Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Интертекстуальность как коммуникативный ресурс глянцевых журналов 10
1.1 Глянцевые журналы как тип издания 10
1.2 Интертекстуальность как текстовый коммуникативный ресурс
Глава 2 Интертекст как инструмент решения коммуникативной задачи в глянцевых журналах 33
2.1 Типологическая характеристика глянцевых журналов 33
2.2 Интертекстуальность как коммуникативный ресурс глянцевых журналов 46
Заключение 66
Список используемой литературы и используемых источников 68
Глянцевые журналы сильно изменились за три с половиной века своего существования. Из маленьких чёрно-белых альбомов с картинками, напечатанных на шершавой желтоватой бумаге, они превратились в красочные иллюстрированные издания о моде, красоте и роскошной жизни, которые в период развития общества потребления стали инструментом формирования образа жизни читателей. В научной статье «Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность» профессор кафедры социологии культуры и коммуникаций СПбГУ В. И. Ильин, рассматривая процесс формирования определенных ценностей и установок в условиях массового потребления материальных благ, отмечает что, влияние модной индустрии «выходит далеко за пределы рынка одежды, оно подчиняет себе потребление услуг СМИ, произведений литературы и искусства, автомобилей, компьютеров, жилищ, интерьеров, форм проведения досуга и т.д.» [36, с. 34]. Согласно его мнению, глянцевые издания в современном обществе стремятся существенно расширить свое воздействие на аудиторию: не только знакомя читателей с модными трендами, но и формируя ее морально-нравственные и социальные ориентиры, а также объединяя людей, имеющих похожие идеи и ценности.
Расширение влияния невозможно без наличия постоянной лояльной аудитории, которая готова прислушиваться к советам редакции журнала. Из этого следует, что редакциям глянцевых журналов необходимо «завоевывать» аудиторию уже на стадии создания материала. Текст, созданный с учетом запросов, потребностей и интересов читателей, способен привлечь их внимание, а затем имплицитно повлиять на их взгляды или убеждения.
Взаимное влияние глянцевых журналов и их целевой аудитории друг на друга как тенденция отмечена в отраслевом отчете «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2019 году» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям: «успех любого журнала в решающей степени определяет наличие именно эксклюзивного контента, который целевым образом ориентирован на своего нишевого читателя. Журналы стали более индивидуальны, поэтому российские издатели все чаще отказываются от выпуска журналов общей тематики, больше концентрируясь на нишевых изданиях» [115]. Так, кастомизация становится тенденцией как в журнальной периодике в целом, так и в глянцевых журналах в частности.
Как правило, глянцевые журналы ориентированы на читателей, имеющих высокий доход и занимающих высокое положение в обществе, и на людей, стремящихся попасть в эту категорию. Следовательно, успех журнала напрямую зависит от того, понимает ли редакция журнала цели и запросы своей аудитории, знает ли ее культурный код и способна ли вырабатывать соответствующие ему подходы к созданию контента. В тексте возможности сегментирования аудитории заключены не только на уровне содержания, но и в выразительных ресурсах, поскольку организовать коммуникацию со «своими» за счет общего культурного кода и отделить «чужих» помогает такой текстовый ресурс как интертекстуальность. Это подтверждает закрепление за интертекстом апелятивной и фатической функций, направленных на установление контакта с целевой аудиторией.
В современной науке такой аспект как использование интертекста для решения коммуникативной задачи применительно к глянцевым журналам исследован слабо. Хотя его осмысление может расширить представление о культурном коде читателей данного типа журналов и о коммуникативных возможностях интертекста. Это доказывает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является интертекстуальность в медиатексте.
Предметом - интертекстуальность как коммуникативный ресурс в глянцевых журналах.
Цель исследования: на основе исследования материалов глянцевых журналов выявить характеристики интертекстуального дискурса и своеобразие использования интертекста различными глянцевыми журналами для решения коммуникативной задачи.
Задачи:
1. Систематизировать представления ученых об интертексте как свойстве медиатекста и о глянцевом журнале как типе издания.
2. Основываясь на научных концепциях о глянцевом журнале как типе издания и результатах типологического анализа журналов Cosmopolitan, ELLE, ELLE Girl, Vogue, GQ и Maxim, обосновать их принадлежность к одной типологической группе.
3. Установить интертекстуальные включения в материалах глянцевых журналов, определить их месторасположение и, используя количественный метод, классифицировать претексты.
4. Полученные результаты соотнести с описаниями целевой аудитории журналов и установить роль интертекста в решении коммуникативной задачи.
Эмпирическую базу исследования составили pdf-версии глянцевых журналов, вошедших в рейтинги самых цитируемых по версии компании «Медиалогия»: Cosmopolitan, ELLE, ELLE Girl, Vogue, GQ и Maxim.
Хронологические рамки исследования включают период с 1 января 2018 по 1 мая 2021. Данный период позволяет не только рассмотреть единичные случаи использования интертекста, но и выработать обобщающие выводы об использовании интертекста в материалах современных глянцевых журналов.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды по типологии СМИ и проблеме интертекстуальности. При характеристике глянцевых журналов мы опирались на научные труды М. В. Шкондина «Периодическая печать: системные основы типологии», О. В. Ромаха и А. А Слепцовой «Содержание и структура глянцевых изданий» и «Глянцевый журнал как жанр современной массовой культуры», книгу М. А. Скульской «Мода. Самое человечное из искусств». На формирование концепции выпускной квалификационной работы оказали влияние научные работы, посвященные интертекстуальности как свойству текста: М. М. Бахтина «Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве», Ю. М. Лотмана «Статьи по семиотике культуры и искусства» и «Семиотика культуры и понятие текста», Н. Пьеге-Гро «Введение в теорию интертекстуальности», Т. Ф. Плехановой «Текст как диалог», И. П. Ильина «Стилистика интертекстуальности: теоретические аспекты» и Н. В. Тишуниной «Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований».
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы: библиографический метод - для отбора научных источников по теме исследования, метод критического изучения источников - для систематизации современных теоретических представлений о глянцевых журналах и об интертекстуальности, теоретико-типологический метод - для характеристики глянцевых журналов как типа изданий, количественный анализ - для классификации претекстов, коммуникативный анализ - для выявления коммуникативной роли интертекстуальных включений.
Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть использованы в журналистской практике, в том числе, в журналах, стремящихся обеспечить узнаваемый формат своему изданию и сформировать постоянный интерес как целевой, так и потенциальной аудитории, а также в учебном процессе студентов-журналистов - в дисциплинах, посвященных специфике современного медиатекста.
Апробация исследования. Результаты проведенного исследования были представлены на Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 2018 г.); на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (г. Москва, 2019, 2020); научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2019, 2021), тезисы докладов опубликованы в сборниках конференций.
1. Марчукова, С. С. Семиотическая игра на страницах журнала GQ // Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы», 25-26 октября 2018 г. / под общей редакцией профессора В. В. Тулупова. Воронеж, 2018. С.120-121.
2. Марчукова, С. С. Интеллектуальная игра как способ взаимодействия с читателем (на примере журнала GQ) // Молодежь. Наука. Общество : Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, 5 декабря 2018 года) : сборник студенческих работ / отв. за вып. С. Х. Петерайтис. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2018. С. 81-82.
3. Марчукова, С. С. Интертекстуальность и визуализация в фэшн-журналистике (на примере журнала Vogue) // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2019» / отв. ред. И. А. Алешковский, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. Москва: МАКС Пресс, 2019. URL: https://lomonosov-
msu.ru/archive/Lomonosov_2019/data/info.htm,
4. Марчукова, С. С. Специфика интертекстуальности в журналах гендерной направленности (на примере журналов Maxim и Cosmopolitan) // Студенческие Дни науки в ТГУ : научно-практическая конференция (Тольятти, 1-30 апреля 2019 года) : сборник студенческих работ / отв. за вып. С. Х. Петерайтис. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2019. С.593-596.
5. Марчукова, С. С. Коммуникативная направленность молодежных журналов (на примере журнала Elle girl) // Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы», 24-25 октября 2019 г. / под общей редакцией профессора В. В. Тулупова. Воронеж, 2019. С.164-166.
6. Марчукова, С. С. Коммуникативный формат журнала ELLE / С. С. Марчукова // Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы», 23 октября 2020 г. / под общей редакцией профессора В. В. Тулупова. Воронеж, 2020. С.21-23.
В соответствии с целью и задачами бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается выбор и актуальность темы; обозначаются объект и предмет исследования; определяются цель и задачи; характеризуется теоретико-методологическая база и методы исследования; обозначается эмпирическая база, а также практическая значимость работы. Основная часть включает две главы. В первой главе «Интертекстуальность как коммуникативный ресурс глянцевых журналов» систематизированы теоретические представления о глянцевом журнале как типе издания, об интертекстуальности, интериконичности, интердискурсивности и интермедиальности как коммуникативных ресурсах медиатекстов, охарактеризованы функции интертекста. Во второй главе «Интертекст как инструмент решения коммуникативной задачи в глянцевых журналах» представлен анализ интертекстуальных включений, используемых в материалах глянцевых журналов, ориентированных на разную целевую аудиторию, даны оценки использования интертекстуальности с точки зрения решения коммуникативной задачи. В заключении сделаны выводы по теме исследования и обозначены перспективы дальнейшей разработки темы.
Ведущей тенденций медиапроизводства в XXI веке является кастомизация, то есть подготовка и выпуск информационных продуктов, максимально ориентированных на потребности и ожидания конкретных сегментов аудитории. В условиях острой конкуренции внутри системы СМИ и конкуренции СМИ с новыми медиа максимальная корреляция информационного дискурса с запросами, привычками и языковыми ожиданиями читателей становится обязательным требованием, соблюдение которого обеспечивает успешность изданий. Если СМИ создает полезный, понятный и интересный конкретному сегменту аудитории продукт, то тем самым оно обеспечивает установление надежных коммуникативных связей с аудиторией, за что последняя платит устойчивым спросом на конкретное издание.
Одним из коммуникативных инструментов, ориентированных на отделение «своих» от «чужих» и создание устойчивой коммуникации с узкой целевой аудиторией, становится интертекстуальность. Ведь благодаря аппелялитивной, фатической (контактоустанавливающей) и поэтической (развлекательной) функциям интертекст способен привлечь внимание определенной аудитории, установить контакт между автором и читателем и превратить чтение материала в увлекательную интеллектуальную игру. Сегодня интертекстуальность, в основном, используется в глянцевой журнальной периодической печати. Так как именно у редакций этого типа изданий, ориентированных на конкретную целевую аудиторию, обладающую известными и понятными возрастными, социальными, гендерными, характеристиками, есть возможность изучать культурный тезаурус читателей и опираться на него как на «культурный код», доступный декодированию в процессе коммуникации.
Анализ интертекста в Cosmopolitan, ELLE, ELLE Girl, Vogue, GQ и Maxim показал, что глянцевые журналы чаще всего обращаются к произведениям популярной культуры. Усиление значимости визуального образа в отражении действительности выводит на первый план претексты из сферы кино: фильмы и телесериалы. Можно заметить, что в качестве «культурного кода» для общения с аудиторией выбираются произведения с довольно предсказуемым сюжетом, как правило, в жанре боевика (в мужских изданиях) или романа (в женских изданиях).
Претексты из сферы литературы, как правило, лежат в поле школьной программы по литературе, либо являются бестселлерами. Аллюзии и ссылки на интеллектуальные романы и авторское кино редко попадают на страницы глянцевых журналов. Только авторы Vogue и GQ использует в качестве претекстов произведения не массовой литературы, заставляя тем самым читателей думать и искать дополнительные смыслы в материалах. В целом, «культурный код», который транслируется через интертекст в современных глянцевых журналах, ориентирован не на глубокую эрудицию и связан с базовыми для любого человека понятиями дружбы, семьи, любви.
Результаты данного исследования могут быть полезны как в теоретическом, так и практическом плане. В теоретическом - они обогащают научные представления о современном интертекстуальном дискурсе, а также о возможностях использования интертекста как коммуникативного инструмента, который может быть использован авторами глянцевых журналов и других СМИ в ответ на понимание культурного кода читателей. В практическом - содержат полезные рекомендации по использованию конкретных интертекстуальных включений как коммуникативного инструмента текста.
1. Арнольд И. В. Проблемы интертекстуальности // Вестник СПбГУ. Серия 2: история, языкознание, литературоведение, 1992. № 4. С. 53-66.
2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М. : Прогресс, 1989. 616 с.
3. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М. : Художественная литература, 1975. 504 с.
4. Бахтин М. М. Человек в мире слова. М. : Российский открытый университет, 1995. 140 с.
5. Бегущий по лезвию // GQ. 2021. № 2. С. 64
6. Беньямин В. Учение о подобии: медиаэстетические произведения. М. : Издательский центр РГГУ, 2012. 290 с.
7. Блондинка и ее законы // Cosmopolitan. 2021. № 1. С. 67
8. Бог молний // Maxim. 2019. № 10. С. 57
9. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М. : Республика; Культурная революция, 2006. 269 с.
10. Большие города // Maxim. 2021. № 3. С. 91
11. Вокруг света за L дней // ELLE. 2020. № 2. С. 193
12. Все в сборе // Maxim. 2020. № 9. С. 39
13. Все средства хороши // Cosmopolitan. 2020. № 2. С. 111
14. Выживут только любовники // Vogue. 2021. № 3. С. 35
15. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ: лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 352 с.
...