Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии к родителям

Работа №1061

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы32
Год сдачи2014
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2868
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития дошкольников, имеющих отклонения в развитии 5
1.1 Возрастные нормы развития дошкольников 5
1.1.1 Основные особенности дошкольного возраста 5
1.1.2 Характеристика социальной ситуации развития, как основополагающей в дошкольном возрасте 5
1.1.3 Основные новообразования дошкольного возраста 6
1.2 Формы, виды отклонений развития у дошкольников 8
1.3 Степень влияния отклонений в развитии на формирование личности дошкольника. 11
Глава 2. Семейные отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии 14
2.1 Модели семейных взаимодействий. 14
2.1.1 Семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника с отклонениями в развитии 16
2.1.2 Жизненный цикл семьи дошкольника отклоняющегося развития 18
2.2 Проблема принятия ребенка, имеющего отклонения в развитии, родителями 20
2.3 Основы компенсирующего воспитания в семье детей с отклонениями в развитии 21
2.4 Психологические аспекты компенсирующего воспитания дошкольника, имеющего отклонения в развитии 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Библиографический список 31




Актуальность исследования заключается в том, что содержание современного семейного и дошкольного образования недостаточно ориентировано на становление благоприятных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, а ведь именно семья для ребёнка в дошкольном возрасте является основой для самопознания, формирования более адекватной самооценки, положительного самопринятия, творческой самореализации. Неполно изучены возрастные аспекты воспитания дошкольников, имеющих отклонения в развитии. Существующее содержание семейного образования охватывает либо отдельные аспекты отношений между родителями и детьми, имеющими отклонения в развитии, либо отдельные блоки, в которых реализуются методики воспитания детей всех возрастов, что не обеспечивает комплексный подход к решению проблемы.
Проблема исследования связана с необходимостью разрешения противоречий, возникающих в отношениях между родителями и дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.

Цель исследования: изучить формы и виды отклонений в развитии дошкольников. Определить проблемы в отношениях родителей с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.
Объектом исследования является дошкольники, имеющие отклонения в развитии.
Предметом исследования являются отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение педагогического опыта.

Теоретико-методологические основы работы: Исследования Мастюковой Е. М., Московкиной А. Г.,................

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В полной семье с нормальным распределением ролей отец является формальным лидером. Он соблюдает социальный порядок и наказывает детей за провинности. Мать – неформальный лидер. [3]
В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети. Все решения относительно его проблем принимает мать. Она и остальные члены семьи диктуют ему его поведение. Его низкий социальный статус иллюстрируется тем, что члены семьи, в частности мать, часто говорят о нём от его имени в его присутствии, лишая его возможности выразить собственное мнение. Наиболее ярко эти семейные взаимодействия проявляются в отношении детей с задержкой развития.
Семья сходна с организмом в том, что роли и действия её членов составляют жизненный баланс, условие её жизнеспособности. Поэтому они очень устойчивы, стереотипированы и выполняются неосознанно.
Описанный семейный стереотип в отношении к дошкольнику приводит к своеобразию формирования его личности:
- высокой степени зависимости от семьи
- отсутствию или слабости навыков внешних социальных взаимодействий
- гиперкомпенсации (самоутверждению) через неадекватные реакции - немотивированные отказы, негативизм, истерические эмоциональные реакции, преувеличение своих недостатков, уход в сверхценные увлечения (рисование, музыкальные записи, компьютерные игры и.т.д.)
- развитию страхов, боязни активных действий.
Развиваясь в процессе взросления эти особенности дошкольника могут привести к таким личностным отклонениям, которые по своим последствиям значительнее, чем основное заболевание, ибо формируется личность дефицитарная, недостаточная в социальном аспекте.
Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.
Протестные неадекватные реакции в той или иной мере присущи всем дошкольникам. Если родители обычных детей воспринимают их как неизбежное зло и в большинстве воздерживаются от административных санкций, то родители детей с ограниченными возможностями, в особенности дошкольников с задержкой развития, расценивают их как патологию, считают побочным проявлением основного заболевания или нарушением психики. Результатом является применение психотропных препаратов вместо мер социального характера, что приводит к ещё большей недостаточности личности. Чаще всего это происходит в семьях, где необычный ребёнок – единственный, и у матери нет опыта воспитания.
Нормализация воспитания дошкольника с ограниченными возможностями начинается с повышения его социальной значимости в семье. Развивающие занятия с ребёнком в отрыве от семьи не принесут желаемой пользы, равно как и индивидуальная работа психолога с матерью. Необходимо как можно раньше сформировать активное поведение ребёнка в естественных условиях семьи, адаптировать его к выполнению посильных обязанностей, развивать различные виды его контактов со всеми членами семьи в процессе выполнения этих обязанностей и возможно более частое их игровое выполнение.
Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:
- Уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания;
- Отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.
- Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.



1. Астапов Валерий Михайлович Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия/ Астапов В.М., Микадзе Ю.В., Изд. Питер, 1-е издание, 2002 год, - 384 стр.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна - М.:Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – 280 с.
3. Г.Ф.Нестерова «ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ» Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов “ГАООРДИ”, Россия – Интернет- статья
http://www.pomorsu.ru/elibrary/pedagog/conf5_2000/R53.html
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед.учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр«Академия», 2000 – 466 с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Издательство «Смысл», 2005. - 431 с.
6. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Сели¬верстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник; Изд. «Роспедагенство»; Москва 1996 – 254 с.
8. Спиваковская АС. Как трудно быть родителями, — М., 1986. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. — М., 1980. Спиваковская А,С. Профилактика детских неврозов (комплексная пси¬хологическая коррекция). — М., 1984. – 170 с.
9. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк.Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
10. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие для студентов: Сост. Эльконин Д.Б. – Гриф МО РФ, 2008. – 384 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ