Введение 4
1 Теоретические аспекты управления качеством продукции на предприятии 6
1.1 Основные понятия и определения управления качеством 6
1.2 Содержание современных подходов к управлению качеством продукции 13
1.3 Зарубежный опыт управления качеством продукции 20
2 Анализ управления качеством продукции на предприятии ООО «Формикс» 27
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Формикс» 27
2.2 Организация управления качеством продукции 35
2.3 Анализ и оценка результатов управления качеством продукции 41
3 Рекомендации по совершенствованию управления качеством продукции . 51
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию управления качеством
продукции 51
3.2 Расчет экономической эффективности мероприятий по
совершенствованию управлению качеством продукции 53
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложение А Стадии изготовления стальных дверей 63
Приложение Б Проверка качества входных стальных дверей контролерами
ОТК на предприятии ООО «Формикс» 64
Приложение В Виды браков, выявленных после установки дверей на основании претензий и жалоб потребителей 65
Приложение Г Проблемы и предложения по повышению качества стальных дверей и предоставленных услуг 66
Приложение Д Рекомендации по повышению квалификации персонала с целью улучшения качества стальных входных дверей и обслуживания заказчиков 67
Управление качеством продукции является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях и выживаемости предприятия в период экономического кризиса, что и определило актуальность темы бакалаврской работы.
Во-первых, предприятия работают в условиях жесткой конкуренции: на рынке много конкурирующих компаний.
Во-вторых, одним из важнейших факторов, определяющих потребительский выбор является качество.
В-третьих, в условиях рыночной экономики организация системы управления качеством продукции на предприятии означает, что компания стремится к конкурентоспособности и настроена на долгосрочное функционирование на рынке.
В настоящее время очевидно, что, чтобы продукция предприятия была конкурентоспособной, в организации должна вестись постоянная, целенаправленная работа по повышению качества продукции, должен существовать систематический контроль в этой сфере.
На сегодняшний день процесс изучения и внедрения программ повышения качества затрагивает не только собственно проблемы качества продукции и услуг, но и проблемы качества управления, отвечающего за процесс формирования соответствующего уровня качества продукции.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления качеством продукции.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи работы:
- изучить теоретические аспекты управления качеством продукции на предприятии;
- провести анализ управления качеством продукции на анализируемом предприятии;
- разработать мероприятия по совершенствованию управления качеством продукции.
Объект исследования - предприятие ООО «Формикс», расположенное в г. Тольятти, занимающееся производством и реализацией входных стальных дверей.
Предмет исследования - управление качеством продукции предприятия.
Вопросам управления качества продукции посвящены работы многих зарубежных и отечественных ученых: В.Н. Азарова, О.В. Аристова, В.Я. Белобрагина, В.Г. Версана, Г.П. Воронина, С.В. Василевской, В.И. Галеева, Е.А. Горбашко, У.Э. Деминга, Дж.М. Джурана, Р.П. Дикенсона, Д. Демиденко, И.И. Елисеевой, В.В. Ефимова, К. Кано, Т.И. Леоновой, А.Д. Немцева, В.Ю. Огвоздина, В.В. Окрепилова, А.В. Панскова, В.М. Рябцева, Т.А. Салимовой, В.А. Терехина, У.А. Шухарта, Н.С. Яшина и других.
Теоретической и методологической основой исследования являются современные исследования ученых в области управления качеством в Российской Федерации и за рубежом, действующие нормативные правовые акты и нормативные документы ISO и Российской Федерации, а также материалы учебников, периодической печати и Интернет ресурсов.
Информационная база для аналитической части работы представлена учредительными документами предприятия, финансовой, управленческой и кадровой отчетностями за 2018-2020 гг., данными по качеству продукции, представленными Отделом технического контроля (ОТК).
При проведении исследования применялись методы статистической обработки данных, методы сравнительного анализа (расчет абсолютных и относительных отклонений), методы экспертной оценки и др.
Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка используемых источников.
Выпускная квалификационная работа выполнена по материалам предприятия ООО «Формикс», основным видом деятельности которого является производство и реализация входных стальных дверей.
В первой главе работы даны определения понятий «качество продукции (услуг)», «управление качеством», представленные в нормативных документах (ГОСТах, международных и национальных стандартах и т.д.) и отечественными учеными и практиками. Поскольку предприятия работают в жесткой конкурентной среде, качеству продукции (услуг) должно уделяться наибольшее внимание, так как качество является основным фактором в повышении конкурентоспособности продукции и предприятия. В работе рассмотрен механизм управления качеством продукции, элементы системы управления качеством продукции, определено место управление качеством продукции в системе управления предприятием; рассмотрен опыт зарубежных стран (Европы, США, Японии) в управлении качеством продукции (услуг).
Во второй главе представлена краткая характеристика предприятия ООО «Формикс». Показатели работы предприятия в 2020 году в связи с введением пандемии по коронавирусной инфекции и снижением платежеспособного спроса населения и предприятий, снизились по выручке, производительности труда. Производство и установка металлических дверей относится к сложной и ответственной деятельности предприятия. Организация управления качеством продукции включает организацию контроля за приемкой материальных ресурсов, контроля за производством дверей на всех стадиях и контроль готовой продукции. Ответственность за качество работ несут все работники, начиная с директора предприятия, который формирует Политику управления качеством продукции до рабочего, который несет не только моральную, но материальную ответственность за качество выполненных работ.
Анализ и оценка управления качеством на предприятии ООО «Формикс» представлена учетом и анализом видов брака и причин за последние три года, возникших после изготовления дверей. Основные причины, вызвавшие брак готовой продукции и некачественную установку дверей: недостаточная квалификация персонала, в том числе работников ОТК, повышенный износ сварочного оборудования; поступление некачественных материалов от поставщиков (крепежных изделий, фурнитуры и металлопроката). Предприятие занимается повышением квалификации работников, но как показал анализ брака - недостаточно.
Стоимость потерь от брака имеет следующую тенденцию: в 2018 году - 307 тыс. руб.; в 2019 году - 337 тыс. руб. и в 2020 году - 306 тыс. руб. Доля потерь от брака в общих затратах предприятия составила: в 2018году - 1,41%; в 2019 году - 1,35% и в 2020 году - 1,25% - положительная тенденция.
В третьей главе работы рассмотрены мероприятия, направленные на повышение качества входных стальных дверей: предложено заменить морально и физически изношенный сварочный аппарат на новый «Инверторный сварочный аппарат Сварог MMA ARC 630 (J21)» - стоимостью (без НДС) - 140 тыс. руб. Рекомендовано повышение квалификации работников обеспечить за счет обучения в учебных центрах г. Тольятти - 7 человек, в том числе 2 человека из управленческого персонала.
За счет внедрения мероприятий по улучшению качества продукции выручка от реализации продукции планируется увеличить на 20%, суммарно себестоимость продукции и коммерческие расходы увеличатся на 14,36%, что приведен к росту прибыли от продаж и чистой прибыли - почти в 10 раз.
1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ. - Доступ из справочно¬
правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru.
2. ГОСТ Р ИСО 10005- 2019Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент организации. Руководящие указания по планам качества. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. ГОСТ 15467-79 «Межгосударственный стандарт. Управление качеством продукции. Термины и определения».- Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».- Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. ГОСТ 15467-79. Межгосударственный стандарт. Управление качеством продукции. «Основные понятия. Термины и определения».- Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. ИСО 8402:86.Межгосударственный стандарт. «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь».- Доступ из справочно¬правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Белый, Е.М. Управление качеством [Текст] / Е.М. Белый., И.Б. Романова- Ульяновск: УлГЭУ, 2017. - 310 с.
8. Баурина С.Б., Назарова Е.В. Концептуальный подход к обеспечению качества продукции [Текст] / С.Б. Баурина, Е.В. Назарова // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 10 (ч.3). С.390-392.
9. Басовский, Л.Е. Управление качеством. Учебник. [Текст] / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев и др. - Москва: ИНФРА-М, 2017.- 320с.
10. Герасимов, Б.В. Управление качеством [Текст] /Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков. - Москва: Вузовский учебник, 2018. - 64с.
11. Долгов Д.И., Демин С.Н. Качество и конкурентоспособность продукции предприятия. Управление этими показателями. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.econf.rae.ru/pdf/2013/10/2802.pdf
12. Ершов, А. К. Управление качеством [Текст] / А.К. Ершов. - Москва: Университетская книга, Логос, 2017. - 266 c
13. Иванова, Е.А. Управление качеством [Текст] / Е.А. Иванова, В.А. Шлеин. - Москва: РУТ(МИИТ), 2020. - 54 с.
14. Калыгина, Д. М. Управление качеством выпускаемой продукции. [Текст]/ Д.М. Калыгина // Молодой ученый. - 2016. - № 14. -С. 338-341.
15. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом организации[Текст] / Под ред. А.Я. Кибанова. -Москва: Проспект, 2017¬148с.
16. Леонов, О. А. Управление качеством [Текст]/ О.А. Леонов, Г.Н. Темасова, Ю.Г. Вергазова. - Санкт-Петербург: Лань, 2018. - 180 с.
17. Огвоздин, В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики [Текст]/ В.Ю. Огвоздин - Москва: Дело и Сервис, 2016, - 304 с.
18. Постнов, В.В. Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его конкурентоспособность [Текст]/ В.В. Постнов, А.С. Селиверстов и др. // Молодой ученый. - 2017. - № 43. - С. 166-168.
19. Производственный менеджмент/ Под ред. Р. А. Фатхутдинова. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. -491с.
20. Савицкая, Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. [Текст] / Г.В. Савицкая - Москва: ИНФРА-М. - 2016.- 320 с.
предприятии[Текст] / Т. А. Бондарская, Н. В. Злобина, А. Ю. Сизикин. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2016.
22. Хисамова, Э.Д. Обеспечение качества продукции [Текст] / Э.Д. Хисамова, Э.Э. Зайнудинова. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2018. - 170 с.
23. Чубинский, А.Н. Основы управления качеством [Текст] / А.Н. Чубинский, И.М. Батырева, Д.С. Русаков- Санкт - Петербург.: СПбГЛТУ, 2018. -90 с.
24. Шарашкина, Т.П. Средства и методы управления качеством [Текст] / Т.П. Шарашкина. - Саранск:Мордов. гос. ун-т.2013. - 134 с.
25. Управление качеством [Текст] / Е.Н. Михеева, М.В. Сероштан- Москва: Дашков и К, 2017. - 532 с.
26. Управление качеством [Текст] / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев, Н.Ю. Шестопал, Э.А. Андреева. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 331 с.
27. Экономика качества, стандартизации и сертификации [Текст]/ О.А. Леонов, Г.Н. Темасова, Н.Ж. Шкаруба: под общ.ред. О.А. Леонова. - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 251 с.
28. Экономический атлас организации (предприятия) [Текст] / Под ред. В.Я. Позднякова, В.М. Прудникова. -Москва: ИНФРА-М, 2018. -140 с.