Прокурорский надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (Омский государственный университет)
|
Есть доклад.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 7
1.1 Ретроспективный анализ становления и развития прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 7
1.2 Понятие и задачи прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 18
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 30
2.1 Пределы осуществления прокурорского надзора: правовое регулирование и проблемы реализации 30
2.2 Направления совершенствования правового регулирования прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 7
1.1 Ретроспективный анализ становления и развития прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 7
1.2 Понятие и задачи прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 18
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 30
2.1 Пределы осуществления прокурорского надзора: правовое регулирование и проблемы реализации 30
2.2 Направления совершенствования правового регулирования прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Цель исследования – проведение комплексного анализа прокурорского надзора в отношении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели, необходимо решить следующие задачи:
провести ретроспективный анализ становления и развития прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
охарактеризовать понятие и задачи прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
проанализировать пределы осуществления прокурорского надзора, его правовое регулирование и выявить проблемы реализации;
определить направления совершенствования правового регулирования прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Предмет исследования – теоретические воззрения в отношении прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, законодательство России, как современное, так и утратившее силу, правовые позиции высших судов, статистические данные, а также судебная правоприменительная практика.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительно-правовой, метод анализа и иные методы научного познания, которые способствовали всестороннему исследованию поставленных вопросов.
Формально-логический метод позволяет выстроить логические умозаключения для обоснования суждений. Сравнительно-правовой метод был использован при анализе законодательства для целей выявления сущностных признаков и особенностей прокурорского надзора, наряду с методом анализа.
Теоретическая основа исследования включает как учебную литературу, так и монографические и диссертационные исследования, а также научные исследования, публикуемые в периодической печати. Среди авторов, исследовавших вопрос осуществления прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, можно выделить таких, как О.Д. Жук, О.С. Капинус, С.Г. Кехлеров, А.А. Попов, А.Ф. Смирнов. Интересна и заслуживает внимания работа А.В. Колесникова, хотя она посвящена более узкой теме – прокурорскому надзору за исполнением законов при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений против личности, совершенных в условиях неочевидности .
На уровне учебной литературы вопросы прокурорского надзора проработаны в работах А,В. Акчурина, И.И. Головко, Л.В. Головко, А.А. Попова, С.И. Коряченцевой, Д.М. Плугарь. Данные исследования были использованы как источники базовых данных при проведении исследования в связи с написанием настоящей работы.
Вопросам прокурорского надзора в отношении оперативно-розыскной деятельности и органов, которые ее осуществляют, посвящено достаточно много исследований, публикуемый в периодических изданиях. Среди авторов, чьи работы были изучены, можно выделить В.А. Баранову, О.В. Воронина, Н.А. Бариева, В.Е. Горюнова, Г.В. Дытченко, Б.В. Макеева, Н.А. Патрушева.
Нормативная основа исследования – это законодательство России, как действующие, так и утратившие силу нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление прокурорского надзора в отношении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Эмпирическую основу исследования составили правовые позиции высших судов – Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, а также судебная правоприменительная практика, статистические данные органов прокуратуры.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы как самостоятельно, в качестве основы для проработки изменений в действующее законодательство в части осуществления прокурорского надзора за органами осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, так и в качестве основы для последующих научных исследований.
Настоящая работа включает в себя введение, основную часть, разделенную на две главы, заключение и список использованных источников.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели, необходимо решить следующие задачи:
провести ретроспективный анализ становления и развития прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
охарактеризовать понятие и задачи прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
проанализировать пределы осуществления прокурорского надзора, его правовое регулирование и выявить проблемы реализации;
определить направления совершенствования правового регулирования прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Предмет исследования – теоретические воззрения в отношении прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, законодательство России, как современное, так и утратившее силу, правовые позиции высших судов, статистические данные, а также судебная правоприменительная практика.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительно-правовой, метод анализа и иные методы научного познания, которые способствовали всестороннему исследованию поставленных вопросов.
Формально-логический метод позволяет выстроить логические умозаключения для обоснования суждений. Сравнительно-правовой метод был использован при анализе законодательства для целей выявления сущностных признаков и особенностей прокурорского надзора, наряду с методом анализа.
Теоретическая основа исследования включает как учебную литературу, так и монографические и диссертационные исследования, а также научные исследования, публикуемые в периодической печати. Среди авторов, исследовавших вопрос осуществления прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, можно выделить таких, как О.Д. Жук, О.С. Капинус, С.Г. Кехлеров, А.А. Попов, А.Ф. Смирнов. Интересна и заслуживает внимания работа А.В. Колесникова, хотя она посвящена более узкой теме – прокурорскому надзору за исполнением законов при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений против личности, совершенных в условиях неочевидности .
На уровне учебной литературы вопросы прокурорского надзора проработаны в работах А,В. Акчурина, И.И. Головко, Л.В. Головко, А.А. Попова, С.И. Коряченцевой, Д.М. Плугарь. Данные исследования были использованы как источники базовых данных при проведении исследования в связи с написанием настоящей работы.
Вопросам прокурорского надзора в отношении оперативно-розыскной деятельности и органов, которые ее осуществляют, посвящено достаточно много исследований, публикуемый в периодических изданиях. Среди авторов, чьи работы были изучены, можно выделить В.А. Баранову, О.В. Воронина, Н.А. Бариева, В.Е. Горюнова, Г.В. Дытченко, Б.В. Макеева, Н.А. Патрушева.
Нормативная основа исследования – это законодательство России, как действующие, так и утратившие силу нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление прокурорского надзора в отношении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Эмпирическую основу исследования составили правовые позиции высших судов – Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, а также судебная правоприменительная практика, статистические данные органов прокуратуры.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы как самостоятельно, в качестве основы для проработки изменений в действующее законодательство в части осуществления прокурорского надзора за органами осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, так и в качестве основы для последующих научных исследований.
Настоящая работа включает в себя введение, основную часть, разделенную на две главы, заключение и список использованных источников.
Обобщая результаты исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, можно сделать следующие итоговые выводы.
Прокурорский надзор в отношении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, прошел длительный путь становления и развития. Правовое регулирование в этой сфере начало активно развиваться только в девятнадцатом веке при проведении ряда реформ, хотя начало было положено еще при проведении реформ Петром I.
Изначально прокурорский надзор в исследуемой сфере был ориентирован исключительно на проверку законности, обеспечение ее соблюдения. Трансформация прокурорского надзора произошла в советский период времени, когда прокуроры, не входя в структуру следствия и дознания, осуществляли фактическое руководство, будучи наделенными неограниченными полномочиями. Специфика советского времени стала причиной того, что прокурорский надзор был ориентирован исключительно на обвинение, а не на объективность. Ситуация сохранялась на протяжении десятилетия после распада советского государства, то есть понадобилась длительная перестройка, изменение воззрений на уголовный процесс в целом.
Проведенный анализ позволил сделать вывод, что правовое регулирование надзора в отношении оперативно-розыскной деятельности было проработано уже только в законодательстве Российской Федерации, а ранее данный вид деятельности практически не регулировался на уровне законов. Осуществление надзора в отношении оперативно-розыскной деятельности и ранее, и в настоящее время, ограничено вследствие определения ее как имеющую элементы государственной тайны, что исключает свободных доступ к сведениям о проведении и результатах негласных оперативно-розыскных мероприятий.
Прокурорский надзор, с учетом действующего современного законодательства, представляет собой вид деятельности государственных органов, наделенных специальными полномочиями, а именно: органов прокуратуры. Цель прокурорского надзора – это обеспечение соблюдения законности. В отношении прокурорского надзора в рамках темы настоящего исследования сфера его конкретизирована – это органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
С учетом изменения законодательства основной акцент применительно к задачам прокурорского надзора государство сделало на соблюдении прав и свобод человека, то есть акцент сместился с интересов государства на интересы человека.
Прокурорский надзор имеет свои пределы, которые определены в законе. В первую очередь предел – это недопустимость выполнения функций иных государственных органов. Прокурорский надзор не осуществляется систематически и параллельно к существующим видам контроля. Помимо этого, пределы – это круг полномочий, который конкретизирован в законе, круг возможных способов реагирования. В определенной мере как пределы осуществления прокурорского надзора можно рассматривать и сужение круга нормативных правовых актов, на основании которых осуществляется прокурорский надзор, и принимаются меры прокурорского реагирования. Основных законов три – это Конституция РФ, федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Все иные акты, в том числе ведомственные, разного рода приказы и инструкции, вторичны.
Органы прокуратуры, осуществляя надзор в отношении осуществления оперативно-розыскной деятельности, обязаны реагировать на нарушения и на сообщения о нарушениях законов. В целом законность указанной деятельности прокуроры не проверяют. В этом проявляется специфика прокурорского надзора и его пределов.
По результатам проведенного исследования сделан вывод о том, что полномочия прокуроров в части истребования сведений о о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, должны быть ограничены.
Для этого предлагается абзац второй статьи 21 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» дополнить после слов «порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий» новым положением в следующей редакции:
«Органы прокуратуры не вправе истребовать у руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию, если в них содержится указание на псевдоним внедренных лиц и негласных сотрудников органов, осуществляющих оперативно розыскную деятельность. Под псевдоним для целей регулирования правоотношений в соответствии с настоящим федеральным законом понимается вымышленное имя или иное обозначение, используемое для идентификации конкретного лица. Псевдоним относится к категории персональных данных, сообщение которых третьим лицам допускается только с согласия лица, которому присвоен псевдоним».
Для того, чтобы исключить возможные разночтения и разное толкование, положения пункта 1 статьи 3 федерального закона «О персональных данных» предлагается изложить в новой редакции:
«1) персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе псевдоним;».
Действующее законодательство нуждается в изменении и в части расширения полномочий прокуроров при осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что расширение полномочий прокуроров за счет закрепления за ними обязанности санкционирования оперативно-розыскных мероприятий, нецелесообразно.
Более правильным будет закрепление в нормах права положения об обязательности уведомления прокуроров о принятии решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также о направлении в суд материалов для санкционирования тех мероприятий, которые предполагают получение судебного решения.
Прокурорский надзор в отношении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, прошел длительный путь становления и развития. Правовое регулирование в этой сфере начало активно развиваться только в девятнадцатом веке при проведении ряда реформ, хотя начало было положено еще при проведении реформ Петром I.
Изначально прокурорский надзор в исследуемой сфере был ориентирован исключительно на проверку законности, обеспечение ее соблюдения. Трансформация прокурорского надзора произошла в советский период времени, когда прокуроры, не входя в структуру следствия и дознания, осуществляли фактическое руководство, будучи наделенными неограниченными полномочиями. Специфика советского времени стала причиной того, что прокурорский надзор был ориентирован исключительно на обвинение, а не на объективность. Ситуация сохранялась на протяжении десятилетия после распада советского государства, то есть понадобилась длительная перестройка, изменение воззрений на уголовный процесс в целом.
Проведенный анализ позволил сделать вывод, что правовое регулирование надзора в отношении оперативно-розыскной деятельности было проработано уже только в законодательстве Российской Федерации, а ранее данный вид деятельности практически не регулировался на уровне законов. Осуществление надзора в отношении оперативно-розыскной деятельности и ранее, и в настоящее время, ограничено вследствие определения ее как имеющую элементы государственной тайны, что исключает свободных доступ к сведениям о проведении и результатах негласных оперативно-розыскных мероприятий.
Прокурорский надзор, с учетом действующего современного законодательства, представляет собой вид деятельности государственных органов, наделенных специальными полномочиями, а именно: органов прокуратуры. Цель прокурорского надзора – это обеспечение соблюдения законности. В отношении прокурорского надзора в рамках темы настоящего исследования сфера его конкретизирована – это органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
С учетом изменения законодательства основной акцент применительно к задачам прокурорского надзора государство сделало на соблюдении прав и свобод человека, то есть акцент сместился с интересов государства на интересы человека.
Прокурорский надзор имеет свои пределы, которые определены в законе. В первую очередь предел – это недопустимость выполнения функций иных государственных органов. Прокурорский надзор не осуществляется систематически и параллельно к существующим видам контроля. Помимо этого, пределы – это круг полномочий, который конкретизирован в законе, круг возможных способов реагирования. В определенной мере как пределы осуществления прокурорского надзора можно рассматривать и сужение круга нормативных правовых актов, на основании которых осуществляется прокурорский надзор, и принимаются меры прокурорского реагирования. Основных законов три – это Конституция РФ, федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Все иные акты, в том числе ведомственные, разного рода приказы и инструкции, вторичны.
Органы прокуратуры, осуществляя надзор в отношении осуществления оперативно-розыскной деятельности, обязаны реагировать на нарушения и на сообщения о нарушениях законов. В целом законность указанной деятельности прокуроры не проверяют. В этом проявляется специфика прокурорского надзора и его пределов.
По результатам проведенного исследования сделан вывод о том, что полномочия прокуроров в части истребования сведений о о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, должны быть ограничены.
Для этого предлагается абзац второй статьи 21 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» дополнить после слов «порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий» новым положением в следующей редакции:
«Органы прокуратуры не вправе истребовать у руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию, если в них содержится указание на псевдоним внедренных лиц и негласных сотрудников органов, осуществляющих оперативно розыскную деятельность. Под псевдоним для целей регулирования правоотношений в соответствии с настоящим федеральным законом понимается вымышленное имя или иное обозначение, используемое для идентификации конкретного лица. Псевдоним относится к категории персональных данных, сообщение которых третьим лицам допускается только с согласия лица, которому присвоен псевдоним».
Для того, чтобы исключить возможные разночтения и разное толкование, положения пункта 1 статьи 3 федерального закона «О персональных данных» предлагается изложить в новой редакции:
«1) персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе псевдоним;».
Действующее законодательство нуждается в изменении и в части расширения полномочий прокуроров при осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что расширение полномочий прокуроров за счет закрепления за ними обязанности санкционирования оперативно-розыскных мероприятий, нецелесообразно.
Более правильным будет закрепление в нормах права положения об обязательности уведомления прокуроров о принятии решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также о направлении в суд материалов для санкционирования тех мероприятий, которые предполагают получение судебного решения.
Подобные работы
- НАДЗОРНЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2023 - Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия при расследовании уголовных дел
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Обеспечение законности дознания в сокращенной форме средствами прокурорского надзора
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1700 р. Год сдачи: 2018 - Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Дипломные работы, ВКР, оперативно-розыскная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2013 - Прокурорский надзор за исполнением органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие (Алтайский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2019 - Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за деятельностью в сфере расследования преступлений
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Несанкционированные оперативно-розыскные мероприятия (Кемеровский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, оперативно-розыскная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2021 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-
РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017



