ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВИДЫ ИГР 5
1.1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ 5
1.2. ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 10
1.3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 16
1.4. ИГРАЯ ПАЛЬЧИКАМИ, РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ 18
1.5. ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВОЛИ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 21
1.6. ОБУЧЕНИЕ И ИГРА 25
ГЛАВА II. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 30
2.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 30
2.2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР 35
ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 39
3.1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБСЛЕДУЕМЫХ ДЕТЕЙ 39
3.2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
3.3. ПУТИ КОРРЕКЦИИ С ПОМОЩЬЮ ИГР 57
3.4. КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 75
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 95
Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает в работе логопедов по обучению чтению и формированию понятий о лексико-грамматических средствах языка, а также навыков словообразования у детей с ОНР. В соответствии с лексическими те-мами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативно-сти и многофункциональности. Дидактическая игра занимает важное место на занятиях не только с логопедами, но и с педагогами, и с родителями. Дидакти-ческие игры подбираются в соответствии с процессами и уровнями нарушений речевой деятельности у детей дошкольников с ОНР.
В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности.
Игры помогают специалистам детских образовательных учреждений коррекционного типа, а также родителям дошкольников для самостоятельных занятий с детьми.
Известно, что даже элементы ОНР могут в той или иной степени оказы-вать отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые зна-ния, умения и навыки.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический про-цесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания.
Эти задачи решаются с помощью игры – как формы логопедического воздействия.
Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой дея-тельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения язы-ковых закономерностей, формирования личности ребенка.
Важным моментом при подготовке к школе такого ребенка становится выбор методов обучения.
Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности старшего дошкольника.
Таким образом, у дидактической игры две цели: одна их них – обучаю-щая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действу-ет ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспе-чивали усвоение программного материала.
Объект: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет: коррекционная работа по ...........
Таким образом, нами были изучены и обоснованы игровые методы, ко-торые мы использовали в коррекционной работе по предупреждению наруше-ний лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. В ходе обследования мы обнаружили и зафиксировали улучшения показателей лексической стороны речи детей. Это свидетельствует об эффек-тивности выбранной методики.
Работая с помощью игровых методов, можно достичь определенных успехов по коррекции нарушений лексики у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста. Но все же большинство исследуемых детей ещё не до-стигли возрастной нормы. Поэтому, мы видим необходимость продолжения коррекционной работы в форме игры, различных игровых упражнений. Про-являя в работе как можно больше творчества. Ведь игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения детей, яв-ляется наиболее эффективным средством коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР.
В работе дидактические игры могут использоваться воспитателями ре-чевых групп и логопедами ДОУ, а также родителями