Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения в дизайн-студии в условиях дошкольной образовательной организации. 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями
зрения 8
1.2 Дизайн-студия как форма работы с детьми в дошкольной
образовательной организации 18
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения в дизайн-студии в условиях дошкольной образовательной организации. 26
2.1 Выявление уровня сформированности конструктивных
навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 26
2.2 Содержание и организация работы по формированию конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями
зрения в дизайн-студии 39
2.3 Выявление динамики уровня сформированности конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями
зрения 49
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 61
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента 62
Приложение В Материалы для организации дизайн -студии «Ателье». 63
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе
эксперимента 64
Аннотация. Введение.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения в дизайн-студии в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс формирования конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: формирование конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения в дизайн-студии в условиях дошкольной образовательной организации.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: процесс формирования конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения в дизайн-студии в условиях дошкольной образовательной организации будет возможным, если:
- создана дизайн-студия «Ателье» и оснащена материалами и оборудованием для художественного конструирования;
- разработана и организована совместная деятельность в дизайн-студии «Ателье» по художественному конструированию с учетом индивидуальных особенностей детей с нарушением зрения.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения в дизайн-студии в условиях дошкольной образовательной организации.
2. Выявить уровень сформированности конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения .
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения в дизайн- студии в условиях дошкольной образовательной организации .
4. Оценить динамику уровня сформированности конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения .
Можно сделать ряд выводов.
Формирование конструктивных навыков играет важную роль в развитии творческих способностей, мыслительной деятельности, способствует практическому познанию геометрических тел, является средством нравственного и эстетического воспитания детей,
В ходе работы была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме, было раскрыто значение дизайн-студии в формировании конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Выявление уровня сформированности конструктивных навыков у детей 5-6 лет на констатирующем этапе показало, что высокий уровень у детей составляет 0% от всей группы (0 человек), средний уровень наблюдается у 50% детей (5 человека), а низкий уровень у 50% детей (5 человека).
Мы предположили, что процесс формирования конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения в дизайн-студии в условиях дошкольной образовательной организации будет возможным, если:
- создана дизайн-студия «Ателье» и оснащена материалами и оборудованием для художественного конструирования;
- разработана и организована совместная деятельность в дизайн-студии «Ателье» по художественному конструированию с учетом
индивидуальных особенностей детей с нарушением зрения.
Результаты контрольного эксперимента позволили нам выявить динамику уровня сформированности конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Высокий уровень на контрольном этапе отмечается у 50% детей (5 человека), средний уровень у 20% детей (2 человека), низкий уровень на контрольном этапе зафиксирован у 30% детей (3 человека).
Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения формирующего этапа работы уровень сформированности конструктивных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями зрения изменился в лучшую сторону.