Введение 5
Глава 1. Состояние, тенденции и проблемы развития высшего педагогического образования в стране в 80-е гг. XX в.- начало XXI в. 21
1.1. Основные тенденции развития высшего педагогического
образования в контексте перестройки 21
1.2. Тенденции развития высшего педагогического образования на рубеже конца ХХв. - начало XXI в.32
Глава 2. Становление и развитие высшего педагогического образования в Тольятти 40
2.1. Формирование высшего педагогического образования в ТФ СГПУ в период с 1988 по 2001 гг.40
2.2. Развитие научной и культурно-просветительской жизни в ТФ СГПУ в период с 1988 по 2001 гг.79
Заключение 97
Список использованных источников и литературы 100
Приложения 106
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что ценность высшего педагогического образования в усовершенствовании нашей страны, является первостепенным процессом, на протяжении долгого исторического пути. Образование зарождается вместе с возникновением общества и развивается вместе с ним. В наше время происходит развитие информационного общества, в котором знание и образование востребованы как важнейший элемент развития и прогресса. Современные тенденции развития общества диктуют необходимость поиска новых моделей структуры и содержания образования, а также технологии его осуществления.
Актуальные проблемы развития педагогического университета определяется внешними (идеология, экономика, экология) и внутренними (проблемы самого вузовского образования во всем его многообразии) факторами, требующих своего разрешения в рамках формирования культурно-гуманистических ценностей, педагогических и личностных качеств, служащих основой профессионально - педагогической компетентности будущего специалиста.
Образование, усиленное гуманизацией и гуманитаризацией выступает важнейшим фактором воспроизводства существующей культуры, науки и самой системы непрерывного образования. В связи с этим, во-первых, новая социокультурная ситуация, усиливающаяся интеграция экономических, политических, научных, религиозных и др. международных отношений требует радикальных изменений как в науке так и в образовании, фундаментальной основой которых должно стать в обозримом будущем глобальное планетарное мышление.
Во-вторых, научные знания, преподносимые студентам, не должны восприниматься ими дифференцированно от современного уровня национальности и мировой культуры и более того как следствие, как результат социально исторического развития культуры как условия для формирования научного потенциала.
В - третьих образование должно давать будущим специалистам не готовые «рецептурные» знания в результате их «трансляции» от педагога к потребителям, то есть к студентам, а выступать «инструментом» формирования различных способов мышления, адекватных различным видам их многообразной деятельности.
Становление и развитие педагогического образования - это сложный процесс решения педагогических задач в меняющихся жизненных обстоятельствах. Эволюция системы педагогического образования происходит благодаря систематизации и обобщению подготовленной деятельности предшествующих поколений. На основании прошлого современная система образования располагает обширной материальной базой. Сегодня в России осуществляется ряд реформ в области образования, которые сталкиваются с рядом проблем, они могут быть успешно решены при обращении к опыту прошлого. Результаты исследования помогут проследить, проанализировать, изучить значимость работы, опыта, трудов предыдущих поколений. Этот опыт должен быть изучен и учтен при осуществлении современных преобразований. Преобразование общества невозможно без эволюции и усовершенствования структуры и программы высшего образования, подведения целей и задач обучения и подготовки к необходимости развития цивилизационного общества и государства. В основополагающей области человеческой деятельности - образовании, недопустимо ставить новые задачи, без интервального подведения результатов. Исследование становления и развития педагогического образования в России имеет важное значение для дальнейшего совершенствования работы по подготовке учительских кадров.
Степень разработанности проблемы
На рубеже 80-90 -х гг. XX в. В отечественной историографии происходит сложный процесс смены методологических парадигм: отказ от формационного и переход к цивилизационному, структурно - функциональному и другим подходам. Методологический плюрализм позволил вскрыть многие проблемы истории высшей школы, в частности педагогического звена, которые ранее искажались или замалчивались.
В историографии изучаемой проблемы можно выделить два этапа: советский (1980-1991 гг.) и современный (с 1992 г. до настоящего времени).
Литература советского периода отражает взгляд современников на развитие процессов реформирования высшей школы СССР. При всей своей критичности литература данного времени отличается довольно заметной оптимистичностью. Характерной чертой работ было то, что избранные авторами подходы к исследованию проблемы опирались на теоретические утверждения правящей партии КПСС. Практически все работы советского периода, несут на себе печать марксистко-ленинской идеологии, господствующей в то время. К этому периоду относятся научные работы таких исследователей, как В.П. Елютин, Н.А. Хроменков, О.А. Абдуллина, Ф.Г. Паначин, В.М. Зуев, О.Т. Лебедев, Г.Е. Даркевич.
К советскому периоду относится работа Ф.Г. Паначина: «Педагогическое образование в СССР», в которой рассматриваются проблемы высшего педагогического образования в период правления Советского руководства. Паначин, освещает в своей работе важнейшие этапы развития педагогического образования в СССР: становление педагогических институтов и училищ, а так же системы повышения квалификации педагогических кадров, послевоенного восстановления и развития народного хозяйства. Замечая, что огромный вклад в подготовку учителей внесли педагогические университеты. Автор, раскрывает важнейшие актуальные и в современное время проблемы подготовки педагогических кадров. Фундаментальная работа Паначина раскрывает и показывает сильные стороны Советского образования, вырабатывавшегося десятилетиями, привносит возможность использования достижений советских педагогов в настоящее время.
О.А. Абдуллина в своей книге «Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования», рассматривает высшую педагогическую школу, как основную кузницу профессиональных учительских кадров. В условиях перестройки высшего специального образования, у автора приобретает особое значение критический анализ подготовки учителей, прежде всего общепедагогической, как ядра всей системы профессиональной подготовки в педвузе.
Автор замечает, что объективную характеристику состояния общепедагогической подготовки учителя можно дать на основе анализа, с одной стороны, ее структуры, содержания и методов в современной высшей педагогической школе, и с другой - качества работы молодых учителей - 3 выпускников педвузов.
Н.А. Хроменков в своей работе «Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс», рассматривает взаимосвязь образования и научно-технического прогресса общества. Автор акцентирует внимание, что знания человека, высокая квалификация, творчество и активность являются неисчерпаемыми источниками развития экономики. Он ставит перед собой цель показать, что духовно-воспитательное производство не может развиваться изолировано от материального производства и научно-технического прогресса. Исследователь обращает внимание, что образование охватывает все этапы развития человека, помогает постоянно обновлять профессиональные знания и повышать культурный уровень, создает условия для быстрого освоения научно-технических достижений, реализации новаторских идей. Н.А. Хроменков раскрывает основные аспекты реформ профессиональной школы, трудности на пути ее реализации, показывает необходимость внесения радикальных изменений в ее основные 4
направления.
В советский период сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и ее интересы обществу, поставившая на первый план внедрение в сознание учащихся политико-идеологических доктрин. Система коммунистического воспитания оказалась мощной и эффективной. Подавляющая часть сформированных этой системой людей искренне поддерживала существовавший политический режим.
В современный период вышел ряд научных трудов, авторы которых, попытались переосмыслить исторический опыт: вузовской системы, реально оценить ее достижения и неудачи, проанализировать противоречия развития образовательного процесса, сформулировать выводы, касающиеся перспектив развития высшего образования. Это научные работы Т.Л. Старченко, А.Н. Кочетов, Б.С. Гершунский, В.Г. Пряников, З.И. Равкина, М.В. Богуславский, А. А.Овсянников, В.Е. Шукшунов, В.А. Садовничей, заметный вклад в разработку финансового положения высшей школы внесли А.И. Казнов, О.В. Репина, которые проанализировали экономическое положение вузовской системы в условиях перехода к рыночным отношениям, высказали весомые суждения о путях и методах адаптации высшего образования к новым общественным реалиям, выявили и описали направления вхождения высшей школы в новую экономическую ситуацию «встраивания вузов в рынок».
Существенный вклад в исследование философского осмысления современных вопросов образования, его значимости в решении общественных проблем привнес ученый И.М. Ильинский.
Первой работой общероссийского масштаба, затрагивающей тему российского образования в 90-е годы, можно назвать работу «История образования и педагогической мысли» В.Г. Пряниковой и З.И. Равкина. Авторы дают оценку процессам, которые еще не завершены, событиям, последствия которых еще выявились. В работе анализируются попытки внести корректировки в структуру образовательной системы России в 1988 - 1991 гг., рассматриваются первые итоги реформ, которые нашли отражение в российском законе «Об образовании» (1992 г.), а так же показываются 7 первые итоги выполнения этого закона.
М.В.Богуславский в своей книге «Очерки истории отечественного образования XIX-XX веков» и статье «Реформы Российского образования XIX-XX вв. как глобальный проект» целостно рассматривает процесс реформ российского образования, которые позволяют выявить ряд повторяющихся, а следовательно, достаточно устойчивых закономерностей, учет которых позволит более продуктивно осуществлять преобразования российской высшей школы. Богуславский в книге обращается к проблемам содержания российского образования и воспитания, пишет о развития и сбережении российских педагогических традиций. Богуславский пишет о том, что самой историей 80-е годы оказались разделены на два периода: до начала перестройки и после ее провозглашения. Вместе с тем это были очень непростые годы. Все новые гуманистические идеи реформирования образования приходилось отстаивать в столкновениях не на жизнь, а на смерть с тогдашними руководителями отдел науки и школ ЦК КПСС, Президиума АПН СССР. Обращаясь к тому, что целенаправленная образовательная политика проводилась лишь в 1991-1992 годах, когда был принят прогрессивный закон «Об образовании», начали воплощаться в жизнь такие принципы, как гуманизация и гуманитаризация образования, его многообразие, регионализация управления.
А.Н.Джуринский, в книге «История педагогики» подробно рассказывает о педагогике Советского периода. В истории отечественной школы и педагогики советского периода он выделяет три крупных этапа: 1917 -начло 1930 -х г., 1930-е г. и 1945-1991 гг., замечая что именно на этих этапах при определенной преемственности образовательной политики и педагогической мысли проявились важные особенности и специфические черты. Подробно описывая образование после распада СССР, он делает акцент на системе высшего педагогического образования и подготовке педагогов в России.
Э.Д. Днепров в книге «Новейшая политическая история Российского образования: опыт и уроки» рассматривает политическую историю российского образования за последние четверть века, борьбу в ней реформаторских и контрреформаторских тенденций, характеризует основные направления образовательной политики как составной части общего правительственного курса, ее черты и особенности, конкретные шаги и результаты на разных этапах исторической жизни страны, раскрывает ведущую роль образовательного сообщества, общественно-педагогического движения как стержневого фактора развития отечественного образования.
Н.В. Седова в своей статье: «Педагогическая культура как условие развитие субъектов образования», раскрывает содержание педагогической культуры, моделирует результаты деятельности учителей, которые отражены в критериях творчески мыслящих и компетентных педагогов.
Таким образом, в советской историографии различным аспектам темы исследования было посвящено большое количество работ, которые сохранили в себе опыт деятельности всех звеньев партии и государства по разработке и осуществлению образовательной политики. Поэтому в отношении количества работ можно говорить о ее широкой разработанности в литературе.
В книгах, статьях, монографиях партийных и советских работников, управленцев, наряду с пропагандой передового педагогического опыта, характеристикой количественных показателей развития системы образования, усиливается внимание к концептуальному осмыслению перспектив развития отрасли, исходя из задач, диктуемым научно - техническим прогрессом.
Под влиянием процессов перестройки меняется направленность исследований в современный период. В поле зрения исследований попадают теоретические, экономические, социологические проблемы образования. Происходит переосмысление накопленного педагогического опыта, применяются новые подходы к анализу развития советской системы образования. В большинстве своем работы современных исследователей отличаются публицистическим характером. Тематика этих работ в основном касается современных проблем образования, к истории становления и функционирования системы образования современные исследователи обращаются реже.
Цель исследования: Проанализировать формирование высшего педагогического образования и проследить его модернизацию в ТФ СГПУ в период с 1988 по 2001 гг.
Задачи:
1. Исследовать и сформулировать основные тенденции развития высшего педагогического образования в СССР в период 80- начало 90-х гг.
2. Проанализировать и раскрыть основные тенденции развития высшего педагогического образования на рубеже конца XX - начало XXI века.
3. Рассмотреть структуру становления и развития педагогического образования в Тольятти в период 1988-2001 гг.
4. Проанализировать развитие научной и культурно-просветительской жизни в ТФ СГПУ в период с 1988-2001 гг.
Объект исследования - История высшего педагогического образования
Предмет исследования - процесс организации, формирования и развития высшего педагогического образования
Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с 1988 по 2001 гг.
Территориальные рамки исследования охватывают границы СССР, в дальнейшем России в период с 1988 по 2001 гг. Территориальные рамки включают часть Самарской области, город Тольятти.
Теоретико-методологической базой исследования явился принцип научной объективности и историзма. Исследование базируется на принципах систематизации и сравнительном анализе данных.
Применялись специально-исторические методы: историко-системный, историко-генетический, метод статистического анализа. Для выявления значимости высшего педагогического образования в общественной системе использовался историко-системный метод. Историко-генетический метод позволил классифицировать события для облегчения их анализа. Квантитативный метод применялся для анализа статистических данных.
Источниковая база исследования достаточно разнообразна и представлена четырьмя группами.
Первая группа - это нормативно-правовые материалы. К ней относятся законодательные источники - это постановления советского правительства, Федеральный закон об образовании 1992 года, Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании 1996 года. Так же к этой группе источников относятся приказы ТФ СГПУ.
Вплоть до конца 1980-х годов КПСС играла ведущую роль в жизни страны, ее решения были определяющими для всех сфер жизнедеятельности советского общества. Для анализа дел в системе высшего образования в советский период и определения - условий последующего преобразования высшей школы необходимо изучение документов КПСС, включая решения ее съездов. При этом часто постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР были совместными. Данный вид источников помогает проследить трансформацию взглядов правительства в области высшего образования, показать пласт назревших проблем и пути их решения. Коммунистическая партия и советское правительство накопили большой опыт по руководству развитием высшего образования. Изучение этого опыта имеет огромное теоретическое и практическое значение для успешного решения новых задач встающих перед современным обществом.
Во вторую группу входят материалы официального делопроизводства по вопросам образования, становления и развития Тольяттинского филиала Самарского педагогического университета. Эти документы хранятся в в архиве Тольяттинского Государственного Университета г. Тольятти. Материалы представлены протоколами заседаний Ученого Совета ТФ СГПУ, отчетами о деятельности и состоянии кафедр ТФ СГПУ. Эти материалы позволяют охарактеризовать структуру высшей школы Тольятти, проследить этапы становления и развития ТФ СГПУ. Материалы дают представления об организации учебной, научной, воспитательной работы в вузе на разных этапах.
Третью группу источников составила периодическая печать были рассмотрены газеты «За коммунизм» - 1988г., «Тольяттинское обозрение» - 2001 г., «Площадь свободы» - 2001г., «Городские ведомости» - 1998г. В этих газетах подробно освещались наиболее значимые события ТФ СГПУ, например открытие вуза, юбилей 10 лет со дня основания ТФ СГПУ, соединение Тольяттинского филиала с политехническим университетом в 2001 году.
Четвертую группу источников составили источники личного происхождения - интервью с преподавателями, которые стояли у истоков создания ТФ СГПУ, помогали развивать молодой вуз, активно участвовали в научно-исследовательской деятельности. Удалось поговорить с С.В. Талаловым, Ю.И. Горбуновым, В.Э. Якуниным. Данная группа источников помогает проследить становление и развитие высшего педагогического образования в Тольятти, выделить особенности ТФ СГПУ, подвести итоги.
Привлечение широкого круга источников позволило рассмотреть основные аспекты исследуемой проблемы, провести всесторонний научный анализ, сделать аргументированные выводы, дать объективную оценку происходившим событиям.
Новизна исследования состоит в том, что на основе анализа не вовлеченных в научный оборот источников впервые рассматриваются вопросы становления, формирования высшего педагогического образования в Тольятти. В данной работе мы попытались осветить не затронутые ранее в исторических исследованиях вопросы, относящиеся к развитию ТФ СГПУ в период с 1988 по 2001 гг.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты предоставляют возможность распространить, углубить и осмыслить ценностные ориентиры значимости опыта предшествующих поколений и его адаптации при осуществлении новых преобразований.
Структура работы: Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Исследование выбранной темы с привлечением широкого круга источников - законодательной базы, делопроизводственной документации, периодической печати, источников личного происхождения, так же специальной литературы позволяет сделать выводы о состоянии и развитии высшего педагогического образования в Тольятти в исследуемый период.
Реальные процессы модернизации и развития высшего образования, как часть общих преобразований в стране, связаны с началом 1990 -х годов, когда был провозглашен курс на радикальные социально-экономические реформы, на формирование новой общественно-политической системы. В развитии системы высшего педагогического образования преобладали две основные противоборствующие и разнонаправленные тенденции. Первая из них являлась позитивная тенденция саморазвития системы высшей школы, способствующая структурно-содержательным преобразованиям, росту внутреннего потенциала, интенсивному развитию сферы образовательных услуг. Вторая - это негативная тенденция, проявлявшаяся в нарастании кризисных явлений, снижении уровня финансирования, материально-технического обеспечения.
Отличительной особенностью текущей модернизации и развития высшего образования состояло в том, что она осуществлялась в контексте перестройки российского общества, перехода от плановой экономики к рыночным отношениям и была объективно направлена на развитие вузовской системы, адекватной изменившемся общественным реалиям. Затруднение у преподавателей вызывало включение в научный оборот очень обширного материала, ранее недоступного по идеологическим соображениям. Требовалось не один год на его обстоятельное изучение и введение в практику преподавания.
С 1988 по 1994 гг. в основном происходил процесс формирования структуры института, его отделений, факультетов и кафедр. В результате целенаправленно проведенной работы директората по комплектованию кадрами в филиале в целом сложился высококвалифицированный коллектив преподавателей, способный обеспечить подготовку специалистов на уровне современных требований. На кафедрах филиала работали такие высококвалифицированные ученые и педагоги. Основными источниками комплектования преподавательского коллектива являлись институты ближнего зарубежья, региональные вузы России, школы города, аспирантура, выпускники филиала, Самарского педагогического института и Самарского университета. Педагоги филиала совместно с учителями высшей категории активно участвовали в разработке авторских программ для школ, альтернативных классов, учебных заведений нового типа. Оказывали помощь в организации учебного процесса образовательных учреждений, вели занятия по вновь проводимым учебным дисциплинам и предметам углубленного изучения.
С 1988 по 2001 гг. педагогический вуз настойчиво закреплял статус педагогического университета - центра образования и науки в городе Тольятти. Он ставил и последовательно решал важнейшие задачи образования, разрабатывал новые формы активного развивающего обучения, способствующие интенсификации учебно-познавательной деятельности, индивидуализации обучения.
ТФ СГПУ к концу XX века стал мощным, динамично развивающимся образовательным, научно-исследовательским и культурно просветительским комплексом. Высокий научный потенциал вуза реализовывался в многообразных прикладных исследованиях по проблемам, актуальным для народного образования. Педагогический университет подготавливал будущих учителей качественно нового типа - учителей исследователей, способных ставить и решать научные теоретические задачи, организовывать и проводить педагогический эксперимент, внедрять в школьную практику свои разработки. Педагогический университет не растеряв, а еще больше укрепив свой потенциал, шагнул в XXI век.
В 2001 году произошло слияние двух образовательных учреждений Тольяттинского политехнического университета и Тольяттинского филиала Самарского педагогического университета, сформировался Тольяттинский Государственный Университет. Первым ректором был назначен Сергей Федорович Жилкин.
Исторический опыт эволюции высшей школы необходимо рассматривать как компонент социальной структуры, обеспечивающий генетическую связь между поколениями и преемственность развития в системе высшего педагогического образования. В условиях современного развития высшего образования исторический опыт позволяет осуществить не только познавательную, но и прогностическую функции.
ТФ СГПУ - это достойная память многим поколениям профессоров, доцентов, преподавателей, сотрудников и студентов, внесших достойный вклад в его развитие и процветание. Исследуемая нами система становления и развития высшего педагогического образования в Тольятти, положила в основу образовательную модель, которая существует до сегодняшнего дня.
1. Протокол №1 Заседание Ученого Совета ТФ СГПУ от 19.09.1990 г.
2. Протокол №3 Заседание Ученого Совета ТФ СГПУ от 11.10.1990 г.
3. Протокол № 3 Заседаний Ученого Совета ТФ СГПУ от 11.11.1990 г.
4. Протокол № 10 Заседаний Ученого Совета ТФ СГПУ от 27.05.1991 г.
5. Протокол №8 Заседание Ученого совета ТФ СГПУ от 24.04.1992 г.
6. Протокол №4 Заседание Ученого совета ТФ СГПУ от 24.12.1993 г.
7. Протокол № 6 Заседание Ученого совета ТФ СГПУ от 25.02.1994 г.
8. Протокол №8 Заседание Ученого Совета ТФ СГПУ от 1.04.1994 г.
9. Протокол № 11 Заседание Ученого Совета ТФ СГПУ от 27.05.1994 г.
10. Выписка из протокола №2 Заседания Ученого совета ТФ СГПУ от 04.11.1994 г.
11. Сообщение И.В. Полозовой. О состоянии и уровне преподавания исторических дисциплин.1994г.
12. Протокол № 7 Заседаний Ученого Совета ТФ СГПУ от 07.04.1995 г.
13. Протокол №18 Заседание Ученого Совета ТФ СГПУ от 19.04.1996 г.
14. Протокол № 23 Заседание Ученого Совета ТФ СГПУ от 29.11.1996 г.
15. Протокол №1 Заседание Ученого Совета ТФ СГПУ от 30.09.1998 г.
16. Протокол № 11 Заседание Ученого Совета ТФ СГПУ от 10.06.1999 г.
17. Приказы по институту ТФ СГПУ. Приказ №149 о внесении изменений в организационную структуру филиала от 01.07.1991 г.
Источники личного происхождения
Интервью
1. Интервью с С.В. Талаловым, преподавателем ТФ СГПУ. О развитии высшего педагогического образования в г. Тольятти в период с 1988 по 2001гг. Интервьюер Ж.В. Кусовакова. 15 мая 2017 г.
2. Интервью с В.Э. Якуниным, преподавателем ТФ СГПУ. О развитии высшего педагогического образования в г. Тольятти в период с 1988 по 2001гг. Интервьюер Ж.В. Кусовакова. 15 мая 2017 г.
3. Интервью с Ю.И. Горбуновым, преподавателем ТФ СГПУ. О развитии высшего педагогического образования в г. Тольятти в период с 1988 по 2001гг. Интервьюер Ж.В. Кусовакова. 17 мая 2017 г.
Опубликованные источники
Нормативно-правовые материалы
1. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и
профессиональной школы: Верховный Совет СССР Постановление от 27.04.1984 № 153 // Законы России [Сайт]. - Режим доступа:
http://lawrussia.ru/texts/legal_861/doc861a193x233.htm. - Загл. с экрана (Дата обращения: 1.11.2016).
2. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М.:Политиздат,1986.-352 с.
3. Пленум ЦК КПСС (1987,январь) о перестройке и кадровой политике партии доклад генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. - Режим доступа:
http ://prohistory.ru/ckeditor_assets/attachments/50/1987_01_27_gorbachev_o_perestr_i_kadr.pdf.-Загл. с экрана (Дата обращения:1.11.2016).
4. О мерах по коренному улучшению качества подготовки и
использования специалистов с высшим образованием в народной хозяйстве: Постановление ЦК КПСС, СОВМИНА СССР от 13.03.1987 №325//Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских
Социалистических Республик [Сайт]. - Режим доступа:
http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr2092.htm.- Загл. с экрана (Дата обращения: 5.11.2016).
5. О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышении ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров: Постановление ЦК КПСС, СОВМИНА СССР от 12.04.1984 №315.
//Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских
Социалистических Республик [Сайт]. - Режим доступа:
http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12028.htm- Загл. с экрана (Дата обращения: 1.11.2016).
6. Федеральный закон от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об
образовании"//Российская газета: [Сайт]. - Режим доступа:
https://rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.html - Загл. с экрана (дата обращения: 01.05.2017).
7. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"//Российская газета: [Сайт]. - Режим доступа:https://rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.html-Загл. с экрана (дата обращения: 01.05.2017).
8. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. №51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования"// Гарант: [Сайт]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/181929/#block_10000- Загл. с экрана (дата обращения: 01.05.2017).
Сборники документов и материалов, статистические сборники
Народное образование и культура в СССР. Статистический сборник/ Госкомстат СССР. -М.: Финанасы и статистика,1989.-432 с.
Периодическая печать
Газеты
1. За коммунизм. Репортаж с открытия нового Тольяттинского вуза. - 1988.-№182.- С.1.
2. Городские ведомости. Цена образования. - 1988. - №14.- С.2.
3. Тольяттинское обозрение. Этот праздник. - 2001.- №164. - С. 2-3.
4. Площадь свободы. Прямая линия с ректором ТГУ С.Ф. Жилкиным. - 2001. - №162. - С.4-6.
2. Литература
1. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1990. -116 с.
2. Богуславский, М.В. Очерки истории отечественного образования
XIX-XX веков/ М.В. Богуславский: М.: Изд-во Московского
Культурологического лицея № 1310, 2002.-96с.
3. Богуславский, М. В. Проблемы реформирования Российского
образования/ М.В. Богуславский. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n7problemy-reformirovaniya-rossiyskogo- obrazovaniya-istoriko-pedagogicheskiy-kontekst. - Загл. с экрана (Дата обращения: 20.09.2016г.)
4. Гаязов, А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире/А.С. Гаязов. М.: Наука,2003.-256 с.
6. Гершунский, Б.С. Гуманитарная стратегия развития образования в России/ Б.С. Гершунский.- М., 1993.-120 с.
5. Джуринский, А.Н.История педагогики/А.Н. Джуринский.: М.:ВЛАДОС,1999.-432с.
6. Днепров, Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки/Э.Д. Днепров.: М: Мариос,2011.-456с.
7. Ильяшенко, Е. Г. Педагогическая антропология в России: история и современность / Е.Г. Ильяшенко.// Вестник Университета Российской академии образования. № 4(18).-М., 2003. С. 57—82.
8. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт
межпарадигмальной рефлексии/И.А. Колесникова. - Спб., 2001. -288 с.
9. Лебедев, О.Т., Даркевич, Г.Е. Проблемы теории подготовки специалистов в высшей школе./ О. Т. Лебедев, Г.Е. Даркевич. Воронеж: Изд- во Воронежского университета, 1984. - 212 с.
10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: 1961-1986.-М., 1987.414 с.
11. Паначин, Ф.Г. Педагогическое образование в СССР/Ф.Г.Паначин. - М.;Педагогика,1975.-216 с.
12. Пряникова, В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли /В.Г. Пряникова.- М.: Новая школа, 1995. - 96с.
13. Седова, В.Н. Педагогическая культура как условие развития субъектов образования/ В.Н. Седова. - Режим доступа: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2008_2_p030-034.pdf.- Загл. с экрана (Дата обращения: 20.09.2016г.)
14. Сидоров, В.А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции/В.А. Сидоров. - М., 1990. -271 с.
15. Старченко, Т.Л. Высшая школа на пути обновления/ Т.Л. Старченко. - Львов. : Свит, 1991.-126 с.
16. Карпенко, М.Н. Качество высшего образования/М.Н. Карпенко. - М.: Изд-во СГУ,2012. 291 с.
17. Кочетов, А.Н. Интеллектуальный потенциал общества/А. Н. Кочетов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. - 126 с.
18. Кузин, Н.П. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР / Н.П. Кузин. - М.:«Педагогика», 1980.-456 с.
19. Нечаев, В.Л. Социология образования/ В.Л. Нечаев. -М., 1992.-200 с.
20. Нигматов, З.Г. Теория и технологии обучения в высшей школе / З.Г. Нигматов, Л.Р. Шакирова.- Казань,2012.- 357 с.
21. Любан, Т.Н. История и современность педагогической антропологии в России / Т.Н. Любан // Вестник ПСТГУ. -2011.-№1(20). С. 98-109.
22. Хроменков, Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс / Н.А. Хроменков.-М.:Педагогика,1989.- 192 с.
23. Эффективность использования ресурсов высшей школы: сб. науч. тр. - М.: НИИВШ, 1985. - 182 с.
Периодическая печать
Журналы
1. Абрамовских Н. В. Современное педагогическое образование: тенденции и перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № S6. - С. 6-10. - Режим доступа:http://e-koncept.ru/2013/13553.htm.- Загл. с экрана. (дата обращения: 27.04.2017)
2. Белозерцев, Е.П. Образование: социально-педагогическая
система/Е.П. Белозерцев//Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2003. - № 2(4). - С. 13-23.
3. Бондаревская, Е.В. Содержание педагогического образования и возможные направления модернизации его общепедагогической составляющей/ Е.В. Бондаревская// Наука и образование. - 2002. - №3. - С. 18-19.
4. Крюкова, Е.А. Основные тенденции развития современного педагогического образования/ Е.А. Крюкова//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2005. - № 1. - С. 69-75.
5. Румянцева Н. М. Создание Тольяттинского филиала Куйбышевского
государственного педагогического института и развитие физико-математического направления в педагогическом вузе // Научно -методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S22. - С. 21-25. - Режим доступа http://e-koncept.ru/2015/75344.htm. - Загл. с экрана.(дата
обращения:01.05.2017)
6. Сластенин, В.А. Университетское педагогическое образование: проблемы и решения/В.А. Сластенин // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология. Белгород. - 1996. - С. 3-8.
7. Филиппов, В.М. Образование для новой России/ В.М. Филиппов//Высшее образование в России. - 2000. - №1. - С.7-14.