Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития речи детей раннего возраста
1.1Психолого-педагогические аспекты развития речи детей раннего возраста
1.2Художественная литература и фольклор как средство
активизации речи детей раннего возраста
Глава 2 Экспериментальная работа по активизации речи детей 2-3 лет посредством художественной литературы и фольклора
2.1Выявление уровня развития активной речи детей 2-3 лет
2.2Содержание, формы и методы работы по активизации речи
детей 2-3 лет посредством художественной литературы и фольклора
2.3Выявление динамики развития активной речи детей 2-3 лет
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Список детей экспериментальной выборки
Приложение Б Количественные результаты констатирующего эксперимента
Развитие речи - одна из важнейших задач педагогики раннего детства, реализация которой обеспечивает своевременное психическое развитие детей раннего возраста. В возрастной период от рождения до трех лет, обозначенный учеными как сензитивный для овладения речью, происходит формирование основных компонентов языка: лексико-грамматического, фонетико-фонематического.
В тесной связи с развитием речевой функции находится развитие графомоторных навыков, навыков самообслуживания, а также таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление. Овладение речью совершенствует все виды детской деятельности и социализацию ребенка (в частности, его отношения с окружающими взрослыми и другими детьми). Если же в первые три года не будет уделено должного внимания развитию речи ребенка, то в дальнейшем потребуются серьезные усилия для компенсации упущенного.
Таким образом, своевременное комплексное воздействие на развитие речи детей раннего возраста, обеспечивает определенный потенциал в полноценном развитии личности на ранних этапах, что определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
Проблеме развития речи детей раннего возраста посвящены исследования А.Н. Гвоздева, Н.Х. Швачкина, Ф.А. Сохина, Е.К. Кавериной, Л.С. Славиной, М.И. Поповой и других.
Н.Х. Швачкин рассматривал восприятие звуковой стороны речи, развитие фонематического слуха у детей раннего возраста; А.Н. Гвоздев и Ф.А. Сохин изучали усвоение грамматического строя русского языка в раннем детстве; Л.С. Славина исследовала возникновение у детей понимания и слушания речи взрослого; предметом изучения М.Г. Елагиной является становление коммуникативной функции слова у ребенка раннего возраста.
В данных исследованиях подчеркивается, что речевая деятельность представляет собой сложный процесс взаимодействия детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками, осуществляемый с помощью материальных и языковых средств.
Результатом исследований отечественных ученых также явилось создание методики развития речи детей раннего возраста, которая за последние десятилетия значительно обогатилась, благодаря исследованиям М.И. Лисиной, И.М. Кононовой, В.В. Гербовой, Л.И. Павловой и других.
В настоящее время большинство исследователей признают ведущую роль обучения в освоении норм родного языка и функций речи детьми раннего возраста. В методике представлены условия, методы и приемы развития каждой стороны речи детей раннего возраста, обозначена роль специально организуемых форм работы (игры-занятия) и других средств развития речи, среди которых представлены и средства художественной литературы.
Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
Е.А. Флерина подчеркивала роль детской книги в воспитании детей, определила требования к подбору художественной литературы и считала, что следует учитывать особенности детской аудитории.
Ряд работ Р.С. Жуковской посвящается художественной литературе. Она утверждала, что чтение одного произведения несколько раз способствует более глубокому пониманию его содержания, влияет на запоминание текста, повышает к нему интерес.
В традиционной методике обозначена роль художественной литературы как средства развития речи детей раннего возраста, однако не представлено конкретных рекомендаций по ее использованию: не
обозначены формы работы, не выделены методы работы с художественной литературой, не структурирован художественно-речевой материал, который может быть использован с целью активизации речи детей раннего возраста.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
-важностью проблемы развития речи детей раннего возраста;
-выбором художественной литературы в качестве средства развития речи детей раннего возраста.
-недостатком научно-методических разработок, рассматривающих использование художественной литературы в развитии речи детей раннего возраста.
Наряду с пониманием актуальности можно выделить и противоречие между признанным в науке значением художественной литературы и фольклора в развитии речи детей раннего возраста и бессистемным ее использованием в практике образовательной работы с детьми раннего возраста.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования: каковы потенциальные возможности художественной
литературы и фольклора в активизации речи детей 2-3 лет в условиях дошкольной образовательной организации?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность активизации речи детей 2-3 лет посредством художественной литературы и фольклора.
Объект исследования - процесс развитие речи детей раннего возраста.
Предмет исследования - художественная литература и фольклор как средство активизации речи детей 2-3 лет.
Гипотеза исследования. Процесс активизации речи детей 2-3 лет посредством художественной литературы и фольклора будет результативен, если:
-отобран и структурирован художественно-речевой материал в соответствии с задачами развития речи детей 2-3 лет;
-традиционное содержание работы по развитию речи детей 2-3 лет дополнено организацией целенаправленного восприятия литературных и фольклорных произведений.
Исходя из выдвинутой гипотезы, в нашем исследовании были поставлены и решались следующие задачи:
1.Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи детей раннего возраста.
2.Выявить актуальный уровень развития речи детей 2-3 лет.
3.Обосновать и экспериментально проверить возможности художественной литературы и фольклора как средства развития речи детей 23 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические методы исследования (анализ психологической, педагогической и методической литературы); эмпирические методы исследования (беседа, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных).
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени А.А. Климова п.г.т. Петра Дубрава структурное подразделение «Детский сад Созвездие» муниципального района Волжский Самарской области.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили:
-подход О.В. Елецкой, Е.Ю. Вареницы, В.В. Гербовой, Г.М. Ляминой к определению понятия «развитие речи детей раннего возраста»;
-положение Е.А. Флериной о роли художественной литературы в развитии детей;
-положение О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Н.В. Гавриш о восприятии детьми произведений художественной литературы в единстве содержания и художественной формы;
- положение Ф.А. Сохина о подражании как факторе речевого развития.
Новизна исследования: определена возможность активизация речи детей 2-3 лет посредством художественной литературы и фольклора; выделены принципы организации данного процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования: уточнено понятие
«активизация речи детей 2-3 лет», определяемое нами как процесс стимулирования речевой деятельности, предполагающий развитие понимаемой, активной речи и овладение экспрессивными средствами речи, во взаимодействии ребенка с окружающими людьми, осуществляемый с помощью материальных и языковых средств.
Практическая значимость исследования: экспериментально
апробированные содержание, формы и методы работы могут быть использованы в дошкольной образовательной организации для стимулирования речи детей 2-3 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 источников). Текст работы содержит 15 рисунков, 2 таблицы, 2 приложения. Основной текст работы изложен на 54 страницах.
Результаты нашей экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и методического решения проблемы активизации речи детей 2-3 лет.
Ранний возраст - это период активного усвоения ребенком языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение речью в раннем возрасте является необходимым условием решения задач познавательного, социальнокоммуникативного развития детей в максимально сензитивный период.
Теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы позволил определить суть и рассмотреть структуру ключевых понятий («активизация речи детей раннего возраста», «средства художественной литературы»). Под активизацией речи детей 2-3 лет мы понимаем процесс стимулирования речевой деятельности, предполагающий развитие понимаемой, активной речи и овладение экспрессивными средствами речи, во взаимодействии ребенка с окружающими людьми, осуществляемый с помощью материальных и языковых средств.
Анализ методических пособий позволил выделить содержание, формы, методы и приемы, средства развития речи детей раннего возраста. В традиционной методике обозначена роль художественной литературы как средства развития речи детей раннего возраста, однако не представлено конкретных рекомендаций по ее использованию. В практике образовательной работы с детьми раннего возраста методика работы с художественной литературой недооценивается, средства художественной литературы и фольклора используются интуитивно и бессистемно.
Мы пришли к выводу, что традиционное содержание работы по развитию речи детей 2-3 лет необходимо дополнить организацией целенаправленного восприятия литературных произведений и фольклора.
Мы отобрали содержание, определили формы и методы активизации речи детей 2-3 лет на основе использования средств художественной литературы и фольклора.
Методика работы с детьми основывалась на научных подходах и исследованиях психологов, педагогов, лингвистов в области проблемы развития речи детей раннего возраста (Н.В. Гавриш, Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова).
Результаты экспериментальной работы доказали, что целенаправленное использование педагогами средств художественной литературы и фольклора: выразительное проговаривание, чтение фольклорных произведений (потешек, приговорок), стихотворений, небольших рассказов, рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, показ инсценировок в процессе непрерывной образовательной деятельности, а также в процессе проведения режимных моментов (утренней гимнастики, умывания, одевания), физминуток, подвижных игр, праздников, на прогулках (дневной и вечерней), - позволит эффективно решать задачи активизации речи детей 2-3 лет.
Проведенное исследование и экспериментальная разработка могут представлять интерес для практических работников дошкольного образования (воспитателей), а также родителей детей раннего возраста .
Однако изучение проблемы не ограничивается проведенным исследованием: вопрос организации работы с родителями по развитию речи детей 2-3 лет остался за рамками исследования и нуждается в дополнительном изучении.
1.Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учебное пособие. М. : Академия, 2005. 400 с.
2.Болховских Н. Возрастные особенности понимания текстов детьми-дошкольниками // Усвоение ребенком родного [русского] языка : Межвуз. сб. работ молодых авторов. СПб. : Акцидент, 2005. С. 16-19.
3.Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М. : Просвещение, 1924. 236 с.
4.Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. 2007. № 5. С. 45-49.
5.Ветрова В. В., Смиронова Е. О. Ребенок учится говорить. М. : Знание, 1988. С. 17.
6.Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. М. : Педагогика, 1981. С. 17-28.
7.Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М. : Просвещение, 1948. 120 с.
8.Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М. : Просвещение, 1949. Ч. I,II. 416 с.
9.Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение, 1989. 111 с.
10.Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. М. : Мозаика-Синтез, 2005. 56 с.
11.Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. М. : Мозаика-Синтез, 2005. 72 с.
12.Голубева Л. Г., Лещенко М. В., Печора Н. Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Под ред. В. А. Доскина, С. А. Козловой. М. : Академия, 2002. 192 с.
13.Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста - от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2007. 80 с.
14.Диагностика речевого развития дошкольников : Научно
методическое пособие / Под ред. О. С. Ушаковой. М. : РАО, 2007. 136 с.
15.Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред.
О. С. Ушаковой. М. : Просвещение, 2003. 271 с...