ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Формирование исследовательских умений у младших школьников как
психолого-педагогическая проблема 12
1.2. STEM-образование как инновационный подход в развитии
современной школы 29
1.3. Модель формирования исследовательских умений у младших
школьников в условиях STEM-образования 40
ВЫВОДЫ 1 ГЛАВЕ 55
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ 58
2.1. Выявление уровня сформированности исследовательских умений у
младших школьников на этапе констатирующего эксперимента 58
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию
исследовательских умений у младших школьников 79
2.3. Анализ результатов сформированности исследовательских умений у
младших школьников на этапе контрольного эксперимента 94
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 115
ПРИЛОЖЕНИЯ 1
XXI век - это время всемирного научно-технического прогресса. Ведущими мировыми державами в связи со стремительным развитием высокотехнологичных производств признается острый недостаток высококвалифицированных специалистов в определенных областях науки. В.В. Путин на заседании Совета по науке и образованию в 2015 году указал на необходимость модернизации инженерного образования в стране, о повышении качества подготовки технических специалистов. Таким образом, одной из тенденций развития современного образования становится поиск новых форм, методов и технологий реализации инженерного образования. На этот факт несомненно указывает действующая в настоящее время Федеральная программа развития образования на 2016-2020 годы. В данной программе особо выделяется направления в поддержке технического образования, научно-технического творчества учащихся.
Для полноценного развития личности в инженерной сфере требуется фундаментальная подготовка и начинать ее необходимо как можно раньше - с начальной школы. Современные учащиеся должны ориентироваться в новых технологиях, владеть широким спектром компетенций, принимать самостоятельные решения, проявлять творческий подход в решении возникающих проблем. Наличие всех перечисленных качеств у школьников возможно гарантировать лишь при формировании исследовательских умений. Однако формировать данные умения необходимо с учётом требований современного мира и ускоряющегося технического прогресса.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования формулируется идея о личностно-ориентированной и развивающей начальной школе, в которой содержание образования будет направлено на приобретение учащимися опыта различных видов деятельности, в частности на овладение способами активной познавательной деятельности. Одной из перспективных форм реализации новой парадигмы образования несомненно является включение школьников в исследовательскую деятельность. Целью этой деятельности является приобретение учащимися функционального навыка исследователя как универсального способа освоения действительности, развитие способности к критическому мышлению, становление младшего школьника субъектом образовательного процесса.
Необходимость формирования исследовательских умений у учащихся признавалась многими выдающимися педагогами и психологами. Так, сущность понятия «умения» с психологической точки зрения изучалась Н.Д. Левитовым, Б.Ф. Ломовым и др. Научные труды Г.М. Коджаспировой, Ю.А. Коджаспирова, Ю.К. Бабанского, Н.Г. Зюзьекевич были посвящены сущности «умений» с педагогической точки зрения. Трактовка понятия «исследовательские умения», определение структуры данных умений и их сущность с точки зрения различных подходов анализировалась в трудах А.И. Савенкова, Н.Л. Головизнина, И.А. Зимней, Е.А. Шашенковой, А.Н. Поддъякова, В.В. Успенского, и пр. Структурные компоненты исследовательских умений выделяли С.В. Зуева, Н.А. Федотова, А.В. Хуторской. Классификации общеучебных умений, а также исследовательских умений составляли К.П. Кортнев, Н.Н. Шушарина, Н.В. Андреева, В.В. Марголина, А.О. Татур и др. Среди исследований последних лет, посвященных проблеме формирования исследовательских умений в младшем школьном возрасте, можно выделить работы А.П. Гладковой, Н.А. Семеновой и др.
Однако следует отметить, что проблема формирования исследовательских умений, будучи изученной в педагогической и психологической сфере, недостаточно учитывает прогрессивное развитие современного мира. Во многих исследованиях не рассматриваются инновационные разработки, способные обеспечивать повышение качества образования учащихся. Одним из инновации в педагогике последнего времени можно считать набирающий популярность феномен STEM- образования. Целый ряд стран уже внедряют идеи STEM в образовательные учреждения, добиваясь положительных результатов в повышении значимости инженерного образования, а также качества подготовки учащихся по техническим дисциплинам.
Актуальность исследования подтверждается наличием противоречия между потребностью модернизации подходов, форм, методов, технологий формирования исследовательских умений и преобладанием преимущественно традиционных моделей начального образования.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы возможности использования STEM-образования в процессе формирования исследовательских умений у младших школьников?
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование исследовательских умений у младших школьников в условиях STEM- образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и доказать возможность использования STEM-образования для формирования исследовательских умений у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений у младших школьников.
Предмет исследования: STEM-образование как инновационный подход в формировании исследовательских умений у младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование исследовательских умений у младших школьников будет успешным, если:
- обоснована и раскрыта сущность понятия «STEM-образование»;
- определена структура исследовательских умений, формирующихся в начальной школе;
- разработана и реализована модель формирования исследовательских умений в условиях STEM-образования.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования исследовательских умений у младших школьников.
2. Выявить возможности STEM-образования в формировании исследовательских умений у младших школьников.
3. Определить критерии и показатели сформированности исследовательских умений, выявить уровень сформированности данных умений у детей младшего школьного возраста.
4. Разработать и обосновать эффективность модели формирования исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации STEM-образования.
Методологической основой исследования являлись:
- идеи системного подхода к изучаемым процессам (В.Г. Афанасьев, И.В. Блаунберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.);
- идеи деятельностного подхода в становлении личности ребенка (Л.Г. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- идеи целостного подхода в обучении (В.С. Ильин, М.А. Данилов).
Теоретическую основу исследования составили: исследования педагогов и психологов по проблеме формирования исследовательских умений (А.И. Савенков, Ю.К. Бабанский, Н.Л. Головизнин, И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова, А.Н. Поддъяков, В.В. Успенский и др.), которые позволили раскрыть природу исследовательской деятельности и понятие «исследовательские умения»; научные труды, раскрывшие специфику организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников (А.И. Савенков, Ю.К. Бабанский, А.П. Гладкова, Н.А.
Семенова и др.), теоретические исследования, посвященные раскрытию сущности феномена STEM-образования (Дж. Брейнер, С. Харкнесс, К. Джонсон, К. Кохлер, В.Н. Чемеков, Д.А. Крылов, А.И. Церковная, С.А. Аверин, В.А. Маркова и др.)
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- на теоретическом этапе исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование процесса формирования исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации STEM-образования;
- на опытно-экспериментальном этапе: педагогический эксперимент, анкетирование учащихся и их учителей, педагогическое наблюдение, качественный и количественный анализ исследовательской деятельности учащихся;
- на результативно-обобщающем этапе: сравнение и обобщение результатов, шкалирование, систематизация и интерпретация экспериментальных данных.
Экспериментальной базой исследования являлся STEM-центр на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №77». В эксперименте было задействовано 24 учащихся начальной школы, 4 педагога - классные руководители четвертых классов.
Этапы исследования. Исследование состояло из трех этапов:
1. Теоретический этап (2016 год) основывался на изучении психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Анализ научной литературы позволил определить и сформулировать понятийный аппарат исследования. На данном этапе также разрабатывалась модель формирования исследовательских умений у младших школьников в условиях STEM-образования.
2. Опытно-экспериментальный этап (2016-2017 гг.) позволил провести педагогический эксперимент, в ходе которого уточнялась и проверялась гипотеза исследования. Полученные в ходе эксперимента данные были обработаны, проводился анализ результатов исследования.
3. Результативно-обобщающий этап (2018 год) заключался в систематизации и обобщении как содержания исследования, так и результатов педагогического эксперимента. Осуществлялась апробация и внедрение результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- разработана модель формирования исследовательских умений у младших школьников, реализуемая в условиях STEM-образования;
- определены и охарактеризованы критерии и уровни сформированности исследовательских умений у младших школьников;
- разработан содержательный компонент модели формирования исследовательских умений в виде дополнительной образовательной программы технической направленности.
Теоретическая значимость исследования обосновывается тем, что:
- доказаны возможности использования инновационного подхода «STEM-образование» для эффективного формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста, что расширяет научные представления о путях формирования общеучебных умений и навыках в системе дополнительного образования начальной школы;
- раскрыты критерии, показатели и уровни сформированности исследовательских умений у младших школьников, что позволяет продолжить исследования по способам их диагностики и коррекции;
- разработана модель формирования исследовательских умений в условиях STEM-образования, которая обогащает теоретические разработки и может относится к области совершенствования инженерного образования на начальной ступени обучения.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
- описание сущности и возможностей использования инновационного подхода STEM-образования могут поспособствовать разработке программ и методических рекомендаций педагогами для повышения качества инженерного образования;
- разработанная модель формирования исследовательских умений и дополнительная образовательная программа «Детская академия роботов» может внедряться в дополнительное образование начальных школ как педагогами дополнительного образования, так и учителями;
- выделенные критерии, показатели и уровни сформированности исследовательских умений могут использоваться для диагностики исследовательских умений у детей младшего школьного возраста.
Достоверность и обоснованность результатов исследования была достигнута путем анализа инновационных разработок в педагогике; обеспечивалась выбранной методологической основой исследования; определялась применением методов исследования, адекватных цели, объекту, предмету и задачам; проверялась проведением экспериментальной работы для выявления эффективности разработанной модели; результаты соотнеслись с имеющимися в педагогической теории и практике научными представлениями.
Апробация результатов исследования осуществлялись посредством публикаций в научных журналах: статья «К вопросу о внедрении STEM-образования в России» в журнале «Инновационное развитие» (2017 г.); статья «Возможности использования технологии STEM-образования при закреплении знаний учащихся на уроках в начальной школе» в журнале «Инновационное развитие» (2018 г.).
Внедрение результатов исследования осуществлялось через практическую деятельность исследователя в STEM-центре МБУ «Гимназия №77»; через реализацию модели формирования исследовательских умений на занятиях робототехники по специально разработанной программе «Детская академия роботов».
На защиту выносятся следующие положения:
1. STEM-образование является инновационным подходом в развитии современной школы, обеспечивающим поддержку инженерного образования в стране и способствующим повышению уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников.
2. Модель формирования исследовательских умений у младших школьников в условиях STEM-образования представляет собой систему целенаправленной работы по формированию исследовательских умений в процессе проектирования, моделирования и конструирования. Разработанная модель состоит из взаимосвязанных модулей: 1) целевой (представлен социальным заказом современного общества и подходами, принципами, задачами, обеспечивающими достижение поставленной цели); 2) содержательный (раскрывается специально разработанной дополнительной образовательной программой технической направленности); 3) организационно-деятельностный (характеризуется комплексом методов, форм и средств, необходимых для эффективного формирования исследовательских умений у младших школьников); 4) оценочно-результативный (представлен критериями, показателями сформированности исследовательских умений и способами их диагностики).
3) Структура исследовательских умений младших школьников, позволяющая достоверно определить уровень сформированности данных умений, состоит из четырех групп умений: организационных (умения, позволяющие планировать и эффективно организовывать исследовательскую работу); поисковых (умения, представляющие возможность находить проблему исследования и подбирать адекватные для ее решения методы исследования); информационные (умения, предполагающие работу с литературными, техническими средствами информирования); оценочные (умения, позволяющие аргументировать своё мнение при оценке собственной и посторонней работ).
Личный вклад автора в исследование заключается в обосновании основных теоретических идей и положений исследовательской работы; в непосредственном участие в сборе и анализе экспериментальных данных эксперимента; в разработке структуры исследовательских умений и модели формирования данных умений; в преподавательской деятельности по разработанной экспериментальной программе; в интерпретации и обобщении итоговых экспериментальных данных; в подготовке основных публикаций по изучаемой проблеме исследования.
Структура и объём диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения (9 с.), двух глав (I гл. - 44 с., II гл. - 51 с.), заключения (3 с.), списка используемой литературы, содержащего 52 наименований, 11 таблиц, 16 рисунков и приложений с материалами по опытно-экспериментальной работе, диагностическими методиками.
В заключении магистерской диссертации представлены следующие выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу исследования и положения, выносимые на защиту:
1. Анализ действующих нормативно-правовых документов показал, что одной из тенденций развития современного образования становится поиск новых, форм, методов и технологий реализации инженерного образования в стране. Выполнение данного запроса государства возможно осуществить путем формирования у учащихся исследовательских умений. В ФГОС НОО подтверждается данное направление в образовании. В государственном образовательном стандарте прописано, что учащиеся должны овладевать способами активной познавательной деятельности, в частности исследовательской деятельности. При этом в общеобразовательных учреждениях преобладают преимущественно традиционные модели формирования исследовательских умений.
2. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволило уточнить содержание понятия «исследовательские умения». Исследовательские умения в данной работе рассматриваются как сознательное владение совокупностью операций, являющихся способами осуществления умственных и практических действий (в том числе творческих исследовательских действий), составляющих исследовательскую деятельность.
3. Для решения возникшего противоречия в работе представлен феномен в педагогической науке - STEM-образование. В ходе проведения исследования было выявлено, что STEM-образование можно считать инновационным подходом в развитии современных школ, который обеспечивает поддержку инженерного образования в стране и способствует повышению эффективности формирования исследовательских умений у младших школьников.
4. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования исследовательских умений у младших школьников и теоретических разработок, относящихся к области STEM, была создана модель формирования исследовательских умений у младших школьников в условиях STEM-образования.
5. Констатирующий эксперимент, целью которого было выявление исходного уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников, проводился на основе выделенных критериев и показателей сформированности исследовательских умений: организационных (умения, позволяющие планировать и эффективно организовывать исследовательскую работу); поисковых (умения, представляющие возможность находить проблему исследования и подбирать адекватные для ее решения методы исследования); информационные (умения, предполагающие работу с литературными, техническими средствами информирования); оценочные (умения, позволяющие аргументировать своё мнение при оценке собственной и посторонней работ). Полученные в ходе диагностики, количественные характеристики переводились в качественные и распределялись по четырем уровням сформированности исследовательских умений: исходный, начальный, высокий и креативный. Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость целенаправленной работы по формированию исследовательских умений у младших школьников.
6. Формирующий эксперимент проводился на базе STEM-центра МБУ «Гимназия №77». В ходе эксперимента реализовывалась модель формирования исследовательских умений у младших школьников в условиях STEM-образования. Содержание модели характеризовалось внедрением в образовательный процесс дополнительной программы технической направленности «Детская академия роботов». Основными технологиями работы по данной программе стали STEM-проекты, исследовательские работы.
7. По результатам контрольного среза была выявлена положительная динамика в уровнях сформированности исследовательских умений у младших школьников, входящих в состав экспериментальной группы. Данные результаты показывают возможность использования STEM- образования для формирования исследовательских умений у младших школьников.
1. Аверин С.А., Маркова В.А. Stem-технологии в образовании: мода или реальность // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. 2017. С. 193-202.
2. Атмахова Л.Н. Проблема формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 5-3. С. 20-24.
3. Ахметжанова Г.В., Груздова И.В., Руденко И.В. Магистерская диссертация по педагогике: учеб.-метод. пособие. Тольятти: ТГУ, 2011. 70 с.
4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
5. Башмакова С.Е., Волкова А.В., Рогожкина И.Б. Обучение в области естественных, технических, инженерных и математических наук в США: программа STEM // Педагогическая наука и образование. 2001. № 4. С. 32-38.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
7. Бойко Е.И. Еще раз об умениях и навыках // Вопросы психологии. 1957. №1. С. 133-148.
8. Бурзалова Т.В. Учебно-исследовательская деятельность учащихся профильных математических классов как важный фактор воспитания // Вестник Брянского Государственного университета. 2012. № 15. С. 24-27.
9. Бухинская Л.В. STEM в программе двенадцатилетнего обучения в Соединенных Штатах Америки // European research. 2016. № 2 (13). С. 99-101.
10. Воронина Л.В. Условия формирования исследовательских умений в процессе обучения математики // Педагогическое образование в России. 2015. № 9. С. 140-146.
11. Галузо И.В., Трубловская О.М. Организация
исследовательской деятельности на базе учебно-научно-консультативного центра «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова» // Современное образование Витебщины. 2013. №2. С. 21-29.
12. Гладкова А.П. Внеурочная деятельность как условие формирования исследовательских умений младших школьников // Наука и современность. 2011. № 13-2. С. 12-18.
13. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4 (14). С. 91-94.
14. Гладкова А.П. Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2013.
15. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС. М.: Изд-во «Просвещение», 2014. 223 с.
16. Данельченко Т.А. Активизация учебно-исследовательской деятельности как средство развитие творческого потенциала младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2011.
17. Доброва В.В. Моделирование как метод познания ненаблюдаемых объектов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. С.146-152.
18. Достижения науки и практики - в деятельность образовательных учреждений: материалы V рег. научн-практ. семинара, Глазов, 12 марта - 12 апреля 2014 г. Глазов: Изд-во Глаз. Гос. пед. инс-та им. В.Г. Короленко, 2014.
19. Закирова В.Г., Сабирова Э.Г. Исследовательские умения младших школьников в контексте их взаимосвязей с универсальными учебными действиями // Филология и культура. 2014. № 1 (35). С. 277-280.
20. Заседание Совета по науке и образованию от 23 июня 2014
года [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/ (дата
обращения: 15.01.17).
21. Зебзеева В.А., Солодовникова М.П. Формирование у детей младшего школьного возраста исследовательских умений в процесс ознакомления с окружающим миров // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 137.
22. Зимняя И.А. Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск: ИЦПКПС, 2001. 103 с.
23. Зуева С.В. Исследовательские умения учащихся: сущность и
классификация умений, критерии и уровни сформированности // Научный электронный архив [Электронный ресурс]. URL:
http://econf.rae.ru/article/10187/ (дата обращения: 03.02.2017).
24. Зюзьекевич Н.Г. Развитие исследовательских умений и навыков у обучающихся в условиях проектной деятельности при изучении химии года [Электронный ресурс]. URL: http://gym1636u.mskobr.ru/ (дата обращения 22.01.2017).
25. Коваленко О.А. Методы формирования исследовательских умений младших школьников // Начальная школа: плюс до и после. 2011. № 2. С. 83-87.
26. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический
словарь. 2-е изд. М: изд-во «Академия», 2005. 176 с.
27. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы от 29 декабря 2014 года [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/(дата обращения: 14.01.17).
28. Мельничук И.А. Исследовательская деятельность младших школьников. Брест: БрГУ, 2011. 87 с.
29. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. Гл.5. М., 1958.
30. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1985. 444 с.
31. Мулдашева С.В. Развитие исследовательских умений учащихся на уроках биологии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 2. С. 69-74.
32. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.
33. Ногайбаева Г., Жумажанова С. Развитие STEM-образования в мире и Казахстане // Образовательная страна. 2016. № 20 (57). С. 34-46.
34. Нуриханова Н.К. Формирование интеллектуальных умений у младших школьников в образовательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2006.
35. Образование. Культура. Общество: материалы конф. ГНИИ «Нацразвитие», Санкт-Петербург, 26-30 июня 2017 г. / выпуск. ред. Ю.Ф. Эльзессер, отв. ред. Л.А. Павлов. СПб: Изд-во ГНИИ «Нацразвитие», 2017.
36. Олимпийская деревня сегодня: материалы VI Всероссийской науч. конф. с междунар. уч-ем, Ростов-на-Дону, 20-23 апреля 2016 г. Ростов-на-Дону: Изд-во Южный федеральный университет, 2016.
37. Острикова Е.А. Психолого-педагогические основы
формирования исследовательских умений и навыков школьников // Молодой учёный. 2012. № 10 (45). С. 358-361.
38. Панкратова Л.В. Формирование исследовательских умений в обучении математики учащихся общеобразовательных школ средствами неравенств: автореф. дис. . канд. пед. наук. Киров, 2014.
39. Педагогика и психология: перспективы развития: сборник материалов Международ. науч.-практ. конф., Чебоксары, 6 августа 2017 г. / под ред.О.Н. Широков и др. Чебоксары: Изд-во Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017.
40. Поддъяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии. 2006. №3. С. 85-89.
41. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. 1 кн. М.: 1999. 576 с.
42. Попова Т.Г. Образовательная робототехника: дайджест
актуальных материалов. 2015. 70 с.
43. Репин А.О. Актуальность STEM-образования в России как приоритетного направления государственной политики // Научная идея. 2017. № 1 (1). С. 76-82.
44. Сабирова Э.Г. Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2012.
45. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Изд-во «Учебная литература», 2004. 80 с.
46. Сандалова Н.Н. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук. Уфа, 2016.
47. Сейтвелиева С.Н. STEM-образование // Новые компьютерные технологии. 2010. № 1 (8). С. 96-97.
48. Семенова Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников: автореф. дис. . канд. пед. наук. Томск, 2007.
49. Современное образование в России и за рубежом: сборник статей междунар.науч.-практ. конф., Чебоксары, 25 марта 2014 г. / гл. ред. О. Н. Широков. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 202.
50. Современные проблемы подготовки специалистов для предприятий атомной отрасли: материалы Всероссийской науч.-практ. конф, Димитровград, 15 апреля 2017 г. / под ред. Г.М. Ильмушкина, В.Н. Кожуховой. Димитровград: Изд-во Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, Димитровградский инженерно- технологический институт, 2017.
51. Стрижак А.Е., Слипухина И.А., Полихун Н.И., Чернецкий И.С. STEM-образование: ключевые дефениции // Информационные технологиии средства обучения. 2017. Т. 62. № 6. С. 16-33.
52. Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников // «Школьный психолог». 2006. №7. С. 41-49.
53. Ушакова М.А. Модель формирования интеллектуально-творческих умений младших школьников в учебной деятельности // Фундаментальные исследования. 2011. №8. С. 563-567.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: под ред. Казаковой А.А. 6-е изд. М: Изд- во «Просвещение», 2018. 53 с.
55. Формирование престижа профессии инженера у современных школьников: сборник статей V межрег. оч.-заоч. науч.-практ. конф. с международ. уч-ем, Санкт-Петербург, 30 марта 2017 г. / под ред. А.Г. Козловой, Л.В. Крайновой, В.Л. Раскалова, В.Г. Денисова. СПб: Изд-во Лингвист. центра «Тайкун», 2017.
56. Фролов А.В. Роль STEM-образования в «новой экономике» США // Вопросы новой экономики. 2010. № 4 (16). С. 80-90.
57. Церковная И.А. Возможности STEM-образования в развитии предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста // Ф1зико-математична освгга. 2017. № 2 (12). С. 156-160.
58. Чайка С.А. Возможности подхода STEM в преподавании естественных наук // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 22 (104). С. 74-77.
59. Чемеков В.Н., Крылов Д.А. STEM - новый подход к инженерному образованию // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 12. С. 59-64.
60. Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность: словарь. М.: МГУТУ, 2004. 76 с.
61. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. С.19.
62. Щукина И.Н. Пути формирования исследовательских умений у детей // Вестник науки ТГУ. 2012. № 4. С. 445-447.
63. Breiner J., Harkness S., Johnson C., Koehler C. What Is STEM? A Discussion About Conceptions of STEM in Education and Partnerships // School Science and Mathematics. 2012. doi: 10.1111/j.1949-8594.2011.00109.x
64. Davis K.E.B. The need for STEM education curriculum and instruction //S.T.E.M. Education: Strategies for Teaching Learners with SpecialNeeds. 2014. P. 1-19.
65. Dotsenko S.A. STEM-education as a means of development of creative abilities of students // Actual problems of globalization: collection of scientific articles. 2016. P. 218-224.
66. Honey M., Pearson G., Schweingruber H. STEM integration in K-12 education: Status, prospects, and an agenda for research // Nation Academy of Science. 2014. P. 1-13.
67. Kit I.V., Kit O.G. A development of the STEM-education at aschool // Комп’ютер у школi та НмЁ 2014.Vol. 4 (116).P. 3-4.
68. Rodger W. Bybee. What Is STEM Education? // Science. 2010. Vol. 329 (5995). P. 996. doi: 10.1126/science.1194998.
69. Sanders Mark E. STEM, STEM Education, STEMmania // The technology teacher. 2009. P. 20-26.
70. Tofel-Grehl C., Callahan C.M. STEM School Discourse Patterns // Journal of STEM education. 2017. (2). P. 35-41.