Особенности самопрезентации подростков в реальном и виртуальном общении (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: учащиеся общеобразовательных школ г. Барнаула.
Выборка: Всего в исследовании приняло участие 70 подростков в возрасте от 12 до 15 лет, из них 35 девочек и 35 мальчиков.
Есть объемные приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы в реальном общении и социальных сетях 9
1.1 Подходы к понятию «самопрезентации» в научной литературе 9
1.2 Самопрезентация подростков: формы проявления, основные факторы формирования 18
1.3 Характеристика общения подростков 27
1.4 Особенности и структура самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях 33
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самопрезентации подростков в реальном общении и в социальных сетях 43
2.1 Описание процедуры и методики исследования 43
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 46
2.3 Рекомендации по формированию у подростков навыки самопрезентации в реальном общении и в социальных сетях 59
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложения 81
База исследования: учащиеся общеобразовательных школ г. Барнаула.
Выборка: Всего в исследовании приняло участие 70 подростков в возрасте от 12 до 15 лет, из них 35 девочек и 35 мальчиков.
Есть объемные приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы в реальном общении и социальных сетях 9
1.1 Подходы к понятию «самопрезентации» в научной литературе 9
1.2 Самопрезентация подростков: формы проявления, основные факторы формирования 18
1.3 Характеристика общения подростков 27
1.4 Особенности и структура самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях 33
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самопрезентации подростков в реальном общении и в социальных сетях 43
2.1 Описание процедуры и методики исследования 43
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 46
2.3 Рекомендации по формированию у подростков навыки самопрезентации в реальном общении и в социальных сетях 59
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложения 81
Цель исследования – изучить специфику выбора способов самопрезентации подростками в реальном общении и в социальных сетях.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «самопрезентации» в научной литературе.
2. Охарактеризовать специфику самопрезентации подростков: формы проявления, основные факторы формирования.
3. Определить особенности и структуру самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях.
4. Разработать программу исследования самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях.
6. Сформулировать основные рекомендации по практическому применению полученных результатов исследования самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, методы классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методики исследования:
1) Опросник проблематичного использования Интернета Р.Дэвиса в адаптации Э.Губенко.
2) Методика «Стратегии самопредъявления» И.П. Шкуратова.
3) Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви в адаптации А.Б. Орлова.
Научная новизна исследования заключается в расширении имеющихся сведений о специфики самопрезентации подростков в реальной и виртуальной среде.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных выводов по результатам проведенного научно-теоретического анализа в практической деятельности психологов образовательных организациях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные практические рекомендации, которые были получены на основе результатов эмпирического исследования, могут быть использованы в работе психологов с подростками по формированию способов самопрезентации как в реальном общении, так и в процессе общения в социальных сетях.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «самопрезентации» в научной литературе.
2. Охарактеризовать специфику самопрезентации подростков: формы проявления, основные факторы формирования.
3. Определить особенности и структуру самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях.
4. Разработать программу исследования самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях.
6. Сформулировать основные рекомендации по практическому применению полученных результатов исследования самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, методы классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методики исследования:
1) Опросник проблематичного использования Интернета Р.Дэвиса в адаптации Э.Губенко.
2) Методика «Стратегии самопредъявления» И.П. Шкуратова.
3) Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви в адаптации А.Б. Орлова.
Научная новизна исследования заключается в расширении имеющихся сведений о специфики самопрезентации подростков в реальной и виртуальной среде.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных выводов по результатам проведенного научно-теоретического анализа в практической деятельности психологов образовательных организациях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные практические рекомендации, которые были получены на основе результатов эмпирического исследования, могут быть использованы в работе психологов с подростками по формированию способов самопрезентации как в реальном общении, так и в процессе общения в социальных сетях.
Современные реалии жизни постепенно виртуализируются. В современном контексте «виртуальность» понимается как принадлежность к пространству взаимодействия, организованного с помощью компьютеров, соединенных в сеть. Это может быть, как сеть интернет, так и любая другая сеть, в том числе локальная. В соответствии с этим, виртуальная личность – это такая, которая существует и функционирует, взаимодействует исключительно в сети. Появление «виртуальных личностей» в online-коммуникации обусловлено, как правило, недовольством реальной социальной идентичностью, желанием получить новый опыт существования, новые впечатления, реализовать нереализованные в реальной жизни стороны своего многогранного «Я». Особенно это характерно для детей подросткового возраста.
Подростки большую часть времени проводят в социальных сетях «ВКонтакте», «Instagram», «Телеграмм» и др. Социальные сферы для подростков – это определенная площадка для реализации коммуникативных потребностей. Многие из подростков, активно общаясь в социальных сетях, в реальном общении достаточно пассивны не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Отметим, что подростки предпочитают самопрезентовать себя в процессе общения в социальных сетях в связи с тем, что характерной чертой Интернет-общения, является опосредованность. Однако, и в реальном общении также подростки используют разные стратегии самопрезентования.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование, направленное на определение особенностей самопрезентации подростков в реальном общении и в социальных сетях. Всего в исследовании приняло участие 70 подростков в возрасте от 12 до 15 лет, из них 35 девочек и 35 мальчиков. Все подростки обучаются в общеобразовательных школах г. Барнаула. Далее подростки на основе возрастного критерия были разделены на экспериментальные группы. Подростки в возрасте от 12 до 13 лет составили экспериментальную группу 1 (19 мальчиков и 16 девочек), подростки в возрасте от 14 до 15 лет составили экспериментальную группу 2 (16 мальчиков и 19 девочек).
Значимые различия в результатах экспериментальных групп показывают, что для подростков экспериментальной группы 1 коммуникация в сети Интернет менее значима, чем для подростков экспериментальной группы 2. Более младшим подросткам (экспериментальная группа 1) в реальном общении характерны такие стратегии, как «Стремление понравиться – инграциация», «Примерность», подросткам экспериментальной группы 2 – «Отслеживание производимого впечатления». Различия также показали, что подростки экспериментальной группы 1 в процессе общения в социальных сетях выбирают такие стратегии самопредъявления, как «Стремление понравиться – инграциация», «Вариативность поведения человека», «Примерность». Подростки экспериментальной группы 2 в процессе общения в социальных сетях выбирают в основном такую стратегию самопредъявления, как «Самопродвижение». Подростки экспериментальной группы 1 более предпочитают реальное общение виртуальному; подросткам экспериментальной группы 2 более характерно виртуальное общение, чем реальное. Результаты свидетельствуют о том, что на выбор формы общения – реальное общение или общение в социальных сетях оказывает возрастной фактор, также выбор стратегии самопрезентации в реальном общении и в социальных сетях зависит от возраста подростков.
Подростки большую часть времени проводят в социальных сетях «ВКонтакте», «Instagram», «Телеграмм» и др. Социальные сферы для подростков – это определенная площадка для реализации коммуникативных потребностей. Многие из подростков, активно общаясь в социальных сетях, в реальном общении достаточно пассивны не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Отметим, что подростки предпочитают самопрезентовать себя в процессе общения в социальных сетях в связи с тем, что характерной чертой Интернет-общения, является опосредованность. Однако, и в реальном общении также подростки используют разные стратегии самопрезентования.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование, направленное на определение особенностей самопрезентации подростков в реальном общении и в социальных сетях. Всего в исследовании приняло участие 70 подростков в возрасте от 12 до 15 лет, из них 35 девочек и 35 мальчиков. Все подростки обучаются в общеобразовательных школах г. Барнаула. Далее подростки на основе возрастного критерия были разделены на экспериментальные группы. Подростки в возрасте от 12 до 13 лет составили экспериментальную группу 1 (19 мальчиков и 16 девочек), подростки в возрасте от 14 до 15 лет составили экспериментальную группу 2 (16 мальчиков и 19 девочек).
Значимые различия в результатах экспериментальных групп показывают, что для подростков экспериментальной группы 1 коммуникация в сети Интернет менее значима, чем для подростков экспериментальной группы 2. Более младшим подросткам (экспериментальная группа 1) в реальном общении характерны такие стратегии, как «Стремление понравиться – инграциация», «Примерность», подросткам экспериментальной группы 2 – «Отслеживание производимого впечатления». Различия также показали, что подростки экспериментальной группы 1 в процессе общения в социальных сетях выбирают такие стратегии самопредъявления, как «Стремление понравиться – инграциация», «Вариативность поведения человека», «Примерность». Подростки экспериментальной группы 2 в процессе общения в социальных сетях выбирают в основном такую стратегию самопредъявления, как «Самопродвижение». Подростки экспериментальной группы 1 более предпочитают реальное общение виртуальному; подросткам экспериментальной группы 2 более характерно виртуальное общение, чем реальное. Результаты свидетельствуют о том, что на выбор формы общения – реальное общение или общение в социальных сетях оказывает возрастной фактор, также выбор стратегии самопрезентации в реальном общении и в социальных сетях зависит от возраста подростков.
Подобные работы
- Самопрезентация подростков в реальном общении и социальных сетях (Управленческая психология, Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022



