Введение 9
1 Обзор литературы 11
1.1 Понятие и сущность муниципальных программ 11
1.2 Виды, особенности и этапы разработки муниципальных 15
программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства
2 Объект и методы исследования 23
3 Расчеты и аналитика 24
3.1 Краткая характеристика моногорода 24
3.2 Виды и характеристика муниципальных программ поддержки 33 малого и среднего предпринимательства на территории моногорода Юрги
4 Результаты проведенного исследования 40
5 Раздел «Социальная ответственность» 51
5.1 Описание рабочего места 51
5.2 Анализ выявленных вредных факторов проектируемой 51
производственной среды
5.3 Анализ выявленных опасных факторов проектируемой 59
произведённой среды
5.4 Охрана окружающей среды 60
5.5 Защита в чрезвычайных ситуациях 60
5.6 Правовые и организационные вопросы обеспечения 62
безопасности
Заключение по разделу «Социальная ответственность» 62
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 68
Приложение А Схема оценки результативности реализации 71
Актуальность заключается в обострении проблем развития регионов, в усилении различий экономического развития регионов и их неоправданной неравномерности социально-экономического положения.
В условиях сложного экономического положения в стране, в условиях санкций и удешевления основного источника дохода бюджета оправданно использование новых методов воздействия на экономику в городах, которые позволят решить их проблемы.
Цель - проанализировать теоретические и практические аспекты разработки и реализации муниципальных программ поддержки, и развития малого и среднего предпринимательства на территориях моногородов на примере муниципального образования «Юргинский городской округ».
Задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и виды муниципальных программ;
- выявить отличительные особенности муниципальных программ для территории моногородов;
- проанализировать виды муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства на территории моногорода Юрги
- провести оценку итогов реализации муниципальных программ для поддержки малого и среднего предпринимательства на территории моногорода Юрги.
Практическая и методическая разработка данного вопроса в литературе разнообразна, устойчива и распространенна. Изучение данных проблем проводилось как в России, так и за рубежом: Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Зайцев Ю.В., Федорова О.В., Митерев М.А и др.
Информационную базу исследования составляют муниципальные программы г. Юрги и результаты их внедрения.
Муниципальная целевая программа - это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение экономических, экологических, социальных и иных проблем развития муниципальных образований.
Регулирование муниципального развития - одна из важных и главных функций государства, потому как с помощью муниципальных программ развиваются регионы, сглаживается различие в уровне жизни населения между столичными городами периферией, обеспечивается благоприятный инвестиционный климат по всей стране.
Узкоспециализированные муниципальные программы - направлены на развитие конкретной отрасли и разрабатываются совместно и в разрезе федеральных программ.
Комплексные муниципальные программы - затрагивают несколько отраслей, и направлены на развитие экономической, социальной, научной и т.д.
Форма участия государства в муниципальной программе - частичное их финансирование, т.е. при участии государства муниципальные программы называются государственными муниципальными программами.
В результате проведенного исследования можно сделать выводы.
Муниципальная программа - это целевое финансирование из бюджетов разных уровней разработанного комплексного плана действия оздоровления и развития города, определенными, прописанными в плане способами, в оговоренные сроки, с ответственными лицами и прогнозируемыми результатами.
По мнению многих ученых моногородом можно назвать город, который отвечает ряду признаков:
- в городе существует одно (или несколько) однотипных предприятий, обслуживающих один сегмент отраслевого рынка, а остальные предприятия работают на удовлетворение внутренних нужд города;
- существует зависимость большой части дохода городского бюджета от одного (или нескольких) однотипных предприятий;
- однородный профессиональный кадровый состав населения города;
- город расположен в удалении от крупных городов, что снижает мобильность жителей;
- при отсутствии развитой инфраструктуры связь города с внешним миром практически отсутствует на бытовом уровне.
Заказчиком муниципальных программ моногорода выступает - орган исполнительной власти субъекта РФ, в обязательном порядке назначается ответственный за сроки, порядок реализации.
Муниципальные программы способствуют социальному, экономическому развитию города, носят соответственно социальный, экономический, территориальный характер и внедряются органами государственной власти с поддержкой Правительства РФ.
Механизм и этапы разработки муниципальных программ содержит целый комплекс процедур, которые необходимо внедрять для успешного претворения в разработанной программе и получения наибольшей эффективности.
Общее руководство и контроль за реализацией муниципальной программы социально-экономического развития осуществляет заказчик программы, обладающий достаточным объемом полномочий и ресурсов для эффективного управления ходом реализации программы.
Уровень развития малого и среднего предпринимательства в г. Юрге находится на высоком уровне, несмотря на тяжелое экономическое положение в стране, особенное развитие получают отрасли производства (строительство, сельское хозяйство и обрабатывающие производства). Отрасли предоставления услуг претерпели уменьшение всех показателей, но они некритичные. Данное уменьшение показателей естественное следствие ухудшение финансового положения населения и они имеют цикличный характер, который зависит от микро и марко среды в стране.
Государство оказывает мощную поддержку субъектам предпринимательства, которая может стать отличным подспорьем для старта и развития проекта. Программы разноплановые, есть прямое субсидирование малого бизнеса, бесплатное обучение, помощь во взятии кредитов, участие в ярмарках на льготных условиях и многое другое.
На 2016 год только в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» для оказания поддержки в регионы выделено почти 17 млрд. рублей, в том числе в Кемеровскую область 0,8 млрд. руб.
По типу и форме государственная поддержка выражается: в выдаче денежных субсидий; в получении грантов; в обучении на безвозмездной основе либо же по минимальной стоимости; в компенсации расходов или предоставлении скидок на участие в ярмарках, выставках и других рекламных мероприятиях; в выкупе или аренде находящихся в муниципальной собственности помещений и производственных площадок.
Ожидаемый результат в увеличении на 10% (заложен в Программе) по прогнозам и с учетом корректировки на трудное экономическое положение в стране может быть выполнен. Ведущие отрасли производства в сфере малого и среднего бизнеса уже в настоящее время опережают прогнозные показатели. Итоговые прогнозные показатели с учетом внесенной корректировки планируется увеличить на 9,3%.
На сегодняшний день эффект от Программы отрицательный, т.е. вложено больше, чем получен эффект, но и страна так же находится в трудном положении. По прогнозам эффект от Программы будет имеет положительное значение уже в 2017г.
Цель внедрения муниципальных программ - модернизация, экономическое развитие моногородов, но процветание зависит не только от государственного участия, требуется еще и местное муниципальное развитие.
У моногородов существуют проблемы отличные от других городов и регионов страны:
- удаленность от экономических центров;
- отсутствие развитой инфраструктуры;
- экологическая нагрузка на данные города;
- устаревшие технологии;
- отсутствие денег в бюджете на устранение проблем из-за отсутствие госзаказов.
Для того, чтобы моногород преодолел проблемы и добился экономического процветания необходимо:
- повышение экономического потенциала за счет привлечения инвестиций;
- обеспечение конкурентоспособности местных товаров и услуг за счет технического и технологического перевооружения производства;
- повышение качества и уровня жизни населения за счет загруженности градообразующих предприятий госзаказами и рынком сбыта произведенной продукции.
Таким образом, спецификой и особенностью муниципальных программ для моногород является:
- территориальность - моногорода находятся в слабозаселенных регионах, имеют неблагоприятное транспортно-географическое расположение;
- система управления и органы власти не имеют достаточного опыта и компетенции в средствах разработки, внедрения муниципальных программ. Действуют «по старинке»;
- в большинстве моногородов полностью отсутствует привлекательный инвестиционный климат, инвесторы видят запущенность строений, практически полное отсутствие инфраструктуры и перспектив развития;
- низкий уровень участия населения в развитии города, в модернизации;
- в основном присутствует формальный подход к реформированию и внедрению новшеств.
Для каждого моногорода характерны особенности жизнедеятельности, источников дохода бюджета, территориальной расположенностью, количеством населения и т.д. И данные особенности накладывают отпечаток на разрабатываемые муниципальные программы для данных моногородов, но одной главной особенностью муниципальных программ является их комплексность.
Необходимо организовать серию круглых столов, освещающих все варианты получения государственной поддержки на развитие своего дела; какие виды помощи со стороны властей сегодня доступны для объектов малого и среднего предпринимательства, и как их получить.
1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
(действующая редакция 21.07.2014) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/popular/cons/ (дата обращения 20.02.2016)
2 О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 30.06.2014. N 26 ст. 3378.
3 Комплексная программа «Развитие жилищного строительства в г. Юрге на 2011-2015 годы» / Протокол совещания Коллегии Администрации г. Юрги от 16 августа 2010 года №ВП-П9-43пр [Электронный ресурс] Режим доступа:http://ratingregions.ru/sites/default/files/apl/doc/1/kemer(дата обращения 20.02.2016)
4 Жуковский А.И., Васильев С.В. Разработка, реализация и оценка муниципальных целевых программ. Учебник - М.: «ДИАЛОГ», 2011. - 175с.
5 Постановление Правительства от 7 февраля 2011 года №61, входит в госпрограмму «Развитие образования» на 2013-2020 годы // Распоряжение от 29 декабря 2014 года №2765-р.
6 Государственная программа Кемеровской области «Развитие здравоохранения Кузбасса» на 2014-2016 годы // Утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 15 октября 2013 г. № 443.
7 Закон Кемеровской области от от 14 февраля 2005 года N 25«О социальной поддержке инвалидов» // Принят Советом народных депутатов Кемеровской области 26 января 2005 г.
8 Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Зайцев Ю.В., Федорова О.В.. Управление программами развития города Учебно-методическое пособие. Калуга: Изд-во «Эйдос», 2013. - 402с.
9 Митерев М.А. Программно-целевые методы планирования как
инструмент государственного управления развитием социально
экономических систем. // Труды МЭЛИ:2009. - № 3. - С. 9-12.
10 Столяров О.И., Полищук К.В. Совершенствование использования
программно-целевого метода для решения проблем развития
регионов//Труды Института системного анализа Российской академии наук: Электронный научный журнал. 2014. - № 34. - С.23-27.
11 Юлия Духова. Моногорода попросят денег? //Аргументы и Факты. 2010. - №3. - С. 6-9.
12 Моногорода переезжают? // Аргументы и Факты. 2014. - №5. - С.
45-47
13 Мария Селиванова. Проблемой моногородов займётся президент.
Экономический обозреватель РИА Новости.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rian.ru/analytics/20091106/192191849.html (дата
обращения 20.02.2016)
14 Петрикова Е.М.Комплексная инвестиционная программа развития моногородов // аналитический журнал о комплексном развитии территорий 2015. - №2. - С.9-10.
15 Пути активизации социально-экономического развития монопрофильных городов России / Под ред. Кузнецова Г.Ю., Любовного
В.Я. М.: Моск. общ.-науч. фонд, 2014. - 235с.
16 Лексин В., Швецов А., Лузанов А. Исследование региональных и городских проблем в Научно-методическом центре «Города России» Института макроэкономических исследований при Минэкономики РФ. М.: Едиториал, 2016. - №1. - С. 12-19.
17 Ряховская А.Н. Государственные программы как инструмент антикризисного управления в моногородах // Эффективное антикризисное управление. 2015. - №12. - С.26-32.
18 Медведев Д. А. Выступление на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 1 июля 2015 г. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/4677 (дата обращения 20.02.2016)
19 Минрегионразвития подвел итоги реализации мер по поддержке моногородов за два года // Министерство регионального развития Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minregion.ru/press_office/news/1742.html (дата обращения 20.02.2016)
20 Рейтинговое агентство «Эксперт РА»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://raexpert.ru (дата обращения 20.02.2016)
21 Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/ (дата обращения 20.02.2016)
22 Вишняков Я.Д. Безопасность жизнедеятельности, Учебник 4-е изд. - М. : Юрайт. 2015. - 543с.