Работа сделана на примере Аппарата Государственной Думы ФС РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ 7
1.1. Понятие и сущность государственной кадровой политики 7
1.2. Развитие кадрового потенциала государственных гражданских служащих: основные понятия и нормативно-правовая база 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА государственных гражданских СЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФС РФ 38
2.1 Основные направления и специфика деятельности Аппарата Государственной Думы ФС РФ 38
2.2. Анализ проблем развития кадрового потенциала государственных гражданских служащих на примере Аппарата Государственной Думы ФС РФ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
Актуальность темы работы определяется тем, что вопросы, связанные с укреплением кадрового потенциала государственной гражданской службы, выступают одной из важнейших гарантий обеспечения законности и правопорядка. В этой связи научно обоснованное, проверенное практикой комплектование кадров государственной гражданской службы приобретают особое значение.Начиная с 2019 года предусмотрена возможность использования госслужащими государственных образовательных сертификатов на дополнительное профессиональное образование посредством федеральной государственной информационной системы в области госслужбы. Правила его выдачи устанавливаются Правительством РФ. Следует отметить, что и сам институт государственной службы, и современное понимание сущности государственной службы сформировалось в России лишь в 90-х годах ХХ века. В начале 1990-х годов в России сформировались требования к той новой бюрократии, которая должна была заменить прежний партийно-советский государственный аппарат. В отличие от него новая бюрократия должна была подняться на новый, более высокий уровень профессионализма, чтобы служить обществу, а также стать беспартийной и ориентироваться, прежде всего, на демократические правовые ценности. В России в советское время государственными служащими признавались практически все служащие, которые работали в государственных органах, учреждениях, организациях и получали заработную плату из средств госбюджета (в том числе врачи, учителя, работники почты, специалисты жилищно-коммунального хозяйства и т.п.). Под комплектованием кадров государственной гражданской службы следует понимать организуемую на плановой основе в соответствии с требованиями нормативных правовых актов систему отбора, приема на службу, непосредственную работу по подбору и расстановке кадров, организации их продвижения по службе, обеспечивающей должный качественный состав сотрудников потенциала государственной гражданской службы. Следует отметить, что публичная природа данного института не была оформлена должным образом, да и правовое положение государственных служащих в этот период определялось в основном трудовым законодательством.
Нормативную основу данного исследования составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты в сфере трудового права.
Теоретическую базу исследования составляют монографии, учебные пособия и статьи таких авторов как А. Л. Атасов, М.Л. Баранов, Д.Н.Бахрах, В.П.Беляев, С.Н.Братановский, О.Г. Ларина, Ю.И. Мигачев, Л.Л.Попов, Б.В.Россинский, Ю.Н. Старилов, В.В.Стрельников, С.В.Тихомиров и других.
Методы исследования. В ходе написания отчета применялись общенаучные диалектический и формально-логический методы, формально-юридический, структурно-правовой методы, а также методы, сравнительного и системного анализа, графического анализа и обобщения.
Цель настоящей работы - проанализировать механизм развития кадрового потенциала государственных гражданских служащих на примере Аппарата Государственной Думы ФС РФ. Достижение поставленной цели осуществлялось путем рассмотрения ряда логически взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему работы:
- определить понятие и сущность теории кадрового потенциала;
- изучить кадровый резерв как эффективная кадровая технология и элемент кадрового обеспечения и управления персоналом государственной гражданской службы.
Объект исследования – особенности формирования кадрового потенциала государственной гражданской службы.
Предмет исследования – управленческие и организационно - экономические отношения, складывающиеся при формировании кадрового потенциала государственной гражданской службы Аппарата Государственной Думы ФС РФ.
В современных условиях успешность деятельности государственного органа во многом зависит от качества персонала, его профессионального уровня. Государство, стремясь находиться на волне тенденций современного общества, приоритетом своего развития провозгласило создание профессионального корпуса государственных служащих.
При формировании мотивационного профиля государственного служащего важно создать условия, которые могли бы привести к стимулированию внутренней мотивации подчиненных, вызвать сотрудничество и энтузиазм с их стороны. К таким условиям можно отнести повышение разнообразия умений и навыков, повышение ощущения важности работы, увеличение автономии в виде передачи некоторых управленческих функций низкого уровня подчиненным.
Значительный кадровый потенциал системы государственной и муниципальной службы требует высокого качества управления им. Достижение результатов реализации этих и всех других возможных путей решения проблем формирования эффективных трудовых отношений государственных служащих Российской Федерации возможно при пересмотре всех элементов существующей системы государственной гражданской службы в целях поиска верных решений. Все компоненты этой системы взаимосвязаны и грамотное управление преобразованиями на всех уровнях власти принесет желаемый эффект.
Большинство молодых сотрудников характеризует высокая культура, социальная активность, сознательное отношение к своим служебным и общественным обязанностям. Однако, изменения в развитии нашего общества, противоречивость влияния различных социальных факторов на молодёжь, негативное влияние улицы явились причиной того, что у части сотрудников обнаруживается недостаточное или слабое развитие тех или иных личностных качеств, а то и явно выраженное проявления недисциплинированности, беззаботности, эгоизма, безволия, чёрствости, неуважения к товарищам, старшим.
Система непрерывного профессионального развития кадров является одним из инструментов повышения эффективности управления. Недостаток профессиональных знаний и профессиональных навыков государственных служащих приводит к низкому качеству управленческих решений и, как следствие, к потере авторитета органов местного самоуправления.
Предлагаемое решение существующих проблем позволит обеспечить результативность деятельности, которое выразится в повышении рейтинга конкретных специалистов и всего учреждения в целом.
Все предложенные мероприятия обладают социальной эффективностью, которая будет выражена в следующих изменениях:
- вырастет скорость обслуживания населения;
- сократятся ошибки в деятельности персонала;
- вырастет удовлетворенность населения процессом обслуживания.
Работа с кадрами государственных служащих – особый вид деятельности в отношении трудовых ресурсов, имеющий целью отбор, подготовку, расстановку и воспитание персонала в целях формирования коллектива, способного обеспечить выполнение поставленных перед организацией задач.
Произведенное исследование по вопросу организационно-правового обеспечения государственной гражданской службы в Аппарате Государственной Думы как представительного и законодательного органа Российской Федерации, позволяет сделать ряд обобщений.
Говоря об эффективности работы с кадрами государственной гражданской службы, нужно отметить, что основным критерием эффективности здесь будет являться создание целостной системы управления государственной муниципальной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.
В своей профессиональной деятельности молодые сотрудники нередко подвергаются воздействию негативных явлений, отрицательных эмоций, испытывают психологические перегрузки. Неправильное восприятие этих факторов, а также некритичное отношение к криминальной субкультуре могут привести к профессиональной деформации, способствующей появлениям чёрствости, бездушия, грубости, нарушения служебной дисциплины и законности.
Поэтому в этих условиях наставничество приобретает одно из существенных направлений в профессиональном становлении и воспитании молодых сотрудников.
Характеризуя организационно-правовое обеспечение государственной гражданской службы в конкретных подразделениях Аппарата Государственной Думы, в вышепредставленной работе отмечены как положительные, так и отрицательные моменты, в разработкой предложения по совершенствованию работы, указанные в соответствующих параграфах и главах.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) правках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3
3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215
4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»// Российская газета, № 102, 09.05.2018
5. Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации») //Собрание законодательства РФ, 25.02.2019, № 8, ст. 765
6. Указ Президента РФ от 27.09.2005 № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 40. ст. 4017.
7. Приказ МВД России от 25.09.2012 № 886 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) и их примерной формы» // Российская газета. 2012. № 1280
8. Закон г. Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы»//Ведомости Московской городской Думы, 18.03.2005, № 3, ст. 3.
9. Атасов А. Л. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. - М.: Экономика, 2017. - 251 с.
10. Бутакова М. М., Соколова О. Н. Стратегия мотивации инновационной активности персонала коммерческого банка. // Стратегия кадрового менеджмента в вузах и на предприятиях. 2014. - с. 177-180
11. Баранов М.Л. Государственный контроль как вид социального управления // Административное и муниципальное право. 2017. № 7. С. 17
12. Баранов М.Л. Юридическая природа и формы государственного контроля // Административное и муниципальное право. 2017. № 10. С. 80
13. Беляев В.П., Ларина О.Г. Образование института государственного контроля и надзора в России // История государства и права. 2018. № 17. С. 33
14. Бобров А.М., Телегин А.С. Государственная служба иных видов: понятие и ее особенности // Административное право и процесс. 2018. № 9. С. 55
15. Братановский С.Н., Стрельников В.В. Административно-правовое регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации / под ред. С.Н. Братановского. - Саратов, 2017. С.79
16. Булавин С.П., Черников В.В. Правовой статус сотрудника полиции // Административное право и процесс. 2017. № 9. С. 2
17. Даньшина Н.А. Критерии действенности государственного контроля над жизнедеятельностью общества // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 2. С. 10
18. Елфимова Е.В., Софронова А.Ю. Аттестация сотрудников органов внутренних дел: вопросы совершенствования законодательства // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2018. № 1. С. 103
19. Каляшин А.В. Современное состояние и перспективы развития законодательства о службе в некоторых видах федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью // Административное право и процесс. 2017. № 8. С. 36 - 41.
20. Кирин А.В. О реформировании системы административного права // Журнал российского права. 2018. № 3. С. 51
21. Козбаненко В.А. Иные виды государственной службы - правоохранительная служба: закон и доктрина // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 9. С. 92
22. Коргова М.А. Кадровый менеджмент: Учебное пособие.- Ростов на Дону: Феникс,2017. С.25
23. Корякин В.М. Личное поручительство как средство минимизации кадровых ошибок // Право в Вооруженных Силах. 2018. № 7. С. 2
24. Кунц Г., О´Доннел С.Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2018.- С.222
25. Куянова А.В. Правовые признаки государственного гражданского служащего Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2016. № 12. С. 969 - 973.
26. Ларькина А.П. Свешникова Л.Н. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3. С. 235-236.
27. Липинский Д.А., Мусаткина А.А. Понятие и основания поощрения государственных служащих // Административное и муниципальное право. 2017. № 4. С. 20 - 37.
28. Лошаков Е. Досрочное увольнение сотрудников правоохранительных органов // Трудовое право. 2018. № 11. С. 5 - 12.
29. Лукичев К.Е. Об актуализации подходов к осуществлению государственного и муниципального финансового контроля в посткризисный период // Финансовое право. 2017. № 4. С. 16
30. Мурашкина А.С. Развитие института ротации на государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации // Юстиция. 2017. № 1. С. 54 - 64.
31. Ноздрачев А.Ф. Контроль: правовые новеллы и нерешенные проблемы // Журнал российскогоправа. 2018. № 6. С. 18
32. Опарина М.В. Развитие кадрового потенциала организации. – М.: Олма-пресс, 2015. С.189
33. Панкова О.Б. Проблемы правового регулирования статуса лиц, замещающих государственные и муниципальные должности // Законность. 2017. № 2. С. 14 - 19.
34. Прокофьев С. Е. Государственная и муниципальная служба: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С. Е. Прокофьев, С. Г. Еремин ; под науч. ред. И. В. Лобанова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. С.68
35. Смирнова А.Н. Исследование социально-экономических предпосылок реформирования государственной гражданской службы. – М.: Литера, 2019. С.198
36. Спектор А.А. Проблемы государственного контроля и надзора в сфере предпринимательской деятельности. М.:Литера, 2017. С. 25
37. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2017. С. 409
38. Файоль А. Общее и промышленное управление: Пер. с англ.- М.:Литера, 2018. С.69
39. Фоков А.П. О государственной судебной службе Российской Федерации: полномочия и ответственность сотрудников4аппаратов судов // Администратор суда. 2017. № 2. С. 3 - 7.
40. Храпылина Л Профессиональная самоидентификация государственных служащих. // Государственная служба. Научно – политический журнал. 2017. № 5. С.61