Информационная система для проведения онлайн олимпиады по программированию
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 7
1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области 7
1.2 Концептуальное моделирование предметной области 8
1.2.1 Обоснование выбора технологии концептуального моделирования предметной области 8
1.2.2 Разработка и анализ модели бизнес-процесса «КАК ЕСТЬ» 9
1.2.3 Выявление недостатков существующего бизнес-процесса и рекомендации по его усовершенствованию с помощью информационной системы 12
1.2.4 Формирование требований к новой информационной системе 13
1.3 Анализ существующих разработок на предмет соответствия сформулированным требованиям 15
1.4 Постановка задачи на разработку проекта создания/внедрения информационной системы 16
1.5 Разработка модели бизнес-процесса «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ» 16
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2 ЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 19
2.1 Выбор технологии логического моделирования 19
2.2 Объектное моделирование информационной системы 20
2.3 Информационное обеспечение информационной системы 25
2.3.1 Используемые классификаторы и системы кодирования 25
2.3.2 Характеристика нормативно-справочной и входной оперативной информации 27
2.3.3 Характеристика выходной информации 27
2.4 Логическое моделирование информационной системы 28
2.5 Требования к аппаратно-программному обеспечению информационной системы 29
Выводы по главе 2 30
ГЛАВА 3 ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 31
3.1 Выбор архитектуры информационной системы 31
3.2 Выбор среды разработки программного обеспечения 32
3.3 Разработка физической модели данных информационной системы 33
3.4 Разработка программного обеспечения информационной системы 34
3.5 Описание функциональности информационной системы 38
3.6 Тестирование программного проекта 45
Выводы по главе 3 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 59
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 7
1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области 7
1.2 Концептуальное моделирование предметной области 8
1.2.1 Обоснование выбора технологии концептуального моделирования предметной области 8
1.2.2 Разработка и анализ модели бизнес-процесса «КАК ЕСТЬ» 9
1.2.3 Выявление недостатков существующего бизнес-процесса и рекомендации по его усовершенствованию с помощью информационной системы 12
1.2.4 Формирование требований к новой информационной системе 13
1.3 Анализ существующих разработок на предмет соответствия сформулированным требованиям 15
1.4 Постановка задачи на разработку проекта создания/внедрения информационной системы 16
1.5 Разработка модели бизнес-процесса «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ» 16
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2 ЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 19
2.1 Выбор технологии логического моделирования 19
2.2 Объектное моделирование информационной системы 20
2.3 Информационное обеспечение информационной системы 25
2.3.1 Используемые классификаторы и системы кодирования 25
2.3.2 Характеристика нормативно-справочной и входной оперативной информации 27
2.3.3 Характеристика выходной информации 27
2.4 Логическое моделирование информационной системы 28
2.5 Требования к аппаратно-программному обеспечению информационной системы 29
Выводы по главе 2 30
ГЛАВА 3 ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 31
3.1 Выбор архитектуры информационной системы 31
3.2 Выбор среды разработки программного обеспечения 32
3.3 Разработка физической модели данных информационной системы 33
3.4 Разработка программного обеспечения информационной системы 34
3.5 Описание функциональности информационной системы 38
3.6 Тестирование программного проекта 45
Выводы по главе 3 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 59
Понятие «олимпиада» зародилось в Древней Греции. Именно так назывался промежуток в 4 года между олимпийскими играми. В настоящее время это слово несколько изменило свое значение. «Олимпиада» в современном понимании означает некие спортивные, театральные и иного вида соревнования, состязания [9].
В частности, олимпиада по программированию подразумевает соревнование между участниками, знакомыми с основными правилами написания программ, за звание лучшего программиста года. Данная олимпиада может проводиться как очно (для этого необходимо личное присутствие участников), так и заочно, дистанционно. Для более удобной организации дистанционного проведения олимпиады необходима специальная информационная система, способная давать оценку способностям участников к программированию.
В наши дни информация является одним из наиболее важных ресурсов, а информационные системы давно уже стали необходимым инструментом практически во всех сферах человеческой деятельности. Важным этапом на пути к созданию информационной системы является ее проектирование. В общем случае, под проектированием понимается процесс, направленный на создание реальных объектов и/или эффектов с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами [10].
Таким образом, актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью разработки информационной системы, позволяющей расширить аудиторию участников олимпиады по программированию путем проведения заочной (онлайн) формы олимпиады в дополнение к уже существующей очной.
Несмотря на наличие родственных работ в выбранной предметной области, проектирование и последующая разработка информационной системы для проведения онлайн олимпиады по программированию имеет смысл, поскольку ее полного и общедоступного аналога на данный момент не существует. Более подробно данный вопрос будет рассмотрен в параграфе 1.4.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является разработка информационной системы для проведения онлайн олимпиады по программированию.
Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:
• проведение идентификации предметной области;
• описание проблем, связанных с отсутствием информационной системы;
• составление моделей бизнес-процессов «КАК ЕСТЬ» и «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ»;
• анализ родственных работ в выбранной предметной области;
• формулировка функциональных и нефункциональных требований к информационной системе;
• разработка объектной и логической модели данных для выбранной предметной области;
• непосредственная реализация информационной системы;
• тестирование информационной системы на предмет соответствия сформулированным требованиям.
Объектом исследования являются процессы, происходящие во время проведения онлайн олимпиады по программированию, такие, как:
• процесс написания и последующей компиляции исходного кода программ;
• процесс контроля выполнения участником условий заданий;
• процесс начисления участникам баллов и последующего определения победителя олимпиады.
Предмет исследования - автоматизация бизнес-процессов онлайн олимпиады по программированию.
При выполнении выпускной квалификационной работы предполагаются к использованию такие методы исследования, как CASE-технологии структурного и объектно-ориентированного анализа и проектирования.
В частности, олимпиада по программированию подразумевает соревнование между участниками, знакомыми с основными правилами написания программ, за звание лучшего программиста года. Данная олимпиада может проводиться как очно (для этого необходимо личное присутствие участников), так и заочно, дистанционно. Для более удобной организации дистанционного проведения олимпиады необходима специальная информационная система, способная давать оценку способностям участников к программированию.
В наши дни информация является одним из наиболее важных ресурсов, а информационные системы давно уже стали необходимым инструментом практически во всех сферах человеческой деятельности. Важным этапом на пути к созданию информационной системы является ее проектирование. В общем случае, под проектированием понимается процесс, направленный на создание реальных объектов и/или эффектов с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами [10].
Таким образом, актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью разработки информационной системы, позволяющей расширить аудиторию участников олимпиады по программированию путем проведения заочной (онлайн) формы олимпиады в дополнение к уже существующей очной.
Несмотря на наличие родственных работ в выбранной предметной области, проектирование и последующая разработка информационной системы для проведения онлайн олимпиады по программированию имеет смысл, поскольку ее полного и общедоступного аналога на данный момент не существует. Более подробно данный вопрос будет рассмотрен в параграфе 1.4.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является разработка информационной системы для проведения онлайн олимпиады по программированию.
Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:
• проведение идентификации предметной области;
• описание проблем, связанных с отсутствием информационной системы;
• составление моделей бизнес-процессов «КАК ЕСТЬ» и «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ»;
• анализ родственных работ в выбранной предметной области;
• формулировка функциональных и нефункциональных требований к информационной системе;
• разработка объектной и логической модели данных для выбранной предметной области;
• непосредственная реализация информационной системы;
• тестирование информационной системы на предмет соответствия сформулированным требованиям.
Объектом исследования являются процессы, происходящие во время проведения онлайн олимпиады по программированию, такие, как:
• процесс написания и последующей компиляции исходного кода программ;
• процесс контроля выполнения участником условий заданий;
• процесс начисления участникам баллов и последующего определения победителя олимпиады.
Предмет исследования - автоматизация бизнес-процессов онлайн олимпиады по программированию.
При выполнении выпускной квалификационной работы предполагаются к использованию такие методы исследования, как CASE-технологии структурного и объектно-ориентированного анализа и проектирования.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была разработана информационная система для проведения онлайн олимпиады по программированию. Для этого были предприняты следующие шаги:
• проведена идентификации предметной области;
• описаны проблемы, связанные с отсутствием информационной системы;
• составлены модели бизнес-процессов «КАК ЕСТЬ» и «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ»;
• проведен анализ родственных работ в выбранной предметной области;
• сформулированы функциональные и нефункциональные требования к информационной системе;
• разработаны объектная и логическая модели данных для выбранной предметной области;
• произведена непосредственная реализация информационной системы;
• проведено тестирование информационной системы на предмет соответствия сформулированным требованиям.
В результате достигнута цель выпускной квалификационной работы и выполнены поставленные задачи.
Разработанная информационная система позволит расширить аудиторию участников олимпиады по программированию и частично автоматизирует ее проведение в заочной форме.
• проведена идентификации предметной области;
• описаны проблемы, связанные с отсутствием информационной системы;
• составлены модели бизнес-процессов «КАК ЕСТЬ» и «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ»;
• проведен анализ родственных работ в выбранной предметной области;
• сформулированы функциональные и нефункциональные требования к информационной системе;
• разработаны объектная и логическая модели данных для выбранной предметной области;
• произведена непосредственная реализация информационной системы;
• проведено тестирование информационной системы на предмет соответствия сформулированным требованиям.
В результате достигнута цель выпускной квалификационной работы и выполнены поставленные задачи.
Разработанная информационная система позволит расширить аудиторию участников олимпиады по программированию и частично автоматизирует ее проведение в заочной форме.





