Ограничения конституционных прав граждан, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации и её прохождением
|
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика ограничений конституционных прав, связанных со спецификой государственной гражданской службы 10
1.1 Конституционно-правовая природа ограничений
конституционных прав и их типология 10
1.2 Специфика государственной службы, обуславливающая
необходимость ограничения конституционных прав государственных служащих, и их сущность 15
Глава 2 Ограничения конституционных прав, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу 34
2.1 Ограничение права равного доступа к государственной
гражданской службе 34
2.2 Требования к лицам, поступающим на государственную
гражданскую службу 44
Глава 3 Ограничения конституционных прав, связанных с прохождением государственной гражданской службой 48
3.1 Ограничения личных и политических прав, связанных с
прохождением государственной гражданской службы 48
3.2 Ограничения социально-экономических и иных прав, связанных
с прохождением государственной гражданской службы 52
Заключение 59
Список используемой литературы и используемых источников 65
Глава 1 Общая характеристика ограничений конституционных прав, связанных со спецификой государственной гражданской службы 10
1.1 Конституционно-правовая природа ограничений
конституционных прав и их типология 10
1.2 Специфика государственной службы, обуславливающая
необходимость ограничения конституционных прав государственных служащих, и их сущность 15
Глава 2 Ограничения конституционных прав, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу 34
2.1 Ограничение права равного доступа к государственной
гражданской службе 34
2.2 Требования к лицам, поступающим на государственную
гражданскую службу 44
Глава 3 Ограничения конституционных прав, связанных с прохождением государственной гражданской службой 48
3.1 Ограничения личных и политических прав, связанных с
прохождением государственной гражданской службы 48
3.2 Ограничения социально-экономических и иных прав, связанных
с прохождением государственной гражданской службы 52
Заключение 59
Список используемой литературы и используемых источников 65
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем местом, которое институт государственной службы занимает в системе государственного управления жизнью общества.
Государственная гражданская служба является важнейшим элементом механизма государственного управления. Именно благодаря деятельности гражданских служащих осуществляется реализация функций и полномочий государства. И можно сказать, что такая практика сформирована во всем мире [68; 66].
Государственная служба всегда вызывала и до сих пор вызывает общественный интерес, в соответствии с тем обстоятельством, что она призвана выполнять функции государства в различных сферах жизнедеятельности общества. В ее руках сосредоточены финансы и материальные ресурсы страны, поэтому от эффективной деятельности данного института зависит обеспечение безопасности граждан, общества.
Анализ этого сложного социального явления позволяет прийти к выводу, что государственная служба - профессиональная деятельность в аппарате государственного управления, которая преследует следующие цели:
- удовлетворение материальных потребностей людей и обеспечению определенного уровня жизни;
- обеспечение и исполнение полномочий государства и его органов;
- осуществление от имени государства управления государственной собственностью;
- контроль за соблюдением законодательства;
- приведение структуры аппарата государственной власти в соответствие с основными задачами государственной службы.
Институт правоограничений, предусмотренных действующим российским законодательством в отношении государственных гражданских служащих, занимает важное место в выполнении задачи построения эффективной модели государственной службы в Российской Федерации. Однако, как показывает практика, данный перечень вызывает определенные вопросы, которые остаются нерешенными.
Внешне ограничения и запреты могут казаться недемократической формой регулирования. Но в действительности они позволяют реализовывать человеку свои права и свободы, указывая те границы, за которые переходить недозволительно.
Еще в дореволюционный период развития отечественной государственной службы прослеживается стремление нормативно регулировать деятельность служащего.
Необходимо отметить, что требования к служебному поведению, как элементу правового статуса федеральных государственных гражданских служащих, широки и разнообразны по своей направленности, содержат чрезмерно много оценочных, субъективных понятий, что не всегда обеспечивает единообразную практику применения.
Построение эффективно функционирующей системы органов государственной власти - это важнейшая задача, как всего нашего государства, так и каждого субъекта Российской Федерации, так как государственная служба является ключевым элементом всей системы государственного управления, без повышения эффективной работы этого инструмента невозможны преобразования во многих областях и сферах общества и государства.
Указанные обстоятельства обуславливают выбор темы и ее актуальность.
Рассмотрение административно - правового статуса госслужащих даст возможность более точно понять значимость этого института для нашего государства и общества, которую сложно переоценить в современных условиях
Степень разработанности заявленной темы сложно оценить однозначно. С одной стороны, существует целый спектр научных исследований, посвященных рассмотрению проблемам функционирования и развития института государственной гражданской службы. В тоже время существует объективная потребность в анализе проблем, связанных с ограничениями конституционных прав, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу, и ее прохождением.
Проблемы функционирования и развития института государственной службы достаточно хорошо изучены и являлись объектом исследования таких видных государственных и научных деятелей как А.Д. Градовский, В.Ф. Дерюжинский, В.В. Ивановский, И.А. Ильин, Н.М. Коркунов, В.О. Ключевский, Н.И. Лазаревский.
На современном этапе развития государственной гражданской службы России большое значение имеют работы таких исследователей как Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, В.Д. Граждан, Н.М. Конин, В.М. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, Д.М. Овсянко, Е.В. Охотский, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров и других.
Кроме того, проблематика правового регулирования гражданской службы активно затрагивается современными авторами в научных статьях.
Цель заключается в рассмотрении правового механизма ограничений в сфере государственной гражданской службы.
Для достижения цели исследования диссертант ставит перед собой следующие задачи:
- рассмотреть конституционно-правовую природу ограничений и их типологию;
- рассмотреть специфику государственной службы, обуславливающую необходимость ограничения конституционных прав государственных служащих, и их сущность;
- проанализировать ограничение права равного доступа к государственной гражданской службе;
- проанализировать ограничения в виде требованиям к лицам, поступающим на государственную гражданскую службу;
- проанализировать ограничения личных и политических прав, связанных с прохождением государственной гражданской службы;
- проанализировать ограничения социально-экономических и иных прав, связанных с прохождением государственной гражданской службы.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в результате законодательного закрепления ограничений конституционных прав и свобод, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением.
Предметом выступили правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с ограничениями в сфере государственной гражданской службы.
Методологическая основа. В процессе написания исследования использовались диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой методы исследования, общенаучные и частно-научные приемы, включая системный поход; метод анализа и синтеза.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых как: В.С. Бялт, В.И. Гойман, Е.В. Гончаровой, М.С. Зайцева, Ю. Кулаковой, Г.А. Майстренко и других.
В качестве нормативной базы работы использовались Конституция РФ, иные нормативные акты.
Работа основывается, прежде всего, на российских нормативно-правовых актах, где на первое место поставлен федеральный закон о государственной гражданской службе 2004 года и иные сопутствующие ему законы и подзаконные акты.
Эмпирическую основу исследования составили решения высших судов, а также опубликованная судебная практика судов нижестоящих инстанций.
Научная новизна заключается в том, что в исследование содержит ряд авторских предложений, направленных на решение существующих научных и практических проблем.
Положения, выносимые на защиту.
Проведенный анализ конституционных ограничений, сопутствующих статусу государственного служащего, позволил выявить ряд направлений их совершенствования в сфере государственной гражданской службы:
- необходимо более четко на законодательном уровне скорректировать перечень ограничений, содержащийся в статье 16 Закона о государственной гражданской службе, поскольку на сегодняшний день данный перечень включает помимо ограничений иные условия, которые к сути ограничений не имеет никакого отношения (например, наличие не снятой или непогашенной судимости), напротив - иные положения указанного Закона как раз содержат ограничения (например, статья 17 регламентирует запрет на осуществление предпринимательской деятельности);
- представляется необходимым в Законе о государственной гражданской службе более четко установить требования к стажу при его исчислении, дабы исключить возникновение таких неоднозначных ситуаций, как например, включение в стаж трудовой деятельности юрисконсультом в организации и отказ в учитывании стажа по адвокатской деятельности;
- для исключения конфликта интересов на государственной службе следует обратить внимание на расширение списка родственников лицами, ведущими совместное хозяйство, но не зарегистрировавшими брак в органах ЗАГС. Также в данный список следует внести бабушек и дедушек, братьев и сестер родителей. Данные изменения позволят наиболее максимально ограничить проявления личного интереса на госслужбе;
- необходимо законодательно урегулировать возможность дальнейшей службы и карьерного роста в случаях повышения в должности близкого родственника и возникновения непосредственного подчинения. Как нам представляется, решением будет предложение подчиненному служащему о переводе в другое подразделение либо повышаемому служащему должности также в ином структурном отделе;
- необходимо внесение изменение в п.10 ст. 17 Федерального закона от
27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», регламентирующий запрет на ограничение свободы слова. В данном случае желательно внесение изменений в его формулировку с тем, чтобы нарушением обязательств, связанных с гражданской службой, признавались только случаи распространения заведомо недостоверной информации о деятельности государственных органов и их руководителей. Также представляется необходимым внести изменения в п. 9 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон №79), оставив в нем запрет на распространение конфиденциальной информации, но изъяв запрет на распространение служебной информации, не являющейся таковой.
- существует необходимость внесения изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который должен «устанавливать возможность привлечения к ответственности в виде увольнения лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя и принятых на гражданскую службу, только в случае, если они после приема на службу фактически продолжали осуществлять предпринимательскую деятельность».
Также требуется обозначить обязанность данных лиц отказаться от наличия у них статуса предпринимателя, кроме того целесообразным было бы также предусмотреть сроки, в течении которых они обязаны будут прекратить статус предпринимателя.
Если в установленные сроки гражданский служащий не осуществил отказ от статуса индивидуального предпринимателя, он также, с нашей точки зрения, должен быть уволен со службы даже, если при этом он фактически предпринимательскую деятельность в этот период не осуществлял.
- запрет, содержащийся в п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должен быть расширен путем распространения его и на участие гражданских служащих на платной основе в деятельности органов управления некоммерческих организаций. Необходимые исключения, в том числе и некоммерческих организаций, могут быть установлены федеральным законодательством.
Теоретическое значение результатов работы заключается в том, что выработанные автором результаты расширяют научную базу тематики исследования.
В практическом плане результаты настоящего исследования могут найти применение в целях совершенствования института государственной службы, а также при преподавании правовых дисциплин.
Содержание работы структурно представлено в трех главах, включающих шесть параграфов, работа также содержит введение, заключение и список используемой литературы и используемых источников
Государственная гражданская служба является важнейшим элементом механизма государственного управления. Именно благодаря деятельности гражданских служащих осуществляется реализация функций и полномочий государства. И можно сказать, что такая практика сформирована во всем мире [68; 66].
Государственная служба всегда вызывала и до сих пор вызывает общественный интерес, в соответствии с тем обстоятельством, что она призвана выполнять функции государства в различных сферах жизнедеятельности общества. В ее руках сосредоточены финансы и материальные ресурсы страны, поэтому от эффективной деятельности данного института зависит обеспечение безопасности граждан, общества.
Анализ этого сложного социального явления позволяет прийти к выводу, что государственная служба - профессиональная деятельность в аппарате государственного управления, которая преследует следующие цели:
- удовлетворение материальных потребностей людей и обеспечению определенного уровня жизни;
- обеспечение и исполнение полномочий государства и его органов;
- осуществление от имени государства управления государственной собственностью;
- контроль за соблюдением законодательства;
- приведение структуры аппарата государственной власти в соответствие с основными задачами государственной службы.
Институт правоограничений, предусмотренных действующим российским законодательством в отношении государственных гражданских служащих, занимает важное место в выполнении задачи построения эффективной модели государственной службы в Российской Федерации. Однако, как показывает практика, данный перечень вызывает определенные вопросы, которые остаются нерешенными.
Внешне ограничения и запреты могут казаться недемократической формой регулирования. Но в действительности они позволяют реализовывать человеку свои права и свободы, указывая те границы, за которые переходить недозволительно.
Еще в дореволюционный период развития отечественной государственной службы прослеживается стремление нормативно регулировать деятельность служащего.
Необходимо отметить, что требования к служебному поведению, как элементу правового статуса федеральных государственных гражданских служащих, широки и разнообразны по своей направленности, содержат чрезмерно много оценочных, субъективных понятий, что не всегда обеспечивает единообразную практику применения.
Построение эффективно функционирующей системы органов государственной власти - это важнейшая задача, как всего нашего государства, так и каждого субъекта Российской Федерации, так как государственная служба является ключевым элементом всей системы государственного управления, без повышения эффективной работы этого инструмента невозможны преобразования во многих областях и сферах общества и государства.
Указанные обстоятельства обуславливают выбор темы и ее актуальность.
Рассмотрение административно - правового статуса госслужащих даст возможность более точно понять значимость этого института для нашего государства и общества, которую сложно переоценить в современных условиях
Степень разработанности заявленной темы сложно оценить однозначно. С одной стороны, существует целый спектр научных исследований, посвященных рассмотрению проблемам функционирования и развития института государственной гражданской службы. В тоже время существует объективная потребность в анализе проблем, связанных с ограничениями конституционных прав, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу, и ее прохождением.
Проблемы функционирования и развития института государственной службы достаточно хорошо изучены и являлись объектом исследования таких видных государственных и научных деятелей как А.Д. Градовский, В.Ф. Дерюжинский, В.В. Ивановский, И.А. Ильин, Н.М. Коркунов, В.О. Ключевский, Н.И. Лазаревский.
На современном этапе развития государственной гражданской службы России большое значение имеют работы таких исследователей как Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, В.Д. Граждан, Н.М. Конин, В.М. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, Д.М. Овсянко, Е.В. Охотский, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров и других.
Кроме того, проблематика правового регулирования гражданской службы активно затрагивается современными авторами в научных статьях.
Цель заключается в рассмотрении правового механизма ограничений в сфере государственной гражданской службы.
Для достижения цели исследования диссертант ставит перед собой следующие задачи:
- рассмотреть конституционно-правовую природу ограничений и их типологию;
- рассмотреть специфику государственной службы, обуславливающую необходимость ограничения конституционных прав государственных служащих, и их сущность;
- проанализировать ограничение права равного доступа к государственной гражданской службе;
- проанализировать ограничения в виде требованиям к лицам, поступающим на государственную гражданскую службу;
- проанализировать ограничения личных и политических прав, связанных с прохождением государственной гражданской службы;
- проанализировать ограничения социально-экономических и иных прав, связанных с прохождением государственной гражданской службы.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в результате законодательного закрепления ограничений конституционных прав и свобод, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением.
Предметом выступили правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с ограничениями в сфере государственной гражданской службы.
Методологическая основа. В процессе написания исследования использовались диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой методы исследования, общенаучные и частно-научные приемы, включая системный поход; метод анализа и синтеза.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых как: В.С. Бялт, В.И. Гойман, Е.В. Гончаровой, М.С. Зайцева, Ю. Кулаковой, Г.А. Майстренко и других.
В качестве нормативной базы работы использовались Конституция РФ, иные нормативные акты.
Работа основывается, прежде всего, на российских нормативно-правовых актах, где на первое место поставлен федеральный закон о государственной гражданской службе 2004 года и иные сопутствующие ему законы и подзаконные акты.
Эмпирическую основу исследования составили решения высших судов, а также опубликованная судебная практика судов нижестоящих инстанций.
Научная новизна заключается в том, что в исследование содержит ряд авторских предложений, направленных на решение существующих научных и практических проблем.
Положения, выносимые на защиту.
Проведенный анализ конституционных ограничений, сопутствующих статусу государственного служащего, позволил выявить ряд направлений их совершенствования в сфере государственной гражданской службы:
- необходимо более четко на законодательном уровне скорректировать перечень ограничений, содержащийся в статье 16 Закона о государственной гражданской службе, поскольку на сегодняшний день данный перечень включает помимо ограничений иные условия, которые к сути ограничений не имеет никакого отношения (например, наличие не снятой или непогашенной судимости), напротив - иные положения указанного Закона как раз содержат ограничения (например, статья 17 регламентирует запрет на осуществление предпринимательской деятельности);
- представляется необходимым в Законе о государственной гражданской службе более четко установить требования к стажу при его исчислении, дабы исключить возникновение таких неоднозначных ситуаций, как например, включение в стаж трудовой деятельности юрисконсультом в организации и отказ в учитывании стажа по адвокатской деятельности;
- для исключения конфликта интересов на государственной службе следует обратить внимание на расширение списка родственников лицами, ведущими совместное хозяйство, но не зарегистрировавшими брак в органах ЗАГС. Также в данный список следует внести бабушек и дедушек, братьев и сестер родителей. Данные изменения позволят наиболее максимально ограничить проявления личного интереса на госслужбе;
- необходимо законодательно урегулировать возможность дальнейшей службы и карьерного роста в случаях повышения в должности близкого родственника и возникновения непосредственного подчинения. Как нам представляется, решением будет предложение подчиненному служащему о переводе в другое подразделение либо повышаемому служащему должности также в ином структурном отделе;
- необходимо внесение изменение в п.10 ст. 17 Федерального закона от
27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», регламентирующий запрет на ограничение свободы слова. В данном случае желательно внесение изменений в его формулировку с тем, чтобы нарушением обязательств, связанных с гражданской службой, признавались только случаи распространения заведомо недостоверной информации о деятельности государственных органов и их руководителей. Также представляется необходимым внести изменения в п. 9 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон №79), оставив в нем запрет на распространение конфиденциальной информации, но изъяв запрет на распространение служебной информации, не являющейся таковой.
- существует необходимость внесения изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который должен «устанавливать возможность привлечения к ответственности в виде увольнения лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя и принятых на гражданскую службу, только в случае, если они после приема на службу фактически продолжали осуществлять предпринимательскую деятельность».
Также требуется обозначить обязанность данных лиц отказаться от наличия у них статуса предпринимателя, кроме того целесообразным было бы также предусмотреть сроки, в течении которых они обязаны будут прекратить статус предпринимателя.
Если в установленные сроки гражданский служащий не осуществил отказ от статуса индивидуального предпринимателя, он также, с нашей точки зрения, должен быть уволен со службы даже, если при этом он фактически предпринимательскую деятельность в этот период не осуществлял.
- запрет, содержащийся в п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должен быть расширен путем распространения его и на участие гражданских служащих на платной основе в деятельности органов управления некоммерческих организаций. Необходимые исключения, в том числе и некоммерческих организаций, могут быть установлены федеральным законодательством.
Теоретическое значение результатов работы заключается в том, что выработанные автором результаты расширяют научную базу тематики исследования.
В практическом плане результаты настоящего исследования могут найти применение в целях совершенствования института государственной службы, а также при преподавании правовых дисциплин.
Содержание работы структурно представлено в трех главах, включающих шесть параграфов, работа также содержит введение, заключение и список используемой литературы и используемых источников
По итогам проведенного диссертационного исследования необходимым будет формулирование следующих выводов.
Одним из элементов правового статуса российского гражданина является его возможность участвовать в управлении делами государства и общества, в том числе непосредственно, путем осуществления государственной службы.
В этом конституционно-правовом положении находит свое выражение один из главных признаков права - признак равного масштаба действия юридической нормы на тех или иных лиц. Как отмечается в специально литературе, принцип равенства «был и остается одним из важнейших идеалов справедливого общественного устройства».
Любое государство функционирует на основе специально созданного аппарата, который осуществляет государственное управление. В общем виде государственный аппарат, действующий на профессиональной основе, представляет собой совокупность государственных служащих, объединенных общими целями, задачами и наделенных властными полномочиями по реализации функций, которые на них возложены.
Прохождение государственной службы представляет собой совокупность административно-правовых отношений, возникающих, видоизменяющихся и прекращающихся между государством и гражданином по поводу выполнения публичных функций.
Государственная служба представляет собой сложное, многоплановое явление. Основное назначение государственной службы заключается в эффективном осуществлении функций государственного управления с учетом общественного мнения, с обеспечением прав и свобод человека, направленностью на повышение качества жизни населения.
Государство является специфическим и обособленным политическим институтом, основной целью и смыслом существования которого является осуществление политической власти. Государственная гражданская служба, как и государственная служба в целом, является важнейшим институтом государственного управления, неотъемлемой частью самого государства.
Поскольку гражданская служба является самостоятельным видом государственной службы то, следовательно, характеризуется как общими для государственной службы, так и собственными, специфическими признаками.
Общие признаки заключаются в публичном характере службы и осуществлении ее в форме профессиональной служебной деятельности граждан. Основным общим признаком государственной службы и государственной гражданской службы является социальная значимость деятельности госслужащих, направленной на реализацию публичного интереса.
Таким образом, на основании проведенного исследования государственную гражданскую службу предлагается рассматривать в двух основных аспектах:
- как вид государственной службы - а, следовательно, как вид социально значимой деятельности по обеспечению реализации публичного интереса;
- как профессиональную, осуществляемую постоянно и на платной основе, служебную деятельность компетентных служащих на должностях гражданской службы.
Правовой статус федеральных государственных гражданских служащих содержит в себе совокупность всех прав и обязанностей, ограничений и запретов, которые связаны с федеральной государственной гражданской службой, особых требований к служебному поведению, исключающих конфликт интересов, установленных федеральными законами, нормативными актами государственного органа и служебным контрактом федерального государственного гражданского служащего.
Институт правоограничений, предусмотренных действующим российским законодательством в отношении государственных гражданских служащих, занимает важное место в выполнении задачи построения эффективной модели государственной службы в Российской Федерации.
Данные ограничения можно условно разделить на две группы:
- ограничения, действующие в отношении лиц, желающих заместить должность гражданской службы (например, гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу);
- ограничения, распространяющиеся на лиц, осуществляющих государственно-служебные полномочия (например, гражданин не может оставаться на должности гражданской службы в случае выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства).
Стоит отметить, что в основном ограничения экономического характера направлены на предупреждение коррупции среди госслужащих.
Правовое регулирование ограничений для государственных служащих регулируется базовым законом «О государственной гражданской службе», но не ограничивается только им. Такая необходимость связана с особым статусом госслужащих в управлении государством и решении общественных проблем.
Указанные правовые ограничения являются законным средством сдерживания незаконного поведения государственных гражданских служащих в пределах, установленных законом.
Внешне ограничения и запреты могут казаться недемократической формой регулирования. Но в действительности они позволяют реализовывать человеку свои права и свободы, указывая те границы, за которые переходить недозволительно. Это связано с тем, что подобные нормы формулируются в правовых актах формально определенно и императивно, не допуская многозначного толкования.
Возможность введения ограничений и запретов не противоречит конституционной норме, содержащейся в п. 3 ст. 55 Конституции РФ согласно которой права и свободы человека могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, прав и свобод граждан.
Однако стоит отметить, что на сегодняшний день перечень ограничений, содержащийся в законодательстве о гражданской службе достаточно неоднороден, поскольку не все ограничения объективно вытекают из особенностей государственной службы.
Проведенный анализ ограничений, позволил выявить ряд направлений их совершенствования в сфере государственной гражданской службы. В целом следует отметить, что хотя нормы закона № 79-ФЗ и требуют доработки, он все-таки создал хорошую базу для формирования современного кадрового состава, работа которого должна строиться на очевидных общепризнанных принципах.
Анализ существующих ограничений позволяет прийти к выводу о возможности оказать позитивное влияние на регулирование складывающейся в данном отношении ситуации посредством осуществления соответствующей законодательной работы. Совершенствование ограничений, связанных с гражданской службой, представленных в законодательстве, может предполагать осуществление следующих нормативно-правовых усовершенствований:
- считаем необходимым в Законе о государственной гражданской службе более четко установить требования к стажу при его исчислении, дабы исключить возникновение таких неоднозначных ситуаций, как например, включение в стаж трудовой деятельности юрисконсультом в организации и отказ в учитывании стажа по адвокатской деятельности;
- для исключения конфликта интересов на государственной службе следует обратить внимание на расширение списка родственников сожителями (лицами, ведущими совместное хозяйство, но не зарегистрировавшими брак в органах ЗАГС). Также в данный список следует внести бабушек и дедушек, братьев и сестер родителей. Данные изменения позволят наиболее максимально ограничить проявления личного интереса на госслужбе;
- необходимо законодательно урегулировать возможность дальнейшей службы и карьерного роста в случаях повышения в должности близкого родственника и возникновения непосредственного подчинения. Как нам представляется, решением будет предложение подчиненному служащему о переводе в другое подразделение либо повышаемому служащему должности также в ином структурном отделе;
- в существующей редакции ограничение свободы слова, установленное в отношении гражданских служащих п. 10 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не является соразмерным конституционно-значимым целям, указанным в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Хотя сам по себе рассматриваемый запрет может быть сохранен, в данном случае желательно внесение изменений в его формулировку с тем, чтобы нарушением обязательств, связанных с гражданской службой, признавались только случаи распространения заведомо недостоверной информации о деятельности государственных органов и их руководителей.
Также представляется необходимым внести изменения в п. 9 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», оставив в нем запрет на распространение конфиденциальной информации, но изъяв запрет на распространение служебной информации, не являющейся таковой.
- существует необходимость внесения изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который должен устанавливать возможность привлечения к ответственности в виде увольнения лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя и принятых на гражданскую службу, только в случае, если они после приема на службу фактически продолжали осуществлять предпринимательскую деятельность. Также требуется обозначить обязанность данных лиц прекратить статус, кроме того можно также предусмотреть сроки, в течении которых они обязаны будут прекратить статус предпринимателя.
Если в установленные сроки гражданский служащий не осуществил ликвидацию статуса индивидуального предпринимателя, он также, с нашей точки зрения, должен быть уволен со службы даже, если при этом он фактически предпринимательскую деятельность в этот период не осуществлял.
- запрет, содержащийся в п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должен быть расширен путем распространения его и на участие гражданских служащих на платной основе в деятельности органов управления некоммерческих организаций. Необходимые исключения, в том числе и некоммерческих организаций, могут быть установлены федеральным законодательством.
Полагаем, что вышеуказанные дополнения и изменения будут способствовать единообразному применению законодательства в рассматриваемой области, исключат возникновение проблем и вопросов, повысят эффективность применения.
Одним из элементов правового статуса российского гражданина является его возможность участвовать в управлении делами государства и общества, в том числе непосредственно, путем осуществления государственной службы.
В этом конституционно-правовом положении находит свое выражение один из главных признаков права - признак равного масштаба действия юридической нормы на тех или иных лиц. Как отмечается в специально литературе, принцип равенства «был и остается одним из важнейших идеалов справедливого общественного устройства».
Любое государство функционирует на основе специально созданного аппарата, который осуществляет государственное управление. В общем виде государственный аппарат, действующий на профессиональной основе, представляет собой совокупность государственных служащих, объединенных общими целями, задачами и наделенных властными полномочиями по реализации функций, которые на них возложены.
Прохождение государственной службы представляет собой совокупность административно-правовых отношений, возникающих, видоизменяющихся и прекращающихся между государством и гражданином по поводу выполнения публичных функций.
Государственная служба представляет собой сложное, многоплановое явление. Основное назначение государственной службы заключается в эффективном осуществлении функций государственного управления с учетом общественного мнения, с обеспечением прав и свобод человека, направленностью на повышение качества жизни населения.
Государство является специфическим и обособленным политическим институтом, основной целью и смыслом существования которого является осуществление политической власти. Государственная гражданская служба, как и государственная служба в целом, является важнейшим институтом государственного управления, неотъемлемой частью самого государства.
Поскольку гражданская служба является самостоятельным видом государственной службы то, следовательно, характеризуется как общими для государственной службы, так и собственными, специфическими признаками.
Общие признаки заключаются в публичном характере службы и осуществлении ее в форме профессиональной служебной деятельности граждан. Основным общим признаком государственной службы и государственной гражданской службы является социальная значимость деятельности госслужащих, направленной на реализацию публичного интереса.
Таким образом, на основании проведенного исследования государственную гражданскую службу предлагается рассматривать в двух основных аспектах:
- как вид государственной службы - а, следовательно, как вид социально значимой деятельности по обеспечению реализации публичного интереса;
- как профессиональную, осуществляемую постоянно и на платной основе, служебную деятельность компетентных служащих на должностях гражданской службы.
Правовой статус федеральных государственных гражданских служащих содержит в себе совокупность всех прав и обязанностей, ограничений и запретов, которые связаны с федеральной государственной гражданской службой, особых требований к служебному поведению, исключающих конфликт интересов, установленных федеральными законами, нормативными актами государственного органа и служебным контрактом федерального государственного гражданского служащего.
Институт правоограничений, предусмотренных действующим российским законодательством в отношении государственных гражданских служащих, занимает важное место в выполнении задачи построения эффективной модели государственной службы в Российской Федерации.
Данные ограничения можно условно разделить на две группы:
- ограничения, действующие в отношении лиц, желающих заместить должность гражданской службы (например, гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу);
- ограничения, распространяющиеся на лиц, осуществляющих государственно-служебные полномочия (например, гражданин не может оставаться на должности гражданской службы в случае выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства).
Стоит отметить, что в основном ограничения экономического характера направлены на предупреждение коррупции среди госслужащих.
Правовое регулирование ограничений для государственных служащих регулируется базовым законом «О государственной гражданской службе», но не ограничивается только им. Такая необходимость связана с особым статусом госслужащих в управлении государством и решении общественных проблем.
Указанные правовые ограничения являются законным средством сдерживания незаконного поведения государственных гражданских служащих в пределах, установленных законом.
Внешне ограничения и запреты могут казаться недемократической формой регулирования. Но в действительности они позволяют реализовывать человеку свои права и свободы, указывая те границы, за которые переходить недозволительно. Это связано с тем, что подобные нормы формулируются в правовых актах формально определенно и императивно, не допуская многозначного толкования.
Возможность введения ограничений и запретов не противоречит конституционной норме, содержащейся в п. 3 ст. 55 Конституции РФ согласно которой права и свободы человека могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, прав и свобод граждан.
Однако стоит отметить, что на сегодняшний день перечень ограничений, содержащийся в законодательстве о гражданской службе достаточно неоднороден, поскольку не все ограничения объективно вытекают из особенностей государственной службы.
Проведенный анализ ограничений, позволил выявить ряд направлений их совершенствования в сфере государственной гражданской службы. В целом следует отметить, что хотя нормы закона № 79-ФЗ и требуют доработки, он все-таки создал хорошую базу для формирования современного кадрового состава, работа которого должна строиться на очевидных общепризнанных принципах.
Анализ существующих ограничений позволяет прийти к выводу о возможности оказать позитивное влияние на регулирование складывающейся в данном отношении ситуации посредством осуществления соответствующей законодательной работы. Совершенствование ограничений, связанных с гражданской службой, представленных в законодательстве, может предполагать осуществление следующих нормативно-правовых усовершенствований:
- считаем необходимым в Законе о государственной гражданской службе более четко установить требования к стажу при его исчислении, дабы исключить возникновение таких неоднозначных ситуаций, как например, включение в стаж трудовой деятельности юрисконсультом в организации и отказ в учитывании стажа по адвокатской деятельности;
- для исключения конфликта интересов на государственной службе следует обратить внимание на расширение списка родственников сожителями (лицами, ведущими совместное хозяйство, но не зарегистрировавшими брак в органах ЗАГС). Также в данный список следует внести бабушек и дедушек, братьев и сестер родителей. Данные изменения позволят наиболее максимально ограничить проявления личного интереса на госслужбе;
- необходимо законодательно урегулировать возможность дальнейшей службы и карьерного роста в случаях повышения в должности близкого родственника и возникновения непосредственного подчинения. Как нам представляется, решением будет предложение подчиненному служащему о переводе в другое подразделение либо повышаемому служащему должности также в ином структурном отделе;
- в существующей редакции ограничение свободы слова, установленное в отношении гражданских служащих п. 10 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не является соразмерным конституционно-значимым целям, указанным в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Хотя сам по себе рассматриваемый запрет может быть сохранен, в данном случае желательно внесение изменений в его формулировку с тем, чтобы нарушением обязательств, связанных с гражданской службой, признавались только случаи распространения заведомо недостоверной информации о деятельности государственных органов и их руководителей.
Также представляется необходимым внести изменения в п. 9 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», оставив в нем запрет на распространение конфиденциальной информации, но изъяв запрет на распространение служебной информации, не являющейся таковой.
- существует необходимость внесения изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который должен устанавливать возможность привлечения к ответственности в виде увольнения лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя и принятых на гражданскую службу, только в случае, если они после приема на службу фактически продолжали осуществлять предпринимательскую деятельность. Также требуется обозначить обязанность данных лиц прекратить статус, кроме того можно также предусмотреть сроки, в течении которых они обязаны будут прекратить статус предпринимателя.
Если в установленные сроки гражданский служащий не осуществил ликвидацию статуса индивидуального предпринимателя, он также, с нашей точки зрения, должен быть уволен со службы даже, если при этом он фактически предпринимательскую деятельность в этот период не осуществлял.
- запрет, содержащийся в п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должен быть расширен путем распространения его и на участие гражданских служащих на платной основе в деятельности органов управления некоммерческих организаций. Необходимые исключения, в том числе и некоммерческих организаций, могут быть установлены федеральным законодательством.
Полагаем, что вышеуказанные дополнения и изменения будут способствовать единообразному применению законодательства в рассматриваемой области, исключат возникновение проблем и вопросов, повысят эффективность применения.
Подобные работы
- Административно правовой статус государственного гражданского служащего субъекта РФ на примере Алтайского края
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Конституционное право на доступ к государственной службе: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Административно-правовой статус государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Административно-правовой статус государственного
гражданского служащего Российской Федерации
Бакалаврская работа, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО
СЛУЖАЩЕГО
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование трудовых отношений государственных гражданских служащих
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2018 - Формирование кадрового резерва муниципальной службы (на примере
городского округа «город белгород»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ, КАК
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5050 р. Год сдачи: 2017



