Методика оценки эффективности работы кластера (на примере управления инновационным территориальным кластером «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии)
Введение 8
Г лава 1. Мировой опыт становления и развития кластеров 11
1.1. Анализ мировой практики формирования кластеров 11
1.2. Примеры решений проблем развития кластеров 18
Глава 2. Оценка кластеров в США и Европе 27
2.1 Оценка кластеров в США 27
2.1.1 Описание кластеров в США 27
2.1.2 Методология разделения кластеров на категории 30
2.1.3 Изучение проекта Cluster Mapping США 33
2.1.4 Оценка кластеров ресурсом Cluster Mapping США 36
2.2 Оценка кластеров в Европе 42
2.2.1 Программа European Cluster Excellence Initiative 42
2.2.2 Методика оценки кластера Cluster management excellence 44
2.2.3 Сравнение кластеров «по звездам» и Cluster Observatory 52
Глава 3. Оценка инновационного территориального кластера ТО 55
3.1 Анализ применимости зарубежного опыта оценки 55
3.2 Рекомендации по оценке управления кластером ТО 60
Конкурентоспособность и корпоративная социальная
ответственность кластеров 68
Заключение 82
Список публикаций 85
Список использованных источников 86
В России начиная с 2008 года, активно развивается тема кластеров. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет кластеры как одну из важнейших составляющих развития российской экономики. В данном аспекте кластеры могут служить центрами экономического роста, для реализации конкурентного потенциала регионов, сокращения регионального разрыва по качеству жизни населения, обеспечения сбалансированности развития регионов за счет системы стратегического управления и концентрации производственных мощностей и аккумулирования финансовых ресурсов [1].
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Правительством несколькими годами позже (2011 год), также не обошла стороной тему кластеров. Здесь кластеры рассматриваются как элемент инновационной инфраструктуры, который служит развитию инноваций и реализации инновационного потенциала регионов. А наличие кластерной политики является ключевым элементом в повышении конкурентоспособности и развития регионального взаимодействия, за счет близкого территориального расположения участников кластеров, доступа к инновационной инфраструктуре и специализированным услугам. Развитие кластеров должно способствовать привлечению внешних инвестиций, в том числе иностранных. Сами кластеры должны стать частью глобальных цепочек создания стоимости и выводить продукцию на международный рынок. В документе также рассматриваются вопросы дополнительного финансирования для развития кластеров [2].
Далее на региональном уровне также существует законодательная база. Более конкретным примером может служить Программа развития инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области на 2012-2016 годы. Данный документ опирается на Стратегическую доктрину развития Томской области до 2020 года. Данный документ ставит перед руководством области цели по стратегическому развитию области, в которые также входит развитие кластеров [3].
Если же говорить о финансовых показателях стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, то цели ставились следующие: к 2016 год планировалось профинансировать не менее четырех кластеров, которые удвоят экспорт с момента поддержки (начиная с 2010 года).
Чтобы показать объем финансирования, можно привести следующие данные: в период с 2013 года по 2015 год были профинансированы 26 инновационных территориальных кластера, объем финансирования из бюджетов различных уровней составил 98 млрд. рублей, объем внебюджетных инвестиций составил 362 млрд. рублей [4].
Принимая во внимание впечатляющий объем инвестиций, привлеченных на развитие кластеров (и данный объем относится только к инновационным территориальным кластерам), актуальным является вопрос оценки эффективности вложенных средств. Однако на данный момент в России отсутствует подобная методика.
Поэтому целью данной работы является - разработка рекомендаций для оценки эффективности управления инновационным территориальным кластером «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии» Томской области.
Для достижения цели была выдвинута гипотеза о том, что анализ лучших мировых практик оценки эффективности работы кластеров позволит разработать критерии для оценки российских кластеров.
Объект данной работы является зарубежный опыт оценки эффективности управления кластером. Предметом работы являются методики оценки эффективности управления кластерами в США и Европе.
В процессе работы проводилось изучение информации по предмету и объекту исследования. Источники информации представлены в списке использованных источников.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
• Изучить проект Cluster Mapping США.
• Изучить методики оценки работы кластера по данным ресурса Cluster Mapping США.
• Изучить проект European Cluster Excellence Initiative (ECEI).
• Изучить методики оценки работы кластера Cluster management excellence и методики сравнения кластеров «по звездам».
• Провести анализ применимости методик к оценке российских кластеров.
• Разработать критерии к методологии оценки российских кластеров на основе европейского опыта.
• Дать рекомендации по оценки эффективности управления инновационным территориальным кластером «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области
В ходе проделанной работы были выполнены следующие задачи:
• Изучен проект Cluster Mapping США.
• Изучены методики оценки работы кластера по данным ресурса Cluster Mapping США.
• Изучен проект European Cluster Excellence Initiative (ECEI).
• Изучены методики оценки работы кластера Cluster management excellence и методики сравнения кластеров «по звездам».
• Проведен анализ применимости методик к оценке российских кластеров.
• Разработаны критерии к методологии оценки российских кластеров на основе европейского опыта.
• Даны рекомендации по оценки эффективности управления инновационным территориальным кластером «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области.
По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы: ресурс Cluster Mapping США представляет собой передовое решение для анализа данных по кластерам. Является качественным примером по сбору, хранению данных и быстрому доступу к анализу больших массивов данных. Система развивается и стремится к полной открытости на уровне API.
Однако разделение кластеров на торговые и локальные не уместно для применения в российской действительности. Так как в основном кластеры рассматриваются в отраслях направленных на импортозамещение или направлено на внешний рынок. Также кластеры в США группируются исследователями исходя из предоставленной информации различных бюро. Таким образом, некоторые организации могут не знать в какие кластеры они входят. А компании со схожей деятельностью группируются только в один тип кластера, например ИТ кластер или сельскохозяйственный кластер и так далее.
Хотя ресурс Cluster Mapping позволяет сравнить кластеры и экономические территории по многим показателям таким как: занятость населения, уровень заработной платы, специализация, количество создаваемых рабочих мест, уровень инновационного развития и даже связи между кластерами. Данный ресурс не предлагает методики сравнения кластеров между собой. На основе данных исследователь сам решает как и по каким показателям проводить сравнение. Что не может привести к составлению единого рейтинга или единой шкалы для сопоставления кластеров между собой.
Таким образом, опыт США должен быть учтен для удобства накопления и предоставления данных о работе кластеров. Что поможет инициировать большое количество исследований. Однако для сравнения кластеров требуется изучение других аналогичных инициатив и методологий.
После изучения и анализа Европейского опыта можно сделать следующие выводы:
1) Европейский опыт может быть применен для формирования методики оценки эффективности работы российских кластеров.
2) Необходимо учесть как позитивные наработки зарубежных методик, так и пути для нивелирования недостатков данных методик.
3) Одним из эффективных инструментов является наличие интернетресурса, который объединяет данные в один информационный источник.
Критерии к методике, которые были разработаны в ходе работы, могут лечь в основу методики для оценки работы кластеров в России. Однако для исследований и развития данной темы необходимо привлечение крупных исследовательских институтов, о чем свидетельствует зарубежный опыт.
Первоначально необходимо произвести оценку наличия текущего состояния среды для исследования. Так как заявленные критерии могут не найти реализации из-за отсутствия статистических данных и необходимых законодательных актов.
Принимая во внимание тот факт, что различные методики оценки эффективности управления кластерами не имеют сходимости ни друг с другом, ни со статистическими показателями. Применение таких методик не гарантирует прозрачности и объективности. Поэтому при оценке деятельности кластеров стоит опираться на финансовые показатели деятельности, такие например как выручка. При чем данный показатель следует смотреть не только в абсолютном выражении, но и в динамике. А также в сравнении с соседними регионами или схожими по деятельности кластерами (в зависимости от целей такого сравнения).
1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р // Консультант плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/.
2. «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на
период до 2020 года». Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р // Консультант плюс. - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/.
3. «Программа развития Инновационного территориального кластера
«Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области» на 2012-2016гг». Распоряжение Администрации Томской области от 20.09.2013 №707-ра // Администрация ТО — Режим доступа:
https://tomsk.gov.ru/files/front/download/id/17546.
4. Доклад Минэкономразвития «О первых итогах кластерной политики». НИУ ВШЭ. — Режим доступа: issek.hse/news/148834118.html
5. Скоч А. Международный опыт формирования кластеров // Космополис.— 2006/2007.— № 2(16). — С. 118—136.
6. Niosi, J., Banik, M., 2005. The evolution and performance of biotechnology regional systems of innovation. Camb. J. Econ. 29, 343—357.
7. Текст: Mercedes Delgado, Richard Bryden, Samantha Zyontz. Categorization of Traded and Local Industries in the US Economy. [Электронный ресурс] // Cluster mapping USA. — Режим доступа: http://clustermapping.us/sites/default/files/files/page/Categorization%20of%20Trade d%20and%20Local%20Industries%20in%20the%20US%20Economy.pdf
8. Сайт проекта Cluster mapping: [Электронный ресурс]: описание кластеров.— Режим доступа: http://clustermapping.us/content/clusters-101
9. Сайт проекта Cluster mapping: [Электронный ресурс]: методология
оценки .— Режим доступа: http://clustermapping.us/content/cluster-mapping-
86
methodology.
10. Сайт проекта Cluster mapping: [Электронный ресурс]: отчет Майкла
портера.- Режим доступа:
http://clustermapping.us/sites/default/files/files/resource/The Economic Performanc e of Regions.pdf
11. Сайт проекта Cluster mapping: [Электронный ресурс]: описание проекта.- Режим доступа: http://clustermapping.us/about
12. Сайт проекта Cluster mapping: [Электронный ресурс]: описание проекта.- Режим доступа: http://clustermapping.us/content/faq#strongclusters
13. Сайт Европейского секретариата по кластерному анализу:
[Электронный ресурс]: о деятельности секретариата.- Режим доступа:
http://www.cluster-analysis.org/
14. European Cluster Excellence Initiative (ECEI): The quality label for cluster organisations - criteria, processes, framework of implementation/ VDI/VDE Innovation + Technik GmbH, 2012 - 25 p.
15. Сайт Европейского секретариата по кластерному анализу:
[Электронный ресурс]: о золотом знаке качества.- Режим доступа:
http://www.cluster-analysis.org/gold-label-new
16. Strong Clusters in Innovative Regions/ Center for Strategy and
Competitiveness, CSC Stockholm School of Economics, 2011 - 5 p.
17. Текст: Innovation Clusters in Europe: A statistical analysis and
overview of current policy support. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. central2013. eu/fileadmin/user_upload/Downloads/Tools_Resources/Clust er.pdf
18. Star_clusters_Germany2, Center for Strategy and Competitiveness, CSC Stockholm School of Economics, April 2011, - 10 p.
19. Евростат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/growth/smes/cluster/observatory/cluster-mapping-services/cluster- mapping/mapping-tool/index en. htm
20. «Государственная программа Развитие инновационной
87
деятельности и науки в Томской области». Постановление Администрации Томской области от 30.10.2014 №414а // Администрация ТО - Режим доступа: https://tomsk.gov.rU/uploads/ckfinder/1/userfiles/files/414%D0%B0.pdf
21. Simon Zadek, John Sabapathy, Helle D0ssing, Tracey Swift. Responsible Competitiveness Corporate Responsibility Clusters in Action // The Copenhagen Centre & AccountAbility 2003 ISBN 1-901693 -10-4, 64 p.
22. Massimo Battaglia, Lara Bianchi, Marco Frey, Fabio Iraldo. An Innovative Model to Promote CSR among SMEs Opersting in Industrial Clusters: Evidence from an EU Project. // Corporate Social Responsibility and Environmental Management [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web 1. sssup.it/pubblicazioni/ugov_files/350823_cooperate_accepted. pdf