Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование культуры общения учащихся в начальной школе

Работа №106236

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных качеств у младших школьников в процессе внеурочной деятельности 12
1.1. Проблема формирования нравственных качеств у младших школьников в психолого-педагогической литературе 12
1.2 Внеурочная деятельность как средство формирования нравственных качеств у младших школьников 24
Выводы по I главе 38
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования нравственных качеств у младших школьников в процессе внеурочной деятельности 39
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников 39
2.2. Реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие нравственных качеств у младших школьников в процессе внеурочной деятельности 55
2.3. Динамика развития нравственных качеств у младших школьников 58
Выводы по II главе 63
Заключение 64
Список используемой литературы и источников 70
Приложение 74

Проблема нравственного воспитания во все времена привлекала внимание ученных и исследователей мировой и отечественной педагогики, социологии, философии, педиатрии и психологии. Большой вклад в развитие нравственного воспитания подростков внес А.С. Макаренко. В своих работах Макаренко приветствует влияние коллектива на формирование и развитие личности, большой упор он делает на то, что дети наше будущее и то, какими их воспитаем, зависит развитие общества в целом [19, 21].
«Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной», так характеризует автор цели воспитания [20, с. 1-16].
Традиционно российская педагогическая культура направлена на развитие личности школьников, как представителей психологически и педагогически здорового общества, основной задачей педагогов в настоящее время является развитие, формирование и поддержка детей в период обучения в школе или другом социальном институте. В советское время упор делался на формирование морально-этических качеств личности, поскольку мораль и этика составляют основные слагающие нравственного развития детей, то нашей задачей было и остается развивать и взращивать в детях нравственные принципы.
К нравственным принципам можно отнести такие качества как: духовность, приобщение к культуре, преемственность традиций, созидание и др. Нам кажется данное утверждение очень важным для нашей работы, в связи с этим мы согласны в мнением таких отечественных философов, как Соловьев Владимир Сергеевич, Ильин Иван Александрович и Федотов Георгий Петрович, которые считали, что истинная духовность совокупна нравственности.
Нравственность рассматривается как персональная конфигурация существования общественной морали, как внутренний закон человека, призывающий его сопоставлять собственные деяния и поступки с социальными нормами.
В настоящее время российское общество остро переживает кризис нравственных идеалов и ценностей. Поэтому ключевой задачей государственной образовательной политики признается нравственное воспитание (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025).
Основы нравственной личности закладываются в раннем возрасте. Определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет [2]. Для младшего школьника это, прежде всего, семья и школа. В образовательном учреждении нравственное воспитание рассматривается как целостный процесс формирования и развития нравственной личности, структурными компонентами которого выступают нравственное просвещение, формирование нравственных представлений, развитие нравственных чувств, формирование навыков и привычек нравственного поведения [3].
Сложность процесса нравственного воспитания состоит в том, что целенаправленные воспитательные воздействия преломляются через призму имеющегося у ребенка первичного нравственного опыта, который формируется в семье. В условиях семьи нравственное воспитание характеризуется стихийностью, отсутствием организационной четкости, отрывочностью психолого-педагогических знаний родителей. Эти недостатки семейного воспитания в ряде семей обостряются деформацией традиционных нравственных ориентиров. Поэтому эффективность нравственного воспитания во многом зависит от согласованной позиции школьного учреждения и семьи, что в свою очередь актуализирует педагогическую поддержку как новую стратегию взаимодействия педагогов с родителями, основанную на признании последних равноправными субъектами образовательных отношений.
Опираясь на концепцию О.С. Газмана [15], считаем, что педагогическая поддержка семьи состоит из следующей последовательности этапов, в совокупности образующих алгоритм педагогической поддержки родителей в нравственном воспитании ребенка:
• диагностический (сбор диагностической информации о ребенке и его семье);
• поисковый (определение характера проблем в воспитании ребенка, путей и способов их устранения);
• договорный (определение содержания и объема педагогической помощи семьи с учетом принципов целесообразности, необходимости и достаточности; планирование совместно-разделенной деятельности педагогов и родителей);
• организационно-деятельностный (оказание помощи семье в воспитании ребенка в системе форм педагогического образования родителей с учетом принципов сотрудничества, субъектности, проблемности, адресности);
• рефлексивный (обсуждение с родителями успехов и неудач предыдущих этапов, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения в семейном воспитании).
По характеру проблем (затруднений) в нравственном воспитании детей и степени их осознания родителями педагогическая поддержка семьи может носить превентивный (профилактический) или оперативный (срочный) характер [10].
Превентивная педагогическая поддержка направлена на предотвращение или профилактику нежелательных (с педагогической точки зрения) проблем, которые могут негативно повлиять на воспитание ребенка в семье. Содержание превентивной педагогической поддержки, ориентированной на ребенка, составляет организованная образовательная деятельность в направлении нравственного просвещения, формирования нравственных представлений, чувств, навыков и привычек нравственного поведения.
В отношении родителей содержание превентивной педагогической поддержки составляет:
• установление преемственности и единства требований ДОУ и семьи в процессе нравственного воспитания детей;
• психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам нравственного воспитания ребенка в семье;
• консультирование родителей по проблемам нравственного воспитания;
• расширение опыта семейного воспитания, педагогических возможностей, интересов, запросов, личностных особенностей родителей как носителей нравственных ценностей и норм.
Таким образом, превентивная педагогическая поддержка направлена на преодоление потенциальных проблем и осуществляется в отношении всех детей (нравственное воспитание в ДОУ) и родителей воспитанников (педагогическое образование родителей в ДОУ). Преимущественно превентивная помощь осуществляется в формах группового взаимодействия.
Оперативная педагогическая поддержка востребована в ситуации явно выраженных проблем в реализации семьей воспитательной функции. Ее содержание и объем определяются глубиной проблемы и степенью ее осознания родителями. Этот вид педагогической поддержки должен быть педагогически целесообразно дозирован. Поэтому оперативная педагогическая поддержка семье осуществляется в логике индивидуального взаимодействия с ребенком и родителями. Ее конкретное содержание определяется в зависимости от характера проблем семейного воспитания, следствием которых, как правило, становятся нарушения в нравственной сфере ребенка.
Таким образом, педагогическая поддержка семьи в нравственном воспитании ребенка дошкольного возраста обладает гибкостью и вариативностью. Она имеет единую концептуальную и технологическую основу, но предполагает тактическое многообразие способов реализации. Воспитатель проектирует и организует педагогическую поддержку семьи, изучая воспитательные возможности родителей как носителей нравственных ценностей и норм, учитывая характер затруднений в реализации семьей воспитательной функции, анализируя обстоятельства возникновения нарушений в нравственном развитии ребенка, а также те условия, которые способны обеспечить динамику воспитательной позиции родителей в формировании основ нравственности у ребенка, расширение опыта семейного воспитания в достижении значимых целей нравственного воспитания ребенка-дошкольника.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется усиленной впечатлительностью внешних влияний и верой в безусловность всего. Дальнейшее движение вперед и творческое применение, исторически сложившихся народных традиций в процессе обучения и воспитания детей должны свидетельствовать о направлениях педагогической теории и практики в современной школе [8].
Так же ученными установлено, что большая часть высших психических функций в младшем школьном возрасте некоторым образом отличительна от, например, подросткового возраста, а именно: концентрация внимания младшего школьника не велика, он часто отвлекается, но, тем не менее, при верной подаче информации младший школьник запоминает и поглощает ту информационную нагрузку, которая соразмерна его возрастной группе.
Целью нравственного воспитания является создание системы формирования ориентиров для многих альтернатив, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально предпочтительные запросы общества, превратить во внутренние мотивации личности каждого ребенка, такие как долг, честь, достоинство, мужество.
От условий окружающих ребенка зависит усвояемость в целом той информационной нагрузки, которую предполагается ему дать за период урока. В пределах урока основных предметов можно планировать подачу смысловых нагрузок, внеурочная деятельность отличается от основных уроков тем, что в процессе взаимодействия с детьми возможные некие рассуждения детей, что положительно сказывается на усвоении материала. В процессе рассуждения и обсуждения школьники начинают мыслить глубже, окунаться в поставленный вариант разрешения заданного действия. Так же и с позиции нравственности очень полезны рассуждения детей, их полное включение в образовательный процесс, что заметно повышает уровень запоминания материала.
С поступлением в школу ребёнок в первый раз начинает заниматься серьезной деятельностью — учебной. Теперь все отношения учащегося с внешним миром определяются его новой позицией — ролью школьника.
Внеурочная деятельность младших школьников влияет на развитие и воспитание и в каждом образовательном учреждении, в каждом классе осуществляется с учетом реальных условий и индивидуальных особенностей обучающихся. Поэтому так важно безошибочно и разумно остановить свой выбор на виде внеурочной деятельности для формирования у младших школьников нравственных качеств личности. Педагог должен выявить предпочтения ребенка и продумать систему выбора дела по душе.
Однако, решение задач формирования нравственных качеств младших школьников в процессе внеурочной деятельности, нуждается в дополнительном исследовании, этот факт и определил актуальность и выбор темы нашего исследования: «Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе внеурочной деятельности».
Исходя из нашего исследования, мы хотим выявить, какую роль играет внеурочная деятельность в формировании нравственного потенциала у младших школьников, в итоге мы видим, что условия организации внеурочной деятельности являются основной составляющей нашего исследования.
И поэтому, проблемой нашего исследования мы определили организацию условий для формирования у школьников нравственных качеств в процессе внеурочной деятельности. Для осуществления задуманного необходимо больше времени выделять на проведение внеклассных занятий по обучению и изучению с детьми основ морально-этических качеств.
Целью нашего исследования является повышение уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников.
Объект исследования - внеурочная деятельность младших школьников.
Предмет исследования - формирование нравственных качеств учащихся начальных классов на основе системы внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предположили внеурочная деятельность оказывает положительное воздействие на уровень сформированности нравственных качеств у младших школьников при следующих обстоятельствах:
1. В содержательную часть образовательного процесса должны включаться компоненты развивающие нравственные качества детей, эмоциональное состояние, мышление и заинтересованность;
2. В методическую составляющую педагогического процесса во внеурочной деятельности необходимо включать формы, методы, приемы и тактику формирующие нравственные качества;
3. В коллективном окружении детей необходимо применять факторы личного поведения педагога, родителей, семьи, педагог должен быть примером нравственного поведения для младших школьников;
4. В процессе внеурочной деятельности необходимо применять системность, поэтапность и методичность;
5. В период общения и взаимодействия необходимо позволить младшим школьникам применить и апробировать полученные знания в практической деятельности.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы можно определить следующие задачи нашего исследования:
1. Изучить литературу основываясь на проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности формирования нравственных качеств младших школьников.
3. Рассмотреть методы, приемы и варианты внеурочной деятельности для младших школьников.
4. Провести экспериментальное исследование с целью выявления сформированности нравственных качеств младших школьников.
5. Обработать результаты исследования и выработать рекомендации для проведения эффективной внеурочной деятельности. Подвести итоги нашего исследования и сформулировать вывод нашей работы.
В работе использованы методики М.И.Шиловой:
Методика № 1: диагностика изучения уровня сформированности
нравственных понятий у учащихся;
Методика № 2: диагностика нравственной самооценки;
Методика № 3: диагностика этики поведения;
Методика № 4: диагностика отношения к жизненным ценностям;
Методика № 5: диагностика нравственной мотивации.
В нашем исследовании были использованы такие методы как:
1. Теоретический - поиск, изучение и анализ философской и психологической педагогической литературы по изучаемой проблеме;
2. Эмпирический - педагогическое наблюдение, беседа, метод незаконченных рассказов, опрос, анкетирование, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент, обобщение опыта.
Исследование мы проводили в несколько этапов, а именно:
Первый этап исследования - изучение, анализ литературы на тему исследования, освоение и обсуждение с педагогами из ООШ № 23 города Сызрани темы исследования.
Второй этап исследования - заключался в постановке цели, проблемы, объекта исследования, формулировке гипотезы исследования, проведении экспериментального исследования, обработке полученных результатов и формулировке их в диаграммы, таблицы и графики.
Третий этап состоял из интерпретации полученных результатов, их обобщения, и анализа полученных данных в ходе проведения эксперимента.
Государственное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная школа № 23 города Сызрань Самарской области явилось практической базой исследования.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав проведенное исследование среди младших школьников, можно сделать вывод о том, что проблема формирования нравственных качеств у младших школьников в процессе внеурочной деятельности изучена недостаточно.
Для решения указанной проблемы необходимы глобальные исследования. Нами был проведен педагогический эксперимент. Полученные результаты удостоверили актуальность изучаемой нами проблемы, что обуславливает необходимость разработок в данном направлении.
На основании проведенного исследования так же можно сделать вывод, что любая деятельность педагога направленная на формирование нравственных качеств у детей младшего возраста может быть применима и на основных уроках и в процессе внеурочной деятельности.
Мы, педагоги, служим неким проводником от истинных учений великих педагогов, историков, педагогов-психологов, ученных и др. великих умов России и мира в целом, так и наши собственные действия служат примером для подрастающего поколения.
Большую роль в процессе нравственного становления детей играет их социум, к которому относится семья и школа, как социальный институт. Важным примером для подрастающих поколений являются их педагоги, учителя, наставники и их главной целью в постановке планов внеурочной деятельности должно первое место занимать нравственное просвещение. Исходя из этого, необходимо урок строить так, чтобы дети могли наглядно определить и понять нравственные составляющие внеклассных мероприятий.
В любой внеурочной деятельности необходимо выстраивать цепочку урока на нравственно-полезных деятельностных мотивациях детей. Любое, пусть самое простое мероприятие можно окрасить красками нравственности, например: прогулка по лесу - очень ненавязчиво можно научить детей любви к природе, к бережному отношению и сохранению природы, важно дать школьникам почувствовать себя взрослыми и ответственными за свои действия (или бездействия).
Значимо объединить усилия родителей и учителей в процессе воспитания детей. Проблема, которая была поставлена в начале нашей работы, решена, можно организовывать внеурочные задания и привлекать учеников младшего возраста, опрос показал, что большая часть детей знает основы морально - нравственного поведения, но не всегда может это объяснить.
И нашей задачей является именно научение наших детей всему хорошему, доброму и прекрасному, то есть, главная задача внеурочных занятий - формирование нравственно здорового поколения России.
Нам необходимо помнить, чтить и соблюдать традиции нашей страны. В наших школах практически повсеместно соблюдается эта рекомендация, в школах проводятся внеурочные занятия о подвигах наших дедов, о помощи людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, о помощи больным людям и т.п.
Система взаимодействия школы по умножению педагогической культуры в обеспечении духовно-нравственного развития и формирования обучающихся младшего школьного возраста базируется на вытекающих принципах:
1. Общая педагогическая деятельность семьи и школы.
2. Педагогическое внимание, почтение и требовательность к родителям.
3. Содействие и персональное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из субъектов образовательного процесса.
4. Поддержка родителям в решении персональных и коллективных проблем воспитания детей.
5. Опора на позитивный опыт семейного воспитания.
Конечно, формирование нравственных качеств зависит от окружения в семье, от традиций, устоев и принятого поведения близких и родных людей для ребенка. Но, школа, и другие социальные институты являются главнейшим посредником в процессе нравственного воспитания детей.
Без реализации программы по нравственному воспитанию младших школьников невозможно формирование нравственно полноценного общества.
Приучение к этому начинается с дошкольного воспитания и на протяжении всей жизни, ребенок, а затем уже состоявшийся гражданин, транслирует основы, заложенные в школьные годы. Поэтому, от того, каким сейчас будет наше воздействие на формирование нравственных качеств у школьников, зависит будущее нашей страны.
В условиях комплексного и многоуровневого кризиса, охватившего современную Россию, на страницах не только бульварной прессы, но и серьезных аналитических работ появились утверждения о «потерянном поколении», о «запрограммированном неблагополучии» юных россиян.
К сожалению, подобные концепции имеют определенные объективные причины для своего возникновения: кризис, массовое обнищание, межнациональные конфликты, коррупция, беззаконие, неуверенность в завтрашнем дне, кризис как нравственности и культуры в целом, так и механизмов их формирования, в частности.
В стране достаточно быстрыми темпами растет число люмпенизированных молодых людей. Многие из них, попадая под влияние антиобщественных группировок, деградируют как личности. Примитивизация сознания усилила проявления открытого и, зачастую, неспровоцированного насилия. Быстрыми темпами растет вовлечение несовершеннолетних в преступные действия.
Важно оставить и дальше укреплять приоритет нравственного воспитания школьников всех возрастных категорий, с закреплением этих требований на законодательном уровне.
Министр образования и науки Ольга Васильева в интервью сказала: «У людей, особенно у маленьких людей, должно быть много урочного и внеурочного времени, связанного с нравственными понятиями. С ними нужно доходчивым и доступным языком говорить о добре и зле, о том, что хорошо, а что плохо, о том, чем ты можешь помочь другим».
На основании этого заявления можно сделать вывод, что законодательный уровень при нынешней образовательной реформе призван дополнить и основные предметы в соответствии требований нравственного воспитания.
Для младших школьников доступность и понятность формулировок о нравственности является основой для восприятия той информации, которую педагог преподает детям. Поскольку в данном виде деятельности исключаются сложные трактовки понятий, то это значительно упрощает ведение внеклассных занятий. Чем более простым и понятным языком говорит учитель, тем выше вероятность понимания детьми школьного материала, соответственно, с каждым годом обучения красноречие и применимость более сложных терминов возрастает.
В связи с тем, что социальная жизнь меняется, меняются явления, процессы, происходящие с течением времени, необходима разработка конкретных программ по нравственному воспитанию младших школьников. И стоит учитывать то, что явления, происходящие в настоящее время должны быть экстраполированы на события, которые могу произойти в будущем, стоит учесть и предвидеть задачи будущего, ведь сегодняшний малыш завтра станет подростком, который тоже нуждается в поддержании нравственности.
Нашей задачей так же является создание условий гуманности, всестороннего развития, эстетики и других моральных составляющих любого образовательного процесса. Только при таких условиях то, чему мы учим детей, они не только воспримут, но поймут и смогут применить в жизни.
Можно сделать вывод, что внеурочная деятельность это не только возможность формирования нравственных качеств, это содержательный процесс установки и проекции нравственности, ведь само занятие - это уже возможность взаимодействия детей под чутким руководством учителя.
Таким образом, можно констатировать, что реализация программы нравственного воспитания молодого поколения возможна при совместной деятельности педагогов и родителей, и при систематическом и объединенном проведении классных и внеклассных мероприятий, применяя при этом разнообразные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Наши дети постигают житейский путь, в истоке которого их манера подведения определена внешними воздействиями и подсознательными импульсами.
Обучение посредством внеурочной деятельности помогает им подойти к духовно осознанному, определённому миропониманием, нравственным ощущением и осознанием поведения, обладания собой, саморегуляции и самоконтролю. На протяжении этого пути дети находятся во всевозможных степенях подчинения личного поведения.
Поэтому, от того, каким сейчас будет наше воздействие на формирование нравственных качеств у школьников, зависит будущее нашей страны. Важно оставить и дальше укреплять приоритет нравственного воспитания школьников всех возрастных категорий, с закреплением этих требований на законодательном уровне.
Для достижения целей по нравственному воспитанию младших школьников усложняются применяемые виды деятельности, педагоги стараются изобрести и применить во внеурочной деятельности инновационные и нетрадиционные методы. Это реализуется с учетом возрастных, гендерных возможностей и потребностей школьников. Процесс нравственного обучения творчески наполненный и динамически развивающийся, поэтому он постоянно совершенствуется методическими и техническими средствами.
Большое воздействие на формирование нравственности личности школьников оказывают многие факторы, но решающую роль играют педагогические и социально-педагогические, как наиболее целенаправленные и подверженные контролю со стороны учителя.


1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
2. Володина, Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье /Л. О.Володина // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50.
3. Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России / Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.
4. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. - Режим доступа:
http://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=1525.
5. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11. с. 45-78.
6. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика» // Народное образование. - 2003. - № 9-10. - С. 15-26.
7. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. — 2001: Учеб. пособие для студентов психол. специальностей и направлений / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. - М. : Гардарики, 2001. - 622 с.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 1999. - 383 с.
9. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994. - 304 с.
10. Каменщикова, Л. М. Духовно - нравственные ценности русской семьи / Каменщикова Л. М. // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 3. - С. 56 - 58.
11. Кетова, Т. В. Классные часы духовно - нравственной направленности / Т. В. Кетова // Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 76 - 78.
12. Клепиков В.Н. Из опыта духовно-нравственного воспитания школьников // Педагогика. - 2012. - № 3. - С. 59-64.
13. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. - М.: МарТ: Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. - 384 с.
14. Кон И.С. Дружба. - М.: Изд-во полит лит-ры, 1987. - 432 с.
15. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]: Федеральный Государственный образовательный стандарт. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ