Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические вопросы формирования учебной мотивации 5
1.1 Проблема учебной мотивации в психологии 5
1.2 Теоретический анализ учебной мотивации подростков 7
1.3 Современные дистанционные образовательные
технологии в обучении 12
1.4 Методы изучения учебной мотивации для учеников
среднего школьного возраста 17
Глава 2 Формирование учебной мотивации подростков при обучении с использованием дистанционных технологий 22
2.1 Анализ учебной мотивации учеников при
дистанционной форме обучения 22
2.2 Приемы, помогающие сформировать учебную
мотивацию у учеников среднего школьного возраста во время дистанционных занятий 33
2.3 Рекомендации по вопросам повышения уровня учебной
мотивации в условиях дистанционного взаимодействия с учениками 36
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложение А Методы активизации и визуализации 47
Приложение Б Диагностическая шкала уровня школьной
мотивации под редакцией Н.Г. Лускановой 49
Приложение В Результаты по методике М.В. Матюхиной 51
Приложение Г Результаты по методике Н.В. Колюцкого, И.Ю. Кулагиной 53
Актуальность темы исследования основывается на неизбежном внедрении в систему школьного образования элементов дистанционных образовательных технологий. Когда в 2020 году были впервые на территории России массово внедрены дистанционные занятия в школах, мнение экспертов в области образования, социальной психологии и социолингвистики не сходились в едином мнении. Как такой переход повлияет на систему образования в целом? Чего стоит ждать в перспективе пяти или десяти лет? Какой уровень знаний будет у выпускников, которые проходят школьную программу в дистанционной форме?
Сегодня, в 2022 году, ряд школ продолжает проводить дистанционное занятия с учениками, которые не могут присутствовать на традиционных занятиях в стенах школы. Актуальность работы также подчеркивается тем, что сейчас появляется множество компаний, которые предлагают ученикам начиная со второго класса обучаться рисованию, моделированию и созданию приложений, игр и все это в дистанционном формате. И такие курсы набирают популярность среди детей младшего и среднего школьного возраста.
Степень разработанности темы. На этот счет уже было написано несколько работ, каждая из них описывает как минусы, так и плюсы дистанционного обучения. Это дает задуматься на тему, в каких ситуациях мотивация у учеников среднего школьного возраста, может быть максимально предрасположенной к дистанционной форме образования?
Методологическая основа исследования, которая выбрана при проведении исследовательской работы - диалектический метод, как основа при познании истинности ситуации. А также был проведен ретроспективный анализ данных. Из специальных методик по ходу выполнения исследовательской работы были выбраны диагностические методики, позволяющие определить учебную мотивацию.
Теоретическая основа исследования опирается на работы специалистов в вопросах учебной мотивации: Р.Р. Бибрих [1, 30], Л.И. Божович, И.И. Вартанова, И.А. Васильев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.В. Елфимова, Г.Е. Залесский, Е.П. Ильин, Л.Б. Ительсон, Н.В. Колюцкий, И.Ю. Кулагина, Н.А. Курдюкова, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Лусканова, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, В.Э. Мильман, В.Ф. Морган, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, М.Ф. Талызина, Д.Н. Узнадзе, Л.М. Фридман, Т. Элерс, Д.Б. Эльконин, П.И. Якобсон, М.Г. Ярошевский и другие ученые [2, 10, 44, 46].
Гипотеза. Предполагается, что при обучении с использованием дистанционных образовательных технологий требуется специальная работа по повышению учебной мотивации обучающихся с учетом гендерных различий.
Объектом исследования является учебная мотивация подростков.
Предмет исследования - учебная мотивация подростков в условиях обучения с использованием дистанционных образовательных технологий .
Цель исследовательской работы - провести анализ учебной мотивации у учеников 8а класса в условиях обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Основными задачами из этой цели можно выделить:
- сформулировать понятие «учебная мотивация»;
- определить особенности учебной мотивации у подростков;
- провести анализ используемых современных дистанционных образовательных технологий на базе школы;
- осуществить сбор эмпирических данных;
- провести психодиагностическую работу по мотивации учеников;
- провести анализ полученных данных;
- разработать рекомендацию по повышению учебной мотивации учеников среднего школьного возраста с учетом гендерных различий.
За время выполнения этой работы были исследованы материалы по изучению учебной мотивации у учеников среднего школьного возраста. Проведен анализ полученных данных от учащихся 8а класса по их учебной мотивации. Получилось проследить прямую взаимосвязь между формированием учебной мотивации и содержанием обучения.
Было констатировано, что в основе обучения лежат внутренние и внешние мотивы, где больше важности отдается внутренним (истинным) мотивам. Мотивы могут быть ориентированны на достижение успеха, либо избегание неудачи. Конструктивным выступает мотив, которые движет учеником на путь к успеху.
Знакомство учеников с рядом методик позволяет самостоятельно построить путь своего развития и повышения учебной мотивации. Важно построить учебный процесс ориентируясь на обучении применять на практике полученные знания и навыки. Такая подача позволяет ученикам без заучивания материала осваивать новые умения и оттачивать навыки. К тому же практика является для учеников своеобразным источником позитивной мотивации. Крайне важно совместное сотрудничество с одноклассниками и учителями.
Такой комплекс позволяет формировать у учеников учебную мотивацию. Стоит отметить, что для успешного внедрения указанных приемов стоит привлечь новаторов или учителей которые заинтересованы в обновленном мотивационном подходе.
Изучив особенности формирования учебной мотивации у учеников среднего школьного возраста, при разработке приемов будут учитываться индивидуальные особенности учеников. Так же получилось определить, что для конструктивного мотива стоит брать в расчет исходный уровень мотивации учеников.
Возможность воспитывать в учениках учебную мотивацию находиться на пересечении понимание истинных мотивов и мотивов которые движут учеником. Также стоит отметить и умение ранжировать мотивами в зависимости от текущей ситуации, такой подход позволяет перейти к важным внутренним мотивам, которые управляют личностью.
При современном темпе образования для учителя крайне важно уметь мотивировать учеников, как на обычный формат обучения, так и при дистанционной форме образования. Для учителя становится вопрос, как сделать обучение налаженным механизмом, которым можно управлять и обучать учеников. В чем по моему мнению и есть основная задача современного учительского состава.
Об успешности указанных рекомендация и сформированной учебной мотивации будет говорить возросшая: самостоятельность в учебе, активность, познавательный интерес, положительные эмоции. Для корректировки приемов через месяц, стоит провести в классе повторное тестирование, и проследить динамику мотивов.
1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М. : Просвещение, 2005. 215 с.
2. Апиш Ф. Н. Психолого - дидактические основы развития учебной мотивации. М. : МГОУ, 2003. 180с.
3. Акимова М. К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М. : Знание, 2002. 56 с.
4. Антропова М. В. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиологическая оценка педагога. 1999. № 9 - № 10. С. 19.
5. Богоявленский Д. Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 25-38.
6. Божович Л. И. Избранные психологические труды // Психология формирования личности. М. : Педагогика, 2004. 533 с.
7. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого - педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3 - 5-х курсов педагогических вузов. Стерлитамак : Стерлитамак, гос. пед. ин-т, 2002. 134 с.
8. Вилюнас В. Н. Психология эмоциональных явлений / под ред. О.В. Овчинниковой. М. : Академия, 2005. 455 с.
9. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Гамезо. М. : Наука, 1984.
10. Грабал В. Мотивация достижения и развитие в процессе учебной деятельности/ В. Грабал. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидов в детском возрасте. М. : Просвещение, 2002. 456 с.
11. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятелности // Вопросы психологии. 1994. №4. С.45.
12. Ильин А. В. Мотивы человека. М., 1995. 197 с.
13. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2002. 512 с.
14. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. Казань, 2000. 123 с.
15. Левитов Н. Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 2000. №1. 192 с.
16. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Просвещение, 1982.
17. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. : Педагогика, 1972.
18. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции // Вопросы психологии. 2000. №6. С. 34-37.
19. Ломов Б. Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М. : Просвещение, 2004. 210 с.
20. Лопатин А. Р. Социально-педагогические условия создания ситуаций успеха, активирующих позитивное общественное развитие подростка // Лучшие страницы педагогической прозы. 2001. №4.
21. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте // Вопросы психологии. 2001. №3.
22. Маслоу А. Мотивация и личность// Вопросы психологии. 2001. №1.
23. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. М. : Пермь. 2001. 563 с.
24. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика. №2. 1979.
25. Мыльников Д. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование. 2002. №9. С.123 -130.
26. Немов Р. С. Психология: Учебное пособие. СПб. : Речь, 2000. 412 с.
27. Немова Н. Как создать среду, побуждающую к успеху? Мотивация обучения - достижение успеха // Директор школы. 2002. №7.
28. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников // Лучшие страницы педагогической прессы. 2004. №1. С.76.
29. Педагогическая психология / под ред. Н.В.Клюевой. М. : ВЛАДОС -ПРЕСС, 2003. 400 с.
30. Педагогическая энциклопедия. Том 1. М. : Советская энциклопедия, 1995. С.760.
31. Педагогическая энциклопедия. Том 2. М. : Советская энциклопедия, 1995. С.201.
32. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.
33. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж, 2000. 267 с.
34. Рабунский Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М. : Педагогика, 2000. 213 с.
35. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. : Речь, 2000. 433 с.
36. Рахимов А. З. Психодидактика. Уфа : Творчество, 2002. 145 с.
37. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. М. : Просвещение, 2001. 381 с.
38. Скаткин М. Н. Дидактика средней школы. М. : Просвещение, 2002. 319 с.
39. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М. : изд- во «Академия». 2001. 288 с.
40. Узнадзе Д. Н. Психологические мотивации поведения человека. М. : Просвещение, 2000. 469 с.
41. Унт Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М. : Педагогика, 2003. 190 с.
42. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. / пер. с нем. Под ред. Б.М. Величковского. М. : Просвещение, 2001. 698 с.
43. Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М. : Просвещение, 1979.
44. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М. : Просвещение,1971.
45. Эльконин Д. Б. Детская психология. М. : Академия, 2001. 376 с.
46. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М. : Академия, 2002. 394 с.
47. Peplau L. A. Loneliness //Social Problems and Mental Health. Routledge, 2022. P. 93-95.
48. Peplau L. A., Perlman D. eds. Loneliness, a sourcebook of current theory, research and therapy. New York : Wiley, 1982. 235 p.
49. Proulx CM, Helms HM, Buehler C. Marital quality and personal well-being: A meta-analysis // Journal of Marriage and Family, 2007. P. 576-593.
50. Sarason I. G., Sarason B. R. Social support: Mapping the construct // Journal of Social and Personal Relationships, 2009. № 26. P. 35-42.
51. Schwartz G. M., Campagna J. New meaning for the emotional state of the elderly, from a leisure standpoint //Leisure Studies, 2008. Т. 27. №. 2. P. 207-