020. С. 31 - 33.
12. Дадаян Э.И., Юшко А.В., Кузовихина М.С. К вопросу о конфликте интересов в рамках государственной и муниципальной службы // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 3. С. 357 - 359.
13. Древцова Д.М. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Актуальные проблемы публичного права. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2020. С. 149 - 152.
14. Евстегнеев А.С., Петрова К.А. Теоретический анализ определений понятия «конфликт интересов» на государственной и муниципальной службе // Сборник трудов Всероссийских юридических чтений. - Кострома, 2019. С. 107 - 111.
15. Завитова С.В. Актуальные проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе в Российской Федерации // Урегулирование конфликта интересов на государственной службе: организационно-правовой аспект. Сборник материалов научно-практического семинара. - М., 2017. С. 28 - 36.
...