Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 4-5 лет экологических представлений в процессе прогулок 10
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе прогулок 10
1.2 Характеристика организационно-педагогических условий формирования у детей 4-5 лет экологических представлений в процессе прогулок 25
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 4-5 лет экологических представлений в процессе прогулок 35
2.1 Выявления уровня сформированности у детей 4-5 лет экологических представлений 35
2.2 Реализация организационно-педагогических условий формирования у детей 4-5 лет экологических представлений в процессе прогулок 45
2.3 Эффективность формирования у детей 4-5 лет экологических представлений в процессе прогулок 48
Заключение 56
Список используемой литературы 57
Приложения 60
Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. В качестве одного из важнейших этапов жизни ребенка выступает период дошкольного детства. В дошкольном возрасте идет интенсивное физическое и умственное развитие ребенка, происходит формирование различных его способностей, оформление черт характера и воспитание морально-нравственных качеств личности дошкольника.
Опираясь на общую цель экологического воспитания, следует отметить, что закладывать основы экологической культуры ребенка и необходимо, и возможно именно в дошкольном возрасте. Это обусловлено тем, что период дошкольного детства благоприятен для накопления у ребенка ярких, образных эмоциональных впечатлений, сенситивен для создания фундамента правильного отношения к окружающему миру.
Экологическое воспитание включает в себя первые представления дошкольников о природе, которые касаются основных проблем экологии. Одной из первоочередных задач, стоящих перед педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации выступает нравственное воспитание. В рамках экологического воспитания это формирование у детей дошкольного возраста бережливого отношения к природе, развитие у дошкольников эстетического чувства красоты природы, восхищения ее многообразием и богатством.
Необходимо, чтобы дошкольники владели полным объемом представлений об экологии, о гармонии как животных, так и растений со их собственной средой обитания, приспособленности к среде обитания флоры и фауны, а также о человеке, который является частью природы, об использовании человечеством природных ископаемых, о последствиях загрязнения окружающей среды и обо всём, что связано с природой. Поэтому в процессе образовательной работы с детьми дошкольного возраста можно поговорить, например, как долго растёт дерево, каким могучим и красивым оно вырастает. Так же рассказать, что из нескольких деревьев получается лес, в котором живут дикие животные, и о том, что деревья являются источником кислорода, которым мы все дышим.
Дошкольникам стоит объяснять то, какую пользу они сами могут принести для природы уже сейчас, как важно ухаживать за природой и какое влияние это оказывает на самих детей.
Системные занятия позволяют детям осознавать характер и особенности взаимосвязей природы: что значит природа в жизни человека, и что значит человек для природы. Важно отметить, что существует прямая связь между развитием мышления дошкольников и формированием экологических представлений.
Одним из основных условий эффективного формирования у детей дошкольного возраста экологического представления выступает наличие и характер знаний самих взрослых о природе и экологии в целом, способность педагогов передавать эти знания детям, их влияние на развитие собственного экологического сознания дошкольников.
В процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой вопросы, связанные с формированием представлений о сезонных изменениях, приобретают особое значение. Это связано с их значимым влиянием на формирование личности дошкольника.
Постоянные изменения, происходящие в объектах живой и неживой природы, наглядно проявляются в процессах смены сезонов. Дети приобретают представления о динамичности природы. Процесс познания детьми дошкольного возраста изменчивости окружающего мира как фактор умственного развития рассмотрен в работах Н.Н. Поддьякова, Н.Е. Вераксы.
Целенаправленное восприятие предметов окружающей действительности в природе называется наблюдением. При этом в процессе наблюдения происходит выделение общих отличительных признаков, установление закономерностей и формулирование на этой основе определенных выводов [1].
Наблюдение является основным методом в процессе ознакомления детей с природой. Большим запасом накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний являются представления. Чем понятнее и ярче представление, тем легче оно используется ребенком в познавательной и практической деятельности.
В дошкольном возрасте есть следующие знания об изменениях в природе. Так ребенок должен знать, что каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи. Также сезон характеризуется определенными проявлениями погоды, температуры воздуха. В определенный сезон образ жизни животных и особенности состояния растений определяются особенностями явлений неживой природы. Из этого следует что каждое наблюдение имеет свою цель и определенное содержание.
В результате овладения программой дошкольной образовательной организации за весь период обучения, дети дошкольного возраста должны овладеть следующим объемом знаний:
-мир животных: знать виды животных и места их обитания, уметь выражать свое отношение к животному миру;
-растительный мир: знать виды растений, где они произрастают, иметь представление об уходе за комнатными растениями;
-неживая природа: знать объекты неживой природы: свойства воды, песка, камней, знать, как человек использует эти объекты;
-времена года: знать названия и последовательность времен года, знать их особенности, сезонность, знать, что происходит в разные периоды, какое влияние времена года оказывают на природу, на жизнь животных, на деятельность людей;
-влияние человека на экологию: знать, как люди относятся к природе и экологии в целом, какие есть пагубные последствия отношения людей к природе, на что это влияет в жизни животных, растений и самих людей;
-помощь природе: уметь рассуждать о том, как и чем человек может помочь, как улучшить мир природы, сделать его красочным и насыщенным.
В процессе анализа педагогической литературы и накопленного педагогического опыта определилось противоречие между необходимостью формирования у детей 4-5 лет экологических представлений в процессе прогулок и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования у детей 4-5 лет экологических представлений в процессе прогулок.
Объект исследования: процесс формирования экологических представлений у детей 4-5 лет в процессе прогулок.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования у детей 4-5 лет экологических представлений в процессе прогулок.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность организационно-педагогические условия формирования у детей 4-5 лет экологических представлений в процессе прогулок.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование у детей 4-5 лет экологических представлений в процессе прогулок возможно при создании следующих организационно - педагогических условий:
• создание картотеки наблюдений для детей за сезонными изменениями природы;
• обеспечение ярких представлений об очевидных изменениях в природе через дидактические игры, наблюдения;
• организация наблюдения за сезонными изменениями во время прогулки.
Задачи исследования:
1) Изучить организационно-педагогические условия формирования у детей 4-5 лет экологических представлений в процессе прогулок.
2) Выявить уровень сформированности у детей 4-5 лет экологических представлений.
3) Проверить эффективность организационно-педагогических условий формирования у детей 4-5 лет экологических представлений в процессе прогулок.
Для решения данных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ педагогической литературы; эмпирические - психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных; экспериментальная деятельность, беседа, диагностика уровня развития ознакомления.
Теоретической основой явились: исследования по формированию экологических представлений в процессе прогулок, усваиваемых на дошкольном периоде:
• разработала методику ознакомления дошкольников с природой (С.Н. Николаевой);
• организовала развивающую предметно-пространственную среду (Н.А. Рыжовой);
• изучала проблемы экологического образования (А.М. Быловой);
• разрабатывал вопросы общей психологии, психологии сенсорных процессов и движения (А.В. Запорожца);
• автор одной из первых отечественных программ экологического образования дошкольников (Н.Н. Кондратьевой).
Новизна исследования: обоснованы потенциальные возможности организации прогулок с детьми 4-5 лет в формировании у них экологических представлений о сезонных изменениях; определены показатели сформированности у детей 4-5лет экологических представлений в процессе прогулок.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе раскрыта сущность понятия формирования представлений о сезонных изменениях в процессе прогулок.
Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения в практику работы дошкольных образовательных организаций диагностических заданий по выявлению уровня сформированности у детей 4-5 лет экологических представлений о сезонных изменениях в процессе прогулок.
Картотека экспериментальной работы может быть использована воспитателями в работе с детьми 4-5 лет.
Экспериментальная база: АНО ДО «Планета детства «Лада»» детский сад № 164 «Весточка» г.о. Тольятти. В эксперименте принимали участие 20 детей 4-5 лет.
Структура бакалаврской работы. В состав бакалаврской работы входят введение, две главы, заключение, список используемой литературы (30 источников). Тест бакалаврской работы включает 12 таблиц, 4 приложения.
В данной выпускной квалификационной работе нашли решение задачи, выдвинутые в связи с проблемой и целью исследования, и получены следующие основные результаты и выводы:
1. Из анализа психолого-педагогической литературы сделали вывод, что в экологическом воспитании детей широко используются различные методы обучения, а наблюдению - одному из основных и ведущих наглядных методов - отводится важная роль.
2. Приоритетное место в развитии дошкольников средней группы через экологию, занимает группа практических методов (картотека наблюдений, игры, упражнения и продуктивная деятельность), а сопутствуют им наглядные и словесные методы развития (демонстрация воспитателем способа действия в сочетании с объяснением, пояснения, разъяснения, указания, вопросы).
3. Для того чтобы знания детей о сезонных изменениях в природе улучшились, была разработана картотека наблюдений, направленная на формирование представлений о сезонных изменениях в природе у дошкольников средней группы. Наблюдения за сезонными изменениями, за погодными изменениями за ветром, за небом, за травой, за распустившимися листьями тополя.
4. В результате исследования выяснили, что применение проведенных наблюдений за сезонными изменениями в природе, организованной образовательной деятельности, комплекса дидактических игр в подгруппе, показало увеличение уровня экологических знаний у дошкольников средней группы. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, была достигнута.
Результаты показали перспективность выполнения работы и использование ее на практике.