ВВЕДЕНИЕ 14
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 16
1. Основные направления работы специалистов психологической службы экстренных
служб 16
1.1. Профессиональный отбор кандидатов для работы в экстремальных условиях 17
1.2. Психологический отбор специалистов для работы в экстремальных условиях 18
1.3. Профилактика и коррекция профессионально обусловленных деструкций личности 19
2. Экстремальные условия в профессиональной деятельности сотрудников экстремальных
служб 22
2.1 Экстремальная психология и экстремальная ситуация 22
2.2. Экстремальные условия как элемент жизнедеятельности специалистов и
функциональных групп 23
2.3. Экстремальные условия как причина аффективных состояний сотрудников
экстренных служб 25
3. Профессионально важные качества сотрудников экстренных служб. Комплексный
анализ личности 27
3.1. Профессионально важные качества сотрудников экстренных служб 27
3.2. Комплексный анализ личности 29
4. Разработка рекомендаций по психологической подготовке студентов и сотрудников
экстренных служб 31
4.1. Лекционные и практические занятия со студентами 31
4.2. Лекционные занятия с курсантами УПЧ 34
4.3. Особенности экстремально-психологической подготовки сотрудников экстренных
служб 35
5. Методики аттестации сотрудников экстренных служб 36
6. Результаты исследования. Оценка степени психологической подготовленности каждой
группы испытуемых 41
6.1. Оценка степени психологической подготовленности студентов второго года
обучения кафедры ЭБЖ 41
6.2. Оценка степени психологической подготовленности сотрудников экстренных
служб первоначальной подготовки к действиям в ЧС 44
6.3. Оценка степени психологической подготовленности сотрудников экстренных
служб, проходящих переаттестацию 47
7. Анализ результатов исследования 50
8. «ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ» 51
Введение 51
8.1. Оценка коммерческого потенциала и перспективности проведения научных
исследований с позиции ресурсоэффективности и ресурсосбережения 52
8.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования 52
8.2 Анализ конкурентных технических решений 53
8.3 Технология QuaD 55
8.4 SWOT-анализ 58
8.5. Планирование научно-исследовательских работ 63
8.5.1. Структура работ в рамках научного исследования 63
8.5.2. Определение трудоемкости выполнения работ 64
8.5.3. Разработка графика проведения научного исследования 65
8.6. Бюджет научно-технического исследования (НТИ) 69
8.6.1 Расчет материальных затрат НТИ 69
8.6.2 Основная заработная плата исполнителей темы 71
8.6.3. Дополнительная заработная плата исполнителей темы 72
8.6.4. Отчисления во внебюджетные фонды (страховые отчисления) 72
8.6.5 Накладные расходы 73
8.6.6. Формирование бюджета затрат научно-исследовательского проекта 74
8.7. Определение ресурсной (ресурсосберегающей), финансовой, бюджетной, социальной и экономической эффективности исследования 75
9. «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» 79
9.1. Анализ вредных факторов проектируемой производственной среды. Промышленная
санитария 80
9.1.1. Освещенность 81
9.1.2. Шум 84
9.1.3. Микроклимат 86
9.1.4. Воздухообмен 87
9.1.5. Гигиенические критерии оценки тяжести и напряженности труда пользователя
ПЭВМ 88
9.2. Анализ опасных факторов проектируемой производственной среды 88
9.2.1.Электробезопасность 89
9.2.2. Электромагнитное излучение 90
9.3.Охрана окружающей среды 92
9.4. Безопасность в чрезвычайных ситуациях 93
9.5. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ 98
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ А 101
В современном обществе чрезвычайно актуальным становится приобретение навыков и профессиональная подготовка специалистов в области преодоления различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Перед спасателями и работниками экстремальных служб в ходе их профессиональной деятельности ставятся задачи, связанные с умением действовать в экстремальной ситуации, быстрым принятием решения вне зависимости от трудности задач и готовностью к экстренному реагированию.
В связи с вышесказанным, решение проблемы социальнопсихологической адаптации сотрудников, работающих в условиях чрезвычайных ситуаций, влияющей на повышение работоспособности, является актуальной. Для решения данной задачи создаются системы психологической помощи сотрудникам, работающим в условиях ЧС, состоящие из квалифицированных психологов с высоким уровнем профессиональной подготовки.
В сферу профессиональной компетенции психологов экстремальных служб входит психологическая подготовка сотрудников МЧС к действиям большого комплекса психотравмирующих факторов (горе, утрата, суицид и т.д.) в стрессогенных условиях ЧС, выявление и предотвращение развития патологических реакций, проведение психологических тестирований, направленных на оценку состояния личности и выявление ранних симптомов стрессовых расстройств, детерминирующих профессиональную деформацию, эмоциональное выгорание и возникновение психосоматических заболеваний.
В связи с вышесказанным представляется актуальной разработка и совершенствование психологической концепции профессиональной подготовки сотрудников экстренных служб к действиям в чрезвычайных ситуациях, важным компонентом которой является тестирование психологической подготовленности в ходе формирования специалистов для МЧС России.
Цель работы
Оценка психологической подготовленности сотрудников экстренных служб к действиям в чрезвычайных ситуациях на примере группы студентов второго года обучения по специальности «Техносферная безопасность», анализ и сравнительная характеристика результатов тестирования студентов, сотрудников отряда противопожарной службы первого года работы и сотрудников с опытом работы, проходящих переаттестацию.
Задачи работы
1) рассмотреть негативные факторы и их психологическое воздействие на человека в условиях экстремальной деятельности.
2) выявить основные важные профессиональные качества сотрудников экстремальных служб.
3) провести комплексный анализ личности испытуемых, используя набор методик тестирования ГДЗС, а также определить уровень психологической подготовленности студентов второго курса обучения и сотрудников противопожарной службы в сравнительном аспекте.
4) разработать рекомендации для повышения уровня психологической подготовленности студентов и рекомендации по предотвращению психологического выгорания сотрудников.
В ходе выпускной квалификационной работы по теме «Оценка психологической подготовленности сотрудников экстренных служб к действиям в ЧС» на первом этапе была составлена сводная таблица, отображающая основные профессионально важные качества сотрудника экстренных служб на основе экспертной оценки опросников начальников караулов смен спасателей. Следующим этапом исследовательской работы было проведение аттестации среди студентов второго года обучения по специальности «Техносферная безопасность» и сотрудников экстренных служб со стажем работы более 10 лет и без стажа.
Проводя сравнительный анализ результатов аттестации, можно отметить, что из трех групп испытуемых процент успешного прохождения аттестации ниже у группы студентов, что связано с отсутствием практических навыков решения задач, приближенных к экстремальным условиям, низкая способность справляться со стрессовым фактором, таким как таймер при выполнении задач на время. Аттестация состояла из 8-ми методик, наибольшее затруднение наравне со всеми тестами вызвал корректурный тест - из числа испытуемых успешно справились с заданием только 20 % группы, что связано в большей степени с отсутствием понимания важности данного типа тестирования, как основы профессиональной деятельности.
Решением проблемы неподготовленности студентов к действиям в ЧС необходимо заниматься на начальном этапе их профессиональной подготовки - на стадии обучения и прохождения практики. Наиболее результативным методом подготовки может являться приближенная к экстремальной обстановка проведения занятий с вовлечением статистов, проявляющих соответствующие реакции, способных поставить в тупик студентов и заставить их решать задачи в экстремальных условиях.
1. Главное управление МЧС России по Томской области.,
Психологическая служба Главного управления МЧС России по Томской области., Функции психологической службы ГУ МЧС России по Томской области., [электронный ресурс]. - режим доступа: URL:
http://70.mchs.gov.ru/document/1475884 (дата обращения 07.09.2015г)
2. Анастази А, Урбина С. Психологическое тестирование - СПб.: Питер, 2001. - 686с.
3. Смирнов В. Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Н.Смирнов. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 256с.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф.Зеер. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 240 с.
5. Общая психология: Учебник. Под ред. А.В. Карпова - М.: Гардарики, 2004. - 232 с.
6. Золоторева Т.Ф., Минигалиева М.Р. Проблемы социальнопсихологической помощи жертвам террора: Учебное пособие. - М., Изд-во МГСУ. - 2002. - 256 с.
7. Вопросы психологии: научный журнал / Российская академия образования (РАО). - M. 1984 - № 5. - 2012.
8. Смирнов В.Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений ОВД к действиям в экстремальных условиях: дис. - М., 2004.
9. Анастази А, Урбина С. Психологическое тестирование - СПб.: Питер, 2001. - 686с.
10. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях : учебное пособие для студ.высших учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 288с
11. Приказ № 86 от 09.11.1999г «Об утверждении нормативных актов по
газодымозащитной службе» Г осударственной противопожарной
службы МВД России.
12. И.Г. Видяев, Г.Н. СЕРИКОВА, Н.А. Гаврикова. Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение: учебнометодическое пособие / И.Г. Видяев, Г.Н. Серикова, Н.А. Гаврикова, Н.В. Шаповалова, Л.Р. Тухватулина З.В. Криницына; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. - 36 с.
13. СанПиН2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»
14. СанПин 2.2.1/2.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»
15. Правила устройства электроустановки ПУЭ (утв. Минэнерго СССР, 6-е издание), раздел 7.1 «Электрооборудование жилых и общественных зданий»
16. ГОСТ 12.1.038-82 «Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов»
17. Федеральный закон РФ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
18. СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре».