Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о явлениях природы в процессе экспериментирования
1.1Формирование у детей 6-7 лет представлений о явлениях природы как психолого-педагогическая проблема
1.2Экспериментирование как средствоформирования у детей 6-7 лет
представлений о явлениях природы
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей 67 лет представлений о явлениях природы в процессе экспериментирования
2.1Исследование уровня формирования у детей 6-7 лет представлений о явлениях природы
2.2Экспериментальная работа по формирование детей 6-7 лет представлений о явлениях природы в процессе экспериментирования
2.3Выявление динамики в уровне сформированностиу детей 6-7 лет
представлений о явлениях природы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Современные дети живут и развиваются в период информатизации, что приводит к замене общения с реальной природой восприятию ее объектов в виртуальном мире. Вместе с тем именно природа оставляет глубокий отпечаток в душе детей, влияя на их эмоции своей насыщенностью, разнообразием, динамичностью. Важным направлением работы с детьми, начиная с дошкольного возраста, становится экологическое образование.
В связи с этим при решении задач требуется уделять особое внимание организации различных форм активности ребенка при непосредственном контакте с объектами природы с целью их познания, приобретению собственного познавательного опыта, который может быть использован для регулирования своего поведения в природе, формирования эмоционально-ценностного отношения к природному миру.
Непосредственное общение ребенка с природой с целью ее познания реализуется, прежде всего, как экспериментирование. Экспериментируя с ее объектами и явлениями, ребенок самостоятельно получает информацию, которую затем может использовать в различных видах деятельности.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования, которые обуславливаются необходимостью реализации Федерального государственного образовательного
стандарта. изменения подходов к построению педагогического процесса, в том числе работы по формированию основ экологической культуры детей.
Традиционно педагоги придавали большое значение природе как средству обучения ребенка. Я.А. Коменский видел в природе основу знаний, средство для развития ума, эмоций и воли. К.Д. Ушинский настаивал на том, чтобы «вести ребенка в природу», чтобы сообщать ему все доступное и нужное для их интеллектуального и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с явлениями природы получили развитие в теории и практике таких авторов, как: Н.Ф. Виноградова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.).
Возможности и преимущества использования поисковой деятельности, детского экспериментирования в работе с дошкольниками выделенные в ряде исследований (Н.И. Апполонова, О.В. Афанасьева, Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса,
З.А. Грачева, А.К. Матвеева, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, В.В, Щетинина и д.р.).Они раскрывают понятия и виды детского экспериментирования, позволяющие детям получить знания о явлениях природы.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить противоречие между: необходимостью формирования у детей 6- 7лет представлений о явлениях природы и недостаточной использованием такого средства как экспериментальная деятельность детей.
Проблема исследования: каковы возможности экспериментирования в формировании у детей 6-7лет представлений о явлениях природы?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности экспериментирования в формировании у детей 6- 7лет представлений о явлениях природы.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7лет
представлений о явлениях природы в процессе экспериментирования.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений о явлениях природы в процессе экспериментирования.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование у детей 6-7лет представлений о явлениях природы в процессе экспериментирования возможно, если:
1)определена программа знаний о явлениях природы для детей 6-7 лет;
2)разработан и реализован комплекс заданий экспериментального характера, обеспечивающий формирования всей совокупности представлений детей 6-7 лет с учетом возрастных особенностей детей и особенностей освоения детьми экспериментирования;
3)организован центр экспериментирования, включающий материалы и оборудование для самостоятельных экспериментов детей поисследованная
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1)выявить степень изученности проблемы в современных
исследованиях, определить понятийно-категориальный аппарат
исследования;
2)выявить уровень формирования у детей 6-7 лет представлений о явлениях природы;
3)разработать и внедрить в педагогический процесс проект экспериментальной деятельности с детьми 6-7 лет;
4)выявить динамику в уровне сформированности у детей 6-7 лет
представлений о явлениях природы после реализации
разработанного комплекса заданий экспериментального характера.
Теоретические основы исследования:
-деятельностный подход к развитию личности(Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин др.);
-теоретические аспекты экологического образования дошкольников (Л.А. Каменева, С.Н. Николаева, А.К. Матвеева, Н.А. Рыжова и др.).
-идеи о детском экспериментировании (Н.Е. Веркса, Н.Н. Поддъяков,
А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, В.В. Щетинина и др.);
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
-теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
-эмпирические (беседы с детьми; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
-методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Новизна исследования: выявлена степень исследования проблемы в современных исследованиях, доказана возможность формированиях детей 6- 7лет представлений о явлениях природы в процессе экспериментирования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были охарактеризованы показатели сформированности у детей 6-7 лет представлений о явлениях природы, охарактеризованы уровни.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги могут использовать разработанные в исследовании: комплекс диагностических методик по выявлению у детей6-7 лет уровня сформированности представлений о явлениях природы; комплекс опытов и экспериментов с детьми по формированию представлений о явлениях природы.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад №52 «Золотой улей» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей 67 лет (10 детей - экспериментальная группа, 10 детей - контрольная группа).
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (44 наименования),5приложений. Текст иллюстрирован4рисунками, 4таблицами.
Настоящее исследование посвящено проблеме формирования у детей 6-7 лет представлений о явлениях природы в процессе экспериментирования.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы определили, что экологическое образование детей 6-7 лет предполагает формирование представлений о явлениях природы. Анализ образовательных программ показал необходимость уточнения программы знаний детей о явлениях природы и определения возможности более эффективного использования такой разновидности познавательно-исследовательской деятельности детей как экспериментирование. Возможность использования экспериментирования для решения задач познавательного развития детей обусловлено тем, что ряд исследователей определяют его как один из ведущих видов деятельности дошкольника, который обеспечивает максимальны. Активность самих детей и позволяет выявить, установить скрытые свойства, особенности явлений. Экспериментальная детальность активизирует у детей интерес к изучению природы, формирует мыслительные процессы (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), побуждает познавательную активность и любознательность детей, пробуждает понимание учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Проведение диагностики осуществлялось на основе выделения группы представлений о явлениях природы и конкретизации их показателей: 1) представления погодно-климатических явлениях природы (о факторах погоды и об особенностях погоды в разные времена года; о явлениях природы в разные времена года);2) представления о геолого-геоморфоло-гических явлениях природы (о вулкане, извержении и последствиях; о наводнении, последствиях; о природных пожарах и их последствиях; о смене времен года, дня и ночи).
Проведение констатирующего эксперимента показало недостаточный уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о явлениях природы. В контрольной группе высокий уровень показали 20% детей, средний - 20% детей, низкий - 60% детей. В экспериментальной группе высокий уровень показали 20%, средний - 30%, низкий - 50%.
В процессе формирующего эксперимента нами был проведен с детьми 6-7 лет комплекс заданий экспериментального характера по блокам «Погодно-климатических явлениях природы», «Геолого-геоморфологических явлениях природы». Для проведения экспериментов в группе были созданы центры экспериментирования, а такжена территории детского сада метеоплощадка.
После внедрения в педагогический процесс комплекса заданий экспериментального характера было проведено повторное исследование уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о явлениях природы. Мы выяснили, что результаты в экспериментальной группе показали существенную положительную динамику. Это доказывает эффективность проведенной работы и верность выдвинутой гипотезы.
1.Абрамова, Я.А. Психолого-педагогические условия организации поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Я.А. Абрамова, М.В. Ефимочкина, А.В. Грибанова и др. - Кемерово,
2009.- 94 с.
2.Апполонова, Н.И. Экспериментально-исследовательская
деятельность детей дошкольного возраста [Текст] / Н.И. Апполонова. - Ульяновск: «УИПКПРО», 2002. - С. 23-25.
3.Ашиков, В.И.Природа, творчество и красота[Текст] / В.И. Ашиков,
С.Г. Ашикова // Дошкольное воспитание. - 2005, № 7. С.2-5;
4.Балаценко, Л.Н.Работа с родителями по экологическому воспитанию детей [Текст]/ Л.Н. Балаценко // Ребенок в детском саду. -2002. -№ 5. -С. 8082.
5.Бобылева, Л.Д.О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Л.Д. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2005. -№ 7. -С. 36-42.
6.Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу[Текст] /
А.И. Васильева. -М.: Просвещение, 2002. -56 с.
7.Вербицкий, А.А. Игровое моделирование: Методология и
практика[Текст] / А.А. Вербицкий.- Новосибирск, 2006. - 145 с.
8.Веракса, Н.Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»[Текст] / Н.Е. Веракса. О.В. Галимов //М.: «Мозаика- Синтез», 2012. - 100 с.
9.Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг[Текст] / Н.Ф. Виноградова.- М.: Просвещение.-2008. -128с.
10.Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение
2003.- 155с.
11.Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дыбина и др.; Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
12.Дыбина, О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста[Текст] / О.В. Дыбина, О.А. Еник, Л.А. Пенькова.-М.: Центр педагогического образования, 2008. - 64 с.
13.Дыбина, О.В. Организация поисково-познавательной деятельности - один из путей развития познавательной активности ребенка / Психологические аспекты социального развития детей дошкольного возраста. [Текст] / О.В. Дыбина, В.В. Щетинина. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2003. С. 91-96.
14.Дыбина, О.В. Роль развивающей среды в организации поисковой деятельности. Современное детство: развитие, образование, культура: Материалы Всероссийской научно-практической конференции[Текст] / О.В. Дыбина, В.В. Щетинина. - Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2005. - 100 с.
15.Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова,
В.В. Щетинина. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 111 с...