Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами музыки 9
1.1 Эмоциональная отзывчивость школьников как психолого-педагогическая
проблема 9
1.2 Методы и приемы, способствующие развитию эмоциональной
отзывчивости школьников в процессе слушания музыки 19
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоциональной отзывчивости школьников в процессе слушания музыки 30
2.1 Определение уровня развития эмоциональной отзывчивости школьников
в процессе восприятия музыки 41
2.2 Методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости школьников в
процессе слушания музыки 41
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 55
Выводы по 2 главе 59
Заключение 61
Список литературы 64
Приложение
С 7 до 18 лет для ребенка начинается главное в его жизни - это школа. С 7 до 11 - это младшая школа, а с 12 лет - это старшая школа, в этом возрасте формируется психика и физическая сила ребенка. Происходит быстрое развитие детей, появляется чувство ответственности, начинается более интенсивное общение. В школьном возрасте появляются проблемы в развитии детей и самый сложный - это переходный возраст. Перед школой стоит огромная задача обучить ребенка как достойного члена общества, умению лично оценить действительность, понимать свою значимость в окружающем его мире. Искусство - является одним из приоритетов в эмоциональном развитии детей. Эмоциональные чувства проявляются сильнее, искусство оказывает большое влияние на школьника, в его поведении в обществе.
Музыка является одним из сильных видов в искусстве влияющих на проявление эмоций. Эмоции в музыке связывают человека с обществом, влияют на отношение к другим людям, проникают в подсознание и это считается лучшим способом в становлении эмоций у детей. Проведенные исследования доказывают, что в детстве музыка быстрее всех из видов искусств влияет на эмоции, первые нотки человек улавливает с рождения, как говорится «с молоком матери». «Музыка есть, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством», писал Б.М. Теплов. [59, с.120]. Музыкальное содержание - это настроение, проявление эмоций и чувств. Влияние музыки на человека проявляется в высоких чувствах, помогает преодолеть сильный эмоциональный шок, который так или иначе происходит в жизни людей, помогает развитию разума, прививает в детях честность и доброту, развивает духовное восприятие окружающего его мира.
Музыкальный язык очень похож на речь. Интонация речи отображает чувства и мысли говорящего, проявлениям чувств помогают и жесты. Все это помогает понять мысли людей. Речь и музыка связаны на интонации, у них есть осмысленное определение эмоций.
Вопросам эмоциональной отзывчивости уделяется большое внимание в психолого-педагогических исследованиях. Эта проблема рассматривалась в разных контекстах: как психическое явление А.Н. Леонтьев; как эмоциональная черта характера Б.И. Додонов, У. Хартап и др.; как качество человека, выражающееся в его способности к переживанию В.А. Сухомлинский; как способность откликаться на явления окружающей жизни, выражающуюся в поступках и в отношении к людям В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др. Исследования проблемы эмоций эмоциональной отзывчивости и творческого воображения, приобщения детей к эстетическому опыту рассматривали П.К. Анохин, О.А. Апрксина, В.Н. Шацкая, Н.Н. Ветлугина. Многие ученые исследовали различные аспекты эмоциональной отзывчивости в контексте творчества, в частности: значение и моделирование эмоций в процессе художественного восприятия и творчества В.К. Белобородова, В.И. Петрушин, психолого-педагогические основы эмоциональной выразительности Л.И. Божович, К.Е. Изард, А.Е. Ольшанникова и др.
Имея большие теоретические познания, эмоциональная отзывчивость изучена не до конца. Термин «эмоциональная отзывчивость» в музыке изучается многими психологами. Педагоги по вокалу немного выделяют времени на изучение эмоциональной отзывчивости детей. Вокал помогает детям в становлении личности. Пение - это особая роль в становлении музыкальных данных школьников: слух, ритмика, темп и т.д.
Музыкальное искусство помогает эмоционально действовать на ребенка, помогает понять красоту жизни, человека, общества. Эмоциональность, чувствительность - это важное умение человека в осознании собственного «Я». Осознание личных способностей, понимание собственного характера и понимание личных качеств, помогает детям формироваться и утверждаться в обществе. В.А. Сухомлинский о музыке «Музыка, является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека...» [57, с.158]. Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка.чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство.
Начальная школа более доступный возраст для эмоционального развития ребенка, он познает что-то новое, заинтересован тем, что преподают педагоги. Детские эмоции очень сильны и быстро откладываются в памяти ребенка. Ш.А. Амонашвили пишет по этому поводу: ««Находиться под впечатлением» в действительности означает, что человек (и не только ребенок) действует, мыслит, воспринимает мир в соответствии с эмоциональной сутью впечатления. И чем сильнее оказывается впечатление, тем дольше оно может управлять им. впечатление - это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим» [6, с.59].
Музыкальное искусство отображает настоящее в звуках, мелодиях помогая ребенку понять окружающий мир. Музыка помогает эмоционально насыщать ребенка.
Классическая музыка сильна в воспитании школьника. Ребенок начинает размышлять, переживать, открывать новые возможности в общении с людьми.
Оценка эмоционально-эстетических задач, один из важных элементов в воспитании, который зависит от того, как на сколько человек может переживать познание окружающего его мира и проявлять чувство гнева, радости, тревоги, восхищения, печаль, исходя из вышесказанного, становится очевидной актуальность проблемы дипломного исследования.
Тема - «Музыка как средство развития эмоциональной отзывчивости школьников».
Объект исследования - процесс развития эмоциональной отзывчивости школьников.
Предмет исследования - развитие эмоциональной отзывчивости школьников средствами музыки.
Цель исследования - разработать комплекс методов и приемов и доказать их эффективность в работе над развитием эмоциональной отзывчивости школьников.
Задачи:
• анализировать психолого-педагогический материал по проблеме исследования;
• спроектировать комплекс диагностических методик по выявлению уровня развитости эмоциональной отзывчивости школьников;
• разработать и использовать комплекс методов и приемов для развития эмоциональной отзывчивости школьников в процессе слушания музыки;
• провести контрольный срез по выявлению изменений в уровне развитости эмоциональной сферы у школьников.
Гипотеза: эффективность развития эмоциональной отзывчивости
школьников зависит от условий:
• создание положительной обстановки и настроя для проявления эмоциональной отзывчивости школьников в процессе восприятия музыки;
• активное использование разнообразных приемов и методов для развития эмоциональной отзывчивости школьников в процессе восприятия музыки;
• обогащение, имеющихся у школьников знаний об эмоциях и чувствах;
• развитие творческих проявлений через музыкально - игровую деятельность.
Новизна исследования: включает в себя комплекс методов и приемов, который направлен на развитие эмоциональной отзывчивости школьников в процессе слушания музыки.
Практическая значимость: разработанный комплекс методов и приемов может использоваться педагогом начальной школы в ходе урока и внеклассных занятий по музыке.
Методы исследования: анализ методической, психолого¬
педагогической и музыковедческой литературы, наблюдение и обобщение опыта педагога.
Исследование проводилось на базе: ГБПОУ СО «Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой» Отдел дополнительного образования г. Сызрань, Самарская область.
В бакалаврской работе мы исследовали одну из важнейших проблем, которая актуальна на сегодняшний день в практической и теоретической педагогике, это развитие эмоциональной отзывчивости школьников в процессе восприятия музыки. Развитие эмоциональной отзывчивости школьников в процессе восприятия музыкального произведения остается главной задачей.
Современные подходы к руководству в развитии эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста построены в музыкально¬игровой форме. Музыка позволяет развить психологический потенциал эмоциональных переживаний отношения с окружающим миром. Музыка - важный фактор, пробуждающий через механизм интонирующего воздействия и чувство ритма, которые заложены в ребенке при рождении. Полученные знания и умения в музыкально-игровой деятельности это не самоцелью, а важная часть эмоциональной отзывчивости данного произведения.
Для детей школьного возраста эмоциональная отзывчивость в процессе восприятия музыки - это личное качество, проявляющееся в умении к эстетическим переживаниям, в выражении собственных эмоций; в творческом понимании музыки.
Эмоция проявляется в том, что окружающий ребенка мир увеличивает способность к сопереживанию, ребенок становится, более восприимчив к добрым словам, советам, подсказкам.
Изучая и анализируя вопросы проблемы, разработка, апробация комплекса методов и приемов, а затем итоги экспериментальной работы подтверждают правильность предложенной гипотезы, которая способствует развитию эмоциональной отзывчивости школьников в процессе восприятия музыки и будет эффективна при условиях:
• создания положительной обстановки и настроя для проявления эмоциональной отзывчивости школьников в процессе восприятия музыки;
• активного использования разнообразных приемов и методов для развития эмоциональной отзывчивости школьников в процессе восприятия музыки;
• обогащения, имеющихся у школьников знаний об эмоциях и чувствах;
• развития творческих проявлений через музыкально - игровую деятельность.
Все вышеперечисленное, необходимо соблюдать при развитии эмоциональной отзывчивости школьника, которое будет проходить более эффективно, если применять музыкально-игровую деятельность, творческие задания. Экспериментальная работа доказала эффективность предложенных нами педагогических условий, критериев и подбора методик, которые направлены на развитие и формирование эмоциональной отзывчивости школьников в процессе слушания музыки.
Система методов и приемов, творческие и музыкально-игровые задания, опорой которых является связь между сценическим действием и восприятие музыкального произведения, помогли сформировать у детей интерес к учению, интерес к активной учебно -познавательной деятельности, эмоциональные представления, осознать и понимать собственные чувства при восприятии музыки.
Свои знания школьники использовали в разных видах музыкальной деятельности. Методы и приемы, которые мы применяли, помогли раскрыть и активизировать эмоциональный творческий потенциал детей.
Использование подобранной нами методики поэтапного развития эмоциональной отзывчивости учеников 2 класса на контрольном этапе исследования был отмечен высокий уровень у 26% учащихся, средний - 50% учащихся, низкий - 24% детей. Это подтверждает положительную динамику развития эмоциональной отзывчивости школьников в процессе слушания музыки.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что гипотеза о развитии эмоциональной отзывчивости школьников достигнет большего эффекта, подтвердилась, если соблюдать определенные условия, задачи нашего исследования выполнены, поставленная цель достигнута.
Данная работа, может оказать значительную помощь педагогам начальной школы в ходе урока и внеклассных занятий по музыке.
1. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Теория музыкального образования [Текст]: учебник / Э.Б. Абдуллин. - 2-е. изд. - М.: МГПУ, 2013. - 432 с.
2. Алиев Ю. Б. История музыкального образования: Новые исследования [Текст] / В. И. Адищев / Музыковедение. - 2013. - №2. - 41с.
3. Алимская, Л.Ф. Музыкальное воспитание во внеурочной деятельности /Л.Ф. Алимская/ Начальная школа: журнал. - 2014. - №11. - 62с.
4. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта: «БХВ-Петербург»; Санкт-Петербург; 2012. - 147с.
5. Андреенко Т. А., Алекинова О. В. Развитие эмоциональной
отзывчивости старших дошкольников. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 96с.
6. Амонашвили Ш. А. А62 Как живете, дети? Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1986 - 176с.: ил.
7. Бакланова Т.И. «Обучение в 2 классе по учебнику «Музыка» Т. И.
Баклановой. Методическое пособие», Бакланова Т.И. - М.: АСТ:
Астрель, 2014. - 160с.
8. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2015. - 349 с.
9. Борщевская, А.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников /А.Ю. Борщевская/ Наука и школа: журнал. - 2013.- №3. - 121с.
10. Бугаева, З.Н. Веселые уроки музыки [Текст]: пособие / З.Н.Бугаева. - М., Аст, 2013. - 383с.
11. Булучевский, Ю.В. Краткий музыкальный словарь для учащихся [Текст]: пособие /Ю.В. Булучевский, - Санкт - Петербург: Музыка, 2012г. - 461с.
12. Вильшанская А.Д. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Я и мои чувства, настроение, эмоции. Изд. Школьная пресса, 2013. - 20с.
13. Возможно ли участие младшего школьника в исследовательской деятельности? /Начальное образование: журнал. - 2013. - №5. 3-6с.
14. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.
15. Григорьева О.А. Школьная театральная педагогика: Учебное пособие /О.А. Григорьева. - СПб: Лань, 2015. - 256c.
16. Гусейнова А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка /А.С. Гусейнова. - М.: Ленанд, 2014. - 320c.
17. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст]: пособие /Л.Г. Дмитриева. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 240с.
18. Добронравова О.В. Теоретические аспекты развития художественно- творческой активности младших школьников [Текст]: пособие /О.В. Добронравова. - Журнал «Педагогическое образование и наука» - 2013. - № 6. - 88с.
19. Дусавицкий, А.К. Урок в начальной школе. Реализация системно - деятельностного подхода к обучению [Текст] / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк. М., Вита-пресс, 2015. - 263 с.
20. Жакович, Валентина Веселые уроки музыки / Валентина Жакович. - М.: Феникс, 2013. - 160c.
21. Жигалова Л.А. Современная концепция программы Д.Б.Кабалевского: конспекты уроков и внеклассных занятий. Волгоград: Учитель, 2013. - 171с.
22. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник /Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа - М, НИЦ ИНФРА - М, 2013. - 448c.
23. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288с.
24. Ильин Е. Эмоции и чувства. Питер. - 2017. - 1340с.
25. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1983г.
26. Клемяшова Е.М. Погружение в мир природы и музыки: [арттехнологии в воспитании младших школьников] /Е.М. Клемяшова/ Начальная школа: журнал. - 2014. - №3. - 58с.
27. Ковалев А.Г. О чувствах и эмоциях /А.Г. Ковалев/ 1957. - № 4. - 19с.
28. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М.
Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д.: Издат. центр МарТ, 2015. - 448 с.
29. Кравцов, Г.Г. Психологические проблемы начального образования [Текст] / Г.Г. Кравцов. - Красноярск: изд-во Красноярского ун-та, 2014. - 211 с.
30. Критская, Е.Д., Школяр, Л.В. Традиции и новаторство в музыкально -
эстетическом образовании [Текст]: пособие/ Е.Д.Критская,
Л.В.Школяр. - М: Флинта, 2012г.
31. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М.: Генезис. 2012. - 208 с., илл.
32. Кульневич, С.В. Анализ урока в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов /С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - М.: Учитель, 2013. - 256 с.
33. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под ред. Рузской А.Г. - М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж, НПО Модэк, 2014. - 384 с.
34. Мещанова Л.Н., Козинская О.Ю. Тезаурус учителя музыки. - Саратов: 2015. - 53с.
35. Музыка в школе. 2 класс / Хрестоматия авторы - составители Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская - 2-е изд. М.: Музыка, 1980 - 112с., нот.
36. Музыка в школе. Выпуск 2. - М.: Музыка, 2014. - 12 с.
37. Мурзина, Н.П. Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога [Текст] /Н.П. Мурзина // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 6. - С.5
- 13.
38. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Педагогика, 2013. - 362 с.
39. Надолинская, Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе /Т.В. Надолинская. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 232с.
40. Надолинская, Т.В. На уроках музыки о литературе и искусстве / Т.В. Надолинская. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 192с.
41.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата /Л.Ф. Обухова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 460с.
42.О.В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению» Учебно-методическое пособие. СПб: «Музыкальная палитра», 2005. - 47.
43.Осеннева, М.С. Теория и методика музыкального воспитания [Текст]: учебное пособие / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. - 2-е изд. - М.: Академия, 2013. - 272с.