ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 7
1.1 Ретроспективный анализ становления и развития прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 7
1.2 Понятие и задачи прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 18
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 30
2.1 Пределы осуществления прокурорского надзора: правовое регулирование и проблемы реализации 30
2.2 Направления совершенствования правового регулирования прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Цель исследования – проведение комплексного анализа прокурорского надзора в отношении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели, необходимо решить следующие задачи:
провести ретроспективный анализ становления и развития прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
охарактеризовать понятие и задачи прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
проанализировать пределы осуществления прокурорского надзора, его правовое регулирование и выявить проблемы реализации;
определить направления совершенствования правового регулирования прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Предмет исследования – теоретические воззрения в отношении прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, законодательство России, как современное, так и утратившее силу, правовые позиции высших судов, статистические данные, а также судебная правоприменительная практика.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительно-правовой, метод анализа и иные методы научного познания, которые способствовали всестороннему исследованию поставленных вопросов.
Формально-логический метод позволяет выстроить логические умозаключения для обоснования суждений. Сравнительно-правовой метод был использован при анализе законодательства для целей выявления сущностных признаков и особенностей прокурорского надзора, наряду с методом анализа.
Теоретическая основа исследования включает как учебную литературу, так и монографические и диссертационные исследования, а также научные исследования, публикуемые в периодической печати. Среди авторов, исследовавших вопрос осуществления прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, можно выделить таких, как О.Д. Жук, О.С. Капинус, С.Г. Кехлеров, А.А. Попов, А.Ф. Смирнов. Интересна и заслуживает внимания работа А.В. Колесникова, хотя она посвящена более узкой теме – прокурорскому надзору за исполнением законов при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений против личности, совершенных в условиях неочевидности .
На уровне учебной литературы вопросы прокурорского надзора проработаны в работах А,В. Акчурина, И.И. Головко, Л.В. Головко, А.А. Попова, С.И. Коряченцевой, Д.М. Плугарь. Данные исследования были использованы как источники базовых данных при проведении исследования в связи с написанием настоящей работы.
Вопросам прокурорского надзора в отношении оперативно-розыскной деятельности и органов, которые ее осуществляют, посвящено достаточно много исследований, публикуемый в периодических изданиях. Среди авторов, чьи работы были изучены, можно выделить В.А. Баранову, О.В. Воронина, Н.А. Бариева, В.Е. Горюнова, Г.В. Дытченко, Б.В. Макеева, Н.А. Патрушева.
Нормативная основа исследования – это законодательство России, как действующие, так и утратившие силу нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление прокурорского надзора в отношении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Эмпирическую основу исследования составили правовые позиции высших судов – Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, а также судебная правоприменительная практика, статистические данные органов прокуратуры.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы как самостоятельно, в качестве основы для проработки изменений в действующее законодательство в части осуществления прокурорского надзора за органами осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, так и в качестве основы для последующих научных исследований.
Настоящая работа включает в себя введение, основную часть, разделенную на две главы, заключение и список использованных источников.
Обобщая результаты исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, можно сделать следующие итоговые выводы.
Прокурорский надзор в отношении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, прошел длительный путь становления и развития. Правовое регулирование в этой сфере начало активно развиваться только в девятнадцатом веке при проведении ряда реформ, хотя начало было положено еще при проведении реформ Петром I.
Изначально прокурорский надзор в исследуемой сфере был ориентирован исключительно на проверку законности, обеспечение ее соблюдения. Трансформация прокурорского надзора произошла в советский период времени, когда прокуроры, не входя в структуру следствия и дознания, осуществляли фактическое руководство, будучи наделенными неограниченными полномочиями. Специфика советского времени стала причиной того, что прокурорский надзор был ориентирован исключительно на обвинение, а не на объективность. Ситуация сохранялась на протяжении десятилетия после распада советского государства, то есть понадобилась длительная перестройка, изменение воззрений на уголовный процесс в целом.
Проведенный анализ позволил сделать вывод, что правовое регулирование надзора в отношении оперативно-розыскной деятельности было проработано уже только в законодательстве Российской Федерации, а ранее данный вид деятельности практически не регулировался на уровне законов. Осуществление надзора в отношении оперативно-розыскной деятельности и ранее, и в настоящее время, ограничено вследствие определения ее как имеющую элементы государственной тайны, что исключает свободных доступ к сведениям о проведении и результатах негласных оперативно-розыскных мероприятий.
Прокурорский надзор, с учетом действующего современного законодательства, представляет собой вид деятельности государственных органов, наделенных специальными полномочиями, а именно: органов прокуратуры. Цель прокурорского надзора – это обеспечение соблюдения законности. В отношении прокурорского надзора в рамках темы настоящего исследования сфера его конкретизирована – это органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
С учетом изменения законодательства основной акцент применительно к задачам прокурорского надзора государство сделало на соблюдении прав и свобод человека, то есть акцент сместился с интересов государства на интересы человека.
Прокурорский надзор имеет свои пределы, которые определены в законе. В первую очередь предел – это недопустимость выполнения функций иных государственных органов. Прокурорский надзор не осуществляется систематически и параллельно к существующим видам контроля. Помимо этого, пределы – это круг полномочий, который конкретизирован в законе, круг возможных способов реагирования. В определенной мере как пределы осуществления прокурорского надзора можно рассматривать и сужение круга нормативных правовых актов, на основании которых осуществляется прокурорский надзор, и принимаются меры прокурорского реагирования. Основных законов три – это Конституция РФ, федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Все иные акты, в том числе ведомственные, разного рода приказы и инструкции, вторичны.
Органы прокуратуры, осуществляя надзор в отношении осуществления оперативно-розыскной деятельности, обязаны реагировать на нарушения и на сообщения о нарушениях законов. В целом законность указанной деятельности прокуроры не проверяют. В этом проявляется специфика прокурорского надзора и его пределов.
По результатам проведенного исследования сделан вывод о том, что полномочия прокуроров в части истребования сведений о о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, должны быть ограничены.
Для этого предлагается абзац второй статьи 21 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» дополнить после слов «порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий» новым положением в следующей редакции:
«Органы прокуратуры не вправе истребовать у руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию, если в них содержится указание на псевдоним внедренных лиц и негласных сотрудников органов, осуществляющих оперативно розыскную деятельность. Под псевдоним для целей регулирования правоотношений в соответствии с настоящим федеральным законом понимается вымышленное имя или иное обозначение, используемое для идентификации конкретного лица. Псевдоним относится к категории персональных данных, сообщение которых третьим лицам допускается только с согласия лица, которому присвоен псевдоним».
Для того, чтобы исключить возможные разночтения и разное толкование, положения пункта 1 статьи 3 федерального закона «О персональных данных» предлагается изложить в новой редакции:
«1) персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе псевдоним;».
Действующее законодательство нуждается в изменении и в части расширения полномочий прокуроров при осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что расширение полномочий прокуроров за счет закрепления за ними обязанности санкционирования оперативно-розыскных мероприятий, нецелесообразно.
Более правильным будет закрепление в нормах права положения об обязательности уведомления прокуроров о принятии решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также о направлении в суд материалов для санкционирования тех мероприятий, которые предполагают получение судебного решения.
1. Рекомендация № CM/Rec(2019)2 Комитета министров Совета Европы «О защите информации, связанной со здоровьем» от 27.03.2019 // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. 2019. № 12.
Нормативные правовые акты и акты судебных органов
2. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (ч. I). Ст. 5496.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 11.06.2022) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
6. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (ред. от 04.08.2022) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 41. Ст. 8220-8235.
7. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 28.06.2022) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
8. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3451.
9. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24.11.1917 «О суде». Документ утратил силу // СУ РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.
10. Постановление ВЦИК от 25.05.1922 «Об Уголовно-Процессуальном Кодексе» (вместе с Уголовно-Процессуальным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.). Документ утратил силу // СУ РСФСР. 1922. № 20-21. Ст. 230.
11. Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 28.05.1922 года «Положение о прокурорском надзоре». Документ утратил силу // СУ РСФСР. 1922. № 36. Ст. 424.
12. Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 15.02.1923 «Об утверждении Уголовно-Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с Уголовно-Процессуальным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.) (ред. от 31.01.1958). Документ утратил силу // СУ РСФСР. 1923. № 7. Ст. 106.
13. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик от 05.12.1936. Документ утратил силу // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. № 283.
14. Указ Президиума ВС СССР от 24.05.1955 «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР». Документ утратил силу // Ведомости ВС СССР. 1955. № 9. Ст. 222.
15. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27.10.1960 (ред. от 27.08.1993). Редакция не действует. Документ утратил силу // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592.
16. Закон СССР от 30.11.1979 № 1162-X «О прокуратуре СССР». Документ утратил силу // Ведомости ВС СССР. 1979. № 49. Ст. 843.
17. Закон РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Редакция не действует // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
18. Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 34. Ст. 4368.
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «Агора», межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал», международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг «Забайкальский правозащитный центр», регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2015. № 2.
Судебная и иная правоприменительная практика
20. Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.04.2020 № 16-1667/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Результаты деятельности органов прокуратуры Российской Федерации / Генеральная прокуратура Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result (дата обращения 27.09.2022).
Литература
22. Акчурин А.В. Прокурорский надзор в схемах : учебное пособие / А.В. Акчурин, С.В. Легостаев. Москва: Проспект, 2020. 96 с.
23. Баранова В.А. Понятие, признаки, значение прокурорского надзора / В.А. Баранова // Colloquium-Journal. 2019. № 16-7 (40). С. 15-16.
24. Бариев Н.А. Прокурорский надзор как особая форма государственного контроля за ОРД / Н.А. Бариев // Государство и общество: актуальные вопросы взаимодействия. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с Международным участием. Казань, 2022. С. 13-16.
25. Воронин О.В. О сущности современного прокурорского надзора / О.В. Воронин // Уголовная юстиция. 2018. № 11. С. 183-189.
26. Воронин О.В. О современном понимании понятий «правовые средства прокурорского надзора» и «формы реализации правовых средств прокурорского надзора» // Вестник Томского государственного университета. Право. 2021. № 39. С. 5-14.
27. Горюнов В.Е. Понятие и содержание прокурорского надзора за обеспечением прав личности при расследовании преступлений / В.Е. Горюнов, Д.В. Дмитриева // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. № 3 (22). С. 69-75.
28. Дытченко Г.В. Предпосылки возникновения и развития прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности / Г.В. Дытченко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. С. 76-81.
29. Ковалева Е.А. История возникновения и функционирования прокурорского надзора за предварительным следствием / Е.А. Ковалева // Новый юридический вестник. 2020. № 8 (22). С. 1-3.
30. Колесников А.В. Прокурорский надзор за исполнением законов при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений против личности, совершенных в условиях неочевидности : дис. канд. юр. наук / А.В. Колесников. Москва, 2017. 214 с.
31. Кругликов А.П. Процессуальное руководство прокурором уголовным преследованием от имени государства – принцип уголовного судопроизводства / А.П. Кругликов, И.А. Бирюкова // Законность. 2019. № 2. С. 38-42.
32. Курганская А.С. История возникновения и развития прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия / А.С. Курганская // Молодой ученый. 2022. № 4 (399). С. 207-211.
33. Курс уголовного процесса / Под ред. д.ю.н., проф. Л.В. Головко. – 2-е изд., испр. М.: Статут, 2017. 1280 с.
34. Лавров В.В. Прокуратура Российской Империи в документах. 1722-1917 : хрестоматия / В.В. Лавров, А.В. Еремин, Н.М. Иванова ; под ред. Г.В. Штадлера. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. 172 с.
35. Макеев Б.В. Деятельность органов прокуратуры и суда по расследованию уголовных дел о контрреволюционных преступлениях в 1937-1938 гг. (по материалам Западной и Смоленской областей) : автореф. дис. канд. историч. наук / Б.В. Макеев. Брянск, 2007. 23 с.
36. Насонов А.А., Насонова О.А. Понятие и структура реализации прокурорского надзора за деятельностью правоохранительных органов // Вестник Удмуртского университета. 2021. Т. 31. № 4. С. 681-689.
37. Никитин Е.Л. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности : курс лекций для бакалавриата / Е.Л. Никитин, Г.В. Дытченко. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. 144 с.
38. Патрушев Н.А. Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД / Н.А. Патрушев // Академическая мысль. 2019. № 1 (6). С. 132-138.
39. Попов А.А. Организация прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия : дис. канд. юрид. наук / А. А. Попов. Москва, 2020. 216 с.
40. Прокурорская проверка. Методика и тактика проведения: учебное пособие / Е.А. Бурмистрова, И.И. Головко, Г.В. Дытченко и др.; под ред. О.Н. Коршуновой. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юстиция, 2019. 408 с.
41. Прокурорский надзор : учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. А.Ф. Смирнова, А.А. Усачева. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 454 с.
42. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и законностью правовых актов : учебное пособие / И.И. Головко, С.И. Коряченцева, Д.М. Плугарь. Санкт- Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2017. 100 с.
43. Савченко А.Е. Предмет и пределы прокурорского надзора за деятельностью органов следствия и дознания // E-Scio. 2021. № 11 (62). С. 11-16.
44. Цицинская Ю.И. Пределы прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних // Моя профессиональная карьера. 2019. Т. 1. № 6. С. 129-131.
45. Чечетин А.Е. О совершенствовании прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (79). С. 134-139.
46. Шепелева Л.Р. Прокурорский надзор за исполнением законов, его сущность и пределы осуществления // Молодой ученый. 2022. № 7 (402). С. 122-123.