ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10
1.1 Возрастные особенности детского позвоночника. Его мобильность 10
1.1.1 Формы позвонков 10
1.1.2 Этапы формирования 12
1.1.3 Мобильность детского позвоночника 14
1.1.4 Осанка как фактор физического развития ребенка 16
1.2 Сколиоз: классификация, признаки и причины его возникновения 20
1.2.1 Определение, классификация и причины сколиоза 20
1.2.2 Признаки сколиоза 26
1.3 Возможности лечебной физической культуры в укреплении осанки 27
1.3.1 Факторы возникновения и развития осанки. Метод ЛФК 27
1.3.2 Методики и средства ЛФК при сколиозе 28
1.4 Тренажеры для укрепления опорно-двигательного аппарата. Их роль в оздоровлении 33
1.4.1 Тренажёры для укрепления опорно-двигательного аппарата 33
1.4.2 Тренажёр Power Plate 38
1.4.3 Функциональная технология восстановления осанки, как новый подход к коррекции фигуры 41
Выводы к главе I 43
Глава II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 44
2.1 Методы исследования 44
2.2 Математическая обработка результатов исследований и её организация 47
2.2.1 Задачи и последовательность экспериментальных исследований 47
2.2.2 Методика экспериментальных исследований и выбор показателей итогов лечебного процесса при использовании тренажеров 48
2.2.3 Теоретические сведения о статистических методах исследования 51
2.2.4 Оценки параметров статистических характеристик 54
2.3 О методике тренировок на тренажёре Power Plate 58
2.4 Организация исследования 60
Выводы к главе II 61
Глава III ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ЛЕЧЕНИИ СКОЛИОЗА 62
3.1 Комплексы упражнений для укрепления позвоночника и профилактики сколиоза у детей 12-13 лет 62
3.1.1 Комплекс лечебной физкультуры для контрольной группы 62
3.1.2 Комплекс упражнений на тренажере Power Plate 66
3.2 Обработка результатов экспериментального исследования 70
3.2.1 Обоснование выбора контрольной и экспериментальной групп 70
3.2.2 Преобразующий эксперимент: оценка эффективности традиционной и разработанной методик 79
3.3 Обоснование методики профилактики и укрепления позвоночника при сколиозе 84
Выводы к главе III 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ А 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 101
ПРИЛОЖЕНИЕ В 110
Современный этап научно-технического прогресса связан с непрерывным расширением и совершенствованием методов и способов профилактики и лечения сколиоза (искривление позвоночника) у детей 12-13 лет. Исследование влияния средств ЛФК и вибрационного воздействия на профилактику и лечение сколиоза, тщательное изучение методик, применяемых при этом, а также применение новых и совершенствование наиболее прогрессивных методов профилактики и лечения, развитие и совершенствование теоретических основ знаний, является важной задачей на современном этапе развития России.
Проблемы реабилитации детей школьного возраста, связанные со сколиозом и нарушением осанки, прежде всего, обусловлены образом их жизнедеятельности и социально-экономическим положением [7,67]. Большинство детей школьного возраста проводят много времени у экранов телевизора и компьютера, не занимаются спортом, ведут малоподвижный образ жизни, не рационально питаются и имеют дефицит витаминов [49]. Это обуславливает слабую мышечную массу тела, и как следствие - приводит к развитию сколиоза и нарушению осанки в целом. Чаще всего такая ситуация имеет место у детей дошкольного и школьного возрастов, перенесших тяжелые заболевания, физически ослабленных, и как следствие больных сколиозом. Сколиоз и нарушение осанки широко распространены среди детей школьного возраста и внушают определенные опасения из-за возможного осложнения жизненно-важных органов и систем организма [26].
Применяемые на практике для лечения и профилактики сколиоза комплексы средств ЛФК (некоторые элементы спорта, лечебная гимнастика и др.) детей школьного возраста, хотя и дают некоторый положительный эффект, но требуют много времени на их выполнение и недолговременный эффект от их применения [17]. Применение ортопедических мероприятий для укрепления позвоночника хотя и имеет важное значение, но их применение ограничено, поскольку должно иметь комплексный характер, состоящий из различных методов и способов.
Современная физиотерапия опорно-двигательного аппарата с целью более эффективного лечения сколиоза использует методы стимуляции кровообращения в области патологически измененных мышц спины с помощью различных средств и методик их использования [23], но и они недостаточно эффективны при лечении сколиоза у детей школьного возраста, в частности у детей 12-13 лет.
На сегодняшний день имеются тренажёры вибрационного типа, которые способны добиться положительного результата и долговременного эффекта в лечении и профилактике сколиоза при наименьших затратах времени, но они практически не применяются из-за отсутствия методик профилактики и лечения сколиоза.
Данная проблема вскрыла противоречия между прогрессивным современным состоянием уровня техники и технологий их использования в связи с отсутствием теоретических разработок, не позволяющих наиболее эффективно их использовать при профилактике и лечении сколиоза.
Таким образом, работа по разработке научно-обоснованных методик с использованием вибрационных тренажёров для лечения и профилактики сколиоза актуальна.
Объект исследования - процесс коррекции осанки и профилактики укрепления позвоночника у детей.
Предмет исследования - методика упражнений для профилактики сколиоза и укрепления позвоночника у детей 12-13 лет со сколиозом I степени.
Цель исследования - изучение влияния вибрационного тренажёра на опорно-двигательный аппарат у детей 12-13 лет со сколиозом I степени.
Гипотеза исследования. Предполагается, что специально подобранные физические упражнения и использование вибрационного тренажёра будут способствовать эффективной коррекции осанки и укреплению мышечного корсета у детей в возрасте 12-13 лет со сколиозом I степени.
В соответствие с научной гипотезой и целью исследования нами сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выполнить анализ литературных источников по проблеме, связанной с нарушениями осанки у детей 12 -13 лет с учетом возрастных особенностей детского позвоночника.
2. Рассмотреть возможности лечебной физической культуры в укреплении осанки, методы их лечения, а также методики и средства ЛФК при сколиозе.
3. Исследовать различные методы и устройства (тренажёры) для укрепления опорно-двигательного аппарата.
4. Изучить показатели двигательных способностей девочек в возрасте 12-13 лет со сколиозом I степени.
5. Разработать методику применения вибрационного воздействия для коррекции осанки и физических упражнений у данной категории детей.
6. Провести экспериментальные исследования, направленные на выявление равнозначности контрольной и экспериментальной групп и определения эффективности разработанной методики.
Методы исследования были определены в соответствии с целью и задачами работы: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; тестирование двигательных способностей; педагогический эксперимент; метод математической обработки результатов.
Теоретической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам сколиоза; историко-педагогические труды, освещающие проблему нарушений осанки; справочные материалы; данные научных медицинских журналов.
Методологической основой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области современных проблем лечения и профилактики сколиоза, теоретические основы в области физиологии, физической подготовки, а также теория системного подхода к изучению человека как сложного объекта, методов математической статистики, структурно-функционального анализа в сочетании с аналитическим анализом и однофакторным планированием эксперимента.
Эмпирическая база исследования. ИП Алексютина г.о.Тольятти «Студия персональных тренировок и реабилитации Power Plate». Дети со сколиозом I степени в количестве 40 человек, тренер 1 человек.
Основные этапы исследования.
Исследование проходило в три этапа с сентября 2016 г. по май 2017 г. с детьми в возрасте 12-13 лет с левосторонним сколиозом I степени в грудном отделе на базе студии персональных тренировок и реабилитации Power Plate.
На первом этапе исследования (сентябрь 2016 г.) была изучена и проанализирована отечественная научная литература, выполнено осмысление методологических и теоретических положений исследования; определены объект, предмет, сформулированы цель и задачи, гипотеза; разработана программа и отобраны методы исследования, проведены педагогические наблюдения, определена методика проведения и обработки экспериментального исследования.
В эксперименте приняли участие 40 девочек 12-13 лет - по 20 в каждой группе (по 20 девочек в группах А и Б).
На втором этапе (октября - декабрь 2016 г.) проходил отбор детей 12-13 лет с нарушениями осанки в две группы: А и Б (констатирующий эксперимент, устанавливающий начальный уровень подготовленности испытуемых). Результатом этого этапа являлось определение контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группы.
На третьем этапе (январь - март 2017 г.) (преобразующий эксперимент - сравнительный эксперимент) в КГ группе дети занимались по программе ЛФК (три занятия в неделю по 45 минут), в ЭГ группе дети выполняли программу ЛФК на тренажёре Power Plate (три раза в неделю по 30 минут).
По завершению этого этапа (апрель - май 2017 г.) был обработан экспериментальный материал с помощью методов математической статистики и изучена информативность показателей, зарегистрированных в тестах и проведенных в указанных группах, а также сформированы выводы и оформлена работа.
Научная новизна исследования заключается в том, что в процессе проведения научного исследования нами используются вибрационные тренажёры для коррекции осанки у детей и устранение сколиоза путем проведения физкультурно-оздоровительных занятий по предложенной методике.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и анализе литературы по теме исследования, для выработки подхода занятий с использованием вибрационного тренажёра для профилактики сколиоза и укрепления позвоночника детей 12-13 лет.
Научно-практическая значимость результатов исследования определяется разработанной методикой по использованию комплекса упражнений с помощью вибрационного тренажёра, который улучшает общую физическую подготовку, формирует осанку, укрепляет позвоночник, что способствует более быстрому обучению и оздоровлению занимающихся.
Достоверность полученных результатов подтверждается эмпирическими исследованиями с использованием статистических методов анализа, проведенными на детях 12-13 лет с использованием специально разработанных методик и современных тренажёров.
Количественные показатели, полученные в ходе теоретических исследований и технического эксперимента, обрабатывались с использованием графических и численных методов на ЭВМ.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось написанием автором научных статей.
Положения, выносимые на защиту:
• разработанная методика оздоровления с использованием вибрационного тренажёра способствует укреплению позвоночника и профилактике сколиоза;
• применение вибрационного тренажёра способствует укреплению костно-мышечной системы и развитию двигательных способностей у лиц, имеющих сколиоз I степени;
• теоретически обоснованные и экспериментально апробированные результаты позволяют эффективно использовать современные вибрационные тренажёры.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа изложена на 108 страницах компьютерного текста. В работе содержатся 12 таблиц, 11 рисунков, 3 приложения. Список используемой литературы включает в себя 77 источников.
Поставленная цель - изучение влияния вибрационного тренажёра на опорно-двигательный аппарат у детей 12-13 лет со сколиозом I степени и задачи, соответствующие цели исследования, и направленные на лечение и профилактику сколиоза детей, выполнены.
На основе анализа научной литературы по исследуемой проблеме, нами был разработан комплекс мероприятий по профилактике нарушений осанки у детей 12-13 лет.
Ниже представлены итоги результатов решения поставленных в диссертационном исследовании задач:
1. Анализ литературных источников и проблем, связанных с нарушениями осанки у детей 12-13 лет, а также причин появления и развития сколиоза позволил определить научные предпосылки и практические основания внедрения новой методики для лечения и оздоровления детей, больных сколиозом.
2. Анализ проблемы и обоснование методологических, дидактических предпосылок технологии лечения и профилактики сколиоза и нарушения осанки у детей позволили сформулировать концептуальные положения и спроектировать методику оздоровления детей 12-13 лет.
3. Реализации системы оздоровления детей способствовала разработанная группа методических условий, которая включает авторскую методику вибрационного воздействия для коррекции, лечения и оздоровления детей 12-13 лет, имеющих нарушение осанки, методику лечения сколиоза и методическое обеспечение при использовании тренажёров.
4. Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной методики вибрационного воздействия для коррекции и лечения детей 12 -13 лет, имеющих нарушение осанки, включает в себя констатирующий и преобразующий эксперимент. Результатами эксперимента явилось следующее:
• выявлены причины появления сколиоза и пути решения лечения, профилактики и оздоровления, отобраны состав и численность контрольной и экспериментальной групп и статистически обосновано, что по двигательным способностям между двумя группами нет значимого различия;
• определены цель и этапы преобразующего эксперимента, позволившие планомерно вести экспериментальные исследования;
• разработана методика тестирования и определения, позволившая использовать при обработке статистических данных шкалу отношений;
• подготовлены тесты для контроля умений и навыков детей на первом и втором этапе эксперимента;
• выполнена всесторонняя обработка результатов тестирования детей на первом этапе и втором этапе преобразующего эксперимента, что позволило считать: а) что выборки в контрольную и экспериментальную группы взяты из нормально распределенных генеральных совокупностей; б) доказана эффективность лечения сколиоза у детей 12-13 лет с помощью разработанной методики на Power Plate на уровне значимости а = 0,05.
5. Разработанный комплекс упражнений для восстановления осанки и укрепления мышц спины у детей 12-13 лет, помог улучшить показатели по уровню двигательных способностей, по сравнению со своими сверстниками, занимающимися ЛФК.
Научно-практическая значимость работы исследования определяется разработанной методикой по использованию комплекса упражнений с помощью вибрационного тренажёра, который улучшает общую физическую подготовку, формирует осанку, укрепляет позвоночник, что способствует более быстрому оздоровлению занимающихся и улучшению их осанки. Область применения разработанной методики может быть в студиях персональных тренировок и реабилитации больных сколиозом, нарушением осанки и для улучшения общего физического состояния.
Эффективность исследования подтверждена результатами экспериментального исследования. Положительный эффект получен при выполнении всех тестов на уровне значимости 5%, о чем свидетельствует соотношение t >t0,05. Научная новизна исследования состоит в том, что использование вибрационных тренажёров в совокупности с разработанной методикой коррекции способствуют устранению нарушения осанки и сколиоза у детей 12-13 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и анализе литературы по теме исследования, для выработки подхода занятий с использованием вибрационного тренажёра для профилактики сколиоза и укрепления позвоночника детей 12-13 лет.
Исследования могут быть продолжены для лечения и исправления сколиоза у детей старшего возраста и взрослых путем разработки более совершенных методик конструкций.
Таким образом, гипотеза исследования получила экспериментальное подтверждение.
1. Абальмасова, Е.А. Лечение врожденных и диспластических деформаций опорно-двигательного аппарата у детей и подростков / Е.А. Абальмасова. - Ташкент: Медицина, 1979. - 271 с.
2. Абальмасова, Е.А. Сколиоз: (этиология, патогенез, семейные случаи, прогнозирование и лечение) / Е.А. Абальмасова, P.P. Ходжаев. - Ташкент: Изд-во мед. лит-ры им. Абу Али ибн Сино, 1995. - 200 с.
3. Алексеенко, И.Г. Ортезирование и искусственная коррекция движений позвоночника в комплексе медико-социальной реабилитации больных с идиопатическим сколиозом II-III степени: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.54 / Ирина Геннадьевна Алексеенко. - М., 2005. - 27 с.
4. Ауингерова, Р. Пилатес. Гимнастика для идеального женского здоровья и красоты / Р. Ауингерова, И. Сабонгуй. - М.: Мир и образование, 2016. - 108 с.
5. Ахметжанова, Г.В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно- методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов / Г.В. Ахметжанова, И.В. Груздова, И.В. Руденко. - Тольятти: ТГУ, 2011. - 58 с.
6. Балашова, В.Ф. Научно-теоретические основы формирования компетентного специалиста по адаптивной физической культуре: автореф. дис. ... д-ра пед.наук: 13.00.08 / Валентина Федоровна Балашова. - М., 2009. - 53 с.
7. Барсов, М.К. К этиологии и терапии сколиоза / М.К. Барсов. - М.: Академия, 1989. - 234 с.
8. Башкиров, П.Н. Учение о физическом развитии человека / П.Н. Башкиров. - М.: Наука, 1962. - 340 с.
9. Боголюбов, В.М. Техника и методики физиотерапевтических процедур. Справочник под редакцией академика РАМН профессора В.М.Боголюбова. - М.: Медицина , 2002. - 352 с.
10. Бортфельд, С.А. Лечебная физическая культура в детской ортопедической клинике. Под ред. проф. А. Б. Гандельсмана / С.А. Бортфельд, Н.В. Головинская. - Л.: Медицина, 1962. - 432 с.
11. Бубновский, С.М. Природа разумного тела, или как избавиться от остеохондроза / Руководство для тех, кто не хочет стареть / С.М. Бубновский. - М.: ДПК, 1997. - 72 с.
12. Бубновский, С.М. Практическое руководство по кинезитерапии / С.М. Бубновский. - М.: Наука, 2000. - 240 с.
13. Бунак, В.В. Антропометрия / В.В. Бунак. - М.: Учпедгиз, 1941. - 368 с.
14. Буше, Ш. Недостаточное упражнение мускулов как причина развития многих болезней / Ш. Буше. - СПб.: Общественная польза, 1886. - 41 с.
15. Волгина, Л.Н. Физическое состояние школьников с нарушениями осанки и его коррекция: автореф. дис. ...канд. мед. наук: 14.00.33 / Волгина Людмила Николаевна. - Киев, 1986. - 24 с.
...