Введение 4
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня
1.1 Развитие эмоциональной лексики как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Особенности развития детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня и роль театрализованной игры в данном процессе 10
Глава 2. Экспериментальное исследование развития эмоциональной
лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 17
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной лексики у детей
6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 17
2.2 Содержание работы по развитию эмоциональной лексики
у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры 26
2.3 Изучение динамики уровня развития эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 34
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Актуальность исследования обосновывается следующими моментами:
- во-первых, значимостью для детей дошкольного возраста развития речи, речевой деятельности, которая обеспечивает ребенку активность в общении с окружающими людьми (сверстниками и взрослыми);
- во-вторых, распространением на современном этапе среди дошкольников нарушений с точки зрения речевой патологии - общее недоразвитие речи (Т.А. Алтухова, Г.В. Бабина, Т.Б. Барминкова, О.Е. Грибова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская);
- в-третьих, выбора средств, форм, методов и приемов, обеспечивающих преодоления данного нарушения;
- в-четвертых, роль игровой деятельности, а именно театрализованной игры в развитии эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретический анализ исследований свидетельствует о важности рассматриваемой проблемы и недостаточным использованием театрализованной игры в данном процессе.
На основании вышеизложенного, было установлено противоречие между необходимостью развития у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня эмоциональной лексики и недостаточным применением театрализованной игры (содержания, методов и форм работы), соответствующих целям и задачам.
Таким образом, актуальность исследования и данное противоречие, позволили выявить проблему: какова значимость театрализованной игры в становлении эмоциональной лексики детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: теоретически обозначить и практически изучить возможности театрализованной игры в становлении эмоциональной лексики детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс становления эмоциональной лексики детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: театрализованная игра как средство становления эмоциональной лексики детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие эмоциональной лексики детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня возможно, если:
- выбраны театрализованные игры и выявлено их эмоционально насыщенное содержание;
- учтены особенности детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня;
- разработано поэтапное включение детей в театрализованную игру;
- проведено взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя) и родителей детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую научную литературу по проблеме коррекции эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Установить уровень развития эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и реализовать содержание работы по становлению эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры и установить ее эффективность.
Теоретическо-методологическую основу исследования составляют:
- положение о единстве эмоционального и когнитивного развития (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев);
- исследование лексического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи и разработкой методик, для уровня сформированности словаря прилагательных (Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Г.В. Чиркина Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева);
Методы исследования:
- теоретический анализ психологической, психолингвистической,
педагогической литературы, изучение медико-психолого-педагогической документации детей: личные дела, речевые карты, протоколы медико-педагогической комиссии;
- практические методы: психолого-педагогический эксперимент,
формирующий, контрольный этап;
- качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
Новизна исследования: заключается в том, что установлена возможность применения театрализованной игры для развития эмоциональной лексики детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования: рассчитана возможность развития эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованной игры.
Практическая значимость исследования: исследования могут быть использованы воспитателями детских садов, педагогами-психологами, учителями-логопедами для развития эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальная база исследования: МАОУ детский сад № 120 «Сказочный г. о. Тольятти. В исследовании приняли участие 10 детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 наименований). Для иллюстрации текста используется 10 таблица. Основной текст работы изложен на 42 страницах.
Анализ теоретической основы проблемы и проведенных исследований позволяет сделать следующие выводы:
Развитие эмоциональной лексики отмечают все исследователи речевого развития (Л.С. Волкова, Л.М. Исхакова, В.А. Калягин, Н.В. Нищева и другие). По данным исследований, эмоциональный словарь у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня часто развит неудовлетворительно. Если он не сформирован, логически построить фразу невозможно. Это явление, встречающееся у таких детей, сужает круг общения, что приводит к нерешительности, стеснительности и отсутствию инициативы.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что у 7 детей, (54% от общего количества детей), низкий уровень развития эмоциональной лексики. У 4 детей (31%) был диагностирован средний уровень. И только у 2 детей, (15%), уровень развития эмоциональной лексики был высоким.
Подводя всё вышеупомянутое, мы выявили преобладание среднего и низкого уровней эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня, участвовавших в нашем эксперименте.
В ходе формирующего эксперимента проводилась проверка выдвинутой гипотезы. Были разработаны театрализованные игры для развития эмоциональной лексики у детей 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. При разработке игр учитывали возраст детей, уровень развития эмоциональной лексики, доступность, содержательность, динамичность, возможность расширять объем эмоционального словаря.
«Игры использовались педагогом-логопедом на групповых и индивидуальных занятиях по направлениям логопедической работы:
- расширение объема эмоционального словаря;
- развитие лексики;
- развитие синонимии и антонимии;
- формирование словообразования;
- формирование лексических связей слова» [10].
«Результаты практического эксперимента показали положительную динамику уровня развития эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня. Количество детей с высоким уровнем осталось прежним, однако количество детей со средним уровнем увеличилось на 23%, и количество детей с низким сократилось на 23%» [10.]
Установленная положительная динамика является показателем результативности проведенной нами работы по развитию эмоциональной лексики у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованных игр, специальных упражнений и игровых заданий.
Цель работы выполнена, задачи исследования были решены, выдвинутая гипотеза доказана.
1. Алянский Ю. Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. Худож. Р. Доминов.-2-е изд. перераб. и доп.Л.: Дет.лит., 1990.159c.: ил.
2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Творческий. центр, 2003. 128 с.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольника. М., 1991. 45 с.
4. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения //
Редкол. Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С. А. - М.: Изд-во Акад. пед. наук
РСФСР, 1961. 696 с. : 1 л. портр. Указ.: с. 679-688. - Библиогр.: с. 689-691
5. Власенко И. Т.: Чиркина Г. В. Методы обследования речи
у детей. М., 1996. 54 с.
6. Волкова Л. С. Логопедия // Книга по Требованию. М.: Москва,
2009. 704 с.
7. Выготский Л. С. Психология. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 123 с.
8. Запорожец А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка. // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. /Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986. 134 с.
9. Исхакова Л. М. Развитие эмоциональной сферы детей [Электронный ресурс] // lib.znate.ru: электр. б-ка. - Режим доступа: http://lib.znate.ru/docs/index-135078.html. - Загл. с экрана. - 16.04.2014.
10. Калмыкова А. И. Влияние театрализованной игры на развитие эмоциональной лексики детей 5-го года жизни с системным нарушением речи. Бакалаврская работа. ТГУ. 2019. 52 с.
11. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: СПб.: КАРО,
2005. 146 с.
12. Курзинер Е. С. Речевые этапы онтогенеза // Психолингвистика. Материалы конференции. М., 2001. С. 25-35.
13. Кондратенко И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. М.: СПб.: Каро,
2006. 321 с.
14. Лалаева Р. И.: Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) М.: СПб : СОЮЗ, 1999. 160 с.
15. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. М.: АПН РСФСР, 1958. 31 с.
16. Лосев П. Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4 - 7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения / Под. ред. П. Н. Лосева. М.: ТЦ Сфера, 2005. 160 с.
17. Макарова В. Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие М.: Педагогическое общество России, 2007. 127 с.
18. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. М.: СПб, 2003. 234 с.
19. Слесарева О. А. Взаимодействие учителя логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ // Статья в сборнике трудов конференции Орехово-Зуево. 2017. № 2. С. 378-382. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30478388_73230111.pdf(дата обращения: 22.02.2020)
20. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2004. 164 с.
21. Ступак Л. В. Онтогенез диалогической речи. М. : Ленанд, 2012. 113 с.
22. Тихеева Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1981. 144 с.
23. Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. М. : Просвещение, 2002. 32 с.
24. Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2001. № 4. С. 68-76.
25. Трифонова В. А. Выявление детей с нарушениями речи. М., 2001. 236 с.
26. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. 240 с.
27. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг). М.: Педагогика, 1982. 164 с.
28. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Владос, 2001. 173 с.
29. Штанько И. В. Театрализованные игры дошкольников // Детский сад от А до Я. М., 2003. № 6. С. 71 - 75.