Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1. Культура поведения: понятие, условия воспитания 7
1.2. Психолого - педагогическая характеристика младшего школьного
возраста 13
1.3. Методы и приемы воспитания культуры поведения младших школьников
во внеурочной деятельности 19
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Экспериментальная работа по воспитанию культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности 29
2.1. Результаты исследования на констатирующем этапе педагогического
эксперимента 29
2.2. Система внеурочной деятельности, направленная на формирование
культуры поведения у младших школьников 38
2.3. Результаты сформированности культуры поведения на завершающем
этапе педагогического эксперимента 50
Выводы по второй главе 57
Заключение 58
Список используемых источников 60
Приложение А Тест «Поставь себе оценку за вежливость» по методике
А.Н. Лутошкиной 64
Приложение Б Тестирование «Продолжи предложение» по методике А.И. Шемшуриной 65
Приложение В Стимульный материал для проективной методики №4 «Сюжетные картинки» 66
Воспитание культуры поведения у подрастающего поколения всегда было и остается актуальным вопросом, в том числе в педагогике. Ведь не без причины люди из поколения в поколение находили и передавали наиболее разумные и удобные для себя способы действий в определенных жизненных ситуациях. Это так называемые «кристаллы человеческого опыта». Перед образованием в данное время наиболее остро стоит проблема воспитания у детей определенных качеств личности.
Вопросами воспитания культуры поведения детей занимались следующие ученые: А. М. Виноградова [7] и С. В. Петерина [29], И. Н. Курочкина [38] и О.В. Защиринская. Они утверждали, что обязательно нужно знакомить школьников с правилами поведения, воспитывать у них навыки культурного поведения в обществе, прививать правила этикета, а также уважительное отношение к окружающим и близким людям и бережное отношение к культурным ценностям. Необходимо знакомить и педагогов и родителей с культурой поведения, потому что требуемые в семье правила поведения, имеют не менее важную роль, чем за стенами дома [14]. Средством же воспитания культуры общения может являться та обстановка, в которой находится ребенок. Все, что окружает детей, может на них влиять как положительно, так и отрицательно.
Окружающая среда является главным средством воспитания у детей моральных чувств и представлений, а также влияет на формирование культуры поведения и важных личностных качеств [20].
Главная задача учителя в воспитании культуры поведения у младших школьников - добиться не просто выполнения требуемых правил, а развитие сознательности и активности учеников. Чтоб культура их поведения стала неотъемлемой частью характера и потребностью самой личности.
Проблема воспитания культуры поведения у младших школьников в наше время актуальна, так как в жизни важнейшую роль играет умение общаться между собой, строить теплые человеческие отношения. Ведь если ребенок научится общаться культурно с близкими людьми, он также станет вести себя и с совершенно незнакомыми.
Противоречие исследования: воспитание у школьников культуры поведения, с одной стороны, востребовано, но с другой стороны - еще недостаточно разработаны комплексы мероприятий, направленные на данный процесс.
Объект данного исследования: процесс воспитания культуры поведения у младших школьников.
Предмет исследования: содержание комплекса занятий, направленного на воспитание культуры поведения.
Цель нашей работы -выявить имеющийся уровень культуры поведения младших школьников и на основе теоретических и эмпирических данных подготовить комплекс мероприятий, направленный на воспитание культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс формирования культуры поведения у младших школьников будет наиболее продуктивным, если соблюдаются следующие условия:
1.Организована та деятельность, которая будет способствовать формированию у младших школьников культуры поведения и пониманию ими социального и личностного смысла моральных норм поведения.
2.Организована коллективная творческая деятельность, направленная на развитие культуры поведения.
3. Созданы условия для расширения этического пространства ученика в значимой для него деятельности.
4. При разработке внеклассных мероприятий учитывается психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
Исходя из данной цели, мы поставили задачи:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования культуры поведения у младших школьников.
2.Определить методы и приемы воспитания культуры поведения у младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
3. ВЫЯВИТЬ уровни и показатели сформированности культуры поведения у школьников в экспериментальном классе МОУ «Климовская школа»
4. Разработать систему занятий, направленную на формирование культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности и реализовать их на практике в экспериментальном классе МОУ «Климовская школа»
Методы исследования:
- теоретические - анализ, обобщение и синтез;
- эмпирические - анализ изучаемых документов, метод наблюдения, методы диагностики сформированности культуры поведения учащихся в начальной школе.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть применены в образовательном процессе не только учителями, воспитателями, но также и педагогами дополнительного образования.
База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение «Климовская школа», д. Климовское, Череповецкого района.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Проблема воспитания культуры поведения у младших школьников в наше время очень актуальна, так как в жизни важнейшую роль играет умение общаться между собой и строить теплые человеческие отношения. Ведь если ребенок научится общаться культурно уже с близкими людьми, также станет вести себя и с совершенно незнакомыми.
Вопрос воспитания культуры поведения касается как взрослых, так и детей, а фундамент знаний в данной области закладывается в детском саду и конечно в начальной школе. Именно классный руководитель в процессе своей деятельности по обучению и воспитанию должен дать ученикам тот запас знаний, с которыми они без проблем перейдут в старшую школу. Главную роль при этом играет и личность самого учителя, его мастерство, творчество, используемые им методы и приемы формирования культуры поведения, а также процесс контроля над результатами своей деятельности.
Противоречие данного исследования: с одной стороны, воспитание у школьников культуры поведения, востребовано, но с другой стороны - еще недостаточно разработан комплекс мероприятий, направленный на данный процесс.
В результате анализа психолого-педагогической литературы нами были отобраны разнообразные виды, методы, приемы по формированию культуры поведения младших школьников. Можно использовать следующие методы: анализ художественных произведений (таких как «Мойдодыр», Осеева В. «Три товарища», «Волшебное слово» и др.); беседы на этические темы «Мои друзья», «Я иду в гости», «Как правильно вести себя за столом» и т.д.; инсценировки различных жизненных ситуаций («Как нужно разговаривать по телефону», «Правила культурного поведения в общественном транспорте» и др.); анализ жизненных ситуаций (обсуждаются поступки героев вопросом) ; просмотр, а затем и анализ мультфильмов, диафильмов, способствующих формированию культуры поведения и т.д.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, состоящая из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На первом этапе был выявлен нами уровень сформированности культуры поведения учащихся 1А и 1Б классов. По его результатам мы действительно убедились в том, что необходимо проведение специальной педагогической работы по развитию и совершенствованию данного качества. В процессе формирующего этапа эксперимента нами была реализована на практике система специальных занятий под названием «Знатоки этикета». Эффективность данной работы была проверена на контрольном этапе нашего эксперимента. По результатам повторной диагностики мы увидели, что в экспериментальном классе (1А) значительно увеличился высокий и средний уровень культуры поведения, а низкий уменьшился на 34 % и составил лишь 6 %.
Цель нашей работы была достигнута, поставленные задачи решены. Таким образом, теоретически и практически была подтверждена гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования.
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. 148 с.
2. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 2017. С. 29-41.
3. Бакайлова А.Т. Классный час. «Наша речь» // Начальная школа. 2017. N 3. С.69-71.
4. Баландина Е. В. Школа этикета, или Вы пришли в театр: классный час // Педсовет,2017Ж1.С.4-5.
5. Болотина Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах / Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина - М.: Просвещение, 2012. 128 с.
6. Большой толковый социологический словарь /Пер. с англ. - М, 2013.-Т. 2.-528 с.
7. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М: Просвещение, 1977. 65 с.
8. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе / Т.Н.Ивочкина, Т.И.Григус, Л.А.Спирина и др. - Новокузнецк: Изд- во МОУ ДПО ИПК, 2014. 51 с.
9. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться.М.:Академическ. Проект, 2004. 142 с.
10. Воспитание школьников во внеучебное время. Сборник методических материалов в помощь организатору внеклассной и внешкольной воспитатат. работы. Под ред. Л.К. Балясной. - М.: Просвещение, 2019. 222 с.
11. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие /И.А.Колесникова, Н.Б. Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванов; Под общ. ред.В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. 336 с.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М: Союз, 2006. 224 с.
13. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М: Изд. Моск. Ун. - та, 1985. 45с.
14. Горбунова Н.А. Родительские собрания в нач. школе: Волгоград: Учитель, 2019. Ч.1. 96 с. Ч.2. 96 с.
15. Гуткина Н. И. Детский практический психолог в школе: метод. пособие. М: Академия, 2004. 328 с.
16. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя 1-4 кл. М.: ВАКО, 2003. - 240с.
17. Ермолин А. А. На службе у детства. Основы и функционирование воспит. системы «Новая цивилизация» /А. А. Ермолин, А. С. Прутченков и др. М.: Народное образование, 2004. 300 с.
18. Каверина Л. Б. Организация работы классного руководителя // Классный руководитель, 2006. №7. с. 49
19. Казарцева О.М. Культура речевого общения / О.М. Казарцева. М.:Флинта, 2018. 496 с.
20. Карнилова В. И. Классный час «Хорошие манеры» / Классный руководитель. 2009. № 2. С. 71-81.
21. Коджаспирова Г.М. Педагогика.М.: Академия,2003.с.538
22. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь М: Академия, 2001.176 с.
23. Корчинова О. В. Детский этикет. Ростов на Дону: Феникс. 2002.186 с.
24. Кутьев В. О. Внеурочная деятельность школьников / В. О. Кутьев - М.: Просвещение, 2013.223 с.
25. Мудрик А. В. Характеристика общения у младших школьников / А. В. Мудрик. Краснодар, 2014. 234 с.
26. Назаретян А.П. Коммуникативность и коммуникативные способности / А.П. Назаретян. М.: Наука, 2018. 236 с.
27. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов, Под общ. ред. Л.И, Скворцова. М.: Изд-во Оникс; Изд-во Мир и образование, 2014. 976 с.
28. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим- Бад. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2012. - 528 с.
29. Персидская И. В. Классные часы в 1-4 классах / И.В. Персидская и др. Волгоград: Учитель, 2017. 204 с.
30. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей. М.: Просвещение, 1986. 135 с.
31. Психология человека от рождения до смерти / Под редакцией А. А. Реана. М: АСТ, 2010 с. 247
32. Рассказова И. А. Взаимное уважение: классный час. 1-4 кл / И. Рассказова // Начальная школа. 2009. N 6. с.11-13.
33. Сластенин В. А. Педагогика. М: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
34. Соколова В. В. Уроки этики: как жить достойно. Задания и вопросы для обсуждения в школе. СПб: Издательство «Питер», 2018. 115 с.
35. Шилова М.И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности//Завуч начальной школы / М.И. Шилова, Н.И. Малиновская, 2013. 98 с.
36. Щуркова Н.Е. Педагогика: игровые методики в классном руководстве: уч. пособие для СПО/Н.Е. Щуркова. М.:Издательство Юрайт, 2020. 167с.
37. Щуркова Н. Е. Этика школьной жизни. М.: Педагогическое общество России, 2000. 192 с.
38. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Казань:Феникс,2014.238с.
39. Яновская М. Г. Этические игры // Классный руководитель. 2014. N 6. С. 73-85.
40. Ярикова С. Г. Формирование ответственности у младших школьников. Метод. рекомендации для студентов и учителей нач. классов. Волгоград. 2018. 348 с.
41. Дурнева Т.В. Педагогические условия формирования культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности / Т.В. Дурнева. Текст : электронный // Поволжский педагогический поиск. 2017. № 2. С. 44-48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27021125 (дата обращения: 06.04.2020).
42. Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология. Электронный учебник. URL.: http://log-inru/books/author/kagermazova-l-cs/(дата обращения 18.03.2020).
43. Лебедева С. Ю. Использование игровых технологий в организации внеурочной деятельности младших школьников [Электронный ресурс]: Международный студенческий научный вестник. 2018. №6. С. 135-140. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32374157 (дата обращения: 08.04.2020).
44. Опарина С. А. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2018. № 12. С. 37-41.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36493102 (дата обращения: 05.04.2020).
45. Яковлева Е. В. Особенности организации внеурочной деятельности по формированию культуры безопасного социального поведения у младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2018. №2. С. 165-173. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29036234 (дата обращения: 06.04.2020).