Алгебраические задачи как средство формирования аналитических умений обучающихся общеобразовательной школы
|
Введение
Глава 1 Теоретические основы обучения решению алгебраических задач как средству формирования аналитических умений обучающихся общеобразовательной школы
1.1Психологические аспекты формирования аналитических умений
1.2. Методические аспекты формирования аналитических умений
в процессе решения алгебраических задач
Глава 2 Алгебраические задачи как средство формирования аналитических умений обучающихся
2.1Элективный курс «Алгебраические задачи»
2.2Методика работы над алгебраической задачей
2.3Система алгебраических задач применяемых для развития
аналитических умений учащихся общеобразовательной школы
2.4Педагогический эксперимент и его результаты
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Глава 1 Теоретические основы обучения решению алгебраических задач как средству формирования аналитических умений обучающихся общеобразовательной школы
1.1Психологические аспекты формирования аналитических умений
1.2. Методические аспекты формирования аналитических умений
в процессе решения алгебраических задач
Глава 2 Алгебраические задачи как средство формирования аналитических умений обучающихся
2.1Элективный курс «Алгебраические задачи»
2.2Методика работы над алгебраической задачей
2.3Система алгебраических задач применяемых для развития
аналитических умений учащихся общеобразовательной школы
2.4Педагогический эксперимент и его результаты
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Современные тенденции образования, а также образовательные стандарты подталкивают методистов и исследователей к поиску альтернативных методов обучения учащихся всех школьных возрастов. В последнее время, наблюдается формирование нового подхода в образовании, направленного на личностную ориентацию, учитывающего особенности развивающего обучения. Можно сделать вывод о том, что современное образование ставит перед собой задачу формирования личностные качества ученика, давая ему возможность саморазвиваться.
Все ранее существовавшие методы организации учебного процесса подпадают под категорию «традиционное обучение». Традиционным обучением называется такой процесс обучения, который действует на протяжении долгого времени. Методология традиционного обучения основывается на технологическом подходе, следовательно обучение переходит в производственно-технологический процесс.
Фундаментальная цель традиционного обучения формулируется как подготовка подрастающего поколения к жизни, развитие и формирование ценностных установок и необходимых качества, которые помогут адаптироваться в социуме.
Одной из методических проблем при обучении математике является проблема формирования у старшеклассников аналитических умений.
Цель исследования: выявить методические основы алгебраических задач как средства формирования аналитических умений у старшеклассников.
Объект исследования: процесс обучения алгебре в 10-11 классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: алгебраические задачи как средство
формирования аналитических умений обучающихся общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: формирование аналитических умений
старшеклассников на уроках математики будет осуществляться эффективнее, если:
-учащиеся имеют достаточный уровень мотивации, для осуществления учебной деятельности;
-обеспечено единство трех основных составляющих обучения, а именно содержательного, мотивационного и деятельностного;
-осуществлено программно-методическое сопровождение
формирующего процесса.
Цель исследования, объект, предмет и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
Задачи исследования:
1.Выделить основные психолого-педагогические особенности формирования аналитических умений учащихся.
2.Определить современные тенденции при формировании аналитических умений на уроках математики при решения алгебраических задач.
3.Разработать учебный курс по формированию аналитических умений обучающихся общеобразовательной школы посредством решения алгебраических задач.
4. Апробировать программу элективного курса «Алгебраические задачи».
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования как отечественных, так и иностранных методистов, педагогов и психологов. Стоит отметить работы Л.С. Выготского [5], П.Я. Гальперина [8], В.В. Давыдова [13], Ю.М. Колягина [27], и др.
Базовыми для настоящего исследования явились работы П.Я. Гальперина [8], [9], В.В. Давыдова [13], Л.С. Выготского [5].
Основные этапы исследования
-1 семестр (2020/21уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, обзор статей по теме алгебраические задачи.
-2 семестр (2020/21уч.г.): определение теоретических основ
аналитических умений при решении алгебраических задач.
-3 семестр (2021/22 уч.г.): разработка элективного курса по теме «Алгебраические задачи»
-4 семестр (2021/22 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленного материала, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ № 4 г. Тосно» Ленинградской области, г. Тосно.
В соответствии с целью и задачами осуществлён выбор методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической,
методической литературы по теме исследования, анализ и обобщение, констатирующий и поисковый этапы эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении
методических основ формирования аналитических умений старшеклассников с помощью алгебраических задач.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем раскрывается роль алгебраических задач в формировании аналитической деятельности старшеклассников.
Практическая значимость исследования определена тем, что в диссертации представлена подборка уравнений и неравенств, содержащих параметр, раскрыты различные методы их решения, а также предложен соответствующий элективный курс «Алгебраические задачи».
Достоверность и обоснованность результатов и выводов, полученных в ходе проведенного исследования, обеспечиваются теоретикометодологической базов и подтверждаются результатами педагогического эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в самостоятельном решении поставленных задач и описании результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования, а также в период производственной (научно-исследовательской работы) и преддипломной практик на базе кафедры «Высшая математика и математическое образование».
Экспериментальная проверка предлагаемых методических
рекомендаций была осуществлена в период производственной практики, а также в период работы учителем математики на базе МБОУ «СОШ №4 г. Тосно».
Результаты исследований докладывались и обсуждались на
V международной научно-практической конференции «Теоретикометодологические аспекты преподавания математики в современных условиях» 2022, г. Луганск, ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ». Они также отражены в одной публикации [36].
На защиту выносятся:
-рекомендации по обучению теме решению задач с параметрами;
-анализ задач с параметрами предлагающихся в курсе математики общеобразовательной и элективный курс по теме данной работы;
-результаты педагогического эксперимента по практической апробации элективного курса.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, содержит 11 рисунков, 2 таблиц, список используемой литературы (61 источников). Основной текст работы изложен на 70 страницах.
Все ранее существовавшие методы организации учебного процесса подпадают под категорию «традиционное обучение». Традиционным обучением называется такой процесс обучения, который действует на протяжении долгого времени. Методология традиционного обучения основывается на технологическом подходе, следовательно обучение переходит в производственно-технологический процесс.
Фундаментальная цель традиционного обучения формулируется как подготовка подрастающего поколения к жизни, развитие и формирование ценностных установок и необходимых качества, которые помогут адаптироваться в социуме.
Одной из методических проблем при обучении математике является проблема формирования у старшеклассников аналитических умений.
Цель исследования: выявить методические основы алгебраических задач как средства формирования аналитических умений у старшеклассников.
Объект исследования: процесс обучения алгебре в 10-11 классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: алгебраические задачи как средство
формирования аналитических умений обучающихся общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: формирование аналитических умений
старшеклассников на уроках математики будет осуществляться эффективнее, если:
-учащиеся имеют достаточный уровень мотивации, для осуществления учебной деятельности;
-обеспечено единство трех основных составляющих обучения, а именно содержательного, мотивационного и деятельностного;
-осуществлено программно-методическое сопровождение
формирующего процесса.
Цель исследования, объект, предмет и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
Задачи исследования:
1.Выделить основные психолого-педагогические особенности формирования аналитических умений учащихся.
2.Определить современные тенденции при формировании аналитических умений на уроках математики при решения алгебраических задач.
3.Разработать учебный курс по формированию аналитических умений обучающихся общеобразовательной школы посредством решения алгебраических задач.
4. Апробировать программу элективного курса «Алгебраические задачи».
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования как отечественных, так и иностранных методистов, педагогов и психологов. Стоит отметить работы Л.С. Выготского [5], П.Я. Гальперина [8], В.В. Давыдова [13], Ю.М. Колягина [27], и др.
Базовыми для настоящего исследования явились работы П.Я. Гальперина [8], [9], В.В. Давыдова [13], Л.С. Выготского [5].
Основные этапы исследования
-1 семестр (2020/21уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, обзор статей по теме алгебраические задачи.
-2 семестр (2020/21уч.г.): определение теоретических основ
аналитических умений при решении алгебраических задач.
-3 семестр (2021/22 уч.г.): разработка элективного курса по теме «Алгебраические задачи»
-4 семестр (2021/22 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленного материала, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ № 4 г. Тосно» Ленинградской области, г. Тосно.
В соответствии с целью и задачами осуществлён выбор методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической,
методической литературы по теме исследования, анализ и обобщение, констатирующий и поисковый этапы эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении
методических основ формирования аналитических умений старшеклассников с помощью алгебраических задач.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем раскрывается роль алгебраических задач в формировании аналитической деятельности старшеклассников.
Практическая значимость исследования определена тем, что в диссертации представлена подборка уравнений и неравенств, содержащих параметр, раскрыты различные методы их решения, а также предложен соответствующий элективный курс «Алгебраические задачи».
Достоверность и обоснованность результатов и выводов, полученных в ходе проведенного исследования, обеспечиваются теоретикометодологической базов и подтверждаются результатами педагогического эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в самостоятельном решении поставленных задач и описании результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования, а также в период производственной (научно-исследовательской работы) и преддипломной практик на базе кафедры «Высшая математика и математическое образование».
Экспериментальная проверка предлагаемых методических
рекомендаций была осуществлена в период производственной практики, а также в период работы учителем математики на базе МБОУ «СОШ №4 г. Тосно».
Результаты исследований докладывались и обсуждались на
V международной научно-практической конференции «Теоретикометодологические аспекты преподавания математики в современных условиях» 2022, г. Луганск, ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ». Они также отражены в одной публикации [36].
На защиту выносятся:
-рекомендации по обучению теме решению задач с параметрами;
-анализ задач с параметрами предлагающихся в курсе математики общеобразовательной и элективный курс по теме данной работы;
-результаты педагогического эксперимента по практической апробации элективного курса.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, содержит 11 рисунков, 2 таблиц, список используемой литературы (61 источников). Основной текст работы изложен на 70 страницах.
Проведенное исследование в рамках данной работы позволяет представить следующие результаты:
1.Аналитические умения являются довольно сложным и многокомпонентным понятием, которое требует тщательной проработки при построении процесса обучения преподавателем. Каждое занятие должно быть направлено не на поиск ответов, а на умение проводить анализ, сопоставлять важные и второстепенные факты, умение проводить анализ решения и т.д.
2.В работе была рассмотрена классификация методов решения задач с параметрами, которые используются при изложении материала по теме «Решение задач с параметрами» в курсе алгебры общеобразовательной школы.
3.Предложен элективный курс «Алгебраические задачи» для проведения в 10 классе, который предполагает изучение решения задач с параметрами.
4.Описана методика работы над алгебраической задачей.
5.Представлен анализ педагогического эксперимента по апробации предлагаемой экспериментальной программы «Решение задач с параметрами» в рамках элективного курса.
Данная тема является достаточно сложной для изучения, следовательно, представленный курс может быть продолжен в дальнейшем. Продолжение обосновано тем, что данный вид задач всегда присутствует в заданиях вступительных экзаменов, а также в заданиях Единого Государственного Экзамена.
В целом, реализация разработанного курса показала его эффективность.
В работе рассмотрены различные методы и способы развития аналитических умений при решении алгебраических задач, а именно задачи с параметром.
Все поставленные задачи решены, цель данной работы достигнута.
1.Аналитические умения являются довольно сложным и многокомпонентным понятием, которое требует тщательной проработки при построении процесса обучения преподавателем. Каждое занятие должно быть направлено не на поиск ответов, а на умение проводить анализ, сопоставлять важные и второстепенные факты, умение проводить анализ решения и т.д.
2.В работе была рассмотрена классификация методов решения задач с параметрами, которые используются при изложении материала по теме «Решение задач с параметрами» в курсе алгебры общеобразовательной школы.
3.Предложен элективный курс «Алгебраические задачи» для проведения в 10 классе, который предполагает изучение решения задач с параметрами.
4.Описана методика работы над алгебраической задачей.
5.Представлен анализ педагогического эксперимента по апробации предлагаемой экспериментальной программы «Решение задач с параметрами» в рамках элективного курса.
Данная тема является достаточно сложной для изучения, следовательно, представленный курс может быть продолжен в дальнейшем. Продолжение обосновано тем, что данный вид задач всегда присутствует в заданиях вступительных экзаменов, а также в заданиях Единого Государственного Экзамена.
В целом, реализация разработанного курса показала его эффективность.
В работе рассмотрены различные методы и способы развития аналитических умений при решении алгебраических задач, а именно задачи с параметром.
Все поставленные задачи решены, цель данной работы достигнута.
Подобные работы
- Алгебраические задачи как средство формирования аналитических умений обучающихся общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2022 - Систематизация и обобщение предметных результатов при обучении иррациональным уравнениям в курсе математики общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - Методические особенности обучения учащихся 9 классов решению дробно-
рациональных уравнений
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Формирование познавательных универсальных учебных умений учащихся 7 классов при обучении алгебре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Методика обучения решению показательным уравнениям и неравенствам в школьном курсе математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - ПРИМЕНЕНИЕ УРАВНЕНИЙ К РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТОЖДЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Методика подготовки старшеклассников к решению олимпиадных задач по математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОСВОЕНИИ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДЕЙСТВИЙ С РАЦИОНАЛЬНЫМИ
ВЫРАЖЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ В 7 - 9 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020





