Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Преодоление тревожности у младших школьников посредством развития саморегуляции

Работа №106513

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
209
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы саморегуляции в преодолении тревожности в младшем школьном возрасте 10
1.1 Понятие «тревожность», причины ее возникновения и виды
тревожности в научной литературе 10
1.2 Тревожность у детей младшего школьного возраста 16
1.3 Процесс саморегуляции в преодолении детской тревожности 21
Глава 2 Экспериментальное исследование тревожности у младших школьников 29
2.1 Диагностика уровня тревожности у младших школьников 29
2.2 Разработка и внедрение программы внеурочной деятельности
«В здоровом теле - здоровый дух» по снижению уровня тревожности у младших школьников 41
2.3 Сравнение констатирующего и контрольного этапа эксперимента 53
Заключение 68
Список используемой литературы 71
Приложение А Результаты исследования уровня тревожности по методике
А.М. Прихожан 75
Приложение Б Результаты теста А. М. Прихожан 76
Приложение В Результаты по методике Р. Сирса 77
Приложение Г Результаты методики М.А Панфиловой 78
Приложение Д Результаты исследования уровня тревожности методом анкетирования 79
Приложение Е Игры и упражнения, используемые на формирующем этапе
эксперимента 80
Приложение Ж Результаты контрольного этапа эксперимента


Младший школьный возраст является очень непростым временем для ребенка. В этот период в жизни детей происходят большие изменения, ребенок теперь несет особую ответственность за свое обучение и поведение, а еще он приобретает новые социальные роли в обществе. Теперь маленькому человеку нужно понемногу становиться взрослее, брать на себя различные обязанности, находить общий язык с учителями и незнакомыми сверстниками. На фоне этих трудностей несформированная психика человека может не справиться с тем, что выпало на его долю, ребенок может стать беспокойным, асоциальным, неуверенным в себе, подавленным. У младшего школьника могут возникнуть проблемы с адаптацией.
Всем известно, что такие эмоциональные проявления, как беспокойство и тревога присутствуют в нашей жизни постоянно, наряду с радостью, удивлением, интересом к окружающему миру и его обитателям. И тревога считается обычным и нормальным явлением. Но если она начинает преследовать человека, вызывая у него состояние стресса, которое не проходит, то здесь можно предположить, что он испытывает постоянную беспочвенную тревожность.
В психологии данная проблема актуальна. Среди отрицательных переживаний тревожность занимает важное место. Она часто снижает работоспособность и продуктивность ребенка, приводит к трудностям в общении.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования уделяется внимание формированию регулятивных универсальных учебных действий, которые способствуют саморегуляции младших школьников.
Особенно актуальна данная проблема в младшем школьном возрасте, когда происходит резкая смена деятельности ребенка, которая требуют мобилизации его познавательных и личностных ресурсов, с чем некоторым ребятам не всегда удается справиться без взрослых, и при отрицательном стечении обстоятельств это приводит к возникновению тревожности. Тревожность может выдавать себя за другие проблемы. Ребенок становиться неуверенным, у него на физическом уровне может подняться температура, которой он будет аргументировать свое желание остаться дома.
Именно поэтому так важно вовремя провести работу с ребятами, которая поможет снизить уровень тревожности. И одним из способов борьбы с тревожностью, ее преодоления являются методы саморегуляции. Подбирая методы саморегуляции для младшего школьника, следует учитывать индивидуальные особенности личности, а также надо обеспечить ребенку высокую эмоциональную заинтересованность в данном методе. Основной целью методик саморегуляции является предотвращение появления тревожных расстройств.
Изучением детской тревожности занимались многие ученые, психологи, психиатры. Из числа зарубежных исследователей: Р. Мэй, Ч. Спилбергер, Б. Филлипс и другие. В отечественной психологии: А.М. Прихожан, Р.С. Немов, А.И. Захаров, В.М. Астапова, В.Н. Аракелов.
В данном возрасте проблема тревожности корректируется при помощи благоприятных психологических и социальных условий. Эта проблема легко обратима. Изучение литературы по теме исследования позволило выделить следующие противоречия между:
— потребностью младших школьников в организации формирования навыков саморегуляции и недостаточной методической подготовки учителей начальных классов, психологов, родителей в вопросах саморегуляции;
— социальной необходимостью общества в управлении своего психического состояния и недостатком практических занятий, направленных на обучение младших школьников саморегуляции;
— потребностью в определении наиболее эффективных методов саморегуляции, способствующих снижению тревожности младших школьников и нехваткой практических знаний о влиянии различных психолого-педагогических и социально-психологических техник на тревожность;
— необходимостью снижения уровня тревожности у детей младшего школьного возраста и недостатком профессионалов, которые способны корректно и эффективно применять существующие методики на практике.
Указанные противоречия определили проблему исследования: использование каких методов саморегуляции поможет преодолеть тревожность у младших школьников?
Благодаря определению актуальности этой проблемы была подобрана тема исследования: «Преодоление тревожности у младших школьников посредством развития саморегуляции».
Объект исследования: процесс преодоления и снижения тревожности у младших школьников.
Предмет исследования: методы саморегуляции в преодолении школьной тревожности у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментальным путем проверить программу внеурочной деятельности «В здоровом теле - здоровый дух», направленную на преодоление тревожности в младшем школьном возрасте.
Гипотеза: преодоление тревожности у младших школьников будет проходить наиболее эффективно, если:
— созданы условия, способствующие формированию навыков саморегуляции;
— разработана программа внеурочной деятельности
«В здоровом теле - здоровый дух», направленная на формирование навыков саморегуляции у младших школьников;
— использованы методы саморегуляции: визуализация,
диафрагмальное дыхание, релаксация, самомассаж, музыкотерапия;
— на протяжении обучения саморегуляции с детьми будет осуществляться постоянный мониторинг уровня детской тревожности на основе диагностического инструментария.
Задачи исследования:
изучить проблему детской тревожности в отечественной и зарубежной литературе;
разработать и апробировать программу внеурочной деятельности, которая поспособствует снижению тревожности у младших школьников;
провести эмпирическое исследование тревожности у детей младшего школьного возраста;
обучить детей методам саморегуляции с целью преодоления детской тревожности, осуществить количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составили:
различные подходы к определению понятия тревожности (С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас, А.М. Прихожан);
концепции о возникновении и проявлении тревожности в детском возрасте (Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Т.М. Якобсон);
исследования о психических основах состояния тревожности (А.И. Захаров, В.М. Астапов, Р. Мэй);
психоаналитические теории преодоления тревожности (К. Хорни, Ч.Д. Спилбергер).
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, систематизация и обобщение полученной информации; экспериментальное исследование, включающее констатирующий, формирующий и контрольный этапы, наблюдение, анкетирование, тестирование, количественный и качественный анализ.
Этапы исследования: исследование проводилось в период с 2019 по 2021 год.
На первом этапе мы выбрали и проанализировали психолого-педагогическую литературу, определили тему исследования и научный аппарат диссертации.
Вторым этапом стало создание программы внеурочной деятельности, поиск методик и проведение констатирующего этапа эксперимента, который был направлен на определение текущего в данный момент уровня тревожности у младших школьников.
Третьим этапом проведен формирующий этап эксперимента, в ходе данного этапа была апробирована программа внеурочной деятельности и использованы методы саморегуляции.
На четвертом этапе мы провели контрольный эксперимент и проанализировали данные, которые были получены.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Тольятти «Гимназия № 48», в исследовании принимали участие 23 младших школьника.
Научная новизна исследования:
— дополнены теоретические сведения о причинах возникновения тревожности и страха у детей с точки зрения различных психологических концепций;
- разработана программа внеурочной деятельности «В здоровом теле -
здоровый дух», которая направлена на формировании навыка саморегуляции у младших школьников, она содержит эффективные методы саморегуляции, которые подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей;
- доказана эффективность разработанной программы «В здоровом теле - здоровый дух» для преодоления тревожности у младших школьников. Теоретическая значимость состоит в увеличении научных представлений о проблеме высокой тревожности у младших школьников, в обогащении базы психолого-педагогических исследований экспериментальным изучением проблемы тревожности у учащихся младших классов, результаты которого подтверждают уровень детской тревожности в данный момент, а также в экспериментальной апробации примененных диагностических тестов и методик.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
- применением методов исследования, адекватных цели, объекту и
предмету исследования;
- количественным и качественным анализом теоретического и
эмпирического материала, качественной интерпретацией;
- достаточным количеством участников эксперимента (23 учащихся);
- верифицируемостью результатов исследования в практике МБУ
«Гимназия № 48» г. Тольятти.
Практическая значимость исследования заключается том, что есть возможность применения созданной и апробированной программы внеурочной деятельности «В здоровом теле - здоровый дух». Программа по преодолению тревожности у младших школьников, может быть использована учителями и психологами.
На защиту выносятся.
- раскрыта сущность понятия «тревожность», выделены компоненты
тревожности и дана их развернутая характеристика;
- программа внеурочной деятельности «В здоровом теле - здоровый дух» направлена на саморегуляцию, снижение уровня тревожности и улучшение психологического состояния младшего школьника, является эффективным средством работы с детьми;
- результаты исследования уровня тревожности у младших
школьников, которое велось на протяжении всего обучения приемам саморегуляции.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
- XCII Международная научно-практическая конференция
«Психология и педагогика: интеграция наук в XXI веке» (Казань 2021);
- научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки»
в ТГУ» (Тольятти 2021).
По итогам исследования нами были опубликованы две статьи.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в изучении и составлении теоретической базы исследования, диагностике уровня тревожности учеников начальной школы, составлении и апробации программы внеурочной деятельности «В здоровом теле - здоровый дух».
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 20 рисунков, 3 таблицы, список используемой литературы (55 источников), 7 приложений. Основной текст работы изложен на 74 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализируя проделанную работу можно прийти к выводу, что задачи данного исследования были выполнены.
После изучения психолого-педагогической литературы по вопросу школьной тревожности, мы пришли к выводу, что не всегда тревога играет плохую роль в нашей жизни. С одной стороны, она защищает нас от опасности, а с другой устойчивая личностная тревожность препятствует развитию личности ребёнка, сковывает творческую энергию, способствует возникновению неуверенности и повышению уровня тревожности.
Известно, что методы саморегуляции продуктивны в борьбе с тревожностью и являются эффективным и немедикаментозным средством.
Процесс саморегуляции - это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а так же поступками.
Была изучена проблема преодоления детской тревожности методами саморегуляции в отечественной и зарубежной литературе. Тревожность является наиболее острой проблемой современной школы. Особенно ярко она выражена в младшем школьном возрасте, когда происходит резкая смена деятельности ребенка. Тревожность часто приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Ребенок становится неуверенным, замкнутым, отчужденным.
Гиперопека, проблемы в коллективе с учителем или дома, равнодушие родителей, страх ребенка не соответствовать требованиям взрослых и сверстников - все это и многое другое и есть причины возникновения школьной тревожности.
На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, возрастании общей активности человека, нарушением сна, появлением болей в голове и животе, треморе рук.
Мы разработали и апробировали программу внеурочной деятельности «В здоровом теле - здоровый дух», которая поспособствует снижению тревожности у младших школьников. Программа соответствует возрастным особенностям младших школьников, их интересам и особенностям. Содержание данной программы было подобрано в соответствии с целями и задачами исследования, и направлено на снятие эмоционального напряжения, повышения самооценки, коммуникативных навыков и улучшение психологического состояния ребенка.
Далее было проведено эмпирическое исследование тревожности у младших школьников. В соответствии с понятиями о тревожности нами были отобраны и проведены методики по выявлению уровня тревожности у детей. Результаты констатирующего этапа эксперимента дают нам понять, что высокий и средний уровень тревожности преобладает больше чем у половины класса. Причем у некоторых учеников показатели были очень высокими. Было понятно, что необходимо провести с учениками работу, которая способствовала бы снижению уровня тревожности младших школьников.
На формирующем этапе эксперимента детей обучили методам саморегуляции с целью преодоления детской тревожности и осуществили количественный анализ результатов исследования. Работа была направлена на снижение уровня тревожности, проводилась по программе внеурочной деятельности «В здоровом теле - здоровый дух», которая создана специально для преодоления тревожности у младших школьников. Главной задачей программы было обучить детей методам саморегуляции для сохранения и закрепления психосоматического здоровья младших школьников. Обучение проходило в интересной игровой и эффективной для учеников форме, работа принесла свои плоды.
На контрольном этапе эксперимента мы получили результаты, которые дают нам понять, что больше чем у половины тревожных ребят уровень тревоги явно снизился. На это могло повлиять большое количество факторов, но одним из них, несомненно, выступил фактор индивидуальной работы по формированию навыков саморегуляции. Были и те дети, у которых показатели остались неизменными или возросли. Понимая всю важность данной проблемы, мы сохранили результаты контрольного этапа эксперимента для проведения дальнейшей плодотворной работы с ребятами, испытывающими тревожность.
Нам очень хотелось бы, чтобы данная проблема больше никогда и никому не мешала жить. Тревожные люди считают себя несчастными, уходят глубоко в самих себя, занимаются разрушительным поиском проблем внутри себя. Таким людям необходима квалифицированная помощь, потому что личностная тревожность может послужить точкой отсчета для возникновения неврозов. Люди должны помогать другим и самим себе, нельзя игнорировать эту проблему и ждать ее самостоятельного разрешения.
Таким образом, цель магистерской работы достигнута, гипотеза подтверждена.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. М. : Академия, 2019. 467 с.
2. Айсмонтос Б.Б. Общая психология. М. : Владос-пресс, 2018. 288 с.
3. Алиев Х. Ключ к себе. Этюды о саморегуляции. М. : Центр саморегуляции человека, 2016. 160 с.
4. Аракелов Г.Г. Психофизиологический метод оценки тревожности. М. : Психологический журнал, 2017. 112-117 с.
5. Аракелов В.Н. Тревожность: методы её диагностики и коррекции. М. : Вестник МУ, сер. Психология, 2019. 357 с.
6. Астапов В.М. Тревожность у детей.2-е издание. СПб. : Питер, 2017. 45 с.
7. Астапова В.М. Словарь психолога-практика. СПб. : Питер, 2016. 256 с.
8. Беккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М. : Смысл, 2016. 257 с.
9. Блонский П.П. Школьная успеваемость. М. : Педагогика, 1961. 234 с.
10. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. : Смысл, 1995. 343 с.
11. Божович Л.И. Психологический словарь. М. : Правда, 1996. 13 с.
12. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Спб. : Питер Ком, 2016. 352 с.
13. Васильева Т.Г. Биоэнергетические системы саморегуляции человека; Уровни здоровья и энергетический потенциал человек. М. : Мир, 2020. 176 с.
14. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М. : Союз, 2017. 253 с.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. : Речь, 1996. 123 с.
16. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М. : Академический Проект, 2020. 184 с.
17. Жанэ П. Психологическая эволюция личности
М. : Академический Проект, 2017. 399 с.
18. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб. : Союз, 2016. 252 с.
19. Зеньковский В.В. Психология детства. М. : Академия, 1996. 346 с.
20. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб. : Питер, 1999. 464 с.
21. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2017. 184 с.
22. Кандыба В.И. Психическая саморегуляция. М. : Наука, 2016. 448 с.
23. Карпенко Л.А. Психологическое пособие. М. : Речь, 1981. 213 с.
24. Кондратьева С.В. Учебно-методическое пособие. М. : Союз, 1997. 241 с.
25. Кордуэлл М. Психология. А - Я: словарь справочник. М. : Психология, 2020. 353 с.
26. Коссаковский А. Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе. Г. : 1981. 243 с.
27. Костяк Т.В. Тревожный ребёнок: младший школьный возраст. М. : Академия, 2018. 96 с.
28. Котельников В.М. Займитесь собой. Пособие по саморегуляции и самосовершенствованию. М. : Издательский Дом МСП, 2021. 624 с.
29. Кочубей Б.И. Снимем маску с тревоги. М. : Семья и школа, 1988. 11 с.
30. Ледина В.Ю. Волна. Обучение диафрагмальному дыханию: Методическое пособие. Спб. : Психолгия, 2016. 21 с.
31. Мануйленко З.В. Роль игры в воспитании дошкольника. М. : Учпедгиз, 2020. 342 с.
32. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика,
профилактика, коррекция. Спб. : Речь, 2018. 248 с.
33. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. М. : Союз, 1995. 230 с.
34. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М. : Союз, 1996. 232 с.
35. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление
тревожности. М. : Союз, 1998. 264 с.
36. Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности. М. : Союз, 1987. 340 с.
37. Прихожан А.М. Шкала личностной тревожности. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб. : Питер, 2017. 64 с.
38. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. В. : НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.
39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. : Владос, 1961. 538 с.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Речь, 1999. 145 с.
41. Спиридонов Н.И. Психическая саморегуляция, движение, здоровье. М. : Ставрополь: Ставропольское, 2016. 110 с.
42. Савина Е.Н. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. М. : Владос, 2018. 224 с.
43. Фоминова А.Н. Ребенок и родитель: взаимные переживания по поводу школы. М. : Педагогическое обозрение, 2016. 153-157 с.
44. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М. :
Институт практической психологии, 1997. 288 с.
45. Хорни К. Новые пути в психоанализе. М. : Академический Проект, 2017. 235 с.
46. Цветков А.В. Гиперактивный ребенок. Развиваем саморегуляцию. М. : Спорт и культура, 2017. 104 с.
47. Шишков В.В. Выше стресса! Практическое руководство по саморегуляции. М. : Весь, 2018. 192 с.
48. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Союз, 2019. 432 с.
49. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М. : Союз, 1974. 23 с.
50. Якобсон Т.М. Эмоциональная жизнь школьника. М. : Педагогика, 2016. 341 с.
51. Lazarus R.S., Averill J. R. Emotion and cognition with special reference to anxiety //Anxiety: Current trends in theory and tesearch. N.-Y., 2017. 213 p.
52. May R. The Meaning of Anxiety. New York: Roland Press C., 2019. 330 p.
53. Phillips B.N. School stress and anxiety: Theory, research and intervention. N.-Y., Human Sciences Press, 2018. 184 p.
54. Phillips B.N., Martin N.P., Meyers J. Intervention in relation to anxiety in school // Anxiety: Current trends in theory and research. Vol. 1. N.-Y., Academic Press, 2017. 464 p.
55. Spielberger C.D., Gorsuch R.L., Lushene R.D. STAI: Manual for the State-Trait Anxiety Inventory. Palo Alto, C., Consulting Psychologist Press, 2016. 356 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ