Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие читательского интереса у детей младшего школьного возраста

Работа №105756

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
1.1. Проблема развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Методические аспекты развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию читательского интереса у детей младшего школьного возраста
2.1 Выявление уровня сформированности читательского интереса у детей младшего школьного возраста 29
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию читательского интереса у детей младшего школьного возраста 39
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию читательского интереса у детей младшего школьного возраста 47
Заключение 56
Список используемой литературы и используемых источников 58
Приложение А Анкета для оценки активности чтения 65

Специфика сегодняшнего информационного общества создает условия для формирования такого явления, как клиповое мышление - фрагментарное поверхностное знание. Огромный поток информации, поступающий по коммуникативным каналам, ежедневно поступает в сознание человека, который оказывается не в состоянии его проанализировать, упорядочить и структурировать [5]. Социальные причины и феномен функционирования клипового мышления изучались Л.Ф. Блиновой [5], А. Моль [35], С.И. Симаковой [48] и другими.
Еще в 70-х годах прошлого века А. Моль писал: «Человеческий ум с его ограниченными возможностями восприятия становится в тупик перед огромной массой печатных материалов, и современный человек вынужден отказываться от большей части поступающих к нему сообщений» [35]. С тех пор прошло пятьдесят лет, а поток информации значительно увеличился и продолжает увеличиваться в геометрической прогрессии. Ученые считают, что именно это привело к тому, что книг читают все меньше: «Современное поколение, не обладая понятийным мышлением, которое, в свою очередь, опирается на логическую последовательность и причинно-следственные связи, с большим трудом способно читать и воспринимать длинные линейные тексты» [5]. Именно в младшем школьном возрасте, когда дети только приобщаются к культуре и формируют мировоззрение, их пластичная психика поддается влиянию информационной среды. Ребенок не видит никакого смысла в том, чтобы тратить силы на чтение книг, потому что привыкает к поверхностному ознакомлению с текстом. По этой причине уровень читательского интереса находится на очень низком уровне еще в младших классах, что затрудняет сам процесс обучения, препятствует формированию понятийного мышления, интеллектуального потенциала, духовно-нравственных ценностей ребенка. Во ФГОС НОО указано, что уже к 4 классу необходимо выполнить следующее: «Овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, хранения информации в словарях, уметь представить материал в табличном виде, дать возможность обучающемуся принимать в процессе обучения самостоятельные решения, нести за них ответственность и владеть обобщающими способами учебной деятельности» [54]. Отсутствие читательского интереса не представляет возможным выполнение данного пункта, так как школьник просто не сможет овладеть перечисленными навыками.
В Программе поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации подчеркивается, что чтение - это: «Важнейший способ освоения научного, профессионального и обыденного знания, базовой социально значимой информации, содержащейся в печатных и электронных книгах, журналах, газетах, различных документах, интернет-ресурсах, и первый по значимости источник социального опыта и освоения смыслов, накопленных человечеством. Чтение имеет первостепенное значение: для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности; для повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности всех членов общества, в том числе принимающих решения на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций; для формирования общекультурного потенциала страны; для повышения качества жизни. Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг (как в печатном, так и в электронном виде), является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка, формирования речевой культуры» [27]. Однако, как подчеркивается в Программе, несмотря на очевидную важность и незаменимость чтения, снижение интереса к нему наблюдается во всем мире.
Проблемой развития читательского интереса занимались многие отечественные ученые: К.Д. Ушинский [53], В.П. Вахтеров [7], П.О. Афанасьев [2], С.П. Редозубов [42], М.М. Рубинштейн [44], Н.Д. Молдавская [34], Л.С. Славина [50] и другие. Однако в современных условиях, в постоянно меняющемся и развивающемся обществе, появляется необходимость в актуализации уже созданных форм и методов работы, так как традиционные могут быть уже не эффективны.
Исследователи - Е.И. Голубева [14], В.П. Чудинова [58] - сходятся во мнении, что несформированность читательских интересов приводит к негативным и опасным последствиям: «В этот состоит реальная угроза родной речи: можно говорить о падении общей культуры ребенка, низком уровне грамотности речи, искажении, примитивизации, упрощении родного языка в общении. В процессе чтения активно происходит формирование личности, а также таких важных процессов высшей нервной деятельности как мышление, память, внимание, воображение. Читательский интерес понимается и воспринимается нами как один из важных критериев воспитания грамотного человека» [14].
В связи с этим прослеживается тема для исследования: Развитие читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: читательский интерес у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста путем использования комплекса заданий на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: процесс развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:
• учитывать в учебном процессе психолого-педагогические особенности развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста, их эмоциональное восприятие литературных произведений;
• применять современные подходы к развитию читательского интереса детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения: регулярно использовать в учебном процессе на уроках литературного чтения QR-коды, скрайб-видео, учебные приложения и задания, созданные на игровых онлайн платформах.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть современные подходы к развитию читательского интереса детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
3. Провести педагогический эксперимент по развитию читательского интереса у младших школьников.
4. При помощи педагогического эксперимента проверить эффективность методов развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Методы исследования:
• теоретические: анализ и синтез и научных работ по проблеме развития читательского интереса;
• эмпирические: анкетирование, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольные этапы, анализ результатов.
Практическая значимость. Методические материалы могут использоваться в учебном процессе начальной классы на уроках литературного чтения. В
База исследование. Внедрение результатов исследования проходило на базе МБУ «Школа №90» г. Тольятти.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В научной психолого-педагогической литературе читательский интерес младшего школьника рассматривается как один из важнейших составляющих развития познавательной активности. Читательский интерес - это сложное понятие, отражающее направление развития личности, её характера, понимание определенных нравственно-этических категорий, эстетического отношения к окружающей действительности и понимания ее через призму приобретенных знаний.
Однако при развитии интереса к чтению у младших школьников необходимо учитывать ряд факторов, включающих клиповое мышление (поверхностное чтение текстов), восприятие литературных произведений через эмоции и возрастные особенности школьников. Если не обращаться к этим особенностям и не учитывать их в процессе построения работы по формированию интереса к чтению, принятые меры не будут эффективными и не дадут желаемого результата. Интерес к чтению формируется во младшем школьном возрасте, и все уроки по литературному чтению должны проектироваться с учетом этого важного факта, так как это во многом закладывает фундамент для обучения в средней и старшей школе. Задания, предлагаемые к проведению на уроках литературного чтения, должны отличаться разнообразием видом деятельности, наполнены визуальной составляющей и включением современных информационно-коммуникативных технологий, например, использованием обучающих приложений на смартфонах младших школьников.
После изучения психолого-педагогической литературы в ходе исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой было проверить эффективность разработанного комплекса заданий, направленного на развитие интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения. В процессе формирующего эксперимента проведены уроки, куда включен комплекс из 11 заданий с применением QR- кодов, скрайб-видео, онлайн-тестирований, образовательных приложений, творческой направленности. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал, что работа, проделанная на этапе формирующего эксперимента, была эффективна. Уровень сформированности интереса к чтению повысился у 56 % учеников экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе лишь несколько младших школьников перешли на более высокий уровень сформированности интереса к чтению.
Все это позволяет сделать вывод о том, что разработанный и реализованный комплекс заданий, направленный на развитие интереса к чтению на уроках по литературному чтению, способствует более эффективному его развитию. Цель и поставленные задачи выполнены, гипотеза исследования подтверждена.


1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М. : Наука, 2001. 271 с.
2. Афанасьев П. О. Краткая методика родного языка. М. : Гиз, 1925. 343 с.
3. Бафоева Ф. Х. Чтение и грамотность учащихся в начальном классе как социальная проблема // Вопросы науки и образования. 2020. №3 (87). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/chtenie-i-gramotnost-uchaschihsya-v-
nachalnom-klasse-kak-sotsialnaya-problema (дата обращения: 21.02.2020).
4. Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1998. 280 c.
5. Блинова Л.Ф. Клиповое мышление // Инклюзия в образовании. 2016. № 4 (4). С.170-181.
6. Бодрова Н. А. Методика организации и проведения уроков внеклассного чтения по литературе в старших классах средней школы : диссертация ... кандидата педагогических наук. Куйбышев, 1967. 421 с.
7. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1987. 546 с.
8. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва, 1991. 231 с.
9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М. : Издательство ЭКСМО, 2004. 512 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Астрель, 2011. 342 с.
11. Галактионова Т.Г. Рекомендации учителю по успешному чтению: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2011. 88 с.
12. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен образования: автореф. дис. доктора пед. наук: 13.00.01/ Галактионова Татьяна Гелиевна. СПб, 2008, 39 с.
13. Гевлич С. «Объясняшки»: добраться до смысла — и передать другому // Метеор-Сити. 2017. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/obyasnyashki-dobratsya-do-smysla-i-peredat- drugomu (дата обращения: 22.02.2020).
14. Голубева Е.И. Поддержка семейного чтения - общая задача специалистов // Недетские проблемы детского чтения. URL: http://www.rusreadorg.rU/issues/chudinova/3.htm (дата обращения: 22.02.2020).
15. Голубь М. С. Современная сказка как средство развития речи дошкольников и воспитания читательских интересов // ПНиО. 2018. №3 (33). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sovremennaya-skazka-kak-sredstvo-
razvitiya-rechi-doshkolnikov-i-vospitaniya-chitatelskih-interesov (дата обращения: 21.02.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ