Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №106016

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы69
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 3-4 лет эмоциональной сферы посредством игровой деятельности 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития у детей 3-4 лет эмоциональной сферы 8
1.2 Роль игровой деятельности в развитии у детей 3-4 лет эмоциональной сферы 16
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 3-4 лет эмоциональной сферы посредством игровой деятельности 23
2.1 Выявление уровня развития у детей 3-4 лет эмоциональной сферы 23
2.2 Содержание работы по развитию у детей 3-4 лет эмоциональной сферы посредством игровой деятельности 37
2.3 Динамика уровня развития у детей 3-4 лет эмоциональной сферы 52
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложение А Количественные результаты диагностики формирования у детей 3-4 лет эмоциональной сферы посредством игровой деятельности (констатирующий этап эксперимента) 66
Приложение Б Тематический план занятий по развитию эмоциональной сферы у детей 3-4 лет на основе игровой деятельности 67
Приложение В Количественные результаты диагностики формирования у детей 3-4 лет эмоциональной сферы (контрольный этап эксперимента) 69

XXI век - век новых технологий, компьютеризации, огромного информационного потока. В связи с этим в последние годы отмечается значительное оскудение духовной жизни общества, низкий уровень эмоционального взаимопонимания, дефицит сочувствия в сфере человеческих отношений.
Именно поэтому в последние годы остро стал вопрос поиска путей развития эмоциональной сферы личности, а также поиска инструментов, с помощью которых можно повлиять на умение ребенка сопереживать и делать своими чужие радости и печали.
Периодом быстрого формирования и развития, присущих человеку психофизических процессов, является дошкольный возраст. Вовремя начатое и правильно осуществляемое эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является одним из условий полноценного развития личности ребенка.
Чувства и эмоции крайне важны, поскольку именно они, за счет своего многообразия, помогают ребенку правильно понимать и интерпретировать действительность. В дошкольном детстве ребенок постепенно приобретает навык понимать чувства людей, обращая внимание на то, как они смотрят, какие жесты используют, с какой интонацией в голосе говорят. Развитая эмоциональная сфера помогает ребенку адекватно реагировать на разнообразные жизненные ситуации.
Актуальность исследования объясняется и тем, что на данный момент количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в эмоциональной сфере, существенно растет. У современного поколения детей очень часто можно наблюдать эмоциональную напряженность, неуверенность и повышенную тревожность. Из-за отсутствия у дошкольника навыка разрешать возникающие трудности, эмоциональное состояние детей нарушается. В том случае, когда подобная ситуация остается незамеченной, или ей не уделяется должного внимания, существует вероятность развития у ребенка психических расстройств, в том числе расстройства психоэмоциональной сферы. Решением проблемы эмоционального развития личности занимались исследователи различных областей науки: И.Я. Березина, Л.С. Выготский, Р.М. Грановская, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов.
Эмоции ребенка 3-4 лет протекают достаточно спонтанно, он не способен ими управлять и они очень слабо поддаются контролю. Ребенок склонен к перепадам настроения, его эмоциональное состояние часто бывает лабильным. Если у дошкольника стабилизировать его эмоциональную сферу, то его состояние будет более осмысленным и управляемым.
Развитие эмоциональной сферы ребенка будет проходить наиболее полно и эффективно в процессе игровой деятельности, так как именно игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Вопросы теории и методики игры разрабатывались А.В. Запорожцем, А.А. Леонтьевым, Т.И. Осокиной, Н.Н. Поддьяковым, Е.А. Тимофеевой, Д.Б. Элькониным.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить противоречие между необходимостью развития у детей 3-4 лет эмоциональной сферы и недостаточностью методических разработок, посвященных использованию игровой деятельности для развития эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: каковы возможности игровой деятельности в развитии у детей 3-4 лет эмоциональной сферы?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 3-4 лет эмоциональной сферы посредством игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития у детей 3-4 лет эмоциональной сферы.
Предмет исследования: развитие у детей 3-4 лет эмоциональной сферы посредством игровой деятельности.
Гипотеза исследования мы предположили, что развитие у детей 3-4 лет эмоциональной сферы посредством игровой деятельности возможно если:
• разработать содержание серии занятий по развитию у детей эмоциональной сферы на основе игровой деятельности;
• организовать игровую деятельность детей в рамках совместной деятельности в режимных моментах;
• вовлекать родителей в развивающую работу с детьми.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были разработаны следующие задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития у детей 3-4 лет эмоциональной сферы посредством игровой деятельности.
2. Выявить уровень развития у детей 3-4 лет эмоциональной сферы.
3. Разработать содержание работы по развитию у детей 3-4 лет эмоциональной сферы посредством игровой деятельности.
4. Определить динамику уровня развития у детей 3-4 лет эмоциональной сферы.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
• практические: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы; тестирование, проективный метод;
• качественный и количественный анализ полученных данных.
Теоретическая основа исследования:
• теоретические положения К.Е. Изарда о базовых эмоциях личности, составляющих основную мотивационную систему человека:
• теоретические положения И.Я. Березина, Л.С. Выготского, Р.М. Грановской, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова о важности развития у детей младшего дошкольного возраста эмоциональной сферы;
• теоретические положения Л.С. Выготского, Е.М. Гаспаровой, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина о роли игровой деятельности в развитии личности детей младшего дошкольного возраста, в том числе их эмоциональной сферы.
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей развития у детей 3-4 лет эмоциональной сферы посредством игровой деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описаны и обоснованы показатели и уровни развития у детей 3-4 лет эмоциональной сферы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций для решения задач, связанных с развитием у детей 3-4 лет эмоциональной сферы посредством игровой деятельности.
Экспериментальная база исследования: Структурное подразделение МБУ детский сад № 20 «Снежок» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 24 ребенка 3-4 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 источник), 3 приложений. Текст работы иллюстрируют 3 рисунка и 11 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведённой исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
Актуальность развития эмоциональной сферы обуславливается тем, что без способности понимать собственные эмоции и эмоции других людей, ребенок не сможет эффективно взаимодействовать с окружающими. Кроме того, негативные проявления недостаточной развитости эмоциональной сферы могут стать устойчивыми привычками и негативными особенностями личности. Все это и определяет необходимость развития эмоциональной сферы дошкольников.
Благодаря анализу психолого-педагогической литературы, нам удалось раскрыть понятие эмоций как особого класса психических явлений, который проявляется в форме пристрастного переживания субъектом жизненного смысла данных явлений, предметов, а также ситуаций для удовлетворения собственных потребностей. В процессе исследования нами рассмотрены особенности развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста, возможности игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы младших дошкольников.
Результаты констатирующего этапа нашей экспериментальной работы показали, что у детей 3-4 лет преобладает низкий и средний уровень развития эмоциональной сферы.
Целью формирующего эксперимента явилось: разработать содержание работы по развитию эмоциональной сферы у детей 3-4 лет посредством игровой деятельности.
Мы предположили, что развитие эмоциональной сферы у детей 3-4 лет возможно если:
• разработать содержание серии занятий по развитию у детей эмоциональной сферы на основе игровой деятельности;
• организовать игровую деятельность детей в рамках совместной деятельности в режимных моментах;
• вовлекать родителей в развивающую работу с детьми.
Осуществление цели и решение поставленных задач проходило в три этапа.
На первом этапе был выявлен уровень развития эмоциональной сферы детей 3-4 лет. Дети имели повышенный уровень тревожности, преобладал средний уровень агрессии. Дошкольники отличались необщительностью и закрытостью.
На втором этапе была проведена разработка и внедрение содержания работы по развитию эмоциональной сферы у детей 3-4 лет посредством игровой деятельности. Нами был разработан тематический план занятий по развитию у детей 3-4 лет эмоциональной сферы на основе игровой деятельности, в соответствии с которым проводилась совместная игровая деятельность с дошкольниками с применением комплекса сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие эмоциональной сферы детей. Для родителей были составлены и проведены консультации, которые охватывали широкий круг проблем, касающихся организации игровой деятельности детей 3-4 лет в домашних условиях.
На первой консультации мы донесли до родителей, что игра всегда будет иметь огромное значение во всех аспектах жизни ребенка, в том числе и в эмоциональной сфере.
На следующей консультации мы познакомили родителей с разными видами игровой деятельности: дидактическая настольно-печатная игра, дидактическая словесная игра, дидактическая игра с предметами, подвижная игра, режиссерская игра, строительно-конструкторская игра, сюжетно-ролевая игра. В ходе третьей консультации мы познакомили родителей с содержанием этапов сюжетно-ролевой игры. В ходе четвертой консультации мы познакомили родителей с требованиями, предъявляемыми к игрушкам, применяемым в ходе организации игровой деятельности.
На третьем этапе нами была выявлена динамика уровня развития эмоциональной сферы детей 3-4 лет. Анализ результатов на этапе контроля показал, что в экспериментальной группе повысился уровень развития эмоциональной сферы, что свидетельствует об эффективности проведенной работы на формирующем этапе исследования. У детей снизились показатели тревожности и агрессивности, преобладали положительные эмоциональное состояния, количество детей, имеющих высокий уровень развития самооценки, увеличилось.
Исходя из результатов, полученных на контрольном этапе, можно говорить о динамике уровня развития у детей 3-4 эмоциональной сферы экспериментальной группы: количество детей с низким уровнем снизилось на 8%; количество детей со средним уровнем повысились на 9%; количество детей с высоким уровнем повысилось на 26%.
В целом можно сделать вывод, что специально организованная работа по развитию у детей 3-4 лет эмоциональной сферы жизни оказалась эффективной. Задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась. Педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям следует создавать все необходимые условия для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, так как эмоции и чувства сопровождают все основные сферы жизнедеятельности «маленького человека». И одним из важных условий является применение игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы детей.


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата . 2-е издание, исправленное и дополненное. М. : Издательство Юрайт, 2014. 811 с. Серия : Авторский учебник.
2. Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата. Текст : электронный. М. : Издательство Юрайт, 2017. 394 с. (Бакалавр. Академический курс). URL: https://urait.ru/bcode/396896 (дата обращения: 29.01.2020).
3. Андреенко Т. А. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста. Текст : электронный // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). Чита: Издательство Молодой ученый,
2013. С. 27-29. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4301/ (дата обращения: 29.01.2020).
4. Бим-Бад Б. М. Психология и педагогика: просто о сложном : популярные очерки и этюды. Росийская академия образования, Московский психолого-социальный институт. М. : Воронеж : Модэк, 2010. 142 c. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
5. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве : Норма и отклонения. М. : Педагогика, 1990. 140 с. (Образование. Педагогические науки. Педагогическая психология).
6. Гальперин, П. Я. Введение в психологию : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. 5-е издание. М. : Киров : ОАО Дом печати - Вятка, 2005. 327 с.
7. Гаспарова Е. М. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. 2004. № 10. С. 61-64.
8. Григорян К. И. Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников. Текст : электронный // Молодой ученый. 2014. №17. С. 474-476. URL https://moluch.ru/archive/76/12995/ (дата обращения: 29.01.2020).
9. Дукаревич М. З. Проективная методика «Несуществующее животное». М. : Айрис-пресс, 2006. 42 с.
10. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи : Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : «Владос». 2011. 21 с.
11. Ермолаева М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников : Учебное пособие. Издание: «МОДЭК», МПСИ (Московский психолого-социальный университет) (МПСУ) 2008. 339 с.
12. Запорожец А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / А.В. Запорожец. - Москва-Воронеж // Психология действия : избранные психологические труды. М. : Московский психолого-социальный институт. Воронеж : Издательство «Модек», 2015. С. 67-88.
13. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника : Пособие для воспитателей детского сада. Под редакцией А. Д. Кошелевой. М. : Просвещение, 1985. 175 с.
14. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. Эмоциональное развитие дошкольников. М. : Просвещение, 2005. 331 с.
15. Иванова Е. С. Возможности методики «Словарь эмоций» для диагностики и развития эмоциональной сферы. Психологическая диагностика, 2008. №1. С. 101-109.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ