Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у детей 6-7 лет культуры взаимоотношений между людьми посредством этических бесед 9
1.1 Понятие формирования культуры взаимоотношений между
людьми в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Роль этических бесед в формировании у детей 6-7 лет культуры
взаимоотношений между людьми 13
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей
6-7 лет культуры взаимоотношений между людьми посредством этических бесед 23
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет культуры
взаимоотношений между людьми 23
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет культуры
взаимоотношений между людьми посредством этических бесед 36
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 6-7 лет культуры
взаимоотношений между людьми 52
Заключение 62
Список используемой литературы 66
Приложения
Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что для современной образовательной системы проблема формирования культуры взаимоотношений между людьми у детей дошкольного возраста чрезвычайно важна. В процессе формирования культуры взаимоотношений между людьми у старшего дошкольника формируется гуманное отношение к миру, реализуется регулятивная функция морали, формируется направленность личности, ее мировоззрение, система нравственных убеждений, что обеспечивает гармонизацию личности и общественных интересов, способствует формированию нравственного поведения.
Проблема формирования культуры взаимоотношений между людьми у детей дошкольного возраста разрабатывалась в психологии и педагогике. Теоретические основы решения проблемы формирования культуры общения широко представлены в целом ряде зарубежных и отечественных психологических исследований: З. Фрейда, Ж. Пиаже, Э. Фромма, Л. Кольберга, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой и др. В педагогической литературе исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных исследованиях А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов формирования культуры общения. При этом особый акцент обращен к изучению проблемы становления базиса нравственности личности, было установлено, что сензитивным периодом для ее становления является период дошкольного детства.
У детей в старшем дошкольном возрасте в процессе общения, установления взаимоотношений со взрослыми развиваются нравственные качества и привычки на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков людей.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны представления, на основе которых у ребенка будут складываться осмысленное отношение к нравственному содержанию поступков людей. Нравственные представления - образцы, ранее воспринятого нравственного поведения, а также образы, созданные продуктивным воображением, формы чувственного отражения действительности в виде наглядно-образного познания.
Эффективным средством формирования у детей 6-7 лет культуры взаимоотношений между людьми является этическая беседа. Об этом говорится в исследованиях С.В. Петериной, И.Н. Курочкиной, А.М. Счастной и др. Целью этической беседы является формирование личности ребенка. В ходе этических бесед на конкретных примерах, в ходе обсуждения и разъяснения как следует поступить в той или иной ситуации общения, ребенок имеет возможность освоить нормы и правила, приобрести опыт осознанного поведения - основу культуры взаимоотношений между людьми.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет культуры взаимоотношений между людьми и недостаточным использованием воспитателями дошкольных образовательных организаций этических бесед в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности этических бесед при организации процесса формирования у детей 6-7 лет культуры взаимоотношений между людьми?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет культуры взаимоотношений между людьми посредством этических бесед».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет культуры взаимоотношений между людьми посредством этических бесед.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет культуры взаимоотношений между людьми.
Предмет исследования: этические беседы как средство формирования у детей 6-7 лет культуры взаимоотношений между людьми.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет культуры взаимоотношений между людьми посредством этических бесед будет эффективен, если:
- разработано содержание этических бесед с учетом возрастных особенностей детей;
- в содержании этических бесед обязательно есть анализ и проецирование поступков людей (детей и взрослых), находящихся в ситуациях установления или поддержания отношений между собой;
- этические беседы включены в содержание совместной деятельности взрослого и детей в образовательном процессе.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры взаимоотношений между людьми.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет культуры взаимоотношений между людьми.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет культуры взаимоотношений между людьми посредством этических бесед.
4. Проанализировать динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет культуры взаимоотношений между людьми.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
- концептуальные положения о детском развитии как присвоении ребенком общественно-исторического опыта в процессе взаимодействия с его носителями - взрослыми Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина;
- теоретические положения М.И. Лисиной о том, что на протяжении дошкольного детства мотив установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми является одним из ведущих, определяющих социальное развитие ребенка;
- теоретические положения С.В. Петериной о том, что этические беседы являются одним из наиболее эффективных методов воспитания культуры общения, как составляющей культуры поведения ребенка дошкольного возраста.
Новизна исследования заключается в том, что определены и содержательно описаны показатели, уровни и особенности формирования у детей 6-7 лет культуры взаимоотношений между людьми.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования этических бесед в формировании у детей 6-7 лет культуры взаимоотношений между людьми.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 6-7 лет культуры взаимоотношений между людьми посредством этических бесед может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МАОУ детский сад № 49 «Весёлые нотки» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 6-7 лет.
Формирование культуры взаимоотношений между детьми является важнейшей частью воспитания детей старшего дошкольного возраста, так как именно в этот период ребенок формируется как личность, которая обладает определенными нравственными качествами. В исследованиях М.И. Лисиной, Л.И. Островской, С.В. Петериной, Н.И. Формановской установлено, что формирование культуры взаимоотношений устанавливает: формирование у детей запаса представлений, касающийся правил и норм общения; наличие у детей умения общаться с окружающими его сверстниками и взрослыми; наличие у ребенка желания вступать в контакт и т.д.
Старший дошкольный возраст - время, когда закладываются основы личности. Ярче проявляются индивидуальные особенности ребенка, его возможности, потребности и способности. Поведение ребенка отражает становление психических процессов и развитие мозга. Основная деятельность ребенка по-прежнему остается сюжетно-игровой, поэтому корректировать поведение малыша нужно с учетом особенностей развития его психических процессов, возраста и способа восприятия.
Эффективным средством формирования у детей 6-7 лет культуры взаимоотношений между людьми является этическая беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь ребёнка к страданиям, переживаниям другого человека. Этическая беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время игры и после неё способствует появлению отклика-сострадания, побуждает ребёнка находить правильные способы проявления сочувствия, оказании помощи. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.
Экспериментальное исследование проходило на базе МАОУ детский сад № 49 «Весёлые нотки» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 6-7 лет.
По итогам констатирующего этапа эксперимента мы сделали следующие выводы. У значительного числа детей 6-7 лет - 12 человек (30%) - выявлен низкий уровень сформированности культуры взаимоотношений между людьми. У большинства детей 6-7 лет - 20 человек (50%) - выявлен средний уровень сформированности культуры взаимоотношений между людьми. У 8 детей 6-7 лет (20%) выявлен высокий уровень сформированности культуры взаимоотношений между людьми.
Исходя их данных, полученных на констатирующем этапе экспериментального исследования, мы сделали вывод, что работа по формированию у детей 6-7 лет культуры взаимоотношений между людьми реализуется педагогами не в полном объеме. Полученные результаты определили необходимость разработки и апробации содержания работы по формированию у детей 6-7 лет культуры взаимоотношений между людьми посредством этических бесед.
Мы разработали содержание 10 этических бесед, в процессе организации которых мы формировали у детей 6-7 лет культуру взаимоотношений между людьми. Мы проводили этические беседы 2 раза в неделю в течение 1,5 месяца. Форма организации была - групповая.
Контрольный этап эксперимента позволил установить, что значимые различия выявлены по всем параметрам у детей 6-7 лет в экспериментальной группе. Так, количество испытуемых с высоким уровнем сформированности эмоционального отношения к нравственным нормам выросло на 20% (с 30% до 50%). Количество же испытуемых с низким уровнем сформированности эмоционального отношения к нравственным нормам, напротив, снизилось на 25% (с 30% до 5%).
В контрольной же группе результаты претерпели незначительные изменения.
Полученные результаты доказывают эффективность разработанного нами содержания работы по формированию у детей 6-7 лет культуры взаимоотношений между людьми посредством этических бесед.
Следовательно, проведенное исследование носит прикладной характер.
Выдвинутая нами гипотеза была подтверждена, задачи исследования решены.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265) // Режим доступа : http://rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html
2. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельноси, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 134 с.
3. Баранец, Н.А. Формирование ценностных ориентаций старшего дошкольника и младшего школьника в современной информационной среде [Текст] / Н.А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. - 2008. - № 7. - С. 75-78.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // Психология развития. - М. : ЧеРо. 2005. - С. 244-248.
5. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст] / Л.Р. Болотина. - М. : Академия, 2015. - 317 с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 2011. - 174 с.
7. Бразговка, Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка [Текст] / Л.П. Бразговка // Этическое воспитание. - 2007. - № 3. - С. 35-40.
8. Волков, Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - 3-е изд. испр. и доп. - М. : Педагогическое общество России, 2010. - 144 с.
9. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. [Текст] / Под ред. А.М. Виноградовой. - М. : Школа - Пресс, 2015. - 396 с.
10. Гаврилова, Т.П. О воспитании нравственных чувств [Текст] / Т.П. Гаврилова. - М. : Просвещение, 2014. - 117 с.
дошкольников [Текст] / Н.Ф. Голованова. - СПб. : Образование, 2014. - 76 с.
12. Захарова, Т.Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников [Текст] / Т.Н. Захарова // Ярославский педагогический вестник - 2013 - № 2 - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 113-117.
13. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - М. : Издательство Московского Университета, 2006. - 279 с.
14. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С.А. Козлова. - М. : Академия, 2015. - 160 с.
15. Короткова, Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности [Текст] / Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007. - № 11. - С. 15-17.
16. Кулагина, И.Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М., 2008. - 465 с.
17. Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей. Конспекты занятий [Текст] / А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. - М. : Издательство Книголюб, 2010. - 123 с.
18. Мартьянова, А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы [Текст] : методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 21-29.
19. Михайлова, Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6-7 лет [Текст]: Автореф. дис. канд. психол. наук / Я.И. Михайлова. - СПб. : ЛИПКТК, 2012. - 36 с.
20. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет [Текст] : Методическое пособие / И.Ф. Мулько. - М. : Творческий центр Сфера, 2015. - 96с.
21. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] : Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 432с.
22. Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание дошкольника [Текст] / В.Г. Нечаева. - М. : Педагогика, 2002. - 192 с.
23. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников [Текст] / Л.Ф. Островского. - М. : Просвещение, 2009. - 251 с.
24. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] : Кн. для воспитателя детского сада / С.В. Петерина. - М. : Просвещение, 1986. - 96 с.
25. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] : Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - 4-е изд. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 291 с.
26. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Б.Д. Эльконина. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 194 с. // Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp-001 .htm#