Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности социально-психологической адаптации к школе первоклассников

Работа №106390

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2022
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы готовности ребенка к школьному обучению в психолого-педагогических исследованиях 6
1.1 Понятие готовности к школьному обучению 6
1.2 Психолого-педагогические особенности детей, поступающих в
школу. Адаптация первоклассников 14
1.3 Методы педагогической диагностики готовности к школьному
обучению: применимость к детям 6 лет и детям 7 лет 29
Глава 2 Эмпирическое исследование социально-психолгической адаптации первоклассников к школе 35
2.1 Организация и методология исследования 35
2.2 Эмпирическое исследование готовности детей 6 лет и 7 лет к школе
(интеллектуальный аспект) 40
2.3 Программа коррекции адаптации к школьному обучению для детей 42
Заключение 47
Список используемой литературы и используемых источников 49

Актуальность исследования. При анализе готовности ребенка к школе педагоги руководствуются большим количеством исследований, большинство из которых свидетельствует о том, что ребенок в дошкольной образовательной организации в ходе образовательно-воспитательного процесса постепенно готовится к школе, однако системного мониторинга данного процесса не происходит - ребенок при поступлении в школу все равно подвергается системному воздействию кардинально новой для него среды, и вынужден адаптироваться в соответствии с ее требования по изменившиеся условия жизни. От того, насколько ребенок готов к такому адаптационному процессу, во многом зависит то, каким образом будет идти его становление в классном коллективе, насколько он будет успешен в дальнейшем в школьной жизни и в образовании.
Л.И. Божович пишет о том, что социальное развитие личности дошкольника, состояние развития его интеллектуального потенциала, готовности регулировать свой эмоциональный фон и познавательный интерес, степени развития его мышления, внимания, памяти и воображения зависят адаптационные процессы в первом классе.
Аналогично и А.В. Запорожец пишет о том, что готовность к школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий» [15, 250] и т.д.
В современной психологии дифференциация компонентов школьной готовности ребенка производится по различным аспектам и на основании разных причин. Некоторые ученые (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и др.) идут по пути дифференциации общего психического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие сферы, и, следовательно, выделяя интеллектуальную, эмоциональную готовность.
Объект исследования: готовность к школе.
Предмет исследования: особенности адаптации к школе первоклассников.
Цель исследования. Изучение особенностей адаптации к школе первоклассников.
В рамках исследования выделены следующие задачи:
- уточнить понятие готовности к школе и выявим структуру психологической готовности к школьному обучению,
- охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей, поступающих в школу,
- описать методы педагогической диагностики готовности к школьному обучению,
- провести сравнительное исследование интеллектуального готовности детей к школьному обучению и проанализируем результаты.
Эмпирическая база и методология исследования. В нашем исследовании принимали участие 10 первоклассников.
Методики исследования.
- «Краски» Р.П. Ефимкина,
- «Что мне нравится в школе» Н.Г. Лусканова.
Структура исследования: Исследование состоит из двух глав.
Актуальность работы, объект, предмет, цели, задачи и структура приведены во введении. Основные выводы, сделанные в ходе работы, приведены в заключении. Основной объем работы составил 50 страниц. В работе использовано 30 литературных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Переход в школьный возраст связан с кардинальными изменениями в деятельности обучающегося, общении. Меняется уклад жизни, появляются новые обязанности.
Таким образом, была достигнута цель исследования: проведено сравнительное изучение интеллектуальной готовности к школе детей 6-ти и 7 лет.
В рамках исследования мы решили следующие задачи:
- определили понятие готовности к школе и выявить структуру психологической готовности к школьному обучению;
- очертили психолого-педагогические особенности детей, поступающих в школу;
- рассмотрели методы педагогической диагностики готовности к школьному обучению
- провели сравнительное эмпирическое исследование готовности детей к школьному обучению и проанализировали результаты
- разработали программу коррекции готовности к школьному обучению для детей.
В итоге исследования мы пришли к следующим выводам.
Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняет его отношение к взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа определяет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения. Обобщая все изложенное можно сказать, что школьная готовность - это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную личностную, волевую готовность. Для успешного обучения ребенок должен соответствовать предъявляемым ему требованиям.
6-7 летний возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Именно в этом возрасте особенности развития ребенка могут максимально способствовать его духовно-нравственному становлению.
В итоге исследования было выявлено, что среди первоклассников есть дети, нуждающиеся в коррекции социально-психологической адаптации к школьным условиям обучения.
В процессе работы с семьями и детьми была разработана программа комплексной психолого-педагогической коррекции, которая направлена на осуществление психологической, социальной и педагогической помощи детям.
Программа коррекции адаптации к школьному обучению призвана осуществить мягкую коррекцию готовности детей при поступлении в школу, а также, при необходимости, педагогического стиля воспитания в семьях таких детей.



1. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. М. : Педагогика, 2011. 206 с.
2. Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт,2009. 288 с.
3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. : МГУ, 2011. 98 с.
4. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. №10 М. : Баласс, 2012. 25 с.
5. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М. : МГУ, 2012. 136 с.
6. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. №12 М. : Баласс, 2011. С. 17-20
7. Валеева И.А. Формирование логического мышления младших школьников в коррекционно-развивающем обучении. //Актуальные проблемы социальной и педагогической психологии. М. : Иваново, 2011. 174 с.
8. Венгер Л.А. Психологическая готовность детей к обучению в школе// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. М. : МГУ, 2012. С.27-35
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Избранные труды: в 6 т. - Т.2. М. : Книга по требованию, 2012. 504 с.
10. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М. : МГУ, 2011. 45 с.
11. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов; под ред. А.Л. Бугременко, А.Л. Венгер. М. :Педагогика, 2013. 102 с.
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М. : Академический проект, 2010. 4-е изд.,перераб. и доп. 184 с.
13. Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. Минск, : МПИ, 2012. 339 с.
14. Диагностика готовности детей к обучению в школе / под ред. Ю.А. Дмитриева, Т.И. Ерофеевой и др. - М., 2014. - 72 с
15. Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе. М. : Начальная школа, 2010. №12. С. 17-20.
16. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. М. : Педагогика, 2010. С. 250-257.
17. Коломенский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, : МПИ, 2011. 148 с.
18. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М. : Просвещение, 2010. 190 с.
19. Костикова М.Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М. : МГУ, 2011. - 86 с.
20. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. М. : МГУ, 2015. 84 с.
21. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М. : Наука, 2010. 240 с.
22. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. : Воронеж,
2009. 384 с.
23. Люблинская А.А. Детская психология. - М. : Просвещение, 2009. 415 с.
24. Мухина В.С. Возрастная психология. М. : Академия, 2009. 456 с.
25. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М. : Академия, 2009. 176 с.
26. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: "за" и "против". М. : МГУ,
2010. 192 с.
21. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. : МГУ, 2010. 375с.
28. Обучение и воспитание детей с шестилетнего возраста в школе /Под ред. И.Д.Зверева, А.М. Пышкало. М. : Педагогика, 2010. 212 с.
29. Рогов Н. И. Настольная книга практического психолога. М. : ВЛАДОС, 2009. кн. 1. 214 с.
30. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2009. 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ