Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТЕПЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА КАК УСЛОВИЕ СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ

Работа №106515

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы42
Год сдачи2021
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
202
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения построения личного профессионального плана как инструмента снижения тревожности 7
1.1 Определение понятия «тревожность» и «личный
профессиональный план» в психологической литературе 7
1.2 Методы и способы коррекции тревожности и способы
составление личного профессионального плана 20
Глава 2 Эмпирическое исследование построения личного профессионального
плана как инструмента снижения тревожности 25
2.1 Методика исследования и особенности выборки 25
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 29
Заключение 38
Список используемой литературы

Актуальность исследования. Выбор профессии является важным этапом в жизни каждого человека. Многие так и не могут сделать правильный выбор и идут в то направление, которое им совершенно не подходит. Этот вопрос можно решить походом к психологу с целью консультирования, или же составлением личного профессионального плана. Он может помочь человеку с выбором и составлением дальнейших действий в отношении профессиональной деятельности.
Анализ научных исследований и психологической практики позволили нам выявить следующее противоречие: в наше время существует недостаточно работ, которые подчёркивают взаимосвязь возникновения состояния тревожности и построением личного профессионального плана. В то же время метод составления личного профессионального плана, который может помочь им в видении своего будущего, а также снизить уровень тревожности, на данный момент достаточно популярен. По этой теме проводились исследования в области психологии.
Без какого-либо плана на будущее у людей всё чаще возникает стресс, депрессия, тревожность. Люди, без профессионального плана, чаще подвержены этим рискам. По этим вышесказанным причинам необходимо знать и уметь составлять свой личный профессиональный план, чтобы избежать ментальных и также материальных проблем в дальнейшем.
Проблему тревожности изучали как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В работах таких авторах как А. Адлер, К. Хорни, С. Салливен, Э. Фромм, А. Басов и у многих других поднимается проблема возникновения тревожности и способы её коррекции.
На сегодняшний день беспокойство (тревожность) рассматривается как один из основных параметров отдельных различий. В то же время его принадлежность к определенному уровню психической организации человека все еще является спорным вопросом, который можно интерпретировать как личность, а также личную собственность человека. Для разрешения выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: какой уровень тревожности оптимален для продуктивной работы и необходим для полной гармоничной жизни. Уровень, который не будет способствовать чему-то негативному, а создает его тонус активности.
Целью исследования является выявление взаимосвязи между тревожностью и построением личного профессионального плана для студентов вуза
Объект исследования - тревожность.
Предмет исследования - выявление взаимосвязи между тревожностью и построением личного профессионального плана студентов вуза.
Гипотеза исследования состоит в том, что существует взаимосвязь между степенью сформированности личного профессионального плана и высоким уровнем тревожности у студентов.
Цель и гипотеза исследования обуславливают необходимость решения следующих задач исследования:
- проанализировать литературные источники по вопросам тревожности, построения личного профессионального плана;
- выделить методы диагностики тревожности;
- провести диагностику у студентов вуза и выявить их уровень тревожности и готовности построить свой профессиональный план;
- сравнить данные, полученные по методикам.
Теоретико-методологической базой исследования являются работы зарубежных (К. Изард, Л.Б. Шнейдер, З. Фрейд и др.) и отечественных авторов (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Л.И. Божович и др.) изучавших тревожные проявления и личный профессиональный план, и его влияние на личность.
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по вопросу; психодиагностический метод; методы математико-статистического анализа данных.
При проведении эмпирического исследования был использован следующий комплекс психодиагностических методик:
- шкала тревожности Спилбергера-Ханина;
- шкала тревожности Конадаша;
- методика «Личный профессиональный план» (ЛПП) (Е.А. Климов в адаптации Л.Б. Шнейдер)
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в Тольяттинском государственном университете. Выборку исследования составили 20 человек: 5 юношей и 15 девушек возраста от 19 лет до 21 года, обучающиеся в университетах на четвёртых курсах, обучающихся по таким специальностям, как: психологи и юристы.
Новизна нашей работы заключается в том, что на данный период времени существует мало исследований относительно взаимосвязи между построением личного профессионального плана и возникновением тревожности.
Теоретическая значимость исследования заключается в сборе данных по проблемам выявления уровня тревожности и оценки уровня сформированности личного профессионального плана у студентов, а также сравнение этих данных и поиск взаимосвязи между высоким уровнем тревожности и сформированностью личного профессионального плана.
Практическая значимость исследования заключается в оценке уровня тревожности по двум шкалам, оценке уровня самоопределения студентов и всех составляющих построения профессионального плана, а также сравнение полученных результатов по всем методикам и выявление связи между тревожностью и профессиональным самоопределением студентов.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической) и заключения; содержит 4 таблицы, 4 рисунка, список литературы (30 наименований). Объем работы - 42 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В бакалаврской работе рассмотрены значимые в современном обществе проблемы, которые связаны с тревожностью и готовностью построить своё профессиональное будущее.
«Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации, «выполнения» себя» [7].
«Тревожность - одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Почти в каждой исследовательской работе мы обязательно встретим ссылки на ее неразработанность, неопределенность, на неточность и многозначность самого понятия» [18].
Каждый пережил чувство беспокойства хотя бы один раз. Это происходит в ситуации неопределенности и сопровождается чувствами стресса и беспокойства. Первое определение тревожности появилось в 17 веке. Функции тревоги должны предупредить человека от предстоящей опасности. Это является определенным сигналом для Эго, что, хотя подходящие меры принимаются, опасность может быть увеличена, и Эго может быть в опасности.
Профессиональная самоидентификация, построение личного профессионального плана - это многоуровневая роль и включает в себя несколько последовательных решений, которые требуют времени, осведомленности и психологической готовности. Выбор профессиональных руководящих принципов является активным нахождением возможностей для развития.
Мы выявил взаимосвязь между тревожностью и выбором профессии. Мы смогли доказать, что существует взаимосвязь между построением личного профессионального плана и тревожности. Респонденты с высоким уровнем сформированности профессиональной самоидентификации показали меньшие результаты по шкалам тревожности.
Таким образом, поставленная нами цель: выявление взаимосвязи между тревожностью и построением личного профессионального плана для студентов вуза, была достигнута. Цель достигнута и выполнены все поставленные нами задачи.
После проведения методик, мы дали рекомендации каждому респонденту о том, чтобы лучше составлять личный профессиональный план во избежание тревожности и дальнейших проблем, которые могут вылиться из-за постоянного чувства беспокойства. Так же дали каждому респонденту рекомендации использовать схему по созданию своего профессионального плана Н.С. Пряжникова.
Гипотеза нашего исследования была связана с тем, что взаимосвязь между построением личного профессионального плана и тревожности существует. Наша гипотеза полностью подтвердилась.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что на данный период времени нет достаточного количества работ о связи высокого уровня тревожности и построением личного профессионального плана.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что мы провели оценку и сопоставили результаты, которые были получены по проведённым нами методикам.
В качестве дополнительного изучения данной проблемы, можно предложить помощь студентам в составлении их профессионального плана.



1. Абрамец И. И., Комиссаров И. В. // Бюл. Экспер. Биол. 1982. № 10. С.58-68.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
3. Божович Л. И. Динамика развития личности в онтогенезе. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Москва: Институт практической психологии, 1996. 213 с.
4. Борисова Е. М. Индивидуальность и профессия // Е. М. Борисова, Г.П. Логинова. М. : Знание, 1991. 78 с.
5. Головин С. Словарь практического психолога. М., 1998.
6. Звенигородская М. А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей / М. А. Звенигородская // Молодой ученый. 2020. - № 4 (294). С. 256-258.
7. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М. : Академический проект, 2008. 149 с.
8. Зеличенко А. И., Шмелев А. Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ, сер. 14-психология, 1987. № 4. С.33-43.
9. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] // Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой; Вступительная статья А.Е. Ольшаниковой. - М. : Изд-во МГУ, 1980. 439 с.
10. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособ. М. : Изд-во МГУ, 2011. 224с.
11. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М. : Знание, 1988. 80 с.
12. Краткий психологический словарь. М., 1985.
13. Лурия А. Р., Леонтьев А. Н. Психология // БСЭ. М., 1940. Т. 47. С. 525.
15. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. СПб. : Изд-во: Речь, 2007. 248 с.
16. Михайлов И. В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д. Е. Сьюпера // Вопросы психологии. 1975. № 5. С. 110-122.
17. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание
профессионального становления человека. М., 2002. 160 с.
18. Полшкова Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого - педагогических исследованиях // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 107-110. URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3495 (дата обращения 23.05.2021).
19. Поляков В. А. Профессиональное самоопределение молодёжи // В.А. Поляков // Педагогика. 1999. №5. С. 33 -37.
20. Прихожан А. М. Тревожность у детей: явление, причины, диагностика // Школьный психолог. 2002. №4. 119 с.
21. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М., 2007. 503 с.
22. Пряжников Н. С. Профориентация // Н. С. Пряжников, Л. Е. Пряжникова. М. : ИНФРА, 2006. 498 с.
23. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. М. : Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб. :
Издательство «Питер», 2000. 712 с.
25. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции 16, 35. СПб. : Алетейя, 2000, 499 с.
26. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. 3-е изд. // Пер. с англ. А. М. Боковикова. М. : Академический Проект, 2009. с. 27.
27. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дис.д-ра психол. наук. М., 2001. 327 с.
28. Шнейдер Л. Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности, с. 39.
29. Шпет М. С. Психологическая природа и причины личностной тревожности // Научный альманах. 2015. № 11-5. С.13.
30. Юдина Н. В. Особенности профессионального самоопределения
в юношеский период развития // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань : Бук, 2014. С. 43¬45. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6152 (дата обращения 23.05.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ