Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы снижения уровня тревожности как стрессового проявления у детей методом БОС 11
1.1 Понятие стресс и стрессовые проявления, их основные характеристики и виды в научных исследованиях 11
1.2 Особенности проявления стресса и тревожности в детском возрасте и их коррекция 21
1.3 Метод биологической обратной связи, как эффективное средство коррекции проявлений стресса у детей 31
Выводы по первой главе 40
Глава 2 Изучение тревожности как стрессового проявления у детей 6-12 лет 42
2.1 Программа и методы исследования 42
2.2 Анализ и интерпретация эмпирических данных 49
2.3 Применение метода электроэнцефалографической биосвязи с акустическим воздействием в коррекционной работе по снижению уровня тревожности детей 6-12 лет 60
2.4 Анализ результатов использования метода биологической обратной связи в коррекционной работе по снижению уровня тревожности детей 6-12 лет 67
Выводы по второй главе 77
Заключение 78
Список используемой литературы 79
Приложение А Сводные первичные данные детей 90
Приложение Б Результаты измерения исходного фона детей экспериментальной группы 91
Приложение В Графики исходных фонов ЭЭГ детей экспериментальной группы за 10 сеансов 92
Приложение Г Графики ЭЭГ детей экспериментальной группы за 10 сеансов в процессе проведения тренинга 94
Приложение Д Графики итогового фона ЭЭГ детей экспериментальной группы после 10 сеансов с применением БОС-метода 96
Актуальность и научная значимость настоящего исследования обусловлена тем, что с каждым годом темп жизни увеличивается. Возрастают требования к физической и психической активностям человека, его скорости обучения и усвоения новой информации. Кроме того, на современном человеке и, особенно на ребёнке, все больше сказывается неблагоприятное влияние окружающей среды. Все эти факторы неизбежно приводят к возникновению стрессовых ситуаций.
В своей жизни каждый испытывал стресс. Впервые стресс описал Г.Селье в качестве общего адаптационного синдрома [89]. Термин «стресс» Г.Селье начал использоваться позднее. Стресс определялся исследователем в качестве неспецифического ответа организма на любое предъявленное ему требование [90]. Стресс - важнейший инструмент закаливания организма, благодаря ему человек приспосабливается и адаптируется к любым изменениям [24]. Стрессовым состояниям подвержены не только взрослые, но и дети. Стресс у детей является индивидуальным и характерным для каждого [41]. Хронические стрессовые состояния являются одной из причин дезинтегративных нарушений деятельности головного мозга. Они приводят к таким стрессовым проявлениям как тревожность, страхи, астении и к другим видам функциональных расстройств [16]. Даже учитывая большое количество публикаций, связанных с этой проблемой, малоизученными остаются последствия и влияние стрессовых проявлений у детей в их повседневной жизни, так и подходящие способы коррекции этих проявлений.
Проблема тревожности, в качестве стрессового проявления, является одной из наиболее сложной, актуальной и интенсивно исследуемой в психологии, что определяется растущим дискомфортом личности в современном мире.
При этом, «тревожные расстройства, согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), являются шестой по значимости причиной нарушений психического здоровья среди детей» [123]. Тревожность - это интенсивная болезнь или предвиденье болезни, которая уже когда-то была у человека [18]. Тревожность является неким переживанием эмоционального дискомфорта, связанным с ожиданием чего- то плохого, неблагополучия, а также ожиданием опасности. Она относится к характеристике темпераментов, черт личности, и является устойчивым свойством индивида [85].
В практике имеется недостаточность объективной оценки тревожности как стрессового проявления, а также успешных методов ее коррекции. Успешная коррекция тревожности, как стрессового проявления, напрямую зависит от точности определения состояния ребенка. Поиск и внедрение объективных методов исследования и определения тревожности как стрессового проявления - ключ к ее успешной коррекции. Соответствующим способом коррекции тревожности, как стрессового проявления, является восстановление нормального психофизиологического состояния путём саморегуляции [102]. Добиться этого можно при помощи методов биологической обратной связи (БОС). Биосвязь выступает в роли создателя и транслятора внешних путей информации, и таким образом, человек получает возможность контролировать ту или иную физиологическую функцию. В контексте использования БОС-методик центральное место занимает принцип когнитивного управления функциями организма [98]. При многократной тренировке методом БОС, организм ребенка становится способным изменять психофизиологические показатели усилием воли, а также надолго сохранять эту способность после завершения терапии [28]. БОС имеет преимущества перед другими методами, к которым можно отнести: наличие воздействия на причину стресса на нейрональном уровне; простоту в применении; отсутствие побочных эффектов; длительность эффекта; безболезненность проведения; возможность использования для детей с шести лет [20]. Успешность такой коррекции в детском возрасте намного выше, что связано с высокой пластичностью мозга.
В настоящее время существует множество различных видов биоуправления, успех которых подтвержден. Однако работа с детьми требует особого подхода. Успех коррекции уровня тревожности, как стрессового проявления, и ее последствий обусловлен выбором вида БОС, а именно электроэнцефалографической биосвязи с акустическим воздействием (ЭЭГ- БОС). Такой способ направлен не столько на волевую регуляцию электрической активности, сколько на формирование звукового облика своей ЭЭГ, в котором проявляются все показатели электрической активности мозга на данный момент [69]. Для детей такая форма восприятия и работы становится наиболее доступной и понятной. Прослушивание «звуков своего мозга» способствует грамотной саморегуляции психофизиологического состояния ребенка.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние детей 6-12 лет.
Предмет исследования: тревожность как стрессовое состояние у детей 6-12 лет.
Целью исследования является исследование тревожности как стрессового проявления у детей 6-12 лет.
В качестве гипотезы исследования были выдвинуты предположения, что:
• у детей 6-12 лет, чьи родители обратились за психологической помощью, наблюдается высокий уровень тревожности;
• применение метода электроэнцефалографической биосвязи с акустическим воздействием будет способствовать снижению уровня тревожности детей 6-12 лет.
Реализация поставленной цели и проверка выше обозначенной гипотезы предполагали решение ряда задач:
1) на основе анализа представленных в научной литературе данных раскрыть теоретические основы проблемы исследования, определить подходы к ее изучению и разработать ее научный аппарат;
2) определить уровень тревожности, как стрессового проявления у исследуемых детей;
3) изучить особенности показателей электроэнцефалограммы (ЭЭГ) исследуемых детей экспериментальной группы, с которыми будет проводиться коррекционная работа по снижению уровня тревожности как стрессового проявления с помощью метода биологической обратной связи;
4) применить метод электроэнцефалографической биосвязи с акустическим воздействием для снижения уровня тревожности детей 6-12 лет;
5) изучить результаты использования метода биологической обратной связи в коррекционной работе по снижению уровня тревожности детей 6-12 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили классическая теория стресса Г. Селье [89] и психологические механизмы стресса Г.И. Косицкого [57]; основные труды по изучению процессов регуляции и развития физиологических и патологических процессов, практических разработок по активации систем адаптации мозга здоровых и больных людей (Н.П. Бехтерева теория устойчивых патологических состояний) [15]; учение о психических основах состояния тревоги (В.М. Астапов [9], Л.И. Божович [18], Н.Д. Левитов [63], А.М. Прихожан [83]); современные исследования применения метода биологической обратной связи для психологической коррекции и терапии (Н.В. Бушманова [20], Л.Н. Гондарева, Д.В. Грищук, О.В. Куракина [28], В.И. Терентьева [98] и др.).
Методы исследования:
1) теоретические методы (методы анализа, обобщения и систематизации психологической и педагогической литературы актуальному исследованию);
2) эмпирические методы: диагностический инструментарий (тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, методика), методика «Уровень тревожности ребенка» (Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко), метод БОС «Реакор» с применением реабилитационного психофизиологического комплекса для тренинга, предназначенного для проведения реабилитационных курсов на основе функционального биоуправления (ФБУ).
3) методы количественного и качественного анализа экспериментальных данных;
4) методы математической статистики, а именно, метод описательной статистики (вычисление среднего значения (М) и стандартного отклонения (о) и непараметрический U-критерий Манна-Уитни для несвязанных выборок, позволивший установить статистически значимые различия между контрольной и экспериментальной группами в плане их уровней тревожности, а также непараметрический W-критерий Вилкоксона для двух связанных выборок, позволивший установить возможность использования БОС-метода для снижения уровня тревожности в экспериментальной группе.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось в центре «Красивая речь» города Нижнего Новгорода. Сроки проведения исследования с декабря 2019 года по март 2020 года. В исследовании принимали участие 14 детей (мальчики и девочки) с признаками тревожного состояния. Запрос на проведение коррекционных мероприятий поступал от родителей исследуемых детей. Возраст исследуемых составил от 6 до 12 лет.
Научная новизна исследования заключается в том, что осуществлённое исследование позволило подтвердить данные, касающиеся специфических особенностей стрессовых проявлений у детей 6-12 лет и превалирование у них достаточно высокого уровня тревожности. При этом в качестве метода, благоприятно влияющего на снижение уровня тревожности детей 6-12 лет, был выделен метод электроэнцефалографической биосвязи с акустическим воздействием.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических представлений о стрессовых проявлениях у детей и их коррекции с помощью метода биологической обратной связи.
Практическая значимость исследования заключается в исследовании особенностей метода БОС при коррекции проявлений тревожности у детей, а так же оценке ее эффективности и доступности для исполнения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
• конкретностью методологической позиции;
• применением современных теоретических методов, соответствующих объекту и предмету диссертации, целям и задачам диссертации;
• репрезентативностью выборки исследования;
• валидностью и надёжностью эмпирических методов;
• адекватностью методов математической статистики.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении представлена актуальность исследования, цель, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза исследования, задачи исследования, сформулирован методологический аппарат исследования, а также даны база и выборка исследования, теоретическая и практическая значимость исследования, и подробная структура работы.
В первой главе проведён теоретический анализ проблемы исследования стрессовых проявлений у детей и их коррекции с помощью метода биологической обратной связи, а именно: рассмотрены общие понятия стресса, особенности протекания стресса, особенности детского психологического стресса, биологическая обратная связь, типы биологической обратной связи, особенности электроэнцефалограммы (ЭЭГ) у детей, коррекция ЭЭГ-БОС.
Во второй главе проведено экспериментальное исследование коррекции стрессовых проявлений у детей с помощью метода биологической обратной связи, а именно: составлена программа экспериментального исследования, даны характеристика выборки исследования, результаты диагностики, результаты работы по коррекции стрессовых проявлений у детей с помощью метода биологической обратной связи, а также рассмотрена возможность применения биологической обратной связи для работы по коррекции стрессовых проявлений у детей. В заключении излагаются основные выводы и рекомендации, сделанные в работе. Список литературы включает в себя 123 наименования.
В результате анализа литературы и проведённого исследования, можно сделать вывод о том, что стресс и стрессовые проявления у детей являются современной и актуальной проблемой, которая требует решения.
По результатам исследования детей выявлено наличие высокого уровня тревожности как стрессового состояния, что является неблагоприятным фактором. Стресс и стрессовые проявления негативно сказываются на здоровье и развитии детей. Дети более уязвимы и подвержены влиянию стрессоров. Данные результаты диктуют необходимость проведения работы по коррекции тревожности. Уязвимость детей, незрелость их физиологических и психологических структур диктует необходимость поиска адаптированных способов коррекции. Большой потенциал в этом имеет метод биологической обратной связи, как безопасный, не инвазивный, не фармакологический способ коррекции. Плюсами данного метода становятся: отсутствия противопоказаний, простота применения, заинтересованность процессом у детей.
Вышеизложенное позволяет рекомендовать данный метод, как средство по снижению уровня тревожности детей.
Цель работы достигнута. Задачи решены. Выдвинутая гипотеза о том, что применение метода электроэнцефалографической биосвязи с акустическим воздействием будет способствовать снижению уровня тревожности детей 6-12 лет нашла своё подтверждение.
1. Абабков В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб. : Речь, 2004. 166 с.
2. Абрамян В.А., Гусева И.В.Стресс. Психология // Новое слово в науке. 2015. № 3. С. 132-135.
3. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды. М. : МОДЭК, 1999. 224 с.
4. Адлер А. Индивидуальная психология. СПб. : Питер, 2017. 256 с.
5. Акарачкова Е. С., Блинов Д. В., Котова О. В. Стресс и тревожность у детей: причины и методы коррекции // Фарматека. 2018. № 1 (354). С. 28-35.
6. Алферова В. В., Фарбер Д. А. Отражение возрастных особенностей функциональной организации мозга в электроэнцефалограмме покоя: в кн. / Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л. : Наука, 1990. С. 45-65.
7. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. : Медицина, 1975. 447 с.
8. Аршавский И. А. Механизмы и особенности физиологического и патологического стресса в различные возрастные периоды // Актуальные проблемы стресса. Кишинев: Штиинца, 1976. С.5-22.
9. Астапов В. М. Тревожность у подростков. СПб. : Питер, 2014. 154 с.
10. Астафьева Д. В.Стрессы. Гормоны стресса //Вестник современных исследований. 2017. № 3 (6). С. 51 -54.
11. Айзенк Х. Психологические теории тревожности: тревога и тревожность: учебное пособие. Санкт-Петербург: Пер Сэ, 2008. 257 c
12. Барсукова Е. В. Тревожность, как один из факторов, определяющих качество жизни подростков: сб. научн. ст. / Современный взгляд на будущее науки. М. : 2016. С. 201 с.
13. Бек А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб. : Питер, 2018. 448 с.
14. Бекшаев С. С., Левина М. Ю., Яковлев Н. М. и др. Динамика структуры электроэнцефалограммы у больных неврозом в процессе лечения методом электроэнцефалографической биологической обратной связи / Биоуправление-3. Новосибирск, 1998. С. 203-211.
15. Бехтерева Н. П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, 1980. 208 с.
...