Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯНА КОРРЕКЦИОННЫХ БИНАРНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Работа №105717

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития на коррекционных бинарных занятиях 9
1.1 Задержка психического развития как психолого-педагогическая
проблема 9
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития в психолого-педагогических
и специальных исследованиях 15
1.3 Коррекционные бинарные занятия как средство развития
эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития 19 Глава 2. Экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития на коррекционных бинарных занятиях 23
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет
с задержкой психического развития 23
2.2 Содержание работы по развитию эмоциональной сферы детей 5-6 лет
с задержкой психического развития на коррекционных бинарных занятиях 32
2.3 Выявление результативности экспериментальной работы 37
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложения 52


Многие исследователи говорят о том, что эмоциональное состояние детей оказывает значительное влияние на их интеллектуальное развитие. Если ребёнок замкнут или испытывает такие чувства, как тревога, страх, волнение, если у него постоянно преобладает подавленное настроение, то он не будет стремиться к познанию окружающего мира, у него не будет любознательности и любопытства, как у его активных и жизнерадостных сверстников. По данным исследования Е.И. Янкиной (1999) у детей дошкольного возраста с положительными эмоциями уровень интеллектуального развития значительно выше, чем у детей с преобладанием отрицательных эмоций.
Традиционная коррекционная работа с детьми, имеющими задержку психического развития направлена на развитие интеллектуальной и познавательной сферы. Однако, если эмоциональная сфера ребёнка не сформирована или преобладающими эмоциями являются негативные и отрицательные, то коррекционная работа не приносит положительных результатов.
Многие отечественные педагоги и педагоги-психологи рассматривали проблему развития эмоциональной сферы у детей, в том числе и Л.С. Выготский. Он считает, что эмоциональное состояние ребёнка, его переживания, отношения к окружающей действительности являются важным звеном социальной ситуации развития. Кроме того, автор также указывает на взаимосвязь развития познавательной и эмоциональной сферы детей: недоразвитие эмоциональной сферы приводит к затруднению в решении познавательных задач и оказывает негативное влияние на развитие личности ребёнка в целом.
Педагоги и психологи разных поколений постоянно искали новые методы развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития, исследовали наиболее эффективные педагогические условия и виды детской деятельности, как средства развития детей в данной области. Среди них Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова и другие.
Безусловно, ребёнку с задержкой психического развития должна быть оказана квалифицированная комплексная помощь. В работе с такими детьми принимают участие и вносят свой вклад педагоги, педагог-психологи, учителя-дефектологи и учителя-логопеды, так как у детей с задержкой психического развития наблюдается комплекс нарушений в развитии психических процессов, таких как память, внимание, воображение, речь. Комплексная коррекционная помощь оказывается на бинарных занятиях, где каждый специалист решает свои поставленные задачи коррекции. Эмоциональная сфера у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в большинстве случаев также бывает не развита, что приводит к замкнутости детей, к нарушению общения со взрослыми и сверстниками и к затруднению процесса образования и воспитания. Поэтому придаётся особое внимание к коррекционным бинарным занятиям, как к комплексному интегрированному подходу в развитии эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития, в чём и заключается актуальность выбранной темы исследования.
Исходя из вышеизложенного, нами было сформулировано противоречие между необходимостью развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития и подходом к организации специальных коррекционных бинарных занятий, в большинстве случаев, направленных на развитие у детей познавательной и интеллектуальной сферы.
Проблема исследования: каковы возможности коррекционных бинарных занятий в процессе развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционных бинарных занятий в процессе развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития на коррекционных бинарных занятиях.
Гипотеза исследования мы предположили, что развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития будет проходить наиболее эффективно, если:
- будет разработан перспективный план коррекционных бинарных занятий с учётом индивидуальных особенностей развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- в содержание коррекционных бинарных занятий будут включены игры и упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- педагог-психолог и учитель-дефектолог на коррекционных бинарных занятиях будут комплексно решать задачи по развитию эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития на коррекционных бинарных занятиях.
4. Выявить результативность экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- методы обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Теоретической основой исследования послужили:
- положения специальной психологии об общих и специфических закономерностях развития, нормального и аномального ребенка (А.Г.Асмолов, Л.С. Выготский, З.М. Истомина, А.Р. Лурия, Л.И. Солнцева, У.В. Ульенкова);
- положения о системном строении психики, предполагающем интеграцию когнитивных и эмоциональных процессов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
- положения о сущности эмоций и динамике развития эмоциональной сферы в детском возрасте (Л.С. Выготский, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, П.М. Якобсон);
- теоретические положения об общих и специфических закономерностях развития личности в условиях задержки психического развития (И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.А. Панфилова, A.M. Прихожан и др.).
Новизна исследования состоит в том, что обоснована эффективность коррекционных бинарных занятий в развитии эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость заключается в том, что разработаны показатели и качественная характеристика уровней развитий эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при построении бинарной коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась в МАОУ детском саду № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие дети 5-6 лет с задержкой психического развития в количестве 10 человек.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (45 источников), 8 приложений. В работе представлены: 15 таблиц и 2 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данной работы была теоретически обоснована и экспериментально проверена возможность развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития на коррекционных бинарных занятиях.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы убедил нас в важности развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, так как эмоциональную сферу детей можно с уверенностью назвать «фундаментом» развития познавательных и интеллектуальных способностей.
Для определения исходного уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития нами были подобраны и использованы соответствующие диагностические задания, позволяющие исследовать пять показателей эмоциональной сферы.
Анализируя результаты констатирующего этапа эксперимента, мы отметили ряд особенностей развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития: скудность представлений о разнообразии эмоциональных состояниях людей, неумение правильно оценивать поступки людей и как следствие правильно на них реагировать, боязнь тактильного общения, пассивность в общении замкнутость, агрессивные реакции.
Анализ коррекционных бинарных занятий с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития показал, что все занятия в основном направлены на развитие познавательной и интеллектуальной сферы детей шестого года жизни. Перед нами стояла задача построить бинарные занятия таким образом, чтобы они были направлены на развитие именно эмоциональной сферы и тем самым доказать выдвинутою нами гипотезу о том, что коррекционные бинарные занятия способны повлиять на развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Так как такая нетрадиционная форма проведения коррекционной работы признана наиболее интересной для детей, она даёт больше возможностей индивидуальной работы с каждым ребёнком на занятии благодаря сплочённой работе двух педагогов.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента свидетельствует о снижении процента детей 5-6 лет с недостаточным уровнем развития эмоциональной сферы (на 10%) и о соответствующем росте процента детей с достаточным уровнем, что говорит об эффективности коррекционных бинарных занятиях.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, цель исследовательской работы достигнута, поставленные задачи решены в полном объёме.



1. Анохин, П.К. Эмоции [Текст] / П.К. Анохин // Большая медицинская энциклопедия. - 2 - е изд. - М., 1964. - Т. 35. - С. 339-367.
2. Баркевич, А.А. Пестрый мир игровой психотерапии [Текст] / А.А. Баркевич // Журнал практического психолога. - 2015. - № 1. - С. 11-23.
3. Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике [Текст] / Отв. Ред. B.C. Безрукова. - Свердловск : Свердловский инженерно-педагогический институт, 1990. - С. 5-26.
4. Большой педагог-психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 587 с.
5. Борякова, Н.Ю. Педагог-психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова // Учитель-дефектология. - 2003. - № 1. - С. 10.
6. Венгер, Л.А. Игра как вид деятельности [Текст] / Л.А. Венгер // Вопросы педагог-психологии. - 1978. - № 3. - С. 163-165.
7. Вильшанская, А.Д. Учитель-дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях системы коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская // Учитель-дефектология. - 2007. - № 2. - С. 50-57.
8. Вилюнас, В.К. Педагог-психология эмоциональных явлений [Текст] / В.К. Вилюнас. - М., 1976.
9. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Педагогика, 1973. - 173 с.
10. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы педагог-психологии. - 1966. - № 6. - С. 75.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая педагог-психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : АСТ, 2008. - 672 с.
12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4. Учение об эмоциях [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. - М.: Просвещение, 1984. - 450 с.
13. Деревянкина, Н.А. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Наталья Алексеевна Деревянкина. - Ярославль, 2005 - 28 с. // Режим доступа : http://nauka- pedagogika. com/viewer/143905/a#?page=1
14. Дружинина, Н.Ю. Организация игрового терапевтического процесса в работе с детскими страхами [Текст] / Н.Ю. Дружинина // Журнал практического педагог-психолога. - 2015. - № 1. - С. 105-109.
15. Запорожец, А.В. Взаимосвязь развития когнитивных и эмоциональных процессов у детей [Текст] / А.В. Запорожец // Тезисы научных сообщений советских педагог-психологов в XXI Международному психологическому конгрессу. - М., 1976. - С. 123-125.
16. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: монография [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Просвещение, 1985. - 178 с.
17. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Педагог- психология ребенка» [Текст] / А.И. Захаров. - СПб. : СОЮЗ, 2000. - 448 с.
18. Захаров, А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей [Текст] / А.И. Захаров. - М. : КАРО, 2006. - 160 с.
19. Защиринская, О.В. Педагог-психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия [Текст] / О.В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2007. - 168 с.
20. Изард, К.Э. Педагог-психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. - СПб. : Питер, 2000. - 464 с.
21. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка [Текст] / Е.И. Изотова, Е. В. Никифорова. - М. : Академия, 2004. - 288 с.
22. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 752 с.
23. Капитоненко, Н.В. Сравнительное исследование эмоциональной
сферы старших дошкольников с нарушениями развития [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 / Наталья
Владимировна Капитоненко. - М., 2009. - 28 с. // Режим доступа :
http://www.childpsy.ru/dissertations/id/22088.php
24. Каттанах, Э. Игровая терапия. Там где небо встречается с бездной [Текст] / Э. Каттанах. - М. : Эксмо-пресс, 2001. - 228 с.
25. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] / И.А. Коробейников. - М. : ПЭРСЭ, 2002. - 192 с.
26. Коррекционная педагогика и специальная психология : словарь [Текст] / сост. Н.В. Новоторцева. - СПб. : КАРО, 2006. - 144 с.
27. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст] / Л.М. Костина. - СПб. : Речь, 2003. - 160 с.
28. Лебединская, К.С. Задержка психического развития у детей. Причины аномалии развития у детей [Текст] / К.С. Лебединская. - М. : Изд-во АПН СССР, 1984.
29. Лебединская, К.С. Клиническая систематика задержки психического развития [Текст] / К.С. Лебединская // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / Под ред. К.С. Лебединской. - М. : Педагогика, 1982.
30. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] : учеб. пособие / В.В. Лебединский. - М. : Академия, 2003. - 144 с.
31. Леонтьев, А.Н. Педагог-психологические основы дошкольной игры : в 2 т. [Текст] / А.Н. Леонтьев // Избр. психол. соч. - М., 1983. - Т. 1. - 306 с.
32. Леонтьев, А.Н. Вопросы педагог-психологии ребенка
дошкольного возраста : сборник статей [Текст] / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М. : Международный Образовательный и
психологический Колледж, 1995. - 144 с.
33. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В.И. Лубовский, Л. В. Кузнецова. - М. : Педагогика, 1984. - 256 с.
34. Лукьянова, Ю.Н. Эмоционально-личностные особенности детей с задержкой психического развития [Текст] / Ю.Н. Лукьянова // Вестник СПбГУ. - 2011. - Сер. В. 2. - С. 8-10.
35. Макарова, О.А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной педагог-психологии [Текст] / О.А. Макарова // Концепт. - 2013. - Спец. выпуск № 1. - С. 1-11.
36. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. - СПб. : Речь, 2006. - 400 с.
37. Мустаева, Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально- педагог-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Г. Мустаева. - М. : АРКТИ, 2005. - 52 с.
38. Мухаметжанова, Д.С. Психологическая коррекция
эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 10.02.17 /
Динара Салиевна Мухаметжанова. - Павлодар, 2017 - 18 с. // Режим доступа : https://multiurok.ru/files/psikhologhichieskaia-korriektsiia-emotsional-nykh-.html
39. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) педагог-психология [Текст] учебник / Л.Ф. Обухова. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
40. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. - 1972. - № 3. - С. 3-9.
41. Певзнер, М.С. Дети с отклонениями в развитии [Текст] / М.С. Певзнер. - М., 1966.
42. Пиотровская, Е.А. Игровая терапия, центрированная на ребенке [Текст] / Е.А. Пиотровская // Журнал практического педагог-психолога. - 2015. - № 1. - С. 54 - 68.
43. Психодиагностика ребенка : учебник [Текст] / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, О.А. Драганова. - М. : Форум, 2011. - 400 с.
44. Тригер, Р.Д. Педагог-психологические особенности
социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер. - СПб. : Питер, 2008. - 192 с.
45. Янкина, Е.И. Эмоции и развитие интеллекта ребенка дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Янкина // Ананьевские чтения-99 : Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1999. - С. 238-239.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ