Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эмоционального выгорания у педагогов среднего и старшего звена 8
1.1 Исследования синдрома эмоционального выгорания в зарубежной
психологической науке 8
1.2 Подходы к проблеме эмоционального выгорания в отечественной
психологии 20
1.3 Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности
педагога 30
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей эмоционального выгорания педагогов среднего и старшего звена 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Результаты исследования эмоционального выгорания педагогов среднего
и старшего звена 39
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Актуальность исследования. Многочисленные психологические исследования в области психологии труда, психологии личности, психологии развития (А.С. Шафранова, Л.В. Куликов, А.К. Маркова, А. Адлер, Дж. Холланд, Е.А. Климов, В.А. Бодров, Д.Г. Трунов и др.) свидетельствуют о том, что профессиональный труд, с одной стороны, способствует развитию личности человека, с другой, профессиональные стрессоры способны разрушать и деформировать личности. Взаимовлияние профессии и личности признается большинством зарубежных и отечественных исследователей. Поэтому одной из задач сохранения здоровья и работоспособности специалиста является выявление и смягчение негативных последствий взаимодействия человека и профессии.
Одним из таких последствий, по мнению ряда ученых, является синдром «эмоционального выгорания». Исследования этого феномена проводились сначала с описательной позиции, как определение симптоматики выделенного в отдельный вид расстройства или дезадаптации. В дальнейшем подробнее разрабатывались вопросы причин возникновения, профессиональной принадлежности лиц подверженных этому расстройству, взаимосвязи отдельных симптомов и их веса в целом явлении. Далее разрабатывались вопросы коррекции и профилактики исследуемого явления. (Х.Дж. Фрейденбергер, К. Маслач, Е. Махер, К. Кондо, А.К. Маркова, К. Веселова, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел и др.).
В настоящее время среди исследований, посвященных проблеме выгорания специалистов сферы «человек - человек» важное место занимают работы, касающиеся труда учителя. Педагогика является той сферой деятельности, где присутствуют негативные эмоциональные состояния, вызванные, в том числе и конфликтными отношениями. Обучение представляет собой сложный многокомпонентный процесс формирование знаний, умений, навыков и, являясь, по сути, модификацией поведения учащегося изначально на глубинном уровне содержит в себе элементы конфликта (Я.В. Терентьев, 2002), что превращает учебно-педагогическую деятельность в самую конфликтогенную сферу общества (Л.И. Никовская, 1999 и др.).
Несмотря на большое количество эмпирических исследований, посвященных разным аспектам изучения выгорания, проблема далека еще от окончательного решения. Существуют достаточно противоречивые взгляды на само определение выгорания, его структуру, механизмы возникновения, и генезис. Нами было разработано и проведено эмпирическое исследование с целью изучения психологических особенностей эмоционального выгорания педагогов среднего и старшего звена.
Цель исследования: изучить психологические особенности эмоционального выгорания педагогов среднего и старшего звена.
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Предмет исследования: психологические особенности эмоционального выгорания педагогов среднего и старшего звена.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эмоциональное выгорание педагогов среднего и старшего звена будет характеризоваться эмоциональным истощением, вызванным спецификой педагогической деятельности и в большей степени выражен у педагогов с длительным стажем профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследований в отечественной и зарубежной психологии по проблеме эмоционального выгорания личности.
2. Подобрать диагностический инструментарий, целесообразный цели и предмету исследования.
3. Эмпирически изучить психологические особенности
эмоционального выгорания педагогов среднего и старшего звена;
4. Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы.
Методы исследования:
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение теоретического материала по проблеме эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологии.
2. Эмпирические методы: психодиагностические методики, направленные на выявление особенностей эмоционального выгорания личности: 1) методика диагностики эмоционального выгорания (В.В. Бойко); 2) методика «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Джексон).
3. Методы математической обработки данных: описательная статистика, сравнительный анализ. Математико-статистическая обработка данных проведена с помощью компьютерной программы SPSS 22.
Теоретико-методологической основой работы являются труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме эмоционального выгорания: (Н.Е. Водопьянова, К. Маслач, В.Е. Орел, Т.И. Рогинская, В.В. Бойко и др.) и концепция общего адаптационного синдрома Г. Селье.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе МБУ «Школа №46». Всего в исследовании приняли участие 20 педагогов среднего и старшего звена с опытом профессиональной деятельности от 1 до 15 лет.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что результаты теоретического исследования могут быть использованы при разработке программ специальных курсов по общей психологии, психологии личности, социальной психологии.
Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, могут быть рекомендованы к использованию в практической деятельности психологической службы системы образования: в диагностической,
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Текст иллюстрирован рисунками и таблицами.
Анализ психологической литературы по проблеме исследования позволяет заключить, что синдром «эмоционального выгорания» представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса в том числе и на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий (сферы «человек-человек»), где доминирует забота о людях.
В педагогической деятельности постоянно присутствуют стресс- факторы. Это повышенная продолжительность дня, высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, активация психических процессов и физических ресурсов на пределе собственных возможностей и т.д. Выгорание проявляется в виде хронической усталости, подавленности, недовольства собой и окружающими. Это состояние возникает у педагогов вследствие душевного переутомления, как своего рода плата за сочувствие, когда в профессиональные обязательства входит отдача «тепла своей души», эмоциональное вкладывание.
У педагогов среднего и старшего звена, принимавших участие в исследовании, в большей степени сформирована фаза резистенции. В меньшей степени у них сформирована фаза напряжения;
В фазе напряжения в большей степени у педагогов сформированы такие симптомы как «неудовлетворенность собой» и «переживание психотравмирующих обстоятельств». Данные учителя осознают множество психотравмирующих факторов в своей профессиональной деятельности. Это вызывает у них определенный уровень тревоги и беспокойства, которое может перерастать в отчаяние, негодование и являться толчком для развития других явлений выгорания, в частности, неудовлетворенность собой;
В фазе резистенции у педагогов среднего и старшего звена в большей степени сформированы такие симптомы как «неадекватное эмоциональное реагирование», «расширение сферы экономии эмоций», «редукция профессиональных обязанностей».
У педагогов среднего и старшего звена в фазе истощения, как финальной фазе формирования всего синдрома эмоционального выгорания в большей степени выражен симптом эмоционального дефицита;
В результате исследования профессионального выгорания педагогов среднего и старшего звена по методике К. Маслач, было выявлено, что в большей степени выражено эмоциональное истощение как составляющая профессионального выгорания личности. Педагоги характеризуются сниженным эмоциональным фоном, в профессиональной деятельности и отношениях проявляют равнодушие и эмоциональное перенасыщение социальными контактами и событиями;
В результате сравнительного анализа нами были выявлены статистически значимые различия межу выраженностью фаз и симптомов эмоционального выгорания у педагогов среднего и старшего звена с разным стажем педагогической деятельности. Так у педагогов со стажем педагогической деятельности более 5 лет в большей степени сформированы фазы напряжения, резистенции и истощения. Также, у них в большей степени сформирована неудовлетворенность собой, расширение сферы экономии эмоции, эмоциональная отстраненность.
1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу [Текст] / В.А. Абабков, М. Перре. - СПб.: Питер, 2004.
2. Альбуханова-Славская, К.А. Личность в процессе деятельности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности / Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "Бахрах", 1999. - С. 240.
3. Анохин, П.К. Эмоции. Психология эмоций [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Педагогика, 1984. - С. 214-276.
4. Антоненко, М.И. Проблема феномена «выгорания» у консультантов и волонтеров в работе телефона доверия [Текст] /
М.И. Антоненко. - Казань, 2001. - 65 с.
5. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 271 с.
6. Бодров, В.А. Профессиональная пригодность и личность
профессионала [Текст] / В.А. Бодров / В кн.: Практикум по
дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. - М.: ПЕР СЭ, 2003.
7. Божович, Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонически развитой личности [Текст] / Л.И. Божович // Методологические проблемы формирования и развития личности. - М.: Академия, 1981.
8. Бойко, В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - С.99-105.
9. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
10. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Наука, 1996. - 154 с.
11. Бохан, Т.Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исторического исследования [Текст] / Т.Г. Бохан. - Томск: Иван Федоров, 2008. - 267 с.
12. Бурлачук, Л.Ф. Словарь - справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2002. - 528 с.
13. Вассерман, Л.И. Совладание со стрессом: теория и
психодиагностика [Текст] / Л.И. Вассерман, В.А. Абабков, Е.А. Трифонова. - СПб.: Речь, 2010. - 192 с.
14. Вилюнас, В.К. Психология эмоций [Текст] / В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: МГУ, 2004. - 199 с.
15. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и
профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб., 2005.
16. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в
коммуникативных профессиях [Текст] / Н.Е. Водопьянова. - СПб.:
Издательство СПбГУ, 2000. - С.443-463.
17. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. - 338 с.
18. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. - В 6 т. - Т. 3,4 [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2003. - 544 с.
19. Грабе, М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени [Текст] / М. Грабе. - СПб.: Речь, 2008. - 96 с.
20. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] / О.Ю. Ермолаев. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. - 336 с.
21. Изард, К.Е. Эмоции человека [Текст] / К.Е. Изард. - М.: Наука, 2010. - 440с.
22. Карелин, А.А. Психологические тесты [Текст] / А.А. Карелин. - М.: Наука, 2002. - 483 с.
23. Китаев, Н.С. Психология стресса [Текст] / Н.С. Китаев, Л.А. Смык. - М.: Наука, 1983.
24. Китаев-Смык, Л.А. Социально-психологические проявления стресса и синдром «выгорания личности» [Текст] / Л.А. Китаев-Смык, Э.С. Боброва // Активизация личности в системе общественных отношений / Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. - М., 1989. - С.24-25.
25. Климов, Е.А. Введение в психологию труда [Текст] / Е.А. Климов. - М., 1988. - 200 с.
26. Климов, Е.А. Реплика о структуре профессионализма и профессионала [Текст] / Е.А. Климов // Психология профессионала. - М., 1996. - С.145-204.
27. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития [Текст] / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 128-135.
28. Кочюнас, Р. Психотерапевтические группы: теория и практика [Текст] / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 2000. - 238 с.
29. Леонова, А.Б. Профессиональный стресс в процессе организационных изменений [Текст] / А.Б. Леонова, И.А. Мотовилина // Психологический журнал. - 2006. - №2. - Т. 27. - С. 79-92.
30. Леонова, А.Б. Комплексная стратегия анализа
профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции [Текст] / А.Б. Леонова // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 2. - С. 75-85.
31. Леонтьев, Д.А. Личностный потенциал как основа самодетерминации [Текст] / Д.А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова; [под общ.ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева]. - Вып. 1. - М.: Смысл, 2002. - С. 56-65.
32. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М.: Просвещение, 2010. - 382 с.
33. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа [Текст] / А. Лэнгле // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 3-16.
34. Макарова, Г.А. Синдром эмоционального сгорания [Текст] / Г.А. Макарова // Психотерапия.- 2003. - № 11. - С. 18-20.
35. Маракушина, И.Г. Психологические аспекты проблемы сопротивления инновациям в сфере образования [Текст] / И.Г. Маракушина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - №5. - С. 141-147.
36. Марищук, В.Л. Психологические основы формирования профессионально важных качеств [Текст] / В.Л. Марищук. - Л.: СпецЛит, 1982.
37. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Наука, 1996. - 308 с.
38. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Текст] / К. Маслач [Электронный документ] // URL: http: //psy.piter.com/library/?tp=1 &rd= 1
39. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [Текст] / Л.М. Митина. - М., 1994.
40. Никифоров, Г. С. Психология здоровья [Текст] / Г.С. Никифоров. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.
41. Орел, В. Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования [Текст] / В.Е. Орел // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - №1. - С.90-101.
42. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст] / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2012. - 510 с.
43. Полунина, О.В. Увлечённость работой и профессиональное
выгорание: особенности взаимосвязей [Текст] / О.В. Полунина //
Психологический журнал. - 2009. - Т. 30. - № 1. - С. 78-85.
44. Прохоров, А.О. Психические состояния и их функции [Текст] / А.О. Прохоров. - Казань: Изд-во КГПИ, 1994. - 168с.
45. Психодинамические факторы профессионального выгорания [Текст] / Под ред. канд. мед. наук А.И. Куликова. - СПб., 2007.
46. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. - М.: Наука, 2002. - Т.23. - № 3. - С. 85-95.
47. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. - М.: Наука, 1992. - 271 с.
48. Селье, Г. Теория стресса [Текст] / Г. Селье. - М. 2000.
49. Сергеева, Л.С. Синдром профессионального выгорания; психотерапия и профилактика [Текст] / Л. С. Сергеева. - СПб.: СПбМА-ПО, 2006. - 18 с.
50. Сидоров, П. Синдром эмоционального выгорания [Текст] / П. Сидоров // Медицинская газета. - 2005. - №43. - С.25-32.
51. Сипайлова, Н.А. Профилактика профессионального выгорания воспитателя ДОУ [Текст] / Н.А. Сипайлова // Коррекционная работа в ДОУ. Советы специалиста. - 2015. - №4. - С. 16-23.
52. Словарь практического психолога [Текст] / Сост. С.Ю. Головин. - Минск, 1997. - 839 с.
53. Усманова, М.Н. Симптомы эмоционального выгорания современного педагога [Текст] / М.Н. Усманова, М.М. Бафаев, Ш.Ш. Остонов // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2014. - №10. - 23-32.
54. Форманюк, Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя [Текст] /
Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 1994. - № 6. - С. 57-63.
55. Фрейденберг, Г. Перегореть: высокая цена больших достижений [Текст] / Г. Фрейденберг. - М.: Прогресс - Универс, 1974. - 328 с.
56. Холмогорова, А.Б. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни[Текст] / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1996.-№1. - С. 7-13.
57. Яковлев, Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания [Текст] / Г.М. Яковлев. - М.: Проспект,1999. - С. 442-453.
58. Bishop G.D., Converse S.A. Illness representations: A prototype approach //Health Psychology. 1986. V.5. Р.95-114.
59. Blos P. Children think about illness. Their concepts and Belieefs // Psychosocial Aspects of Pediatric Care. N.Y., 1978. P1-18.
60. Bundy C. Cardiovascular and respiratory disease. Treatment // The Handbook of Clinical Adult Psychology / Ed. by S.Lindsay&G.Powell. London & New York, 1995. P. 573-588.
61. Freubergerl I. Psychosomatik // Psychiatrie. Stuttgart, 1999.
62. Roghmann K.J.: Die Familieals Patient: ZumWandel des
Krankheitsbegriffs der Padiatriechronischkranker Kinder. In: Angermeyer, M.C.; Dorner,O. (Hrsg.): Chronischkranke Kinder und Jugendliche in der Familie. Stuttgart: Enke, 1981.