Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №105811

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2020
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы методического обеспечения управления развитием интереса к иностранному языку в начальной школе 11
1.1 Управление развитием интереса к иностранному языку в начальной школе как педагогическая проблема 11
1.2 Методическое обеспечение управления развитием интереса к иностранному языку в начальной школе 21
Глава 2 Экспериментальная работа по апробации методического обеспечения управления развитием интереса к иностранному языку в начальной школе 37
2.1 Выявление уровня управления развитием интереса к иностранному языку у детей в начальной школе 37
2.2 Организация и содержание работы по методическому обеспечению управления развитием интереса к иностранному языку в начальной школе 53
2.3 Выявление динамики в уровне управления развитием интереса к иностранному языку в начальной школе 62
Заключение 73
Список используемой литературы 75
Приложение А Список детей и преподавателей, участвующих в эксперименте 83
Приложение Б Выявление уровня интереса к изучению иностранного языка младших школьников 84
Приложение В Программа «Повышение готовности преподавателей к развитию интереса у младших школьников к иностранному языку» 85
Приложение Г Анкета на готовность преподавателей к развитию у младших школьников интереса к иностранному языку 87
Приложение Д Анкета для родителей (анонимная) 88

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне продиктована тем, что современный рост межкультурных контактов во всех сферах жизни социума, начиная от обучения по обмену до туристических поездок, существенно повлиял на роль иностранного языка. Владение иностранным языком это одно из условий успешности современного человека в обществе. Этим и вызван запрос родителей в услугах развития у детей в начальной школе интереса к изучению иностранного языка.
Актуальность на научно-теоретическом уровне продиктована тем, что при существующей потребности в развитии у школьников интереса к иностранному языку недостаточно разработан данный вопрос в теории управления данным процессом. Очевидно, век «поколения альфа» (дети, рожденные после 2010 года) требует современных подходов к управлению в образовании. Руководящему составу образовательной организации необходимо представлять, насколько расширятся возможности развития у школьников интереса к иностранному языку посредством современных подходов к управлению этим процессом.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью создания методического обеспечения, которое могло быть способствовать эффективному управлению процесса развития интереса к иностранному языку в начальной школе.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в учреждениях выявил следующие противоречия:
• между пониманием современной роли иностранного языка в социуме и недооцениваем потенциальных возможностей в развитии интереса у детей начальной школы к его изучению;
• между существующей потребностью в развитии у школьников интереса к иностранному языку и недостаточным использованием современных подходов к управлению этим процессом;
• между необходимостью управления процессом деятельности педагогов по развитию интереса к иностранному языку у младших школьников и недостаточной разработкой методического обеспечения данного процесса.
Следуя за необходимостью разрешения данных противоречий в теории и практике современного дошкольного образования, была сформулирована проблема исследования: каким должно быть методическое обеспечение управления развитием интереса к иностранному языку в начальной школе?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать методическое обеспечение управления развитием интереса к иностранному языку в начальной школе.
Объект исследования: управление развитием интереса к иностранному языку в начальной школе.
Предмет исследования: методическое обеспечение управления развитием интереса к иностранному языку в начальной школе.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что качественное изменение процесса управления развитием интереса к иностранному языку в начальной школе возможно благодаря методическому обеспечению, если:
• содержание его определено с учетом современных требований к образовательному процессу: развитию интереса к изучению иностранного языка в начальной школе; готовностью педагогов к осуществлению образовательного процесса по развитию интереса к иностранному языку в начальной школе; использованию компьютерных технологий в педагогическом процессе;
• методическое обеспечение представлено программой повышения готовности преподавателей к развитию интереса у младших школьников к иностранному языку, мероприятиями с детьми (заданиями - упражнениями и коммуникативными играми) на развитие языкового интереса у детей начальной школы и;
• процесс разработки и внедрения методического обеспечения осуществляется творческой группой с учетом положительного опыта данного образовательного учреждения.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, уточнить содержание понятия «методическое обеспечение управления развитием интереса к иностранному языку в начальной школе».
2. Разработать критериально-диагностический аппарат и изучить состояние педагогической практики по методическому обеспечению управления развитием интереса к иностранному языку в начальной школе.
3. Разработать содержание методического обеспечения управления развитием интереса к иностранному языку в начальной школе.
4. Экспериментально проверить влияние методического обеспечения на управление развитием интереса к иностранному языку в начальной школе.
Теоретическую основу исследования составили:
• теории, раскрывающие сущность и специфику управления образовательным процессом (Л.В. Щерба, Д.Н. Большакова, М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури, В. Зигерт, Л. Ланг);
• теории, отражающие процесс развития интереса к иностранному языку в начальной школе (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, А.В. Никитенко, О.Д. Ушакова);
• подходы к общетеоретическим вопросам менеджмента в образовании (В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, В.П. Симонов, Я. Зеленевский, Ч. Бернард);
• исследования развития интересов детей в образовательной среде (А.О. Пирожкова, А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков);
• исследования управления образовательным процессом на уроках иностранного языка (М. Вудкок, Д. Френсис Л.В. Щерба, Д.Н. Большакова, Ж. Парретт).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ и обобщение методической литературы по исследуемой проблеме);
• эмпирические (наблюдение, беседа с педагогами, тестирование, анкетирование, диагностические задания);
• методы обработки данных (качественный и количественный анализы) результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в МБУ «Школа №16». Выборка составила 20 детей и 5 педагогов.
Исследование проводилось в три этапа. Основные этапы исследования:
На первом этапе (поисково-ориентировочном, сентябрь 2018 - февраль 2019 гг.) - анализировалась психолого-педагогическая, учебно-методическая литература по проблеме методического обеспечения управления образовательным процессом развития интереса к изучению иностранного языка, были определены объект, цель, гипотеза и задачи исследования
На втором этапе (экспериментальном, март 2019 - февраль 2020 гг.) - проведение психолого-педагогического эксперимента: рассматривалась проблема в теории и практике, рассматривались основные положения методического обеспечения. Составление анкет, специализированных заданий, подборка тестов, публикации материалов исследования.
На третьем этапе (экспериментально-обобщающем, март 2020 - май 2020) - проведение сравнительного анализа результатов контрольного эксперимента работы. Проверка эффективности методического обеспечения управления образовательным процессом развития интереса к иностранному языку. Обобщение результатов исследования, а также в этот период публиковались материалы исследования, автор учувствовал в научно-практических конференциях. Завершение литературного оформления диссертации.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методического обеспечения: программа повышения готовности преподавателей к развитию интереса у младших школьников к иностранному языку; задания на развитие языкового интереса у детей начальной школы; картотека коммуникативных игр, позволяющего управлять образовательным процессом развития интереса к иностранному языку в начальной школе.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «методическое обеспечение управления развитием интереса к иностранному языку в начальной школе», которое включает разработку содержания, организацию и управление развитием интереса к иностранному языку в начальной школе; в определении критерий, показателей уровня управления развитием интереса к иностранному языку у детей в начальной школе.
Практическая значимость исследования заключается в использовании на практике критериально-диагностического аппарата, позволяющего изучать состояние методического обеспечения управления развитием интереса к иностранному языку в начальной школе; программы повышения готовности преподавателей к развитию интереса у младших школьников к иностранному языку, заданий и коммуникативных игр на развитие языкового интереса у детей начальной школы, которые могут быть использованы и в организациях дополнительного образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования основных положений и выводов исследования подтверждается теоретическим обоснованием проблемы с опорой на общенаучные положения в образовательной среде, менеджмента, педагогики и психологии; адекватностью и комплексностью теоретических и опытно-поисковых методов исследования, соответствующих предмету, задачам, цели, научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведения исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния данной проблемы, а также в разработке и апробации программы повышения готовности преподавателей к развитию интереса у младших школьников к иностранному языку.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на научно-исследовательском семинаре, представлены в отчетах по научно-исследовательской работе. Также исследования нашли свое отражение в четырех публикациях, которые опубликованы в журнале «Карельский научный журнал», сборнике «Проблемы образования на современном этапе» (по материалам студенческой научно-практической конференции «Дни науки» в ТГУ, 12 апреля 2019 г.). Также результаты исследования докладывались на
Всероссийской научно-практической конференции «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики» (19 ноября 2019 г.).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Методическое обеспечение управления развитием интереса к иностранному языку в начальной школе - это процесс взаимодействия педагога и творческой группы, который реализуется путем совместной поэтапной деятельности, направленной на разработку методического обеспечения и его внедрения в практику деятельности учителей иностранного языка, с целью развития у детей начальной школы интереса к изучению иностранного языка.
2. Показатели и уровни состояния методического обеспечения управления развитием интереса к иностранному языку в начальной школе характеризуются: оценкой уровня развития интереса у детей начальной школы к иностранному языку; оценкой уровня готовности педагогов к развитию у детей интереса к иностранному языку и состоянием учебно-методической документации по развитию интереса у детей начальной школы к иностранному языку.
3. Методическое обеспечение управления развитием интереса к иностранному языку обеспечивается организационными процессами, направленными на развитие интереса у детей начальной школы к иностранному языку (факультативы и коммуникационные игры) на и готовность педагогов (семинары, тренинги) осуществлять данный процесс.
Структура диссертации обусловлена логикой и последовательностью решения задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы (82 источников), 5 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью проведенного исследования было разработать и экспериментально апробировать методическое обеспечение управления развитием интереса к иностранному языку в начальной школе. Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы.
1. Теоретический анализ проведенных исследований позволил определить основные требования к современному учителю иностранного языка в начальной школе. Было выявлено, что проблема методического обеспечения управления образовательным процессом развития интереса к иностранному языку является актуальной в педагогической теории для образовательных организаций и требует дальнейшего теоретического осмысления. Уточнено и конкретизировано понятие: «Методическое обеспечение управления развитием интереса к иностранному языку в начальной школе - это процесс взаимодействия педагога и творческой группы, который реализуется путем совместной поэтапной деятельности, направленной на разработку методического обеспечения и его внедрения в практику деятельности учителей иностранного языка, с целью развития у детей начальной школы интереса к изучению иностранного языка».
2. Показатели и уровни состояния методического обеспечения управления развитием интереса к иностранному языку в начальной школе характеризуются: оценкой уровня развития интереса у детей начальной школы к иностранному языку; оценкой уровня готовности педагогов к развитию у детей интереса к иностранному языку и состоянием учебно - методической документации по развитию интереса у детей начальной школы к иностранному языку.
3. Методическое обеспечение управления образовательным процессом развития интереса у детей к иностранному языку определено с учетом современных требований к образовательному процессу: развитию интереса к изучению иностранного языка в начальной школе; готовностью педагогов к осуществлению образовательного процесса по развитию интереса к иностранному языку в начальной школе; использованию компьютерных технологий в педагогическом процессе. Методическое обеспечение представлено программой повышения готовности преподавателей к развитию интереса у младших школьников к иностранному языку (семинары «Документационное обеспечение образовательного процесса», «Задания для мотивации детей к изучению иностранного языка», тренинги «Профессиональная ИКТ-компетентность учителя иностранного языка начальной школы», «Использованием ИКТ в обучении детей иностранному языку», круглый стол, факультатив «Игры для развития коммуникативных навыков детей»), мероприятиями с детьми (заданиями - упражнениями и коммуникативными играми) на развитие языкового интереса у детей начальной школы.
Работа по реализации методического обеспечения управления образовательным процессом развития интереса к иностранному языку у детей в начальной школе привела к качественным изменениям в образовательном процессе. Уровень интереса детей на уроках иностранного языка возрос на 25 %.
Таким образом, гипотеза исследования нашла своё подтверждение. Задачи исследования решены. Цель исследования достигнута.


1. Авдулова Т. П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника. Учебное пособие. М. : Владос, 2014. 552 с.
2. Аверченков В. И. Инновационный менеджмент : учеб. пособие. Брянск : БГТУ, 2012. 892 с.
3. Акулова О. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. М. : Каро, 2008. 362 с.
4. Алексеева Т. В. Компетентность как основа развития потенциала менеджера образования. М. : LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 394 с.
5. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М. : Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 2015. 260 с.
6. Ариян М. А. Основы общей методики преподавания иностранных языков: теоретические и практические аспекты: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : АСТ: Восток-Запад, 2008. 253 с.
7. Арябкина И. В. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода. М. : Флинта, 2010. 154 с.
8. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М : Просвещение, 2015. 195 с.
9. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 2010. 310 с.
10. Багдасарова С. К. Психология и педагогика. М. : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2016. 320 с.
11. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
12. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности к самообразованию. М. : Просвещение, 2015. 207 с.
13. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемного обучения. М. : 2013. 217 с.
14. Вилькеев Д. В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. Казань : Изд-во КГУ, 2013. 176 с.
15. Вишнякова В. Ф. Компетенции и образование. Модели, методы, технологии. Часть 1 [Электронный ресурс]: монография. Электрон. Текстовые данные. М. : Перо, Центр научной мысли, 2012. 187 с. URL: http://www.iprbookshop.ru/8984
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ