Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование ценностного отношения к труду у младших школьников на уроках технологии

Работа №105949

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы67
Год сдачи2021
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования ценностного отношения младших школьников к труду 7
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам трудового воспитания младших школьников 7
1.2 Потенциал уроков технологии для формирования ценностного отношения младших школьников к труду 21
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к труду у младших школьников 28
2.1 Диагностика уровней сформированности ценностного отношения к труду у детей младшего школьного возраста 28
2.2 Разработка и реализация содержания уроков технологии для формирования ценностного отношения к труду у младших школьников 39
2.3 Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 44
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложение А. Методики формирующего этапа исследования 60

Становление рыночной экономики в России, при всех его положительных проявлениях, дающих человеку достаточный уровень финансовой самостоятельности, экономической грамотности и др., повлекло за собой и отрицательные последствия. Таковым стал культурный кризис, отразившийся, прежде всего, в умах подрастающего поколения: культура труда, существовавшая в период Советского Союза, заменилась культурой потребления. Потребительство выдвинуло новый лозунг: «Человек есть то, что он потребляет», а на первое место многими ставится одежда, автомобиль, место отдыха человека. В то же время, производство и общество требуют становления личности иного типа: работника, профессионала, обладающего соответствующими компетенциями и профессиональной мобильностью, готового к освоению новых профессий, к смене места и сферы труда. В связи с этим, выдвигаются и новые задачи перед общеобразовательной школой. Система образования сегодня берет на себя роль воспитателя трудового человека, которую ранее выполняла «идеологическая машина».
Важнейшей задачей отечественного образования становится создание условий для развития активной личности, обладающей деловитостью, самостоятельностью, предприимчивостью во взаимосвязи с нравственными качествами: честностью, порядочностью, ответственностью. Трудолюбие при этом является стержневым, определяющим качеством, позволяющим реализовать свой личностный потенциал в общественно полезной трудовой деятельности и претендовать на успех.
Педагогические основы трудолюбия нашли отражение в трудах Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, утверждавших необходимость формирования трудолюбия детей как нравственного личностного качества. А. Маслоу, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин связывали трудолюбие с общечеловеческими ценностями.
Тем не менее, сегодня наблюдается недостаточная ориентированность системы школьного образования на формирование ценностного отношения к труду и воспитанию трудолюбия. Указанное позволяет определить высокую актуальность настоящего исследования и сформулировать проблему: каковы возможности уроков технологии для формирования ценностного отношения младших школьников к труду?
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс на уроках технологии в начальной школе.
Предмет исследования - процесс формирования ценностного отношения к труду учащихся начальной школы на уроках технологии .
Цель исследования: разработать содержание уроков технологии в начальной школе, включающее разнообразные методы, и проверить его эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза: при формировании ценностного отношения к труду у младших школьников следует учитывать неоднородность и многоаспектность этого процесса. Успешная работа по формированию трудолюбия должна вестись сразу по ряду направлений, включая в себя:
• работу над субъективными и объективными проявлениями психики ребенка,
• индивидуальный и коллективный труд,
• работу ребенка под руководством как родителей, так и педагогов,
• интеллектуальный и физический труд,
• самообслуживающий труд и общественно полезный труд.
Иными словами, только комплексный подход к формированию ценностного отношения к труду способен принести необходимый результат.
Задачи исследования:
• провести анализ дефиниций «трудовое воспитание» и основных задач, стоящих перед ним;
• проанализировать содержание термина «ценностное отношение к труду» и рассмотреть основные критерии, влияющие на его формирование;
• выявить особенности уроков технологии как инструмента для формирования ценностного отношения младших школьников к труду;
• провести эмпирическое исследование, направленное на формирование ценностного отношения к труду среди учащихся начальных классов.
Для реализации поставленной цели и задач использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ педагогической практики формирования ценностного отношения к труду у младших школьников, относящиеся к теоретическим методам исследования, и ряд практических методов, к числу которых можно отнести эмпирический эксперимент.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения «Школа № 74». Для проведения экспериментальных исследований было выделено две группы - экспериментальная (3 «В» класс, 20 человек) и контрольная (3 «Г» класс, 20 человек).
Проведенное в рамках настоящей работы исследование имеет практическую значимость, заключающуюся в том, что его результаты, а также сформулированные выводы и разработанное содержание уроков могут быть использованы учителями начальной школы на уроках технологии для формирования ценностного отношения к труду младших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги настоящей работы, можем еще раз отметить основную идею, послужившую причиной написания этой работы: от современного школьного образования, требуется формирование личностных качеств, важных для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Одновременно труд рассматривается во «взрослом» обществе подчас как непосильная рутинная ноша, служащая лишь для зарабатывания финансовых ресурсов, что в свете сверхприбылей некоторых участников рыночной системы ставит под сомнение необходимость продуктивного созидательного труда. В свете сказанного еще сильнее усиливается роль школы как агрегата воспитания трудолюбия у младшего поколения.
Итак, говоря о трудовом воспитании подрастающего поколения, прежде всего следует отметить, что под «трудовым воспитанием», как правило, понимают процесс формирования и направления деятельности ребенка с целью развития его трудовых умений и навыков, а также развития творческих и аналитических способностей ребенка, его мышления, старательности и физической силы. Одной из целей трудового воспитания является воспитание ценностного отношения к труду, под которым принято понимать совокупность взглядов личности, направленных на понимание значимости труда как источника самосовершенствования, чувства удовлетворенности трудом и наличия совокупности моральных качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности - трудолюбия, ответственности, аккуратности, бережливости и так далее.
Выделяют несколько компонентов, влияющих на отношение ребенка к труду. К таковым относят когнитивный компонент, включающий в себя мнение личности о сущности трудового процесса, о его объекте, предмете, цели, задачах, а также способах, методах, средствах и условиях его осуществления; эмоционально-оценочный компонент, представляющий собой понимание и переживание ребенком своих представлений о себе, самооценке, самоуважении и так далее; и мотивационный компонент.
К основным методам трудового воспитания традиционно относят метод дисциплины, метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, а также метод стимулирования деятельности.
Трудовое воспитание младших школьников включает в себя как учебный труд, так и иные виды труда: общественно-полезный производственный труд, самообслуживание, к которому относят дежурство в классе и столовой, в библиотеке, шефскую работу.
Труд ребенка, таким образом, должен быть подчинен учебно-воспитательным задачам, должен сочетать общественную значимость труда с личными интересами школьника, а также должен быть доступным и посильным для ребенка.
На указанных принципах базировался эмпирический эксперимент, проведенный на базе 3х классов МБУ «Школа № 74».
Первым этапом эксперимента является диагностический этап, целью которого является собственно диагностика уровня сформированности ценностного отношения к труду у детей младшего школьного возраста. В силу многоаспектности воззрений школьника на труд и трудовую деятельность, исследование проводилось по каждому из трех компонентов: когнитивному, эмоционально-оценочному и мотивационному. Итоги диагностики показали, в целом, средний уровень развития ценностного отношения к труду.
Вторым этапом эксперимента является формирующий эксперимент. Основной его целью, соответственно, являлось повышение уровня развития ценностного отношения к труду, в частности, формирование у учащихся представлений о необходимости труда, расширение и обогащение практического трудового опыта, развитие самостоятельности и потребности в созидании, а также выработка усидчивости, терпения, сосредоточенности, памяти, внимания и наблюдательности. Второй этап эксперимента базировался на методике, предложенной С. В. Питенко и включал в себя работу по трем направлениям: субъективную работу с собственными воззрениями, работу с семьей и работу с окружающим миром.
В заключении был проведен констатирующий эксперимент, проводимый по методикам диагностического этапа. По итогам этого этапа можно сделать вывод о существенной положительной динамике: судя по результатам этапа, рассматривая понятие «труда», дети выделяют все его проявления - самообслуживание, творчество, труд на благо тех, кто слабее и так далее. При этом мотивом позитивного трудового поведения выступает именно понимание его ценности, стремление к сохранению и приумножению созданного. Для детей характерна выраженная положительная эмоциональная направленность отношения к выполнению трудовых действий, и, кроме того, дети могут самостоятельно оценить результаты своего труда.
Все вышеуказанное позволяет однозначно подтвердить выдвинутую на этапе подготовки к настоящей работе гипотезу исследования: учитывая неоднородность и многоаспектность процесса формирования ценностного отношения к труду, успешная работа по формированию трудолюбия должна вестись сразу по ряду направлений, включая в себя работу над субъективными проявлениями психики ребенка, работу с родителями и педагогами, индивидуальный и коллективный труд, интеллектуальный и физический труд и так далее. Иными словами, только комплексный подход к формированию ценностного отношения к труду способен принести необходимый результат.


1. Алексеенко Е. В. Урок технологии в начальной школе. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса. Учебно-методическое пособие. Студентам ССУЗов.: М., Инфра-М., 2021. 202 с.
2. Андреева Г. Л. Социальная психологи: М., Аспект-пресс, 2017. 363 с.
3. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969— 1978.
4. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская.- Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та. - 2010. 351 с., с 56
5. Вебер М. Избранные произведения - М.: Прогресс, 1990. - 804 с.
6. Гарькавая Т. С. Психофизиологические предпосылки формирования культуры умственного труда младших школьников // Актуальные вопросы современной науки. 2013. №26.
7. Герцен А. И. Собрание сочинений в тридцати томах, т. 3, Изд-во Академии наук СССР, М., 1954, стр. 69.
8. Данченко С. Д. Диагностика отношения к труду у профессионалов. Учебное пособие. 4,2 уч.-изд. МГУ им. адм. Г. И. Невелоского, Владивосток, 2012. 65 С.
9. Джафарова О.С. Пути формирования культуры труда младших школьников на уроках технологии // Евразийский Союз Ученых. 2019. №7-1 (64).
10. Джуринский А. Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов / А. Н. Джуринский. - М.: Владос, 1999. - 390 с.
11. Дорофеева Т. Я., Нагибина М. И. Уроки труда и экологическое воспитание младших школьников // ИТС. 1998. №2.
12. Дымов С. Н. Опыт приобщения учащихся к проектной деятельности / С. Н. Дымов // Школа и производство. 2016. № 7. С. 19-20.
13. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 3. Р-Я. - М.,Аст, 2006. 1168 с.
14. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 2007. - 152с.
15. Захарищева М.А., Скрябина Д.Ю. Макаренко и современные педагоги о детском коллективе: общее и особенное // Социальная педагогика. 2019. №1.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ