Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости школьников
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами музыки 9
1.1 Эмоциональная отзывчивость школьников как психолого-педагогическая
проблема 9
1.2 Методы и приемы, способствующие развитию эмоциональной
отзывчивости школьников в процессе слушания музыки 19
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоциональной отзывчивости школьников в процессе слушания музыки 30
2.1 Определение уровня развития эмоциональной отзывчивости школьников
в процессе восприятия музыки 41
2.2 Методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости школьников в
процессе слушания музыки 41
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 55
Выводы по 2 главе 59
Заключение 61
Список литературы 64
Приложение
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами музыки 9
1.1 Эмоциональная отзывчивость школьников как психолого-педагогическая
проблема 9
1.2 Методы и приемы, способствующие развитию эмоциональной
отзывчивости школьников в процессе слушания музыки 19
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоциональной отзывчивости школьников в процессе слушания музыки 30
2.1 Определение уровня развития эмоциональной отзывчивости школьников
в процессе восприятия музыки 41
2.2 Методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости школьников в
процессе слушания музыки 41
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 55
Выводы по 2 главе 59
Заключение 61
Список литературы 64
Приложение
С 7 до 18 лет для ребенка начинается главное в его жизни - это школа. С 7 до 11 - это младшая школа, а с 12 лет - это старшая школа, в этом возрасте формируется психика и физическая сила ребенка. Происходит быстрое развитие детей, появляется чувство ответственности, начинается более интенсивное общение. В школьном возрасте появляются проблемы в развитии детей и самый сложный - это переходный возраст. Перед школой стоит огромная задача обучить ребенка как достойного члена общества, умению лично оценить действительность, понимать свою значимость в окружающем его мире. Искусство - является одним из приоритетов в эмоциональном развитии детей. Эмоциональные чувства проявляются сильнее, искусство оказывает большое влияние на школьника, в его поведении в обществе.
Музыка является одним из сильных видов в искусстве влияющих на проявление эмоций. Эмоции в музыке связывают человека с обществом, влияют на отношение к другим людям, проникают в подсознание и это считается лучшим способом в становлении эмоций у детей. Проведенные исследования доказывают, что в детстве музыка быстрее всех из видов искусств влияет на эмоции, первые нотки человек улавливает с рождения, как говорится «с молоком матери». «Музыка есть, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством», писал Б.М. Теплов. [59, с.120]. Музыкальное содержание - это настроение, проявление эмоций и чувств. Влияние музыки на человека проявляется в высоких чувствах, помогает преодолеть сильный эмоциональный шок, который так или иначе происходит в жизни людей, помогает развитию разума, прививает в детях честность и доброту, развивает духовное восприятие окружающего его мира.
Музыкальный язык очень похож на речь. Интонация речи отображает чувства и мысли говорящего, проявлениям чувств помогают и жесты. Все это помогает понять мысли людей. Речь и музыка связаны на интонации, у них есть осмысленное определение эмоций.
Вопросам эмоциональной отзывчивости уделяется большое внимание в психолого-педагогических исследованиях. Эта проблема рассматривалась в разных контекстах: как психическое явление А.Н. Леонтьев; как эмоциональная черта характера Б.И. Додонов, У. Хартап и др.; как качество человека, выражающееся в его способности к переживанию В.А. Сухомлинский; как способность откликаться на явления окружающей жизни, выражающуюся в поступках и в отношении к людям В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др. Исследования проблемы эмоций эмоциональной отзывчивости и творческого воображения, приобщения детей к эстетическому опыту рассматривали П.К. Анохин, О.А. Апрксина, В.Н. Шацкая, Н.Н. Ветлугина. Многие ученые исследовали различные аспекты эмоциональной отзывчивости в контексте творчества, в частности: значение и моделирование эмоций в процессе художественного восприятия и творчества В.К. Белобородова, В.И. Петрушин, психолого-педагогические основы эмоциональной выразительности Л.И. Божович, К.Е. Изард, А.Е. Ольшанникова и др.
Имея большие теоретические познания, эмоциональная отзывчивость изучена не до конца. Термин «эмоциональная отзывчивость» в музыке изучается многими психологами. Педагоги по вокалу немного выделяют времени на изучение эмоциональной отзывчивости детей. Вокал помогает детям в становлении личности. Пение - это особая роль в становлении музыкальных данных школьников: слух, ритмика, темп и т.д.
Музыкальное искусство помогает эмоционально действовать на ребенка, помогает понять красоту жизни, человека, общества. Эмоциональность, чувствительность - это важное умение человека в осознании собственного «Я». Осознание личных способностей, понимание собственного характера и понимание личных качеств, помогает детям формироваться и утверждаться в обществе. В.А. Сухомлинский о музыке «Музыка, является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека...» [57, с.158]. Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка.чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство.
Начальная школа более доступный возраст для эмоционального развития ребенка, он познает что-то новое, заинтересован тем, что преподают педагоги. Детские эмоции очень сильны и быстро откладываются в памяти ребенка. Ш.А. Амонашвили пишет по этому поводу: ««Находиться под впечатлением» в действительности означает, что человек (и не только ребенок) действует, мыслит, воспринимает мир в соответствии с эмоциональной сутью впечатления. И чем сильнее оказывается впечатление, тем дольше оно может управлять им. впечатление - это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим» [6, с.59].
Музыкальное искусство отображает настоящее в звуках, мелодиях помогая ребенку понять окружающий мир. Музыка помогает эмоционально насыщать ребенка.
Классическая музыка сильна в воспитании школьника. Ребенок начинает размышлять, переживать, открывать новые возможности в общении с людьми.
Оценка эмоционально-эстетических задач, один из важных элементов в воспитании, который зависит от того, как на сколько человек может переживать познание окружающего его мира и проявлять чувство гнева, радости, тревоги, восхищения, печаль, исходя из вышесказанного, становится очевидной актуальность проблемы дипломного исследования.
Тема - «Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости школьников».
Объект исследования - процесс развития эмоциональной отзывчивости школьников.
Предмет исследования - развитие эмоциональной отзывчивости школьников средствами музыки.
Цель исследования - разработать комплекс методов и приемов и доказать их эффективность в работе над развитием эмоциональной отзывчивости школьников.
Задачи:
• анализировать психолого-педагогический материал по проблеме исследования;
• спроектировать комплекс диагностических методик по выявлению уровня развитости эмоциональной отзывчивости школьников;
• разработать и использовать комплекс методов и приемов для развития эмоциональной отзывчивости школьников в процессе слушания музыки;
• провести контрольный срез по выявлению изменений в уровне развитости эмоциональной сферы у школьников.
Гипотеза: эффективность развития эмоциональной отзывчивости
школьников зависит от условий:
• создание положительной обстановки и настроя для проявления эмоциональной отзывчивости школьников в процессе восприятия музыки;
• активное использование разнообразных приемов и методов для развития эмоциональной отзывчивости школьников в процессе восприятия музыки;
• обогащение, имеющихся у школьников знаний об эмоциях и чувствах;
• развитие творческих проявлений через музыкально - игровую деятельность.
Новизна исследования: включает в себя комплекс методов и приемов, который направлен на развитие эмоциональной отзывчивости школьников в процессе слушания музыки.
Практическая значимость: разработанный комплекс методов и приемов может использоваться педагогом начальной школы в ходе урока и внеклассных занятий по музыке.
Методы исследования: анализ методической, психолого¬
педагогической и музыковедческой литературы, наблюдение и обобщение опыта педагога.
Исследование проводилось на базе: ГБПОУ СО «Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой» Отдел дополнительного образования г. Сызрань, Самарская область.
Музыка является одним из сильных видов в искусстве влияющих на проявление эмоций. Эмоции в музыке связывают человека с обществом, влияют на отношение к другим людям, проникают в подсознание и это считается лучшим способом в становлении эмоций у детей. Проведенные исследования доказывают, что в детстве музыка быстрее всех из видов искусств влияет на эмоции, первые нотки человек улавливает с рождения, как говорится «с молоком матери». «Музыка есть, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством», писал Б.М. Теплов. [59, с.120]. Музыкальное содержание - это настроение, проявление эмоций и чувств. Влияние музыки на человека проявляется в высоких чувствах, помогает преодолеть сильный эмоциональный шок, который так или иначе происходит в жизни людей, помогает развитию разума, прививает в детях честность и доброту, развивает духовное восприятие окружающего его мира.
Музыкальный язык очень похож на речь. Интонация речи отображает чувства и мысли говорящего, проявлениям чувств помогают и жесты. Все это помогает понять мысли людей. Речь и музыка связаны на интонации, у них есть осмысленное определение эмоций.
Вопросам эмоциональной отзывчивости уделяется большое внимание в психолого-педагогических исследованиях. Эта проблема рассматривалась в разных контекстах: как психическое явление А.Н. Леонтьев; как эмоциональная черта характера Б.И. Додонов, У. Хартап и др.; как качество человека, выражающееся в его способности к переживанию В.А. Сухомлинский; как способность откликаться на явления окружающей жизни, выражающуюся в поступках и в отношении к людям В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др. Исследования проблемы эмоций эмоциональной отзывчивости и творческого воображения, приобщения детей к эстетическому опыту рассматривали П.К. Анохин, О.А. Апрксина, В.Н. Шацкая, Н.Н. Ветлугина. Многие ученые исследовали различные аспекты эмоциональной отзывчивости в контексте творчества, в частности: значение и моделирование эмоций в процессе художественного восприятия и творчества В.К. Белобородова, В.И. Петрушин, психолого-педагогические основы эмоциональной выразительности Л.И. Божович, К.Е. Изард, А.Е. Ольшанникова и др.
Имея большие теоретические познания, эмоциональная отзывчивость изучена не до конца. Термин «эмоциональная отзывчивость» в музыке изучается многими психологами. Педагоги по вокалу немного выделяют времени на изучение эмоциональной отзывчивости детей. Вокал помогает детям в становлении личности. Пение - это особая роль в становлении музыкальных данных школьников: слух, ритмика, темп и т.д.
Музыкальное искусство помогает эмоционально действовать на ребенка, помогает понять красоту жизни, человека, общества. Эмоциональность, чувствительность - это важное умение человека в осознании собственного «Я». Осознание личных способностей, понимание собственного характера и понимание личных качеств, помогает детям формироваться и утверждаться в обществе. В.А. Сухомлинский о музыке «Музыка, является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека...» [57, с.158]. Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка.чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство.
Начальная школа более доступный возраст для эмоционального развития ребенка, он познает что-то новое, заинтересован тем, что преподают педагоги. Детские эмоции очень сильны и быстро откладываются в памяти ребенка. Ш.А. Амонашвили пишет по этому поводу: ««Находиться под впечатлением» в действительности означает, что человек (и не только ребенок) действует, мыслит, воспринимает мир в соответствии с эмоциональной сутью впечатления. И чем сильнее оказывается впечатление, тем дольше оно может управлять им. впечатление - это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим» [6, с.59].
Музыкальное искусство отображает настоящее в звуках, мелодиях помогая ребенку понять окружающий мир. Музыка помогает эмоционально насыщать ребенка.
Классическая музыка сильна в воспитании школьника. Ребенок начинает размышлять, переживать, открывать новые возможности в общении с людьми.
Оценка эмоционально-эстетических задач, один из важных элементов в воспитании, который зависит от того, как на сколько человек может переживать познание окружающего его мира и проявлять чувство гнева, радости, тревоги, восхищения, печаль, исходя из вышесказанного, становится очевидной актуальность проблемы дипломного исследования.
Тема - «Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости школьников».
Объект исследования - процесс развития эмоциональной отзывчивости школьников.
Предмет исследования - развитие эмоциональной отзывчивости школьников средствами музыки.
Цель исследования - разработать комплекс методов и приемов и доказать их эффективность в работе над развитием эмоциональной отзывчивости школьников.
Задачи:
• анализировать психолого-педагогический материал по проблеме исследования;
• спроектировать комплекс диагностических методик по выявлению уровня развитости эмоциональной отзывчивости школьников;
• разработать и использовать комплекс методов и приемов для развития эмоциональной отзывчивости школьников в процессе слушания музыки;
• провести контрольный срез по выявлению изменений в уровне развитости эмоциональной сферы у школьников.
Гипотеза: эффективность развития эмоциональной отзывчивости
школьников зависит от условий:
• создание положительной обстановки и настроя для проявления эмоциональной отзывчивости школьников в процессе восприятия музыки;
• активное использование разнообразных приемов и методов для развития эмоциональной отзывчивости школьников в процессе восприятия музыки;
• обогащение, имеющихся у школьников знаний об эмоциях и чувствах;
• развитие творческих проявлений через музыкально - игровую деятельность.
Новизна исследования: включает в себя комплекс методов и приемов, который направлен на развитие эмоциональной отзывчивости школьников в процессе слушания музыки.
Практическая значимость: разработанный комплекс методов и приемов может использоваться педагогом начальной школы в ходе урока и внеклассных занятий по музыке.
Методы исследования: анализ методической, психолого¬
педагогической и музыковедческой литературы, наблюдение и обобщение опыта педагога.
Исследование проводилось на базе: ГБПОУ СО «Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой» Отдел дополнительного образования г. Сызрань, Самарская область.
В бакалаврской работе мы исследовали одну из важнейших проблем, которая актуальна на сегодняшний день в практической и теоретической педагогике, это развитие эмоциональной отзывчивости школьников в процессе восприятия музыки. Развитие эмоциональной отзывчивости школьников в процессе восприятия музыкального произведения остается главной задачей.
Современные подходы к руководству в развитии эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста построены в музыкально¬игровой форме. Музыка позволяет развить психологический потенциал эмоциональных переживаний отношения с окружающим миром. Музыка - важный фактор, пробуждающий через механизм интонирующего воздействия и чувство ритма, которые заложены в ребенке при рождении. Полученные знания и умения в музыкально-игровой деятельности это не самоцелью, а важная часть эмоциональной отзывчивости данного произведения.
Для детей школьного возраста эмоциональная отзывчивость в процессе восприятия музыки - это личное качество, проявляющееся в умении к эстетическим переживаниям, в выражении собственных эмоций; в творческом понимании музыки.
Эмоция проявляется в том, что окружающий ребенка мир увеличивает способность к сопереживанию, ребенок становится, более восприимчив к добрым словам, советам, подсказкам.
Изучая и анализируя вопросы проблемы, разработка, апробация комплекса методов и приемов, а затем итоги экспериментальной работы подтверждают правильность предложенной гипотезы, которая способствует развитию эмоциональной отзывчивости школьников в процессе восприятия музыки и будет эффективна при условиях:
• создания положительной обстановки и настроя для проявления эмоциональной отзывчивости школьников в процессе восприятия музыки;
• активного использования разнообразных приемов и методов для развития эмоциональной отзывчивости школьников в процессе восприятия музыки;
• обогащения, имеющихся у школьников знаний об эмоциях и чувствах;
• развития творческих проявлений через музыкально - игровую деятельность.
Все вышеперечисленное, необходимо соблюдать при развитии эмоциональной отзывчивости школьника, которое будет проходить более эффективно, если применять музыкально-игровую деятельность, творческие задания. Экспериментальная работа доказала эффективность предложенных нами педагогических условий, критериев и подбора методик, которые направлены на развитие и формирование эмоциональной отзывчивости школьников в процессе слушания музыки.
Система методов и приемов, творческие и музыкально-игровые задания, опорой которых является связь между сценическим действием и восприятие музыкального произведения, помогли сформировать у детей интерес к учению, интерес к активной учебно -познавательной деятельности, эмоциональные представления, осознать и понимать собственные чувства при восприятии музыки.
Свои знания школьники использовали в разных видах музыкальной деятельности. Методы и приемы, которые мы применяли, помогли раскрыть и активизировать эмоциональный творческий потенциал детей.
Использование подобранной нами методики поэтапного развития эмоциональной отзывчивости учеников 2 класса на контрольном этапе исследования был отмечен высокий уровень у 26% учащихся, средний - 50% учащихся, низкий - 24% детей. Это подтверждает положительную динамику развития эмоциональной отзывчивости школьников в процессе слушания музыки.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что гипотеза о развитии эмоциональной отзывчивости школьников достигнет большего эффекта, подтвердилась, если соблюдать определенные условия, задачи нашего исследования выполнены, поставленная цель достигнута.
Данная работа, может оказать значительную помощь педагогам начальной школы в ходе урока и внеклассных занятий по музыке.
Современные подходы к руководству в развитии эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста построены в музыкально¬игровой форме. Музыка позволяет развить психологический потенциал эмоциональных переживаний отношения с окружающим миром. Музыка - важный фактор, пробуждающий через механизм интонирующего воздействия и чувство ритма, которые заложены в ребенке при рождении. Полученные знания и умения в музыкально-игровой деятельности это не самоцелью, а важная часть эмоциональной отзывчивости данного произведения.
Для детей школьного возраста эмоциональная отзывчивость в процессе восприятия музыки - это личное качество, проявляющееся в умении к эстетическим переживаниям, в выражении собственных эмоций; в творческом понимании музыки.
Эмоция проявляется в том, что окружающий ребенка мир увеличивает способность к сопереживанию, ребенок становится, более восприимчив к добрым словам, советам, подсказкам.
Изучая и анализируя вопросы проблемы, разработка, апробация комплекса методов и приемов, а затем итоги экспериментальной работы подтверждают правильность предложенной гипотезы, которая способствует развитию эмоциональной отзывчивости школьников в процессе восприятия музыки и будет эффективна при условиях:
• создания положительной обстановки и настроя для проявления эмоциональной отзывчивости школьников в процессе восприятия музыки;
• активного использования разнообразных приемов и методов для развития эмоциональной отзывчивости школьников в процессе восприятия музыки;
• обогащения, имеющихся у школьников знаний об эмоциях и чувствах;
• развития творческих проявлений через музыкально - игровую деятельность.
Все вышеперечисленное, необходимо соблюдать при развитии эмоциональной отзывчивости школьника, которое будет проходить более эффективно, если применять музыкально-игровую деятельность, творческие задания. Экспериментальная работа доказала эффективность предложенных нами педагогических условий, критериев и подбора методик, которые направлены на развитие и формирование эмоциональной отзывчивости школьников в процессе слушания музыки.
Система методов и приемов, творческие и музыкально-игровые задания, опорой которых является связь между сценическим действием и восприятие музыкального произведения, помогли сформировать у детей интерес к учению, интерес к активной учебно -познавательной деятельности, эмоциональные представления, осознать и понимать собственные чувства при восприятии музыки.
Свои знания школьники использовали в разных видах музыкальной деятельности. Методы и приемы, которые мы применяли, помогли раскрыть и активизировать эмоциональный творческий потенциал детей.
Использование подобранной нами методики поэтапного развития эмоциональной отзывчивости учеников 2 класса на контрольном этапе исследования был отмечен высокий уровень у 26% учащихся, средний - 50% учащихся, низкий - 24% детей. Это подтверждает положительную динамику развития эмоциональной отзывчивости школьников в процессе слушания музыки.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что гипотеза о развитии эмоциональной отзывчивости школьников достигнет большего эффекта, подтвердилась, если соблюдать определенные условия, задачи нашего исследования выполнены, поставленная цель достигнута.
Данная работа, может оказать значительную помощь педагогам начальной школы в ходе урока и внеклассных занятий по музыке.



