Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики

Работа №105743

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 8
1.1 Анализ проблемы развития логического мышления у детей младшего
школьного возраста 8
1.2 Условия развития логического мышления у детей младшего школьного
возраста на уроках математики 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 30
2.1 Исследование уровня развития логического мышления у детей младшего
школьного возраста 30
2.2 Реализация экспериментальной методики развития логического
мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики 39
2.3 Динамика развития логического мышления у детей младшего школьного
возраста на уроках математики 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указывается на то, что самым важным вызовом современной России является возрастание роли человеческого капитала как основного фактора социально-экономического развития. Поскольку основа человеческого капитала закладывается в начальной школе, то становится понятна неразрывная связь между решениями долгосрочных задач социально-экономического развития страны и успешной реализацией новых федеральных государственных образовательных стандартов (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).
Принципиальное отличие ФГОС НОО - это установка на формирование универсальных учебных действий, то есть переориентация образования на развитие психических процессов личности ребенка.
Значительным ресурсом в развитии ребенка обладает возраст от 7 до 10 лет, младший школьный возраст. Когда ребенок поступает в первый класс, все его логические процессы начинают претерпевать серьезные изменения. Многие отечественные и зарубежные психологи занимались исследованиями в области развития мышления детей младшего школьного возраста. Среди зарубежных исследований можно особо выделить труды Б. Инельдера, Ф. Тайсона, Ж. Пиаже. Отечественные психологи также внесли значимый вклад в разработку данной проблемы, среди них: П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн.
Суть проблемы заключается в том, что даже ученикам первого класса необходимы навыки логического анализа для полноценного усвоения учебного материала. Тем не менее, результаты психологических и педагогических исследований показывают, что даже ученики второго класса не владеют в полной мере логическими приемами, такими как выведение следствий, сравнение и др. Таким образом, можно сказать о том, что учителя начальной школы в большей степени используют упражнения тренировочного типа, которые основаны на подражании. Они практически не задействуют работу мышления. При таком подходе гибкость, глубина и критичность мышления развиваются в недостаточной степени.
Данное противоречие формулирует проблему необходимости создания особых педагогических условий на уроках математики для учеников начальной школы, чтобы эти условия позволили осуществить целенаправленную, эффективную и последовательную работу по формированию логического мышления у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявление и экспериментальная проверка возможностей развития логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
Объект исследования: содержание и условия развития логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
Предмет исследования: особенности развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе обучения на уроках математики во втором классе.
Гипотеза исследования: развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики будет эффективным, если:
- применить упражнения (активизировать, обогатить) в процессе обучения на уроках математики;
- структура и содержание упражнений развития детей младшего школьного возраста направлены на формирование и развитие у них логического мышления на уроках математики;
- задания процессуальной направленности, направленные на развитие логических операций.
Задачи исследования:
5) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.
6) Выявление уровня развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.
7) Разработка комплекса упражнения, которые направлены на развитие логического мышления учеников начальных классов.
8) Доказать эффективность условий реализации упражнений, направленных на развитие логического мышления на уроках математики.
Методы исследования:
1. Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования);
2. Эмпирические методы (тестовые материалы).
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в работе психолого-педагогических и социальных центров в работе по формированию логического компонента мышления у младших школьников. Результаты данного исследования позволили качественно улучшить процесс обучения и развить логическое мышление на уроках математики.
База исследования: НОЧУ «ЦО «Международная гимназия в Новых Вешках», г. Москва. В исследовании участвовало 15 учащихся 2-х классов.
Структура работы определяется задачами и логикой исследования, включает: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение, 3 таблицы, 6 диаграмм.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Первая часть проведенного исследования согласно поставленных задач заключалась в анализе психологической и педагогической литературы по проблеме развития мышления детей младшего школьного возраста. Помимо этого, нами были проанализированы особенности логического мышления детей данного возраста.
Результатом теоретического анализа стали следующие выводы. Во- первых, следует особо подчеркнуть, что младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал для развития ребёнка, как в физическом плане, так и в духовном.
Во-вторых, именно обучение является основой для образования важнейших психологических характеристик детей младшего школьного возраста: развития внутреннего плана действий и формирования произвольности психических процессов. Именно в результате обучения школьникам становятся доступны приёмы произвольного запоминания и воспроизведения. Впоследствии, именно благодаря им, дети научаются устанавливать смысловые взаимосвязи и логично частями излагать необходимый материал.
И, наконец, мы приходим к выводу, что возможности современного ребенка, гораздо, больше и шире, их нецелесообразно оценивать теми мерками, которые использовались ранее. Этот вывод подтверждается научными исследованиями педагогов и психологов.
Для более эффективного и быстрого формирования познавательных процессов детей младшего школьного возраста необходимо использовать специально организованные комплексы упражнений, в которые целесообразно включать специальные дидактические задания, упражнения и игры.
Практическая часть исследования заключалась в разработке диагностических и развивающих упражнений.
Для исследования логического мышления младших школьников были использованы следующие методики: «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах», «Исключение понятий», «Последовательность событий»; «Сравнение понятий».
Результаты констатирующего эксперимента показали, что с детьми младшего школьного возраста необходимо проводить коррекционно - развивающую работу, которая будет способствовать развитию у них логического мышления. Таким образом, с учетом результатов исследования была организована группа из десяти учеников, показавших средний и низкий уровни развития логического мышления, для дальнейшего проведения с ними коррекционно-развивающей работы.
Для реализации коррекционно-развивающей работы по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста был разработан специальный комплекс упражнений для уроков математики. Результатом реализации данного комплекса упражнений должно стать повышения уровня логического мышления детей-участников группы.
Третья часть исследования представлена результатами, полученными в ходе экспериментальной проверки эффективности реализованного комплекса упражнений.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов проведенного исследования убедительно подтверждает эффективность проделанной работы: разработанный и реализованный комплекс упражнений по развитию логического мышления младших школьников позитивно сказывается на общем уровне развития логического мышления и его процессов.
Реализованный комплекс упражнений развития логического мышления позволяет сделать следующие выводы:
> для более эффективного развития логического мышления у детей младшего школьного возраста необходимо проводить целенаправленную работу в начальной школе по обучению детей приемам мыслительных операций;
> разработанный и реализованный комплекс упражнений по развитию логического мышления показала свою эффективность.
> для более успешного развития приемов логического мышления детей младшего школьного возраста целесообразно периодически проводить диагностику и при необходимости коррекцию уровня логического мышления детей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза поставленная в начале исследования, подтвердилась. Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста на уроках математики будет более эффективным при условиях:
> применения специализированных упражнений в обучении;
> использования конкретных заданий, направленных на развитие операций логического мышления.
> используемые упражнения и задания структурно и содержательно направлены на формирование логического мышления младших школьников.



1. Абульханова-Славская, К.А. Личностные типы мышления/К.А. Абульханова-Славская /Когнитивная психология. — М.: Наука, 2006. - 145 с.
2. Акимова, М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/М.К.Акимова, В.Т. Козлова. — Обнинск, 2003. - 168 с.
3. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства/ Р. Арнхейм. — М.: Прометей, 2004. - 145 с.
4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Берн Э. — М., 2008.
5. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации/ Дж. Брунер. — М.: Прогресс, 2007. - 257 с.
6. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование. Логико¬
психологический анализ / А.В. Брушлинский— М.: Наука, 2001. - 145 с.
7. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов/ Л.М. Веккер — М.: Смысл, 2001.
8. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление/ М. Вертгеймер— М.: Прогресс, 1987.
9. Зеньковский, В.В. Психология детства/ В. В.Зеньковский. — Екатеринбург, 2005.
10. Иванова, А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей / А. Я.Иванова. — М., 2001. - 178 с.
11. Крэйг, Г. Психология развития/ Г.Крэйг. — СПб.: Питер, 2000.
12. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление/ Г.М.Кучинский. — Минск: Университетское, 2002.
13. Леви-Строс, К. Первобытное мышление/ К.Леви-Строс. — М.:
Республика, 2004.
14. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики/ А. Н.Леонтьев. — М., 2001.
15. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности/ А. Н.Леонтьев. — М.: Смысл, 2003.
16. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника/ А. А.Люблинская. — М., 2000.
17. Мамардашвили, М.К. Формы и содержание мышления/ М.К.
Мамардашвили. — М.: Высшая школа, 2001.
18. Гайсон, Р. Психоаналитические теории развития/ Р.Гайсон, Ф.Тайсон. — Екатеринбург: Деловая книга. 2005.
19. Гольдстейн, М. Как мы познаем. Исследование процессов научного познания/ М.Гольдстейн, И.Ф.Гольдстейн. — М.: Знание, 2003.
20. Казанский, Н. Г. Дидактика (начальные классы) / Н. Г.Казанский, Т. С.Назарова. — М.: Просвещение, 2005.
21. Маркова, А. К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте/ А. К.Маркова, А. Г.Лидере, Б. Л.Яковлева. — Петрозаводск, 2002.
22. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии/
П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров. — М.: РПА, 2006.
23. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. Т.3/ Л.С. Выготский — М.: Педагогика, 2002.
24. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. Т. 2/ Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 2002.
25. Кон, И.С. Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива) / И.С. Кон — М.: Наука, 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ