Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения в дизайн-студии в условиях дошкольной образовательной организации. 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями
зрения 8
1.2 Дизайн-студия как форма работы с детьми в дошкольной
образовательной организации 18
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения в дизайн-студии в условиях дошкольной образовательной организации. 26
2.1 Выявление уровня сформированности конструктивных
навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 26
2.2 Содержание и организация работы по формированию конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями
зрения в дизайн-студии 39
2.3 Выявление динамики уровня сформированности конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями
зрения 49
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 61
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента 62
Приложение В Материалы для организации дизайн -студии «Ателье». 63
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе
эксперимента 64
Аннотация. Введение.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения в дизайн-студии в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс формирования конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: формирование конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения в дизайн-студии в условиях дошкольной образовательной организации.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: процесс формирования конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения в дизайн-студии в условиях дошкольной образовательной организации будет возможным, если:
- создана дизайн-студия «Ателье» и оснащена материалами и оборудованием для художественного конструирования;
- разработана и организована совместная деятельность в дизайн-студии «Ателье» по художественному конструированию с учетом индивидуальных особенностей детей с нарушением зрения.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения в дизайн-студии в условиях дошкольной образовательной организации.
2. Выявить уровень сформированности конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения .
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения в дизайн- студии в условиях дошкольной образовательной организации .
4. Оценить динамику уровня сформированности конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения .
Можно сделать ряд выводов.
Формирование конструктивных навыков играет важную роль в развитии творческих способностей, мыслительной деятельности, способствует практическому познанию геометрических тел, является средством нравственного и эстетического воспитания детей,
В ходе работы была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме, было раскрыто значение дизайн-студии в формировании конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Выявление уровня сформированности конструктивных навыков у детей 5-6 лет на констатирующем этапе показало, что высокий уровень у детей составляет 0% от всей группы (0 человек), средний уровень наблюдается у 50% детей (5 человека), а низкий уровень у 50% детей (5 человека).
Мы предположили, что процесс формирования конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения в дизайн-студии в условиях дошкольной образовательной организации будет возможным, если:
- создана дизайн-студия «Ателье» и оснащена материалами и оборудованием для художественного конструирования;
- разработана и организована совместная деятельность в дизайн-студии «Ателье» по художественному конструированию с учетом
индивидуальных особенностей детей с нарушением зрения.
Результаты контрольного эксперимента позволили нам выявить динамику уровня сформированности конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Высокий уровень на контрольном этапе отмечается у 50% детей (5 человека), средний уровень у 20% детей (2 человека), низкий уровень на контрольном этапе зафиксирован у 30% детей (3 человека).
Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения формирующего этапа работы уровень сформированности конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения изменился в лучшую сторону.
1. Глущенко И. М. Детский дизайн. Развитие творческих способностей
детей. [Электронный ресурс]. URL:https://infourok.ru/metodicheskaya-rabota- detskiy-dizayn-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-2094840.htm (дата
обращения: 20.02.2022).
2. Горохова О. А. Особенности и виды конструктивной деятельности
детей. [Электронный ресурс]. URL:https://
portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=10745 (дата обращения: 13.02.2022).
3. Гучанова А. С. Условия развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста. // Молодой ученый, 2018. № 5. С. 184-187.
4. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного
творчества. М. : Просвещение, 1976. 790 с.
5. Катханова Ю. Ф. Дизайн : Учебное пособие для младших
школьников. М. : ВЛАДОС, 1994. 190с.
6. Комарова Т. С. Детское художественное творчество : методическое пособие для воспитателей и педагогов для работы с детьми 2-7 лет. М., 2005. 240 с.
7. Кузнецова О. В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из
условий развития творчества дошкольников. [Электронный ресурс] URL:http://festival. 1september.ru/index.php?numb_artic=419196 (дата
обращения: 18.02.2022).
8. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М. : Творческий центр, 2006. 10 с.
9. Лыкова И. А. Время развивать воображение. // Дошкольное воспитание. 2006. № 4. С. 85-87.
10. Пальчикова Н. Э. Использование детского дизайна в образовательном пространстве ДОУ, для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/02/01/obobshchenie- opyta-raboty-ispolzovanie-detskogo-dizayna (дата обращения: 20.02.2022).
11. Пантелеев Г. Детский дизайн. М. : Карапуз-дидактика, 2006.192с.
12. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М : Изд. дом «Карапуз», 1999.
13. Парамонова Л. А. Конструирование из строительного материала. М. : Просвещение, 1988.
14. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития мышления и творческого воображения у дошкольников. М., 1994.
15. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М., 2002.192 с.
...