Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Шуровня посредством режиссерских игр 8
1.1 Особенности развития диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.2 Характеристика режиссерских игр как средства развития диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 17
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством режиссерских игр 24
2.1 Выявление уровня развития диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.2 Содержание и организация работы по развитию диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством режиссерских игр 37
2.3 Определение динамики уровня развития дилогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 46
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложения 60
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом (А.В. Запорожец, М.И. Лисина). Основной формой общения является диалог, реализуемый речевыми средствами. В нем на основе понимания воспринимаемой речи и речевой практики формируется речь. Коммуникацию ребенка с взрослым невозможно представить без свободного овладения дошкольником диалогической речью, а также без применения невербальных и вербальных средств общения. У дошкольников необходимо развивать диалогическую речь, для этого крайне важно сформировать активную позицию участника речевого общения.
Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов (А.В. Брушлинский, Г.М. Кучинский, А.М. Матюшкин и др.). При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.). Существует и обратная зависимость - недоразвитие речевых средств снижает уровень общения (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С. А. Миронова и др.).
У детей, имеющих общее недоразвитие речи, позднее происходит развитием психических процессов, также замедленно проходит формирование навыков коммуникации. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию коммуникативной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями.
При достаточном исследовании и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи проблема изучения и развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи изучена не в полной мере (Н.К. Усольцева, И.С. Назметдинова, А.В. Чулкова, А.А. Соколова).
В связи с этим исследование специфики диалогической формы речи детей с общим недоразвитием речи, определение способов и средств ее развития представляется актуальным.
К средствам развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи можно отнести режиссерские игры. Они позволяют активизировать словарь, грамматический строй, диалог. Однако изучение психолого-педагогической литературы и опыта учителей-логопедов способствовало определению противоречия между необходимостью развития диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной разработанностью содержания коррекционно-педагогической работы по развитию диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством режиссерских игр.
В связи с этим возникла потребность теоретического обоснования и экспериментального изучения возможности развития диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством режиссерских игр.
Выявленное противоречие определило проблему исследования: каковы возможности режиссерских игр как средства развития диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность режиссерских игр как средства развития диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования - процесс развития диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - режиссерские игры как средство развития диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня будет эффективен:
• при поэтапной организации в совместной деятельности воспитателя с детьми режиссерских игр как средства коррекционно-развивающей работы;
• при определении приемов руководства режиссерскими играми, направленных на развитие компонентов диалогической речи;
• при обогащении развивающей предметно-пространственной среды игровыми материалами (игровые поля, макеты, игрушки-персонажи) для режиссерских игр по мотивам мультфильмов.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс коррекционно-педагогической работы по развитию диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством режиссерских игр, определить степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень развития диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить и апробировать содержание и методы работы по развитию диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством режиссерских игр.
Теоретической основой исследования явились:
• исследования в области развития диалогической речи детей дошкольного возраста (И.С. Назметдинова, А.А. Соколова, Н.К. Усольцева, А.В. Чулкова);
• исследования в области развития режиссерской игры у детей дошкольного возраста (Е.Е. Кравцова, О.В. Солнцева);
• исследования в области коррекционно-педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: анализ психолого-педагогической и методической литературы; систематизация, обобщение, анализ фактических данных; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования заключается в обосновании режиссерской игры как средства развитии диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе выделены содержание и методы развитии диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, которые рассматриваются в контексте овладения детьми режиссерской игрой.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы воспитателями, педагогами-психологами, учителями-логопедами для развития диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с №171 «Крепыш» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 15 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников). Текст содержит 12 таблиц, 1 рисунок.
Проведенное исследование, посвященное развитию диалогической речи детей 5-6 лет с ОНР III уровня, позволило сделать следующие выводы.
Анализ теоретических основ проблемы подтверждает, что развитие диалогической речи детей 5-6 лет с ОНР III уровня является актуальной в настоящем времени. Результаты исследований Н.К. Усольцевой, И.С. Назметдиновой, А.В. Чулковой, А.А. Соколовой свидетельствуют о возникновении у детей с ОНР затруднений в ситуациях, когда нужно задать или ответить на вопросы. Также исследователи отмечали низкий уровень использования речевого этикета и реплицирования в диалогической речи детей с ОНР.
Результаты, полученные нами на констатирующем этапе эксперимента, подтверждают данные указных исследований. Диагностика уровня развития диалогической речи детей 5-6 лет с ОНР III уровня определила, что 47% детей имеют низкий уровень. Это проявляется в неумении детей 5-6 лет с ОНР III уровня задавать вопросы, отвечать на них, низком уровне речевого этикета, неумении поддержать диалог.
Формирующий эксперимент был направлен на проверку положение гипотезы. Процесс развития диалогической речи детей 5-6 лет с ОНР III уровня осуществлялся:
• при поэтапной организации в совместной деятельности воспитателя с детьми режиссерских игр как средства коррекционно-развивающей работы;
• с использованием приемов руководства режиссерскими играми, направленных на развитие компонентов диалогической речи;
• при обогащении развивающей предметно-пространственной среды игровыми материалами (игровые поля, макеты, игрушки-персонажи) для режиссерских игр по мотивам мультфильмов.
Результаты контрольного среза свидетельствуют об эффективности использования режиссерских игр как средства развития диалогической речи детей 5-6 лет с ОНР III уровня, так как была достигнута положительная динамика.
После проведения формирующего эксперимента количество детей со средним уровнем развития диалогической речи увеличилось на 33%, с высоким уровнем - на 13%. Важно отметить, что низкий уровень не был выявлен. Дети 5-6 лет с ОНР III уровня овладели такими умениями как: отвечать на вопрос, задавать вопросы. Значительно повысился уровень речевого этикета, умение реплицирования, составления и поддержания диалога.
Таким образом, цель исследования была достигнута, поставленными нами задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2017. - №5. - С. 51-61.
2. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова. - М : УРСС : Едиториал УРСС, 2014. - 571 с.
3. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1995. - 77 с.
4. Гаспарова, Е.М. Режиссёрские игры дошкольников с отклонениями в поведении [Электронный ресурс] // В кн.: Игра и развитие личности дошкольника. / Е.М. Гаспарова - М.: АПН СССР, 1990. - С. 94-107 // URL: http://igrashkolaslnovoselovoy.narod.ru701/RI s otkl v poved.pdf
5. Глухов, В.П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи [Текст] / В.П. Глухов. - М. : Союз, 2007. - 156 с.
6. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст] / Под ред. О.Я. Гойхман. - М.: Инфа, 2006. - 272 с.
7. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург, 2006. - 316 с.
8. Земская Е.А Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. [Текст] / Е.А. Земская, Е.Н. Ширяев, М.В. Китайгородская. - М., 1981. - 273 с.
9. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление [Текст] / Г.М. Кучинский. Минск: Университетское, 2002. - 120 с.
10. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: КАРО, 2004. - 160 с.
11. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. - М.: Просвещение, 2016. - 159 с.
12. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2000. - 367 с.
13. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / A. А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1995. - 214 с.
14. Лепская, Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации [Текст] / Н.И. Лепская. - РГГУ, 2013. - 311 с.
15. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. B. Н. Ярцевой. - М.: Наука, 2015. - 682 с.
...