Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности производства по делам несовершеннолетних

Работа №106540

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы57
Год сдачи2021
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Общая характеристика института производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 8
1.1 становление и развитие процессуальной формы уголовного
судопроизводства в отношении несовершеннолетних 8
1.2 Процессуальный статус участников уголовного процесса по делам о
преступлениях несовершеннолетних 14
Глава 2 Процессуальные особенности осуществления производства уголовных дел в отношении несовершеннолетних 23
2.1 Особенности досудебного производства уголовных дел в отношении
несовершеннолетних 23
2.2 Особенности судебного разбирательства по уголовных делам в отношении
несовершеннолетних 33
Глава 3 Основные направления совершенствования института производства уголовных дел в отношении несовершеннолетних 43
Заключение 51
Список используемой литературы и используемых источников 54

В начале исследования необходимо обозначить тот факт, что преступность среди несовершеннолетних относиться к категории самой острой и нуждающейся в особом внимании проблеме жизни нашего общества, поскольку все процессы изменений, непрерывно происходящие в нем, такие, например, как неустойчивость экономической ситуации в последние несколько лет, отсутствие четкой системы общенациональных ценностей и прочее, не могут не отразиться на молодом поколении с еще не устоявшимся мировоззрением и системой ценностей. О воздействии указанных факторов прямо свидетельствует увеличение количества подростков, находящихся в особо трудных жизненных обстоятельствах, связанных с крайне низким уровнем жизни их семей, который возникает как следствие их правовой, моральной и экономической незащищенности. Большая часть конфликтов в семьях, как между супругами, так и между родителями и детьми приводят к росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. У подростка, который остается без какой-либо поддержки со стороны взрослого, формируется чувство неприязни и протеста, что впоследствии толкает его на совершение преступлений. Определенно, указанный факт является наиболее распространенной причиной подростковой преступности, но существуют и другие причины, такие, например, как: желание лидерства среди своих сверстников, жажда приключений, а у отдельной части просто обыкновенная потребность в еде.
Все вышеизложенное говорит о том, что процесс производства уголовных дел в отношении несовершеннолетних должен базироваться на повышенном уровне правовой защиты несовершеннолетних, что обусловлено их социальной незрелостью и недостатком жизненного опыта. Важным моментом здесь является то, что в подростковом возрасте происходит формирование личности путем накопления опыта, в том числе и отрицательного, который в последствие повлияет на всю оставшуюся жизнь. Как правило, те люди, которые встали на путь совершения преступлений ещё в юном возрасте, практически не поддаются исправлению, либо перевоспитанию и автоматически переходят в резерв взрослой преступности.
Из материалов судебной практики отчетливо видно течение процесса обострения криминальной ситуации среди подрастающего поколения, при этом, в последнее время увеличилось количество случаев совершения преступных деяний не безнадзорными подростками, а подростками из достаточно обеспеченных семей, воспитанных на вседозволенности и полной безнаказанности. И поскольку расслоение общества на бедных и богатых с каждым годом всё сильнее, представляется необходимым на законодательном уровне регулярно и своевременно пересматривать прежние и добавлять новые средства профилактики преступности несовершеннолетних в соответствии с социальными и экономическими реалиями жизни страны.
Однако, нельзя не отметить и положительную динамику в рассматриваемом курсе. В последнее время просматривается тенденция к снижению уровня преступности среди несовершеннолетних, но это совсем не значит, что можно снизить темп интенсивности профилактических мероприятий, а, означает, что законодатель в борьбе с преступностью среди несовершеннолетних идет в нужном направлении.
Все вышеизложенное как нельзя лучше отражает актуальность темы выпускной квалификационной работы, которая обусловлена особой ролью преступности среди несовершеннолетних в общей структуре преступности и необходимостью существенного пересмотра изживших себя законодательных подходов, как к проведению предварительного следствия, так и к отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних, связанных с индивидуальными особенностями личности - участника уголовно - процессуальных правоотношений.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Предмет исследования составляют особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних на различных стадиях уголовного процесса.
Целью работы является уголовно - правовая характеристика законодательства, определяющего производство уголовных дел в отношении несовершеннолетних, выявление особенностей и проблем производства уголовных дел на разных стадиях и выработка эффективных мер предупреждения преступности несовершеннолетних.
Для достижения цели следует выполнить ряд задач:
- изучить различные периоды становления и развитие уголовно-процессуальных правил производства уголовных дел в отношении несовершеннолетних;
- обозначить правовой статус и выделить специфику личности несовершеннолетнего субъекта, являющегося участником уголовно-процессуальных отношений;
- рассмотреть особенности состава участников производства по делам несовершеннолетних;
- исследовать особенности досудебного производства уголовных дел в отношении несовершеннолетних и особенности судебного разбирательства по уголовных делам в отношении несовершеннолетних;
- проанализировать основные проблемы уголовного процесса по делам несовершеннолетних;
- определить пути совершенствования российского законодательства о производстве по уголовным дела в отношении несовершеннолетних.
Методология и методика исследования базируется на специальных методах исследования: исторический, логический, функциональный, и научных методах: конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Нормативную базу работы составили: международные нормы, Конституция РФ [15], Кодексы РФ, Федеральные законы РФ, Постановления Правительства и Пленума Верховного Суда РФ.
Теоретической базой настоящей работы составила специальная литература различных авторов по теме исследования.
Эмпирическую базу составили: материалы судебной практики разных регионов и областей РФ, обзоры судебной практики Верховного Суда РФ и статистические данные преступности несовершеннолетних в РФ с 2010-2017 годах.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное в рамках данной дипломной работы исследование особенностей производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних позволило выявить пути такого совершенствования и прийти к следующим выводам.
Следует уделить должное внимание обстоятельствам, входящим в предмет доказывания по делам в отношении несовершеннолетних, а также обстоятельствам, изучаемым в ходе избрания несовершеннолетнему меры пресечения в виде заключения под стражу. Обязанность по изучению данных обстоятельств предлагается возложить на помощника судьи с функцией социального педагога, поскольку он обладает специальными знаниями и способен изучить особенности личности подростка объективно и профессионально.
Применение мер пресечения к несовершеннолетнему нуждается в совершенствовании: следует расширять возможности по применению присмотра за несовершеннолетними, мер альтернативных применению заключения несовершеннолетнего под стражу, а также осуществлять контроль за тем, чтобы в ходе применения мер пресечения для несовершеннолетних были созданы условия, при которых у них не возникало проблем в реализации своих конституционных прав.
Также в ходе исследования были выделены следующие перспективы развития производства по делам несовершеннолетних:
- Введение специализации судей, рассматривающих дела в отношении несовершеннолетних во всех судах и закрепление данного правила на законодательном уровне.
- Проведение закрытого судебного разбирательства для лиц как не достигших 16 лет, так и достигших этого возраста, при условии, что это необходимо, чтобы избежать причинения вреда несовершеннолетнему из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации.
- Вынесение частных постановлений или определений судом в целях устранения обстоятельств, способствующих совершению преступления, а также наименования конкретных лиц и организаций обязанных принять меры по их устранению.
Что касается ювенальной юстиции, то ее целями должны выступать защита прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних при разрешении уголовных дел, связанных не только с совершением детьми преступлений, но и с их воспитанием; создание судов с расширенной компетенцией по решению вопросов, связанных с защитой прав несовершеннолетних в сфере как уголовного, так и семейного права одним судьей. Для того чтобы уголовное наказание достигало целей исправления преступников и предупреждения преступлений, условное лишение свободы должно, по моему мнению, сопровождаться дополнительными более эффективными программами психолого-воспитательного воздействия. Однако и это относится к совершенствованию отечественной системы профилактики преступности несовершеннолетних, а не к ювенальной юстиции. В рамках отечественной системы профилактики преступности ничего не мешает реализовать программы и мероприятия социального, педагогического, юридического, психологического и медицинского характера, направленные на профилактику противоправного поведения и реабилитацию ребенка. Однако необходимо признать тот факт, что отечественные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей нуждаются в совершенствовании, дополнительной разработке. Несмотря на частоту применения принудительных мер воспитательного воздействия, их недостаточно, существует потребность расширить их круг. Вполне очевидно, что на этапе назначения и исполнения мер воспитательного воздействия возможно привлечение широкого круга специалистов в сфере педагогики и психологии, в том числе применение специальных воспитательных, реабилитационных программ для несовершеннолетних, в большом количестве разработанных в России применяемых в социальных центрах помощи для несовершеннолетних.
Подводя итоги, можно согласиться с автором научной статьи Тимошиной Е.М. о том, что ювенальные суды не должны действовать в России по следующим причинам. Во-первых, их финансирование из федерального бюджета, что обеспечивает самостоятельность судов и независимость судей, еще больше увеличит «цену преступности», заставив значительно увеличить расходы государственного бюджета в этой сфере. Во-вторых, задача представителей системы защиты прав детей, государства и всего общества в целом - добиться снижения преступности несовершеннолетних, а в идеале свести ее к нулю. Введение же ювенальных судов предполагает, что общество рассчитывает, как минимум на стабилизацию показателей преступности несовершеннолетних, а как максимум - на ее рост. Преступность несовершеннолетних - более чем какое-либо другое явление детерминируется пороками самого общества, и общество должно приложить все усилия, чтобы существование детей-преступников было бы исключительным явлением.
В то же время, данное исследование полностью не раскрывает весь круг проблем, возникающих в процессе производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Существует немало вопросов, связанных с производством следственных действий с участием несовершеннолетних, проведением различных видов экспертиз, проводимых в рамках производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, в том числе комплексной психолого-психиатрической экспертизы, а также вопросов, связанных с участием педагога (психолога) в производстве по делам в отношении несовершеннолетних.



1. Абросимов, Б.Н. Меры уголовно-процессуального пресечения в отношении несовершеннолетних // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия. С. 122-130.
2. Агапов П.В. Теоретические основы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества: монография. Москва, 2016. 521 с.
3. Анучкина А.Д. Защита интересов несовершеннолетних в условиях состязательного уголовного судопроизводства: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.09 / Анучкина Анна Дмитриевна; [Место защиты: Нижегор. акад. МВД России]. Нижний Новгород, 2011. С. 56-61.
4. Болдырева, Ю.А. История развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних // Юридический вестник. 2003. № 4. С. 27-28.
5. Гуляев, А.М. Русское гражданское право. СПб., 1913. С.66.
6. Дело № 2-1750/2015 ... из архива Дзержинского районного суда г. Оренбурга. https://Dzerzhinskyorb.sudrf.ru/modules.php.
7. Дело № 22-337АП/2015 ... из архива Верховного Суда Республики Республики Хакасия. http://vs.hak.sudrf.ru/modules.php
8. Дело № 1-161/2016. из архива Шпаковского районного суда Ставропольского края. http://sudact.ru/regular/doc/1jolnrs0hM5m/.
9. Дело № 2-6/2003 ... из архива Верховного Суда республики Алтай. hppts:rospravosudie.com/region-respublika-altai-s/section-acts/page-2-6/.
10. Дело № 22-1442/2017 . из архива Брянского районного суда
Брянской области.http:rospravosudie.com/court-sud-g-bryanskaya-oblast-s/act- 5569698155/.
11. Жадан В.Н. О некоторых проблемах квалификации вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления // Молодой ученый. 2016. № 18. С. 327-332.
12. Желтобрюхов С.П. Возбуждение уголовного дела в отношении специальных субъектов уголовного судопроизводства // ИЖ-Юрист. 2014. № 4. С.87-91.
13. Казберов П.Н. Актуальные вопросы психологического обеспечения деятельности учреждений УИС нового типа (на примере воспитательных центров) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 5. С.13-16.
14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.04.2021).
15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства
Российской Федерации. 2014. № 31 Ст. 4398. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.04.2021).
16. Кольцов М.И. О некоторых аспектах современной уголовной политики в отношении несовершеннолетних // Доктрина права. 2016. № 1-2 (2¬3). С. 207-210.
17. Конвенция ООН о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989 г., принята и открыта для для подписания, присоединения и ратификации Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 44/25 от 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) // Организация Объединенных Наций. 1992. № 15. С.11-17.
18. Конин В.В. Защита несовершеннолетних: установление
психологического контакта. // Вопросы ювенальной юстиции, 2009. № 2. С. 28-30.
19. Коновалова, И.А. Российское законодательство и международные нормы в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних. // Административное и муниципальное право. 2008. № 6. С. 3-4.
20. Кузнецов В.В. Отчетный доклад Высшей квалификационной коллегии судей // Российская юстиция. 2009. № 1. С. 32-33.
21. Марковичева Е.В. Процессуальная дееспособность
несовершеннолетних в российском уголовном процессе // Современное право. 2009. № 5. С. 91.
22. Машинская Н.В. Понятие несовершеннолетнего в уголовном процессе и проблема дифференциации процессуальной формы по делам несовершеннолетних // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 1 (21). С. 34-37.
23. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29.11.1985 г.) // Советская юстиция. 1991. № 12-14. С.23-32.
24. Морозова С.И. Проблемы судопроизводства по преступлениям несовершеннолетних // Молодой ученый. 2017. № 41. С. 120-122.
25. Нека Л.И. Общие проблемы правосудия по делам несовершеннолетних // Уголовное судопроизводство. 2007. № 1. С.33-35.
26. Николюк В.В. Производство с участием несовершеннолетних. Омск, 2004. С. 70-71.
27. Николюк В.В. Суды для несовершеннолетних: предпосылки и пути возрождения // Вопросы теории уголовного судопроизводства: избранные статьи. Омск, 2006. С. 192.
28. Николюк В.В., Даниленко И.А. Расследование и судебное разбирательство уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних: Учеб. пособие. Омск, 2014. С. 6.
29. Новостной портал «Новый день» [Электронный ресурс]// https://newdaynews.ru/ (дата обращения 26.10.2020).
30. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних. М. : Изд.: ВНИИ МВД СССР, 1981. С. 43-48.
31. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/.
32. Панова О.Б. Критерии и показатели эффективности правовой ресоциализации воспитанников детских исправительных учреждений // Человек: преступлении и наказание. 2017. № 3. С. 78.
33. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 № 1 (с изменениями и дополнениями от 29.11.2016) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru// (дата обращения: 07.11.2020 г.).
34. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2015 год: информ.-аналитич. зап. / под общ. ред. ректора Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации д-ра юрид. наук, проф. О.С. Капинус. М. : Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2016. 128 с.
35. Трясейкина Е.С. Уголовно-процессуальная дееспособность как условие наделения лица статусом частного обвинителя // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2008. № 2. С. 101.
36. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от
18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021) [Электронный ресурс] Режим
доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.09.2021).
37. Цыганенко С.С. Концептуальные проблемы дифференциации и современное развитие уголовно-процессуального законодательства // Правовая политика и правовая жизнь. 2015. № 4. С. 70-71.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ