Введение 4
Глава 1 Декоративный натюрморт в истории развития искусства живописи .. 6
1.1 История жанра натюрморт 6
1.2 Особенности декоративного натюрморта в живописи Винсента Ван Гога, А. Матисса, Казимира Малевича, К.С. Петрова-Водкина, П. Пикассо 13
1.3 Виды натюрморта 19
Глава 2 Обучение детей натюрморту младшего и старшего школьного возраста 25
2.1 Методические аспекты нравственно-эстетического воспитания
детей средствами рисования с натуры 25
2.2 Роль натюрморта в нравственном и эстетическом воспитании,
развитии детей 30
Заключение 43
Список используемой литературы и используемых источников 45
Приложение А Декоративный натюрморт на примере известных художников 48
Приложение Б Разработка эскизов и их выполнение в тоне 54
Приложение В Подготовка работы натюрморта с натуры 60
Приложение Г Выполнение композиции в цвете
Данная тема для моей работы выбрана не случайно. В процессе обучения требуется практика совершенствования навыков рисования и их улучшения, особенно это касается художественного и художественно- педагогического образования. В практической части выполнения дипломной работы требуется композиционное решение и колористическая целостность изображения. Наиболее значимой темой исследования считаю тему проблемы обучению натюрморта. Обучение натюрморту позволяет освоить знания композиции, умение составить натюрморт. Работа с натуры позволяет передать эмоциональное настроение и развивать качества профессионализма.
В качестве примера представляю серию живописных работ с декоративными элементами, это три натюрморта с цветами в различных гармоничных сочетаниях, которые могут послужить образцом в создании работ у детей. Во всех трех натюрмортах изображен один и тот же вид цветов-пионы в разных количествах с небольшим отличием в цветовой гамме. В композициях летнее настроение задано ярким колоритом и присутствием сезонных фруктов, ягод и цветов в букетах. Повторяющиеся элементы соответствуют общей тематике натюрморта. Также задумка изображения пышных цветов пиона была сделана для передачи настроения начала лета. Считаю актуальным приобретение предметов искусства - картины, декоративные панно. Такие вещи не исчезают бесследно, они создают красоту и уют вокруг нас. Одним из таких предметов искусства как раз является интересный жанр - натюрморт. Так как жанр натюрморт - это мертвая природа, то в композиции из предметов можно выразить внутреннее состояние, настроение, замысел, историю. А декоративное обогащение, которое можно внести в композицию, можно показать изменением формы объемных и цветовых отношений. Принципом декоративного натюрморта является возможность задать композиции особое настроение, придать характер предметам. Актуальность темы вызвана стремлением понимать художественную культуру и научиться читать идею композиции, скрытое послание. Цель работы - создание серии натюрмортов на тему «Цветы», ознакомление с основными законами, приемами и правилами декоративной композиции (владение материалом, ритм, линия, силуэт, цвет, тональная пластика, контраст) и применение полученных знаний о выразительных средствах в процессе создания декоративного натюрморта.
Объект исследования - процесс создания натюрмортов на единую тему, роль натюрморта в изобразительном искусстве, натюрморт в обучении.
Предмет исследования -техника исполнения натюрморта с натуры, свойства и способы владения акриловой живописи, цветы в натюрморте, декоративные приемы в натюрморте.
Задачи:
- изучение истории о возникновении жанра натюрморта;
- освоение основных законов и закономерностей, правил и приемов декоративной композиции;
- определить особенности данного жанра, в чем заключается отличие между обычным натюрмортом и декоративным;
- разработка эскизов на выбранную тему;
- определить художественные средства, которые относятся к композиционному замыслу;
- освоить основные профессиональные навыки в изобразительном искусстве;
- создать три художественных композиций, объединенных в одно настроение, тематическое решение «Цвета»;
- разработать план-конспект урока, способствующий развитию мотивации к изучению изобразительному искусству у детей, изучению жанра натюрморта.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В ходе проделанной работы были проанализированы знаменитые произведения художников. Исторические этапы развития натюрморта в живописи от голландских живописных произведений, и других известных картин, которые вошли в нашу жизнь и остаются известными на сегодняшний день. До изучения декоративных решений художников, способов их исполнения и стилистических решений.
В современном мире много внимания уделяют компьютерной графике, в ее исполнении задействованы исполнение рекламы, постеров, плакатов и так же созданию картин, не исключение и натюрморт. Работа в ручном исполнении стала более редкой и приобрела больше значимой ценности. Очень важно сохранять искусство неизменным и писать натюрморты с натуры, такие какие они есть, в живом исполнении. Именно такое исполнение несет за собой ценность, настроение и способствует развитию в обучении.
Проблема нравственно-эстетического воспитания довольно глубоко исследована. Нравственно-эстетическое воспитание несет в себе большую роль. Воспитание нравственности, патриотизма, чувства прекрасного, любовь к живописи и истории искусств прекрасно содействует благоприятно для будущего поколения. Гармоничное общество состоит из людей с всесторонним развитием и такие люди влияют на формирование всего общества в целом.
В ходе исследования проделанного в процессе выполнения данной работы было выявлено, что искусство благоприятно влияет на становление и развитие личности. Изобразительное искусство в большей степени доступно для понимания ребенку. Рисование с натуры является важной частью развития творческих способностей. Выполняя работу с натуры, происходят мыслительные процессы и творческое самовыражение, запоминание, формирование знаний, умений, навыков.
Основная воспитательная роль натюрморта заключается в том, чтобы у детей возникало желание творить, создавать прекрасное, передавать эмоциональную окраску, основную мысль, окружать себя прекрасным и видеть красоту и многообразие в окружающем. Процесс рисования с натуры в изобразительном искусстве делает обучение более результативным. Таким образом, работу можно считать успешной и цели, поставленные в ней, достигнуты.
Рисование натюрморта с натуры несет за собой огромную воспитательную роль. В процессе обучения у ребенка формируются качества усидчивости, наблюдательности, качества пространственного мышления. После обучения ребенок способен анализировать, сравнивать, рисовать по представлению, что может благоприятно отразится в других творческих сферах деятельности и так же передавать свои знания последующему поколению. Навыки, способности, знания, творческое мышление могут быть успешно открыты в дальнейшем в профессиональной сфере деятельности.
1. Борисов В.Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4-5 классов. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №125.
2. Волкова Т.В. Формирование художественной культуры у учащихся на уроках изобразительного искусства. 2013. №1 (34).
3. Волков Н.Н. Цвет в живописи - М.: Искусство, 1984, 320с., ил.
4. Горбунова Г.А., Игнатьев С.Е. Интеграционные подходы в системе обучения изобразительному искусству в начальных классах Наука и школа.
5. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства - М.: РИО 1994, 175с.
6. Доронова Т.Н. «Дошкольникам об искусстве», М.: Просвещение, 1999г.
7. Зайцев, А.С. Наука о цвете и живопись - М.: Искусство, 1986, 158с., ил.
8. Зубарева, Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М.:
Просвещение,1969. - С. 56, 59-60,63.
9. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 - 3 кл.: пособие для учителей, 2-е издание - М.: Просвещение, 1983, 191с.
10. Киплик Д.И. Техника живописи - М.: СВАРОГ и К, 2000, 503с.
11. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования» Т. Г. Казакова. - Москва: ВЛАДОС, 2006. - 255 с.: ил.; 22 см. - (Педагогика и воспитание).;
12. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: учебное пособие, 4-е издание, стереотип. - М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2001, 272с.
13. Курочкина, Н.А. «Знакомство с натюрмортом», С.-Пб.: Детство-Пресс, 1996г.
14. Лыкова Е.С. Влияние концепций художественного образования на современное состояние учебного предмета «Изобразительное искусство».
15. Левин, С. Ваш ребенок рисует - М.: Советский художник, 1979, 270 с.
16. Мочалова С.А. Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования: автореферат кандидата педагогических наук: 13.00.02. Мочалова Светлана Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун¬т]. - Москва, 2009. - 16 с.
17. Миронова Л.Н Цвет в изобразительном искусстве: пособие для
учителей, 3-е издание - Минск: Беларусь, 2005, 151с.
18. Минасян Н.Г. Преемственность непрерывного художественно -
эстетического развития на этапах дошкольного и начального общего образования. Наука и школа. 2018. №5.
19. Неменский Б.М. Экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство 1-7 кл. - М.: Просвещение, 1988, 138с.
20. Протасова Е.К. Обучение условно-стилизованному изображению как средство развития абстрактно-образного мышления студетов. Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. №430.
21. Полынская И.Н. Формирование художественного воображения у школьников на уроках изобразительного искусства 2017.
22. Пугач В.А. Развитие творческого воображения студентов начальных курсов художественно-графического факультета на занятиях живописью натюрморта: автореферат кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Пугач Варвара Анатольевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2009. - 22 с.
23. Погодина С.В. Генеалогия детского изобразительного творчества. Вестник ГУУ. 2012. №10-1.
24. Рукавицын М.М. Эстетическое воспитание детей. М.М. Рукавицын. - Москва: Знание, 2002. -136 с.
25. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Педагогика и методика начального образования" Н. М. Сокольникова.
- 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).;
26. Сарьян М. Живопись, акварели, рисунки, иллюстрации, театрально - декорационное искусство - Ленинград: Аврора, 1987.
27. Сергеев И.М. Методы активизации творческих способностей детей средствами акварельной живописи в системе дополнительного образования 2018. №3 (33).
28. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита - М.: Просвещение, 1980, 128с., ил.
29. Хосе М. Паррамон. Как писать натюрморт - М.: Арт - Родник, 2000, 112с.
30. Яковлев Б.Я. Рисование как общеобразовательный предмет. М., 1968.