Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста

Работа №106028

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2020
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
199
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретические основы формирования эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного
возраста 9
1.1. Проблема исследования вопросов формирования эмоциональной
саморегуляции у детей младшего школьного возраста в психолого - педагогической литературе 9
1.2. Условия формирования эмоциональной саморегуляции у детей
младшего школьного возраста 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста 20
2.1. Диагностика уровня сформированности эмоциональной саморегуляции у
детей младшего школьного
возраста 2020
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию
эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста 333
2.3. Результаты
исследования 388
Заключение 50
50
Список используемой
литературы 544
Приложение

Российское образование на современном этапе развития определяется целевыми установками Национального проекта «Образования», в котором указывается, что характерной чертой российского образования становится воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, преодоление негативизма в эмоциональной-волевой сфере, мышлении школьников.
Согласно целевой программе «Успех каждого ребенка», педагогам необходимо развивать эмоциональные чувства подрастающего поколения как основной элемент социального потенциала общества. Формирование эмоциональной саморегуляции школьников является проявлением гуманного отношения к себе и окружающим. Эмоциональная саморегуляция становится актуальной проблемой различных наук: психологии, педагоги.
Одним из ведущих направлений духовно-нравственного воспитания младших школьников является воспитание ориентации на другого человека, т.к. только через другого человека ребенок переживает свой опыт социального взаимодействия и получает знания для выстраивания взаимоотношений с окружающим миром. До сих пор в обучении младших школьников доминирующую роль играет когнитивное развитие, а эмоциональная жизнь ребенка и умение выстраивать взаимоотношения, как правило, вынесены за рамки организованного педагогического процесса в начальной школе.
Особую важность и актуальность формирование эмоциональной саморегуляции приобретает в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, возможности к рефлексии и умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства. Значение эмоций в младшем школьном возрасте очень велико, как и при психической деятельности, так и при становлении личности ребенка. Они обогащают психику, яркость и разнообразие чувств, делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Разнообразие собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее.
Проблема формирования эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста изучалась в контексте организации разных видов детской деятельности Л.И. Божович, Д.Б. Годовиковой, Т.И. Зубковой, М.И. Лисиной, Т.А. Серебряковой, Т.И. Шамова, Г.И. Щукиной.
Таким образом, содержание школьного образования должно обеспечить формирование эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста.
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить тему формирования эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста.
Отметим, что огромное влияние на формирование эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста оказывает психологически обоснованная и методически грамотная организация занятий по данной тематике, необходимость трансформации методов и средств формирования эмоциональной саморегуляции младших школьников с учётом современной ситуацией развития образования и общества в целом.
Однако практики целенаправленного формирования эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста недостаточно.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью психологически обоснованных и педагогически эффективных методов и средств формирования данной категории.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование эмоциональной саморегуляции у детей
младшего школьного возраста».
Цель исследования: выявление и доказательство эффективности психолого-педагогических условий формирования эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания детей младшего
школьного возраста во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста в процессе организации внеурочных занятий.
Гипотеза исследования: формирование эмоциональной
саморегуляции у детей младшего школьного возраста будет эффективен, если:
- внеурочные занятия организованы на основе игровой мотивация, реализуемой в проектной деятельности;
- создаются проблемные ситуации, требующие творческого решения задачи;
- применяются рефлексивные методы работы, побуждающие к самоанализу;
- опыт эмоциональных переживаний обогащается средствами восприятия разных видов искусства (литература, музыка, драматизация).
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и внедрить комплекс психолого-педагогических условий формирования эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста в процессе организации внеурочных занятий.
4. Проанализировать, обобщить результаты и доказать эффективность экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность формирования эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста; определены показатели и уровни сформированности эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста может быть использовано в образовательном процессе школьных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №1 пгт Тымовское.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эмоциональная саморегуляция представляет собой стихийное, осознанное использование личностью разнообразных технологий, приемов, помогающих нормализировать ее эмоциональное состояние, создать нужный эмоциональный настрой. Актуализация эмоциональной саморегуляции может быть детерминирована совокупностью внешних и внутренних факторов. К внутренним относят базовые личностные качества, индивидуально-типологические характеристики, эмоциональные
особенности, особенности защитно-совладающего поведения. К внешним - условия окружающей социально-природной, академической,
профессиональной среды, уровень социальной интеграции личности, адаптации к требованиям социума.
Младший школьный возраст в рамках современной периодизации психического развития включает промежуток от 6 - 7 до 9 - 11 лет. Переход от дошкольного детства к школьному происходит через кризис семи лет, при этом для завершения возрастного периода также характерен так называемый «предподростковый кризис». Для младшего школьного возраста характерно несколько показателей индивидуальной учебной деятельности. Так, ребенок этого возраста умеет: инициативно и самостоятельно различать известное и неизвестное теоретическое знание в осваиваемом предмете; задавать содержательные вопросы; принимать участие в дискуссиях, а также являться их инициатором или организатором. Младший школьный возраст способствует изменениям в эмоциональной сфере. Как и дошкольники, ученики начальных классов очень эмоционально отзываются на события, которые происходят вокруг них.
Одним из самых распространённых методов формирования эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста выступает метод проекта. Метод проектов - это такая система обучения, которая является гибкой моделью организации всей учебы.
Также методом формирования эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста выступают игры. Игра, все еще оставаясь центральной деятельностью ребенка младшего школьного возраста, открывает широкие возможности для формирования эмоциональной саморегуляции, но только если сама она постепенно, поступенно формируется. Одним из эффективных и простых средств формирования эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста является применение художественного слова. Простые пословицы и поговорки развивают мышление, ведь ребенку необходимо осмыслить фразу, понять ее содержание и значение. Художественная литература -действенное средство умственного, нравственного и эмоционального воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности.
В ходе констатирующего этапа исследования выявлено что в экспериментальной группе обладает низким уровнем сформированности эмоциональной саморегуляции 40% детей. Такие дети смогли определить и соотнести до 3 эмоциональных проявления, помощь им требовалась как содержательная, так и предметно-действенная. Эти дети не осознают и не понимают свои эмоций, пополнение собственного словаря эмоций у них не происходит. Эти дети не демонстрируют эмоциональную отходчивость, эмоциональную гибкость. Они не умеют произвольно управлять своими эмоциями. Эти дети не умеют управлять своим поведением за счет управления эмоциями. Они не умеют понять состояние человека по мимике, жестам, оттенкам речи, позе. Эти дети не умеют воздействовать на эмоциональное состояние других людей. У них выявлен низкий уровень эмоционального интеллекта и ориентация на мир вещей. У них выявлен низкий уровень готовности учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём. Средним уровнем обладают 60% детей. Эти дети смогли правильно определить и соотнести 4-6 эмоциональных состояний, при этом некоторым требовалась содержательная помощь. Эти дети чаще всего осознают и понимают свои эмоций, пополнение собственного словаря эмоций в них происходит регулярно. Эти дети обычно демонстрируют эмоциональную отходчивость, а также эмоциональную гибкость. Они не всегда умеют произвольно управлять своими эмоциями. У этих детей чаще всего получается управлять своим поведением за счет управления эмоциями. У этих детей чаще всего получается понимать эмоции других людей, сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека. Они чаще всего готовы оказать поддержку. Эти дети часто могут воздействовать на эмоциональное состояние других людей. У них выявлен средний уровень эмоционального интеллекта и ориентация на мир людей. У них выявлен средний уровень готовности учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.
Полученные результаты определили необходимость разработки и апробации содержания работы по формированию эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста.
Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс формирования эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста будет эффективен, если:
- отобраны занятия с учетом возрастных особенностей детей (игровая мотивация, составление проблемных ситуаций);
- учитель осуществляет грамотное руководство занятиями.
Посредством повторной диагностики (контрольным срезом) было выявлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня упал до 20%, когда на констатирующем этапе он составлял 40%. Средний уровень возрос с 60% до 70%, высокий с 0% до 10%, что является хорошим показателем эффективности проведенного формирующего эксперимента.
Иначе дела обстоят в контрольной группе, чьи результаты не изменились.
Анализ результатов показал, что используемые средства по формированию эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста являются эффективным.
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.



1. Акименко Г.В., Михайлова Т.М., Валиуллина Е.В. Возрастная и педагогическая психология. Кемерово, 2013. 196 с.
2. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. М.: «БХВ- Петербург», 2012. 288 c.
3. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта// Вопросы психологии, 2012. № 5. С. 57-65.
4. Антонова Г. П. Влияние особенностей эмоций младших школьников на эффективность их обучения // Вопросы психологии, 2013. №2. С.12
5. Антонова Г.П. Учёт особенностей мышления детей-шестилеток в процессе обучения // Процессы познания и деятельности личности. Ульяновск, 2015. С. 88-97
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ,
2014. 352 с.
7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2016. 143 с.
8. Владимирова С.А. Особенности формирования навыков эмоционально-волевой саморегуляции у обучающихся образовательных организаций деонтологического типа. Екатеринбург: Ажур, 2018. 155 с.
9. Гоулман Д. Эмоциональная саморегуляция. М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2012. 478 с.
10. Деревянко С.П. Эмоциональный интеллект: проблемы
категориальности. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2017. Ч. 1. С. 108-112.
11. Иванова Е. С. Особенности эмоций в школьном возрасте // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 6. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. С. 264-267.
12. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер., 2001. 783 с.
13. Ковалец И. В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. М.: Владос, 2013. 136 c.
14. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: «Модэк», 2015. 384 с.
15. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональной саморегуляции // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН. С. 29-35.
16. Малахова О.А. Вокально-хоровая деятельность как средство развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. Екатеринбург, 2016. 191 с.
17. Мэйер Дж., П. Сэловей Д. Карузо. Эмоциональный интеллект. М.: Институт психологии РАН, 2017. 146 с.
18. Нестерова Ю.С., Лапшина Т.Н. Развитие эмоциональной
регуляции взрослого человека // «Проблемы управления
психоэмоциональным состоянием человека». Астрахань, 2018. С. 54-56.
19. Психология детей школьного возраста: развитие познавательных процессов. М.: Просвещение, 2014. 127 с.
20. Реан A.A. Психология изучения личности. СПб: Издательство Михайлова В.А., 2014. 288 с.
21. Робертс Р.Д, Мэттьюс Дж., Зайднер М., Д. В. Люсин Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология, 2016. № 17. С. 3-23.
22. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2017. 288 с.
23. Удалова Т.Ю. Эмоциональная саморегуляция с использованием аутогенной тренировки: учебное пособие. Омск: ОмГПУ, 2019. 68 с.
24. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2012. 427 с.
25. Чаркина Н.В. Конспекты коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста. М.: Книга по Требованию, 2017. 759 c.
26. Чернов Д.Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших школьников // Психология и психотехника. 2013. № 2. С. 6-14.
27. Школьная успеваемость: Практ пособие для шк. Психологов / Л.С.Колмагорова. М.: Владос-Пресс,2016. 352 с.
28. Шурыгина И.А. Активность субъекта учения (младший школьный возраст). М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 344 c.
29. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. М. Воронеж: Ин-т практич. психологии; МОДЭК, 2014. 416 с.
30. Эмоциональная саморегуляция: проблемы теории, измерения и применения на практике / Робертс Р.Д. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 1, N 4. С. 3-26.
31. Юрасов И. О нетрадиционных средствах развития эмоциональной сферы // Управление персоналом. №16. 2018. С. 14-17
32. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 2014. 352 с.
33. Ясюкова Л.А. Особенности становления социального интеллекта младших школьников // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Институт психологии РАН.
2015. С. 766-770.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ