Объект исследования - ООО ТК «Платинум Бизнес» ( г. Барнаул).
Основной вид деятельности - розничная торговля в неспециализированных магазинах.
Проведен анализ деятельности за 2019-2021 годы.
Есть приложения (скрины бухгалтерской отчетности за 2019-2021 годы).
Введение 3
1.Теоретические основы управления финансовыми потоками в системе электронной коммерции 6
1.1 Понятие электронной коммерции и ее значение в системе управления финансовыми потоками 6
1.2 Особенности использования средств электронной коммерции в управлении финансовыми потоками 13
2.Анализ применения средств электронной коммерции в управлении финансовыми потоками ООО «ТК «Платинум Бизнес» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика 20
2.2 Анализ использования средств электронной коммерции в управлении финансовыми потоками 26
3.Проблемы и перспективы управления финансовыми потоками ООО «ТК «Платинум Бизнес» с использованием средств электронной коммерции 34
3.1 Обзор проблем использования средств электронной коммерции в управлении финансовыми потоками 34
3.2 Пути повышения эффективности управления финансовыми потоками организации за счет использования средств электронной коммерции 38
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложения 52
На сегодняшний день рынок электронной коммерции приобретает особую популярность, поскольку система электронных расчетов имеет ряд преимуществ. Она отличается оперативностью совершения покупки, удобством выбора торговой точки продаж по сравнению с традиционным магазином, более широким ассортиментом товаров. Кроме того, охват граждан в сфере Интернет увеличивается с каждым днем, на сегодняшний день практически каждый первый житель нашей страны хотя бы один раз что-либо приобретал в Интернет-магазинах. Такие данные подтверждают факт стремительного развития электронной коммерции.
В сравнении с традиционным электронный обмен данными в Интернете является более эффективным, причем как по скорости прохождения, так и по себестоимости. Благодаря ему пользователи могут обмениваться данными, осуществлять финансовые расчеты и заключать сделки в онлайн-режиме. Субъектами таких отношений могут выступать физические и юридические лица, финансовые структуры, товаропроизводители, поставщики и потребители (покупатели) услуг и товаров.
Отсутствие должного внимания предпринимателя к вопросам развития электронной коммерции повлечет в перспективе снижение выручки, прибыли и эффективности работы компании в целом. Внедрение инструментов электронной коммерции в систему управления финансовыми потоками организации позволяет повысить качество и оперативность мер контроля за торговой деятельностью, расширить географию продаж, способствует снижению затрат, обеспечивает повышение эффективности работы организации в целом, способствует росту деловой активности и конкурентоспособности.
Все это свидетельствует об актуальности темы выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности управления финансовыми потоками торговой организации за счет использования электронной коммерции.
Для реализации поставленной цели требуется решить следующий ряд задач:
определить понятие электронной коммерции и ее значение в системе управления финансовыми потоками организации;
охарактеризовать особенности применения электронной коммерции в управлении финансовыми потоками;
представить характеристику предприятия;
проанализировать использование средств электронной коммерции в управлении финансовыми потоками организации;
описать проблемы использования средств электронной коммерции в управлении финансовыми потоками организации;
разработать меры повышения эффективности управления финансовыми потоками организации за счет использования средств электронной коммерции
Объектом исследования является торговая организация ООО «ТК «Платинум Бизнес».
Предмет исследования – электронная коммерция в системе управления финансовыми потоками.
При выполнении работы были использованы методы анализа, сравнения, синтеза, метод опроса, наблюдения и другие методы.
Информационной базой для написания работы стали учебники, учебные пособия и монографии по вопросам управления торговой деятельностью, использования средств электронной коммерции. Также были использованы статьи, опубликованные в периодических изданиях.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в определении мер повышения эффективности управления финансовыми потоками с использованием средств электронной коммерции.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Основная часть состоит из трех глав.
В результате исследования тенденций и закономерностей развития электронной торговли можно утверждать, что данный вид торговли один из наиболее перспективных, можно предполагать, что со временем электронная торговля будет преобладать над традиционной торговлей. Внешняя нестабильная среда подталкивает не только малые, но и крупные предприятия к торговле посредством сети Интернет. Управление финансовыми потоками в системе электронной коммерции призвано определить финансовую структуры управления, осуществлять планирование доходов, расходов и продаж, проводить оценку достигнутых результатов. Управление финансовыми потоками в системе электронной коммерции связано с высоким риском мошеннических операций, оно более трудоемко, так как электронная коммерция не имеет границ обслуживания, требуется использовать средств автоматизации и учета для контроля движения финансовых потоков и оценки эффективности работы на рынке.
Практическое исследование выполнено на примере ООО ТК «Платинум Бизнес». Изучение организационно-экономической характеристики организации позволяет сделать следующие выводы. ООО ТК «Платинум Бизнес» представляет собой организацию г. Барнаула, основным видом деятельности которой является розничная торговля. Организация функционирует на рынке с 2019 года. Штат сотрудников по состоянию на 31.12.2021 года составляет 29 человек. Среднемесячная оплата труда в 2021 году составила 24563 тыс. рублей. Анализ экономических показателей работы отражает положительную динамику. Однако стоит обратить внимание на необходимость повышения эффективности деятельности, так как значение рентабельности продаж на протяжении анализируемого периода снижается . В 2019 году рентабельность продаж составила 17,43 %, в 2020 – 10 %, в 2021 году – 12,3 %. Несмотря на снижение показателя рентабельности для исследуемой организации характерна тенденция увеличения чистой прибыли. Величины чистой прибыли в 2019 году составила 801 тыс. рублей, в 2021 году -1012 тыс. рублей. Темпы роста чистой прибыли ниже, чем темпы роста выручки, что говорит о необходимости управления системой затрат в исследуемой организации.
В ООО ТК «Платинум Бизнес» используется система онлайн расчетов с физическими и юридическими лицами. Однако размер финансовых потоков в системе онлайн продаж крайне низок и организован неэффективно. Только 26,5 % всего объема реализации поступает посредством онлайн, с использованием средств электронной коммерции. ООО ТК «Платинум Бизнес» не ставит перед собой цель активного развития системы Интернет-продаж. Хотя на практике развитие электронной коммерции способствует значительному повышению эффективности и результативности работы, росту деловой активности, расширению географии продаж. В организации отсутствует сайт, не используется приложение, не применяется система продаж через социальные сети. Все это говорит о необходимости работы в данном направлении в целях увеличения финансовых потоков с использованием инструментов электронной коммерции. Также исследуемая организация испытывает определенные сложности с платежеспособностью. Коэффициент абсолютной ликвидности не соответствует установленным нормативам. Повысить уровень платёжеспособности исследуемая организация может путем активного развития и применения на практике инструментов электронной коммерции.
Проведенный анализ позволяет определить перспективы совершенствования работы предприятия, в частности, требуется обеспечение внутреннего контроля за движением денежных средств, развитие и создание условий для онлайн продаж в целях увеличения финансовых потоков, поступающих посредством онлайн.
По мере исследования выделены три группы проблем – отсутствие продвижения в сети Интернет, кадровая проблема, недостаточно высокий уровень применения на практике в целях управления финансовыми автоматизированных программ и информационных продуктов.
Предполагается разработка фирменного стиля, создание сайта, запуск контекстной рекламы в целях увеличения входящего финансового потока исследуемой организации. Рост входящих финансовых потоков потребует также ужесточение мер контроля за движением денежных средств. Для этого планируется приобрести автоматизированную программу контроля за движением денежных средств «ФинГрад». Программа позволяет планировать, контролировать движение денежных средств, формировать управленческие формы отчетности. Для повышения заинтересованности кадров предложено изменение системы мотивации. В результате предложенных мер входящий финансовый поток увеличится на 15 % или на 3384,45 тыс. рублей. Меры целесообразны к внедрению.
1. Конституция Российской Федерации : утв. 12.12.1993 № 343-ФКЗ ; ред. от 01.07.2020 № 11-ФКЗ // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.10.2022)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 1 от 30.11.1994 № 51–ФЗ ; ред. от 26.10.2021 // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.10.2022).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 2 от 26.01.1996 № 14–ФЗ ; ред. от 08.07.2021 // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.10.2022).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации: ч. 2 от 05.08.2000 № 117–ФЗ ; ред. от 01.10.2021 // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.10.2022).
5. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.10.2022).
6. Акулич, М. В. Интернет-маркетинг : учебник для бакалавров / М. В. Акулич. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 352 с.
7. Алексеенко, Т.С. Теоретические подходы и национальные особенности электронной торговли / Т.С. Алексеенко // Бизнес. Образование. Экономика: сб. науч. статей. – Курск,2021. – с. 18–19
8. Алексеева, Н. В. Методы повышения эффективности продаж на основе аналитических компонентов интернет-маркетинга / Н. В. Алексеева, Н. В. Казакова, М. В. Сазонова // Вестник Московского государственного областного университета – 2019. – № 1. – С. 8-15.
9. Абрютина, М. С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М. С. Абрютина, А. В. Грачев А. В. М.: Дело и Сервис, 2018. 256 с. Батищева, Е.А. Анализ и управление денежными потоками – Ставрополь: Прогресс, 2017. — 560 с.
10. Багиев. Г. Л. Маркетинг : учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. – 3-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Питер, 2019 – 576 с.
11. Бердникова, Л. Ф., Хохрина, Е. В. Влияние денежных потоков на состояние и результаты финансовой деятельности предприятия // Молодой ученый. — 2019. — №16. — С. 137-141.
12. Бернстайн, Л. А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация/Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2019 – 412с.
13. Волков, С. А. Платежные механизмы современного Internet / Волков С, Достов В. // Мир Internet. – 2000. – № 5 – С. 22-28.
14. Волокитин ,А. В. Электронная коммерция: учебное пособие / А.В. Волокитин, А.П. Маношкин. – М.: НТЦ «ФИОРД-ИНФО», 2002. – 272 с.
15. Генкин А. С. Планета Web-денег / Генкин А. С. - М.: Альпи-на, 2003. - 510 с.
16. Веригина, А.В. Приоритеты развития электронной коммерции 2022 / А.В. Веригина // Экономика. Налоги. Право. – 2022. – №1. – С. 94–104
17. Венцель, В.А. Понятие электронной коммерции и ее ценность для бизнеса / В.А. Венцель // Наука, общество, технологии: проблемы и перспективы взаимодействия в современном общества: сб. науч. статей. – Петрозаводск,2022. – С. 62–65
18. Горохов, М. М. Интернет-маркетинг: стратегия и виды / М. М. Горохов, Д. Е. Докучаев, А. Д. Трефилова // Социально-экономическое управление: теория и практика. – 2019. – № 1(36). – С. 21-24.
19. Дюдикова, Е. И. Оператор электронных денежных средств как субъект национальной платежной системы / Е. И. Дюдикова : непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 15 (119). – С. 288-294.
20. Кашина, И.А. Информационно-правовые системы / И.А. Кашина. - М.: Книга по Требованию, 2020. - 126 c.
21. Кучерявая, А.А. особенности электронной торговли в современной экономике / А.А. Кучерявая // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – №12. – с. 70–74
22. Ладонина, Л. Книга руководителя интернет-проекта. Готовые маркетинговые решения / Л. Ладонина. – М.: Питер, 2019. – 256 c.
23. Назарова, Ш.Э. Понятие электронной коммерции / Ш.Э. Назаров // Универсиум: технические науки. – 2020. – №9. – с. 9-10
24. Поляк, Г.Б. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»/под ред. Г. Б. Поляка. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. – 703 С.
25. Петров, Д.М. Проблемы развития электронной коммерции в России / Д.М. Петров // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – №49. – с. 598-601
26. Савинская, Д.Н. Перспективы развития электронной коммерции в России / Д.Н. Савинская // Синергия наук. – 2022. – №4. – С. 12–19
27. Скрипкин, К.Г. Экономическая эффективность информационных систем / К.Г. Скрипкин. - М.: Книга по Требованию, 2022. - 250 c.
28. Ткачук, И.С. Финансовые потоки в системе электронной коммерции / И.С. Ткачук // Синергия наук. – 2022. – №5. – С. 75–89
29. Уткина, Е.Р. Цифровизация: понятие и роль в контексте организации электронной торговли / Е.Р. Уткина // Универсиум: технические науки. – 2022. – №3. – с. 28–30
30. Усенко, Л. Н. Бизнес-анализ деятельности организации: Учебник / Л.Н. Усенко, Ю.Г. Чернышева, Л.В. Гончарова – М:Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М,2019 – 560 с.
31. Юрасов, А. В. Основы электронной коммерции. Учебник / А.В. Юрасов. - Москва: Высшая школа, 2021. – 500 c.