Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирований представлений о родном
городе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 9
1.2 Проблема формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
в условиях центра помощи 15
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий формирования
представлений о родном городе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в условиях центра помощи 19
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования представлений о родном городе
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 28
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о родном
городе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 28
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования
представлений о родном городе детей у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в условиях центра помощи 41
2.3 Выявление динамики уровня сформированности представлений
о родном городе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития
Заключение 62
Список используемой литературы 64
Приложения 68
Актуальность исследования обусловлена тем, что дошкольное образование как уровень общего образования выдвигает целый ряд требований к развитию ребенка, а особенно к его личностным характеристикам. Среди них потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Одной из главной целью коррекционного образования, является эмоционально, коммуникативно, физически и психически развивать и адаптировать ребенка с задержкой психического развития, а также как можно лучше социализировать в современных условиях жизни. Исходя из данного подхода, основными задачами центров помощи детям, оставшимся без попечения и попавших в трудную жизненную ситуацию, являются формирование у детей с задержкой психического развития общих представлений о родном городе, культуре родного края, его традициях.
Известно, что период дошкольного возраста является решающим периодом для становления гражданственности, нравственности, духовности. Происходит раскрытие и формирование нравственных общечеловеческих качеств личности, ознакомление с истоками национальной региональной культуры, природой родной области, формирование эмоционально - действенного отношения, чувства вовлеченности, привязанности к малой Родине. Однако дети определяются в центр помощи в связи с неблагополучной и трудной жизненной ситуацией, при которой родители не занимаются их развитием и воспитанием надлежащим образом. Таким образом, большинство имеют задержку психического развития на фоне педагогической запущенности и синдрома дефицита внимания.
Как правило, многим детям с задержкой психического развития присущи недостатки в развитии на фоне органической, функциональной или социальной недостаточности (Л.Б. Баряева, Е.А. Екжанова, С.Д. Забрамная, Л.Н. Кассал, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Л.А. Пепик, В.Г. Петрова, Е.А. Стребелева и др.).
Перед педагогом стоит трудная задача применения наиболее результативных методов и подходов, так как дети находятся в специализированном учреждении, а именно в условиях центра помощи. Находясь в данном учреждении, они проходят период адаптации и испытывают депривацию, а также повышенный уровень тревожности или агрессии. Это связано с тяжелой жизненной ситуацией, в которой они оказались. Формирование представлений о родном городе заключается в разработке таких ситуаций, которые дают возможность таким детям, имеющим также задержку психического развития, не только больше узнать о своем городе, но и полюбить его.
Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется необходимостью формирования элементарных представлений о родном городе у детей шестого года жизни с задержкой психического развития именно в условиях центра помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании возможности формирования представлений о родном городе у детей шестого года жизни с задержкой психического развития. В исследованиях Л.С. Выготского, О.П. Коротковой, А.А. Леонтьева, С.Г. Шевченко и др. подтверждена возможность формирования представлений об окружающем, а следовательно о родном городе, у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством специально созданных психолого-педагогических условиях.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне обусловлена имеющимися трудностями в вопросах формирования представлений о родном городе у детей шестого года жизни с задержкой психического развития именно в условиях центра помощи детям, оставшихся без попечения, в связи с недостаточной разработанностью подходов к данной проблеме.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречие между обоснованными в науке необходимостью и возможностью ознакомления детей с задержкой психического развития с родным городом и недостаточной разработанностью психолого - педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса в условиях пребывания детей с задержкой психического развития в центре помощи.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения определили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования представлений о родном городе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в условиях центра помощи?
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования представлений о родном городе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития».
Учитывая специфику организации, которая выступила экспериментальной базой данного исследования, в своей работе мы рассматриваем психолого-педагогические условия формирования представлений о родном городе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения и попавших в трудную жизненную ситуацию.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность психолого-педагогических условий формирования представлений о родном городе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения и попавших в трудную жизненную ситуацию.
Объект исследования - процесс формирования представлений о родном городе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о родном городе в условиях центра помощи.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что формирование представлений о родном городе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в условиях центра помощи будет эффективно при следующих психолого-педагогических условиях:
- разработка и реализация в коррекционно-образовательном процессе
комплекса образовательной деятельности историко-краеведческой направленности;
- учет степени задержки психического развития детей при осуществлении коррекционно-педагогической работы;
- обогащение среды центра помощи материалами и пособиями историко-краеведческого содержания.
В соответствие с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую и
специальную литературу по проблеме исследования;
2) выявить уровень сформированности представлений о родном городе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
3) определить и апробировать психолого-педагогические условия формирования представлений о родном городе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, находящихся в центре помощи.
Теоретическую основу исследования составляют: психологические и педагогические исследования в области развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, О.В. Защиринская, И.А. Коробейников, Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Е.С. Сленович, У.В. Ульенкова); психолого-педагогические подходы к формированию представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования:
- определены психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о родном городе в условиях центра помощи;
- охарактеризованы показатели, уровни сформированности представлений о родном городе детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о родном городе в условиях центра помощи.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования апробированных психолого-педагогических условий в работе с детьми с задержкой психического развития в социальных учреждениях.
Экспериментальная база исследования: Государственное казённое учреждение Самарской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Единство» городского округа Тольятти (коррекционный)».
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (37 источников), приложением.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Период дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования представлений о родном городе у детей с задержкой психического развития. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях центра помощи является сложной, но необходимой для дальнейшего успешного развития детей.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов и психологов в данной области. Обусловливают необходимость оказания психолого-педагогической помощи в формировании представлений о родном городе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в условиях центра помощи. Данная работа предполагает создание необходимых психолого - педагогических условий. Полученные результаты подтвердили необходимость осуществления целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию представлений о родном городе у детей 5-6 лет задержкой психического развития в условиях центра помощи на формирующем этапе эксперимента.
Мы предположили, что формирование представлений о родном городе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в условиях центра помощи будет эффективно при следующих психолого-педагогических условиях:
- разработка и реализация в коррекционно-образовательном процессе комплекса образовательной деятельности историко-краеведческой направленности;
- учет степени задержки психического развития детей при осуществлении коррекционно-педагогической работы;
- обогащение среды центра помощи материалами и пособиями историко-краеведческого содержания.
Проделанная нами работа по формированию представлений о родном городе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в условиях центра помощи имела положительный результат в исследуемой группе детей, а также помогла в дальнейшей работе специалистов центра помощи.
Проведение контрольного этапа эксперимента показало, что у детей повысилась познавательная мотивация, что отмечали и другие специалисты, работающие с детьми данной группы. Специалисты центра помощи также оценили положительную динамику в общем развитии детей. По результатам контрольного этапа было выявлено, что количество детей с высоким уровнем сформированности представлений детей о родном городе повысилось на 26%; со средним уровнем - на 13%, с низким уровнем уменьшилось - на 39%.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
1. Абрамова, Г.С. Психология дошкольников [Текст] / Г.С. Абрамова. - М. : Логос, 2012. - 224 с.
2. Анфисова, С.Е. Путешествие [Текст]: учебно-методическое пособие / С.Е. Анфисова, А.А. Кудрина, А.И. Мязина. - Ульяновск : Качалин, 2015.
3. Аслаева, Р.Г. Специальная педагогика и психология [Текст] / Р.Г. Аслаева. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2011. - 136 с.
4. Бабкина, Н.В. Сопровождение детей с ЗПР в образовательной интеграции [Текст] / Н.В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с отклонениями. - 2012. - № 1. - С. 23-31.
5. Бабкина, Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР в условиях интегрированного обучения [Текст] / Н.В. Бабкина // Дефектология. - 2012. - № 1. - С. 18-31.
6. Бардышева, Т.Ю. Игровые задания для детей 4-5 лет [Текст] / Т.Ю. Бардышева. - СПб. : Речь, 2016. - 36 с.
7. Бурцева, И.В. Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ОВЗ [Текст] / И.В. Бурцева // Дошкольная педагогика. - 2013. - №2. - С. 63-68.
8. Белопольская, Н.Л. Исследование эмоционального развития детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.Л. Белопольская, Н.П. Клейменова // Дефектология. - 2011. - № 2. - С. 36-43.
9. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Н. Блинова. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 136 с.
10. Борозинец, Н.М. Коррекция развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Н.М. Борозинец // Логопедия сегодня. - 2008. - № 4. - С. 60-63.
11. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР [Текст] / Н.Ю. Борякова // Воспитание и обучение детей. - 2004. - № 1. - С. 10-17.
12. Борякова, Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР [Текст] / Н.Ю. Борякова, М.А. Касицина // Коррекционная педагогика. - 2003. - №2. - С. 33-43.
13. Варламова, О.И. Типология детей дошкольного возраста с ЗПР [Текст] / О.И. Варламова // Практическая психология. - 2006. - №1. - С. 20¬24.
14. Вильшанская, А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития / А.Д. Вильшанская А. // Дефектология. - 2007. - №2. - С. 50-57.
15. Вильшанская, А.Д. Работа учителя-дефектолога дошкольниками с ОВЗ [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - №6. - С. 22-32.
16. Виноградова, Е.И. Методы педагогического воздействия во время занятий с дошкольниками [Текст] / Е.А. Виноградова // Проблемы педагогики. - 2016. - № 2. - С. 13.
17. Волковская, Т.Н. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей [Текст] / Т.Н. Волковская // Коррекционная педагогика. - 2003. - №2. - С. 5-17.
18. Деркунская, В.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников [Текст] / В.А. Деркунская, А.А. Ошкина. - М. : Центр педагогического образования, 2013. - 368 с.
19. Екжанова, Е.А. Задержка психического развития у детей. [Текст] / Е.А. Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - №1. - С. 8-16.
20. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] / О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2007. - 168 с.
21. Закрепина, А. Умственно отсталые дети [Текст] / А. Закрепина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 1. - С. 58-66.
22. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа). [Текст] / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова - М. : Детсво-пресс, 2010. - 109 с.
23. Иванова, С.Л. Специфические нарушения умственного развития детей [Текст] / С.Л. Иванова // Педагогические науки. - 2013. - № 3. - С. 45¬50.
24. Ивченко, Е.П. Игры в коррекционной работе [Текст] / Е.П. Ивченко // Дошкольная педагогика. - 2014. - №1. - С. 46-50.
25. Кондратьева, С.Ю. Развитие основ культуры познания у старших дошкольников с ЗПР [Текст] / С.Ю. Кондратьева, Н.В. Лебедева // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 3. - С. 46-48.
26. Коробейникова, И.А. Специальный стандарт образования - обучения и воспитания детей с ЗПР [Текст] / И.А. Коробейникова // Дефектология. - 2012. - № 1. - С. 10-17.
27. Кобзева, Т.Г. Развитие у детей 5-7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности [Текст] / Т.Г. Кобзева. - Волгоград, 2014. - 347 с.
28. Лапп, Е.А. Модель профильной подготовки педагога для работы с детьми с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Лапп // Инновации в образовании. - 2013. - № 1. - С. 80-87.
29. Левченко, И.Ю. Качественный анализ показателей психической деятельности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / И.Ю. Левченко // Специальная психология. - 2006. - №1. - С. 19-33.
30. Левченко, И.Ю. Содержание и организация деятельности ПМПК для детей с ЗПР [Текст] / И.Ю. Левченко // Логопед в детском саду. - 2012. - № 1. - С. 41-46.
31. Линкова, Н.М. Путешествуем по Самарской области: конспекты непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.М. Линкова, О.В. Зябкина, Е.А. Сдякина - Тольятти: «Полиар». - 97 с.
32. Мамайчук, И.И. Диагностика задержки психического развития у детей [Текст] / И.И. Мамайчук // Дефектология. - 2002. - №6. - С. 17-25.
33. Маршалкин, А.П. Современные подходы к диагностике различных форм задержки психического развития [Текст] / А.П. Маршалкин // Специальное образование. - 2011. - № 1. - С. 57-65.
34. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: учеб. пособие / сост. О.В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2004. - 432 с.
35. Соколова, Е.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.В. Соколова. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 211 с.
36. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М. : Академия, 2012. - 368 с.
37. Шевченко, С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / С.Г. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 1. - С. 3-9.