Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности самооценки современных подростков

Работа №105703

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы49
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МОУ Гимназия №1 имени Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева г.Комсомольска-на-Амуре.
Выборка: 23 старших подростка (14-15 лет)
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования).

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты самооценки в подростковом возрасте 6
1.1 Проблема формирования самооценки человека в психологии 6
1.2 Особенности самооценки в подростковом возрасте 13
Выводы по Главе 1 19
Глава 2 Практические аспекты исследования особенностей самооценки современных подростков 20
2.1 Анализ психологических исследований самооценки подростков 20
2.2 Экспериментальное исследование самооценки подростков 23
2.3 Сравнительный анализ результатов исследований особенностей самооценки подростков 28
Выводы по Главе 2 30
Заключение 31
Список библиографических источников 34
Приложения 37

Цель: изучение теоретических и практических аспектов особенностей самооценки современных подростков.
Задачи:
1. Рассмотреть проблему формирования самооценки человека в психологии.
2. Выявить особенности самооценки в подростковом возрасте.
3. Провести анализ психологических исследований самооценки подростков.
4. Организовать и провести экспериментальное исследование самооценки подростков, подвести итоги.
5. Провести сравнительный анализ результатов исследований особенностей самооценки и выявить отличительные особенности самооценки современных подростков.
Объект исследования: самооценка.
Предмет исследования: самооценка современных подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самооценка современных подростков имеет черты, отличительные от самооценки подростков прошлых поколений.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:
1) теоретические - обзор и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация, классификация;
2) практические (эмпирические) – тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов, сравнительный анализ.
Для экспериментального исследования нами были подобраны и использованы следующие методики:
- Методика Т. Дембо — С. Рубинштейн, модификация А. М. Прихожан

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе исследования нами были изучены теоретические и практические аспекты особенностей самооценки современных подростков. Нами были решены все поставленные задачи, в частности:
1) рассмотрена проблема формирования самооценки человека в психологии;
2) выявлены особенности самооценки в подростковом возрасте;
3) проведен анализ психологических исследований самооценки подростков разных поколений;
4) организовано и проведено экспериментальное исследование самооценки подростков, подведены его итоги;
5) проведен сравнительный анализ результатов исследований особенностей самооценки и выявлены отличительные особенности самооценки современных подростков.
В результате решения поставленных задач были сделаны следующие выводы:
1. Самооценка понимается в психологии, как важная составляющая самосознания и самопознания индивида, заключающаяся в понимании и оценке своих качеств, возможностей, поведения и результатов деятельности, формировании представлений о себе и своем образе «Я». При этом формирование самооценки происходит неравномерно на протяжении всей жизни человека и в тесной взаимосвязи с деятельностью, включает в себя такие параметры, как адекватность, устойчивость, динамика, эмоциональность, подвижность, точность, согласованность, степень сформированности, на основании которых определяется уровень самооценки человека и ее характерные особенности.
2. В подростковом возрасте происходит интенсивное и поэтапное развитие самооценки, которая характеризуется переходом от внешних оценок к внутренним, собственным оценкам, неустойчивостью, противоречивостью, самокритичностью, ситуативностью, постепенным увеличением устойчивости, обобщенности, независимости и адекватности самооценки. Наиболее важными факторами, влияющими на уровень и развитие самооценки подростков, являются его социально-психологическое положение в системе межличностных отношений, педагогическая оценка и стиль общения в семье.
3. Для большинства старших подростков, принявших участие в экспериментальном исследовании, характерен средний (адекватный) уровень самооценки (52%) и высокий уровень притязаний (61%). При этом большинство испытуемых имеют высокий уровень самоуверенности (61%) и самоценности (57%), средний уровень самопринятия (61%).
4. В результате сравнительного анализа исследований самооценки подростков разных поколений выявлен ряд отличительных особенностей самооценки современных подростков, такие как: преобладание среднего (адекватного) уровня самооценки; высокий уровень притязаний; умеренная разница между уровнем самооценки и притязаний; высокий уровень самоуверенности и самоценности; отсутствие значимых гендерных отличий между самооценкой мальчиков и девочек.
По нашему мнению, выявленные отличия самооценки современных подростков от подростков прошлых поколений связаны с социально-экономическими, социально-демографическими, гендерными и культурно-ценностными особенностями современного общества, а также большой погруженностью в Интернет-среду, которые способствуют развитию у современного поколения самостоятельности, независимости и эмансипированности, индивидуализма, уверенности в себе, высокого уровня социальной желательности, рефлексии и др.
Таким образом, была подтверждена выдвинутая гипотеза, что самооценка современных подростков имеет особенности, отличительные от самооценки подростков прошлых поколений. По нашему мнению, выявленные отличия связаны с социально-экономическими, социально-демографическими, гендерными и культурно-ценностными особенностями современного общества, а также большой погруженностью в Интернет-среду, которые способствуют развитию у современного поколения самостоятельности, независимости и эмансипированности, индивидуализма, уверенности в себе, высокого уровня социальной желательности, рефлексии и др.



1. Ананьев, Б.Г. Психология индивидуальных различий: хрестоматия по психологии // под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Наука, 2010. - 268 с.
2. Бернс, Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2003. - С.333-393.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Институт практической психологии, 2015. - 399 с.
4. Бондаренко, Н.Я. Роль самооценки в формировании личности подростка / Н.Я.Бондаренко // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2007. - № 1-2. - С. 101-105.
5. Бороздина, Л.В., Видинска, Л. Притязания и самооценка / Л.В. Бороздина, Л.Видинска // Вестник МГУ. - 1986. - № 3. - С. 3 -18.
6. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. Серия 14. - Психология, 2011 - №1. - С.24-29.
7. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. Для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
8. Волков, Б.С. Психология подростка: учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2017. - 240 с.
9. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 220 с.
10. Джемс, У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
11. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. М.: Изд-во Просвещение, 2009. – 246 с.
12. Кравченко, А.И. Родителям о подростках, и подросткам о родителях / А.И. Кравченко. - М.: Изд-во «Русское слово - учебная книга», 2002. - 178 с.
13. Куперсмит, С. Предпосылки самооценки / С.Куперсмит. - М., 1959. - 117 с.
14. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. - 352 с.
15. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И.Липкина. - М.: Знания, 1976. - 64 с.
16. Малиновский, И.Н. Формирование самооценки подростка / И.Н.Малиновский // Адукацыя i выхаванне, 2004. - №11. - с.12 – 15.
17. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Г.Маралов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.
18. Маслоу, А.Х. Мотивация и личность [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2013. - 351 с.
19. Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования. Учебное пособие / О.Н.Молчанова. - М.: Флинта, 2010. - 482 с
20. Пантилеев, С.Р., Столин, В.В. Методика исследования самоотношения / С.Р.Пантелеев, В.В.Столин. - М.: Смысл, 1993. - 32 с. (Психодиагностическая серия. № 7).
21. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста / К.Н.Поливанова // Вопросы психологии, 2015. - № 1. – С.20-33.
22. Прихожан, А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А.М.Прихожан. - М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 135 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии / С.Л.Рубинштейн. - М.: Наука, 1997. - 463 с.
24. Сафин, В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения / В.Ф.Сафин // Вопросы психологии. - 1975. - № 3. - С. 62-72.
25. Старостина, Е.А. Социально-психологические детерминанты самооценки подростка в системе межличностного общения / Е.А.Старостина // Конференция «Ломоносов 2012». Секция «Психология», 2012. - 68 с.
26. Теория личности в западноевропейской и американской психологии / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1996. - 480 с.
27. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: Структур.-содерж. характеристики процесса развития личности: Избр. тр. / Д.И.Фельдштейн. - 2-е изд. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2004. - 670 с.
28. Шаяхметова, В.К. Исследование формирования самооценки младших подростков / В.К.Шаяхметова // Концепт, 2015. – № 03 (март). – С.35-39.
29. Юрчик, С.Н. Психологические аспекты формирования самооценки в подростково-юношеском возрасте / С.Н.Юрчик // Социально-педагогическая работа. Серия «В подмогу педагогу», 2008. - № 11. - С.23-28.
30. Юсупова, Р.Б. Изучение самооценки старших подростков / Р.Б.Юсупова // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. - Т.10. - С. 341-345.
31. Исследование особенностей самооценки современных детей и подростков [Электронный ресурс] / Горохова А.А., Сомова Н.Л., Киричик Е.С. // Психология человека в образовании, 2021 - Т. 3. - № 2. – С. 128-139. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-samootsenki-sovremennyh-detey-i-podrostkov/viewer
32. Макеева, Л.В. Динамика самооценки личности в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Автореферат по ВАК РФ 19.00.07, 2002. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/dinamika-samootsenki-lichnosti-v-podrostkovom-vozraste

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ