Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками 9 в процессе трудовой деятельности
1.1 Формирование взаимоотношений детей младшего школьного
возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Особенности технологии и методов формирования
взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности 22
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности 28
2.1 Выявление уровня сформированности взаимоотношений детей
младшего школьного возраста со сверстниками 28
2.2 Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс
содержания и приемов руководства трудовой деятельностью с целью формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста 43
2.3 Выявление эффективности проведенной опытно - экспериментальной работы 47
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп ... 65
Приложение Б Количественные результаты по всем диагностическим заданиям в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента 66
Приложение В Количественные результаты по всем диагностическим
заданиям в экспериментальной и контрольной группе на
контрольном этапе эксперимента 68
Приложение Г Тематическое планирование 70
Приложение Д Конспекты занятий 73
На нынешнем этапе развития общества, в постоянно изменяющихся условиях жизни проблема эффективного взаимодействия между людьми и обеспечения возможностей достижения взаимопонимания в межличностных контактах является весьма значимой в педагогике и психологии. Актуальность данной проблематики объясняется рассмотрением общения, наряду с деятельностью, как одной из основных форм преобразующей активности человека. В рамках общения осуществляется многообразие форм обмена человеческими мыслями, действиями и чувствами, происходит взаимное понимание окружающей действительности и согласование действий. В общении формируется социальная общность и утверждается индивидуальность людей, возникают, реализуются и развиваются общественные и межличностные отношения.
Общение вообще является необходимым фактором и обязательным условием развития как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности. Духовное и моральное развитие личности человека зависит от многообразия его общения с другими людьми. Формирование личности происходит в постоянных взаимоотношениях и в общении людей друг с другом, каждое новое поколение через разнообразные формы общения приобретает материальный и моральный опыт, накопленный всеми предшествующими поколениями. Целенаправленное, систематическое и последовательное общение, умноженное на силу воздействия положительного примера старших, способствует формированию нравственного сознания, чувств, убеждений и поведения у подрастающего поколения.
Постоянное увеличение количества межличностных контактов между людьми существенно увеличивает значимость формирования умений, навыков и знаний о наиболее эффективных способах взаимодействия. повышение интереса к проблеме межличностного взаимодействия приводит к разработке и открытию разнообразных направлений психологии, в рамках которых осуществляется рассмотрение как общих вопросов взаимодействия - социальная психология (Г.М. Андреева и др.), так и частных: психология общения (Б.Д. Парыгин, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев и др.), социально- перцептивных-особенностей личности (О.К. Агавелян, В.Н. Мясищев, Р.О.Агавелян), психология невербального общения (В.А. Лабунская), соционика (Е.С. Филатова), физиогномика (В.В. Куприянов, В.А. Кузнецова, Г.В. Стовичек), имиджелогия (В.М.Шепель и др.) и т.д.
Проблему межличностной коммуникации глубоко затрагивали в своих работах такие ученые, как Р. Заззо, А.Н. Леонтьев, Г.М. Андреева, С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев, Е.Н. Резников, Н.Н. Обозов, Б.Ф. Ломов, В.В. Занков и др. В рамках данного вопроса особый интерес для нас представляют межличностные отношения между младшими школьниками.
Сегодня существует множество психолого-педагогических исследований, которые посвящены проблеме межличностных отношений школьников. В. Р. Кисловская, Т. А. Репина, В. С. Мухина, А. В. Кривчук, Я. Л. Коломинский и другие психологи изучали данную проблему с точки зрения структуры и возрастных изменений детского коллектива.
Формирование взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками младших школьников рассматривается в работах Т.А. Алиевой, Л.В. Парамоновой, Г.А. Голдаевой. Процесс формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками рассматривается исследователями в качестве многоаспектной проблемы. Одним из важнейших аспектов выступают особенности становления, развития и формирования межличностных отношений между детьми, их взаимоотношения и общение, чему посвящается значительное количество теоретических и экспериментальных исследований. Существенное внимание уделяется изучению частных видов межличностного взаимодействия в рамках детского коллектива (гуманных, дружеских, коллективных), рассмотренных в работах Т.А. Марковой, Р.С. Буре, Л.И. Божович и др.
Актуальность исследования позволяет выявить противоречие между необходимостью формирования межличностных отношений младших школьников и определенными недостатками в организации данного процесса в начальной школе. Поэтому проблема межличностных отношений младших школьников на сегодняшний момент является актуальной и требует особого внимания.
Одним из методов формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками выступает трудовая деятельность.
Проблема исследования: каков процесс формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками?
Актуальность, выделенное противоречие и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Формирование взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности».
Цель исследования: выявить и доказать эффективность формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками посредством организации их совместной трудовой деятельности.
Объект исследования - процесс воспитания младших школьников в трудовой деятельности.
Предмет исследования - формирование эффективных межличностных отношений младших школьников в ходе совместной трудовой деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности будет эффективен, если:
- учтены особенности формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста;
- разработаны занятия с включением трудовой деятельности с целью формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками;
- включена трудовая деятельность в образовательный процесс.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности.
2. Выявить уровень сформированности взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками.
3. Разработать, апробировать содержание внеурочной деятельности с включением трудовой деятельности с целью формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста и определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент.
Новизна исследования заключается в том, что выявлены методы формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками посредством трудовой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные нами результаты эмпирического исследования могут быть использованы учителями начальных классов, педагогами-психологами общеобразовательных учреждений в работе по формированию взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности.
База исследования: МБОУ СОШ №4. В исследовании приняли участие 40 младших школьников 7-8 лет.
Структура работы. Бакалаврская работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованной литературы и приложений.
В процесс изучения теоретических основ проблемы формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности было установлено, что межличностными отношениями называют индивидуальное восприятие особенностей взаимоотношений между субъектами, которое находит отражение в особенностях влияния людей друг на друга, происходящего в ходе коллективной деятельности. Данные отношения происходят в процессе общения, которое оказывает огромное значение на формирование и развитие психики человека. Младший школьный возраст в аспекте формирования взаимоотношений рассматривается как весьма перспективный. Процесс формирования межличностных взаимоотношений учащихся является сложным и длительным. На взаимоотношения учащихся первого класса определяющее влияние оказывает учитель посредством организации учебно-воспитательного процесса. Межличностные отношения детей младшего школьного возраста могут вырабатываться под влиянием множества факторов. Это могут быть симпатия или антипатия к конкретному члену коллектива, уровень успешности младшего школьника в учебе, наличие общих интересов со сверстниками. Все эти нюансы влияют на первоначальный выбор товарища для общения, и значимость данного выбора. Если сейчас ребенок не сможет почувствовать радость познания, приобрести уверенность в своих силах и возможностях, реализовать это в более позднем возрасте будет гораздо труднее. Равно как и кардинально изменить место ребенка в системе межличностных отношений тоже будет сложно. В процессе освоения школьной действительности у младших школьников формируется особая система личных взаимоотношений. Основа данной системы - эмоциональные отношения, которые преобладают над остальными. Для учащихся младших классов характерны индивидуальные особенности потребности в общении. В связи с этим выделяют две группы детей: одни общаются с товарищами только в рамках школы, у других же взаимоотношения со сверстниками занимает значительную часть жизни.
При выявлении уровня сформированности взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем сформированности взаимоотношений со сверстниками 7 (35%) детей, средним 11 (55%) и высоким 2 (10%). В контрольной группе: 7 (35%) детей обладает низким уровнем, у 11 (55%) детей был выявлен средний уровень и у 2 (10%) - высокий. Полученные результаты исследования обосновали необходимость разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс трудовой деятельности с целью формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста.
В процесс разработки, апробирации содержания внеурочной деятельности с включением трудовой деятельности с целью формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста было установлено, что процесс формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности будет эффективен, если:
- учтены особенности формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста;
- разработаны занятия с включением трудовой деятельности с целью формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками;
- включена трудовая деятельность в образовательный процесс.
Посредством повторной диагностики (контрольного среза) было выявлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня стал ниже на 25 %. Так, если констатирующем этапе он был выявлен у 7 (35 %) детей, то на контрольном - только у 2 (10 %) детей. Средний уровень вырос на 15 %, с 11 (55%) детей на констатирующем, до 14 (70 %) на контрольном этапе эксперимента. Высокий уровень сформированности взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками на контрольном этапе поднялся у 2 детей, т.е. на 10 %, что является хорошим показателем эффективности проведенного формирующего эксперимента. Иначе дело обстояло в контрольной группе, чьи результаты не изменились. Низкий уровень был выявлен у 7 (35 %) детей, средний уровень - у 11 (55%). Таким образом, изменений в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента не наблюдается.
Анализ результатов показал, что разработанное и внедренное в учебно-воспитательный процесс содержание трудовой деятельности с целью формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста является эффективным.
1. Акинина Т.М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей младшего школьного возраст. М.: Издательство Перспектива, 2016. 248с.
2. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ_Медиа, 2013. 134 с
3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М. : Аспект - Пресс, 2014. 288с.
4. Баранец Н.А. Формирование ценностных ориентаций старшего дошкольника и младшего школьника в современной информационной среде // Начальная школа: плюс до и после. 2008. № 7. С.75-78.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Психология развития. М.: ЧеРо. 2005. С.244-248.
6. Болотина Л.Р. Школьная педагогика. М.: Академия, 2015. 317 с.
7. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка // Этическое воспитание. 2017. №3. С.35-40.
8. Брушлинский А.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач. М.: Просвещение, 2019. 342 с.
9. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание школьников. Методическое пособие. ФГОС. М.: Мозаика - Синтез, 2017. 80 с.
10. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у младших школьников // Школьное воспитание. 2014. № 4. С.33-35.
11. Волков Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. М. : Педагогическое общество России, 2017. 144с.
12. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М. : Знание, 1984. 117с.
13. Голованова Н.Ф. Педагогические основы социализации школьников. СПб: Образование, 2014. 76 с.
14. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Издательство «Речь», 2017. 176с.
15. Захарова Т.Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности школьников // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. С. 113 - 117.
16. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления школьников с социальной действительностью. М. : Академия, 2015. 160 с.
17. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно¬нравственного становления личности // Начальная школа. 2017. №11. С.15¬17.
18. Кузьмичев И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей. М. : Просвещение, 1980. 176 с.
19. Кулагина И.Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Эксмо, 2018. 465 с.
20. Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей. Конспекты занятий. М. : Издательство Книголюб, 2017. 123с.
21. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации // Начальная школа. 2017. №7. С.21-29.
22. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М. : Просвещение, 2016. 189 с.
23. Михайлова Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6-7 лет: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб.: ЛИПКТК, 2016. 36с.
24. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.: Творческий центр Сфера, 2015. 96 с.
25. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2017. 432с.
26. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание школьника. М. : Педагогика, 2017. 192с.
27. Нравственность в современном мире: методический материал. Минск: Красико-принт, 2013. 128с.
28. Петрова В.И. Азбука нравственного взросления. Методическое пособие. СПб.: Питер, 2016. 304с.
29. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов. М. : Институт практической психологии, 2016. 304 с.
30. Царябина И.В. Нравственное развитие личности детей средствами музыкального фольклора // Дополнительное образование и воспитание. 2019. №5. С. 49-51.
31. Шевченко М.И. Нравственное воспитание. Формирование нравственных качеств у детей школьного возраста. М. : Синтез, 2015. 56 с.
32. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Эксмо, 2016. 270 с.