Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных несовершеннолетними 7
Глава 2 Организация первоначального этапа расследования 18
2.1 Типичные следственные ситуации при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними 18
2.2 Планирование расследования и организация проверки выдвинутых версий 25
Глава 3 Тактика проведения отдельных следственных действий 31
3.1 Тактика осмотра места происшествия 31
3.2 Использование специальных знаний при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними 37
3.3 Особенности проведения допроса несовершеннолетнего обвиняемого 43
Заключение 51
Список используемой литературы и используемых источников 54
Актуальность темы исследования. В настоящее время достаточно важной проблемой для государства и общества является преступность несовершеннолетних лиц. Согласно официальной статистике в 2019 году только 37953 преступления было совершено лицами, не достигшими 18 лет [43]. Преступная деятельность несовершеннолетних в последние годы стала обладать организованным и групповым характером, что говорит о появлении все новых способов совершения преступных деяний.
Российское законодательство регламентирует судопроизводство и порядок расследования дел касательно несовершеннолетних лиц в соответствии с международно-правовыми актами, которые определяют специфику рассмотрения дел указанной категории. Уголовно-процессуальные нормы были созданы с целью более эффективного установления причин преступления, а также нахождения самых эффективных способов воздействия, учитывая особенности личности несовершеннолетнего лица и прогресс мер социальной реабилитации в обществе.
В целом преступность несовершеннолетних лиц, а также расследование преступлений данной категории представляют собой комплексную проблему для российского государства и общества, которую необходимо решать, как при помощи методов теоретического изучения, а так и при помощи опыта правоприменительной практики.
Актуальность темы бакалаврской работы обусловлена тем, что при исследовании проблем преступности несовершеннолетних лиц, необходимо отталкиваться не только от норм уголовного права и уголовного процесса, но и от норм криминологии, криминалистики, судебной экспертизы, позиций социальной и подростковой психологии. Кроме того, на сегодняшний день наблюдается большое количество преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами. В связи с этим требуется комплексный подход к решению пробоем подростковой преступности.
Степень научной разработанности темы исследования. Разработке вопросов, касающихся методики расследования преступлений несовершеннолетних лиц уделено внимание в работах ведущих ученых, таких как: Р.С. Белкина, И.А. Возгрина, В.К. Гавло, Н.И. Гуковской, А.И. Долговой, Л.Л. Каневского, А.Н. Колесниченко, С.П. Мининой, Г.М. Миньковского, В.А. Образцова, Ю.Р. Орловой, А.Р. Ратинова, Н.А. Селиванова, В.Г. Танасевича, С.В. Тетюева, В.И. Шиканова, Н.П. Яблокова и других авторов.
Объектом исследования темы работы выступают общественные отношения, возникающие в процессе совершения преступлений несовершеннолетними лицам, а также деятельность правоохранительных органов, занимающихся расследованием и предупреждением преступности рассматриваемой категории.
Предметом бакалаврского исследования выступают закономерности об организации и реализации предупреждения преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также закономерности об их раскрытии и расследовании.
Цели и задачи исследования. Целью бакалаврской работы является детальный анализ методики расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами, а также выделение специфических особенностей тактики производства отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних.
Для того, чтобы достичь поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:
• анализ криминалистической характеристики преступлений, совершенных несовершеннолетними;
• рассмотрение особенностей организации первоначального этапа расследования, а именно: типичные следственные ситуации при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними; планирование расследования и организация проверки выдвинутых версий;
- изучение тактики производства отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних, а именно: тактики осмотра места происшествия и допроса; использование специальных знаний при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Методология и методика исследования. Для изучения темы бакалаврской работы были использованы общенаучные и частно-научные методы познания. К числу общенаучных относятся: исторический, диалектический. К числу частно-научных относятся такие методы, как сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный и иные методы познания.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных ученых, занимающихся вопросами методики расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами. Также были использованы научные работы в области уголовного права, криминалистики, психологии и иных отраслей науки.
Нормативной базой исследования темы работы выступают Уголовный кодекс Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты, устанавливающие специфику реализации уголовного преследования в отношении несовершеннолетних лиц.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе была предпринята попытка комплексного изучения методики расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами.
Структура работы. Структурно работа состоит из введения, трех глав, первая глава самостоятельная, без разбивки на параграфы, вторая глава включает в себя три параграфа, а третья - три, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:
1. В процессе изучения криминалистической характеристики преступлений, совершенных несовершеннолетними мы пришли к выводу о том, что несовершеннолетний по российскому законодательству имеет особое юридическое положение, а размер и вид наказания зависит от характера совершенного преступления: от обстановки и способа совершения преступных деяний, от мотивов и целей, от воздействия с окружающей стороны.
2. Мы пришли к мнению, что законодателю необходимо обратить внимание на положение статьи 151 УК РФ и ввести в нее способы вовлечения несовершеннолетнего в антиобщественную деятельность: путем запугивания, обмана, подкупа, оказание влияние на его «слабые стороны», шантаж. Это поможет развитию законодательства и борьбе с несовершеннолетними преступниками, учитывая переходный период российского общества: нестабильность социального положения, экономические факторы - все это влияет на криминогенность ситуации, превалирующей в нашей стране.
3. В процессе исследования организации первоначального этапа расследования мы выделили несколько следственных ситуаций, характерных для одиночных подростковых преступлений: ситуация, когда потерпевший или несколько потерпевших, а также свидетели не знают преступника, но предполагают, что по внешнему виду, манере поведения и иным признакам это может быть несовершеннолетнее лицо; обстановка места совершения преступления, а также следы и иные данные указывают на то, что преступление было совершено несовершеннолетним лицом; ситуация, когда потерпевшее лицо, а также свидетели знают преступника и его возраст, - а также следственные ситуации, характерные для групповой подростковой преступности: выявление признаков совершенного преступления без установления и задержания субъекта или субъектов преступного деяния; установление одного из несовершеннолетних лиц, участвующих в совершении преступления, а остальные участники преступления скрылись или не установлены; личности всех участников преступного деяния установлены, но местонахождение известно только касательно одного или нескольких участников; ситуация, когда все участники преступной группировки известны, при этом они могут быть уже задержаны или их местонахождение уже известно.
4. Нами установлено, особенность предмета доказывания по делам несовершеннолетних заключается в необходимости установления лиц, оказывающих негативное и положительное влияние на лицо, конкретное выражение такого влияния.
5. В ходе изучения тактики проведения отдельных следственных действий мы обозначили, что несовершеннолетним лицам свойственно совершение преступного деяния с присущей им спецификой поведения: оставление надписей, неподготовленность и спонтанность совершения преступления, отсутствие применение физической силы, нехитрые способы проникновения в помещение - все это позволяет следователю выдвинуть следственную версию о том, что преступление было совершено несовершеннолетним лицом.
6. Исходя из анализа использования специальных знаний в ходе производства следственных действий в расследовании по делам несовершеннолетних, мы отметили значимость и необходимость привлечения психолога, психиатра, педагога. Они оказывают помощь в оценке психологического и психического состояния несовершеннолетнего, определить особенности восприятия подростком какой-либо информации, установить свойства и состояние его нервной системы, интеллектуальных способностей и особенностей. Все это позволит выбрать надлежащую тактику проведения следственного действия, которая будет отвечать целям уголовного процесса.
7. Вместе с этим мы отметили необходимость более детальной законодательной регламентации порядка привлечения специалистов к производству следственных действий в отношении несовершеннолетних. Это позволит использовать их специальные знания именно в том случае, в котором это необходимо, что позволит быстро и своевременно провести расследование по делу.
8. Важным замечанием является и то, что уголовно-процессуальное законодательство не закрепляет понятие допроса и регламентирует стадии его производства, поэтому следователь при осуществлении допроса должен руководствоваться своими профессиональными качествами и навыками, а также действовать по своему усмотрению.
9. В итоге проведения исследования по теме бакалаврской работы мы подчеркнули, что в настоящее время имеется большое количество законодательных пробелов в сфере расследования по делам несовершеннолетних, устранение которых позволит грамотно проводить следственные действия, а также выстраивать эффективную криминалистическую тактику при их реализации. Это будет способствовать более успешному раскрытию преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами.
1. Агафонов В.В. Криминалистика. Полный курс в 2 ч. Часть 2: учебник для бакалавриата и специалитета. 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 349 с.
2. Адельханян Р.А. Криминалистика. Курс лекций. М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2012. 239 с.
3. Андреев А.А. К вопросу о значении следов в криминалистике // Бюллетень инновационных технологий. В. 1, №. 3. 2017. С. 24-26.
4. Апелляционное постановление № 22-3607/2019 от 29 августа 2019 г. по делу № 22-3607/2019 Кемеровский областной суд [Электронный ресурс] // URL: https://sudact.ru (Дата обращения 03.03.2020).
5. Бессонов А.А. О сущности криминалистической характеристики преступлений // Вестник Поволжского института управления, № 6 (45). 2014. С. 45-51.
6. Бородкина Т. Н. «Реализация процессуального статуса специалиста на этапе предварительного расследования» // Сибирское юридическое обозрение. В. 12, № 10. 2017. С. 56-63.
7. Вандышев В.В Уголовный процесс. Общая и Особенная части. Учебник. М.: Проспект, 2010. 566 с.
8. Варлова А.О., Гнетова Л.В. Особенности допроса несовершеннолетних // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7 (33). С. 112-117.
9. Вершинин А.Г. Особенности правового регулирования следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля // Молодой ученый. 2014. № 21. С. 504-506.
10. Глушко М.Р. Проблемные аспекты использования заключения специалиста в доказывании. // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. Сборник научно-практических трудов. 2015. № 1 (7). С. 8-15.
11. Демидова-Петрова Е.В. Специфика преступности несовершеннолетних как одного из видов преступности в Российской федерации // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. В. 2. № 3. 2017. С. 13-18.
12. Егоров Н.Н. Криминалистика в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 362 с.
13. Зеленский В.Д. Криминалистика. СПб. : 2015. 704 с.
14. Каминский М.К. Курс лекций по криминалистике для бакалавров. Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, Институт компьютерных исследований, 2015. 332 с.
15. Карагодин В.Н., Казаков А.А. Тактико-организационные и Процессуальные проблемы досудебного производства по фактам преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних // Lex Russica. № 6 (127). 2017. С. 141-155.
...