Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1. Комплексная характеристика детей с умственной отсталостью 7
1.2. Анатомо-физиологические особенности ЦНС у детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития 11
1.3. Особенности становления и развития двигательной сферы умственно отсталых детей 14
1.4. Влияние занятий баскетболом на формирование двигательных действий детей с УО 18
Выводы по главе 24
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 26
2.2. Организация исследования 29
Выводы по главе 30
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Методика с применением средств баскетбола для детей с легкой степенью умственной отсталостью 31
3.2. Оценка влияние методики на развитие двигательных способностей детей с легкой степенью умственной отсталостью 36
Выводы по главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Большое внимание к категории лиц с умственной отсталостью не случайно, так как по последним данным их количество увеличивается. По статистическим сведениям, 60 % детей из всех детей с отклонениями в состоянии здоровья -это дети с умственной отсталостью. По данным А.Ю. Асанова [2016] «большинство умственно отсталых детей (75-80%) страдают олигофренией».
Согласно учениям Неретиной Т.Г. «Многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют умственно отсталые дети. К этой категории относятся дети, у которых вследствие органически обусловленного недоразвития либо раннего повреждения головного мозга отмечается общее психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуального дефекта. Причем данное нарушение носит стойкий, необратимый, непрогрессирующий характер и ведет к трудностям социальной адаптации» [25].
Елецкая О.В. дает следующее понятие: «Умственная отсталость - это стойкое необратимое нарушение психического, в первую очередь, интеллектуального развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга. По мнению данных авторов, к существенным признакам понятия умственная отсталость относятся органическая обусловленность нарушений психического развития, стойкость нарушений, их необратимость к норме, нарушение преимущественно познавательной сферы» [17].
По данным Стребелевой Е. А. «различные подвижные и спортивные игры способствуют развитию двигательных способностей. Спортивная игра баскетбол, также в большой степени влияет на развитие двигательных способностей. Кроме того, она влияет на все сферы жизнедеятельности детей и подростков, имеющих умственную отсталость. Использование в адаптивном физическом воспитании средств баскетбола, способствует укреплению состояния здоровья детей, повышению функциональных возможностей организма, коррекции двигательной сферы данной категории детей. При этом игровая деятельность повышает интерес у детей и подростков к занятиям, тем самым способствует удовлетворению их естественной потребности в движении» [38].
Объект - процесс обучения двигательным способностям учащихся младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет - методика, направленная на обучения двигательным способностям учащихся младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, средствами баскетбола.
Цель работы - изучить процесс обучения двигательным способностям учащихся младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с применением баскетбола.
Задачи
1. Теоретически обосновать влияние баскетбола на процесс обучения двигательным способностям учащихся младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
2. Разработать и внедрить методику с применением баскетбола, направленную на обучения двигательным способностям учащихся младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
3. Определить эффективность влияния разработанной методики с применением баскетбола обучения двигательным способностям учащихся младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза - предполагается, что баскетбол является эффективным средством обучения двигательным способностям учащихся младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Тестирование
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической обработки результатов.
Практическая значимость - полученные в ходе экспериментальной деятельности результаты имеют большую практическую значимость для специалистов в сфере адаптивной физической культуры.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список используемой литературы (40 литературных источников), 49 страниц текста. В работе содержится 4 таблицы и 7 рисунков с изображением диаграмм.
В результате исследования были сформированы следующие выводы:
1. Умственная отсталость - явление необратимое, но это не значит, что она не поддается коррекции. Постепенность и доступность дидактического материала при занятиях баскетболом создает предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка. Баскетбол является универсальным средством физического воспитания. На занятиях адаптивной физической культуры баскетбол является ведущим средством развития двигательных способностей детей с интеллектуальной недостаточностью, так как доступен и легок в освоении.
2. Анализ литературных источников и обобщение педагогического опыта помогло разработать методику с применением средств баскетбола, направленную на обучение двигательных способностей. Предложенная методика была включена в учебно-тренировочные занятия экспериментальной группы детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятия контрольной группы остались без изменений и продолжились по стандартно принятой программе школы.
3. На протяжении исследования было проведено входное и повторное тестирование двигательных способностей и технической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью. При анализе проведенного исследования было установлено, что показатели экспериментальной группы намного превосходят показатели контрольной группы. Достоверное улучшение результатов экспериментальной группы произошло всем тестам двигательных способностей и технической подготовленности, что свидетельствует о том, что разработанная методика эффективна.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась.