Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Состояние вопроса 7
2 Конструкторская часть 14
2.1 Техническое задание на разработку конструкции универсального борторасширителя для колес легковых и грузовых автомобилей 14
2.2 Техническое предложение на разработку конструкции универсального борторасширителя для колес легковых и грузовых автомобилей 19
2.3 Расчет узлов конструкции борторасширителя 26
2.4 Руководство по эксплуатации универсального борторасширителя для колес легковых и грузовых автомобилей 28
3 Технологический процесс 33
3.1 Технологическая карта ремонта шины колеса легкового автомобиля 33
4 Безопасность и экологичность универсального борторасширителя для колес легковых и грузовых автомобилей 34
4.1 Конструктивно-технологическая характеристика универсального борторасширителя для колес легковых и грузовых автомобилей 35
4.2 Идентификация производственно -технологических и эксплуатационных профессиональных рисков 35
4.3 Разработка комплекса организационно -технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности 37
4.4 Организационно -технические мероприятия по предотвращению чрезвычайных происшествий 38
4.5 Обеспечение экологической безопасности рассматриваемого технического объекта 39
4.6 Мероприятия, способствующие уменьшению негативного антропогенного воздействия на окружающую среду 40
5 Расчет экономической эффективности универсального борторасширителя для колес легковых и грузовых автомобилей 42
5.1 Калькуляция себестоимости изготовления проектируемого изделия.... 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54
Российский автомобильный рынок непрерывно пополняется автомобилями отечественного и зарубежного производства и в ближайшее десятилетие ожидается удвоение парка автомобилей. Согласно данным ежегодного справочника «Автомобильный рынок России», посвященного итогам 2016 года, в 2016 году в Российской Федерации в общей сложности было выпущено 1,31 млн. единиц автомобильной техники (-5,4% по сравнению с прошлым годом). Наметившиеся позитивные сдвиги в российской экономике дают основание полагать о достижении «дна» и завершении кризиса на российском рынке автомобилей. Значительный отложенный спрос, подошедшие сроки смены владения автомобилем, наряду с мерами государственной поддержки, такими как программы льготного кредитования, льготного автолизинга, особенно актуального для коммерческого транспорта, программа обновления парка, необходимая в ситуации общего старения отечественного автопарка, субсидирование части стоимости газомоторной техники и другими, способны оживить авторынок, который, в свою очередь, активизирует производство.
Также активно развивается рынок услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. Проведение своевременного технического обслуживания, качественного ремонта и правильная эксплуатация автомобиля - факторы, гарантирующие сохранение работоспособности автомобиля в процессе его эксплуатации [3].
Техническая эксплуатация автомобилей невозможна без использования специального технологического оборудования, позволяющего производить диагностику технического состояния подвижного состава автомобильного парка, работы по регулировке, ремонту, крепежу и смазке работы, а также очистки и мойки автомобилей, их узлов, агрегатов и деталей [2].
Применение технологического оборудования в процессах ТО и Р влияет на повышение качества и производительности выполняемых работ, обеспечивает безопасность труда производственного персонала, уменьшает расходы на поддержание парка автомобилей в технически исправном состоянии.
Разнообразные конструкции узлов и агрегатов автомобилей отечественного и зарубежного производства требует разнообразное технологическое оборудование, применяемое в практике технического обслуживания автомобилей. В настоящий момент рынок технологического оборудования заполнен, в основной массе дорогими моделями зарубежного изготовления, а оборудование, используемое в АТП, зачастую является старым и изношенным [9].
Таким образом, значительно увеличивается роль инженеров, которые способны сделать обоснованный выбор наиболее приемлемой модели приобретаемого технологического оборудования, умеющих спроектировать оптимальное технологическое оборудование для изготовления в условиях СТО, АТП, или АРЗ.
В результате проработки темы выпускной квалификационной работы проведена следующая работа, а именно:
1. Проведен анализ конструкций борторасширителей для колес легковых и грузовых автомобилей, отечественных и зарубежных производителей. Выполнена сравнительная оценка основных параметров представленных установок путем построения циклограммы и выявлены наиболее прогрессивные конструкции - борторасширители AE&T SD-2 и TS M201. Особенности конструкции данных устройств были использованы при разработке нового оборудования.
2. Разработана конструкция универсального борторасширителя для колес легковых и грузовых автомобилей, выполнены сборочные чертежи конструкции в графическом редакторе Компас -3D, проведены прочностные расчеты элементов конструкции установки, составлено руководство по эксплуатации установки.
Невысокие затраты на изготовление установки и относительно простая конструкция позволяет изготовить установку в условиях станции технического обслуживания и/или автотранспортного предприятия.
3. Составлена технологическая карта ремонта шины колеса легкового автомобиля на спроектированном оборудовании.
4. Рассмотрен раздел «Безопасность и экологичность универсального борторасширителя для колес легковых и грузовых автомобилей», составлен технологический паспорт универсального борторасширителя для колес легковых и грузовых автомобилей, определены возможные профессиональные риски при выполнении ремонта шины колеса легкового автомобиля, разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в шиномонтажном отделении, разработаны организационно - технические мероприятия по предотвращению ЧС, разработан перечень мероприятий для обеспечения экологической безопасности при выполнении работ на данном техническом объекте.
5. Проведен расчет экономической эффективности спроектированной установки.